Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика психологической структуры
Учебной деятельности в первоначальный период Обучения В качестве основных показателей развития психологической структуры деятельности в исследованиях системогенеза деятельности рассматриваются функциональные связи структурных компонентов, средний вес компонентов (Sср.), показатель интегрированности структуры (ИКС). Анализ структур УВК показывает, что в процессе усвоения содержания образования происходят изменения функциональных связей компонентов психологической структуры учебной деятельности: одни связи распадаются и образуются новые, изменяется уровень значимости корреляций и вес отдельных компонентов структуры. Так, в начале учебного года наиболее значимым является качество «мотивы учения», его весовое значение составляет 25 усл. ед. К концу учебного года вес мотивов учения снижается до 21 усл. ед., наибольший вес в структуре деятельности приобретает качество «вводные навыки» (S = 28). К концу обучения грамоте в ПСДу увеличивается вес всех видов памяти: образной - с 3 до 8 усл. ед., логической - с 7 до 14 усл. ед., вербальной механической памяти - с 12 до 18 усл. ед. Вербальная механическая память на протяжении всего периода обучения продолжает играть ведущую роль, но увеличение значения образной и логической видов памяти более выражено. Существенно изменяются весовые значения качеств «произвольная регуляция деятельности» (с 15 до 12 усл.ед.) и «произвольное внимание» (с 5 до 13 усл.ед.), что свидетельствует о качественных изменениях механизмов регуляции деятельности. Увеличение веса отдельных УВК в структуре (вводных навыков, произвольного внимания, всех видов памяти и др.) может говорить о формировании на базе этих компонентов комплексов УВК, обеспечивающих выполнение конкретных учебных задач. Наряду с изменением функциональных связей УВК в процессе первоначального обучения эти качества активно развиваются. Для 70% (15 из 22) выделенных нами УВК установлены достоверные различия средних значений по критерию Стьюдента (t) между результатами, полученными в начале (серия А) и в конце (серия Б) первого года обучения (Табл.2). В процессе первоначального обучения наиболее активно развиваются такие качества, как образная память, логическая память, произвольное внимание, слуховой анализ, графический навык, вводные навыки, принятие задачи, отношение к взрослым. Совершенствуется мелкая моторика руки. Выявлены также значимые различия для качеств: уровень обобщений, уровень притязаний, представления о содержании деятельности, зрительный анализ, восприятие пространственно ориентированных структур, произвольная регуляция деятельности.
Анализ интер-и интрафункциональных связей УВК, т.е. связей, образованных между блоками и внутри них, показывает значительное преобладание интерфункциональных связей УВК. Интрафункциональные связи УВК в обеих структурах представлены в меньшей степени, преимущественно слабыми корреляциями. Таблица 2 Оценка достоверности различий средних значений УВК В начале (серия А) и в конце (серия Б) первого года Обучения в школе
Примечание: значения t, превышающие табличные при Р>0,95, отмечены (*).
Для исследования соотношения интер-и интрафункциональных связей в структурах УВК в начале и в конце учебного года был использован методический прием «расслоения» корреляционных связей в соответствии с психологической структурой деятельности (рис. 2). Оказалось, что структура деятельности пронизана, как бы «прошита» корреляционными связями, образованными УВК, относящимися к различным функциональным блокам.
Выявленная закономерность соотношения и характера интер- и интрафункциональных связей УВК в анализируемых структурах позволяет подтвердить сформулированный ранее вывод о том, что в процессе обучения под влиянием учебных задач индивидуальные качества учащихся образуют устойчивую структуру, обеспечивающую выполнение деятельности, направленной на усвоение нормативно-заданного содержания образования.
Рис. 2. Расслоение корреляций компонентов психологической структуры учебной деятельности в начале обучения (серия А). Уровни значимости корреляций: ====== Р > 0,99; ————— Р > 0,95; условные обозначения УВК и плоскостей см. в табл.1.
Преобладание в структуре слабых интрафункциональных (внутриблоковых) связей УВК дает возможность активной перестройки внутри функциональных блоков в соответствии с постоянно меняющимися в процессе обучения учебными задачами, при сохранении целостности деятельности, которая, как было сказано, обеспечивается устойчивыми интерфункциональными (межблоковыми) связями УВК. Полученные данные позволяют также сделать заключение о неправомерности выделения отдельных функциональных блоков и подструктур УВК (личностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативного и т.д.) в качестве самостоятельного и единственного объекта диагностики готовности детей к обучению в школе, так как в этом случае оказываются неучтенными интерфункциональные связи УВК, которые, в конечном счете, и определяют успешность учебной деятельности в первоначальный период обучения. Анализ основных показателей динамики структуры индивидуальных качеств учащихся позволяет сделать вывод о том, что в процессе первоначального обучения психологическая структура учебной деятельности приобретает свойства системы: увеличивается общее количество связей между компонентами структуры и средний вес одного компонента (Sср.), при этом количество сильных корреляций (P >0,99) уменьшается вдвое; уровень интегрированности структуры в целом (ИКС) значительно возрастает, снижается зависимость результатов деятельности от уровня развития отдельных УВК (в конце учебного года не выявлено значимых корреляций интегрального показателя успешности усвоения с отдельными УВК; число значимых различий средних значений УВК в группах «успешных» и «неуспешных» учащихся в конце обучения уменьшается в 4 раза). Анализируемые показатели представлены в табл. 3. Таблица 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.005 с.) |