Проверка качества продовольственных и непродовольственных товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка качества продовольственных и непродовольственных товаров.



Содержание.

1. Ведение.                                                                              Стр.3

2. Проверка качества товаров.                                              Стр.3

3. Подготовка товара к продаже.                                          Стр.4

4. Основные этапы обслуживания покупателей.                Стр.5

5. Предоставление информации о товарах.                         Стр.8

6. Безопасность продовольственных и непродовольственных товаров. Стр.14

7. Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей. Стр.16

8. Установление ассортимента новых товаров.                    Стр.22

9. Ознакомление с правилами обора проб.                       Стр.28

10. Приемочные и бракировочные числа.                               Стр.30

11. Участие в оценке качества при приемке.                          Стр.32

12. Расчет нормы естественной убыли продовольственных товаров. Стр.35

13. Контроль сроков хранения товаров.                                   Стр.38

14. Способы  и средства предоставления информации.         Стр.44

15. Информация для потребителя.                                            Стр.50

16. Условия хранения пищевых продуктов.                             Стр.56

17. Способ представления информации.                                  Стр.58

18. Виды подарочной упаковки.                                                Стр.68

19. Функциональность упаковки.                                              Стр.69

20. Виды товарной информации.                                               Стр.78

21. Вывод.                                                                                    Стр.80

22. Список используемой литературы.                                     Стр.81

 

 

Введение

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности:

- физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов;

- органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах;

- эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);

- технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;

- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения.

Подготовка товара к продаже, размещения товаров в торговом зале и выкладки на торгово-технологическом оборудовании.

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже.

Выкладка товара - это технологический процесс, связанный с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения, и свойств товаров, напр. по видам изделий,, и т.п.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.
Размещение товаров- это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания.
Рекомендации по размещению и выкладке товаров в торговых предприятиях можно разделить по нескольким направлениям:
1. Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале. Это продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, характера покупательского спроса.
2. Определение площади торгового зала под секцию (комплекс). Для этого следует соотнести объем их продаж с общим объемом продаж по магазину и полученным значением руководствоваться при планировании использования торговой площади.
3. Определение способа и места выкладки товара на торгово-технологическом оборудовании.
В торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладкитоваров:
- навалом;
- штабелем;
- стопками, расположенными в ряд.
При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют следующие способы выкладки:
- горизонтальныйспособ - одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию;
- вертикальныйспособ выкладки ("ленточная" выкладка) - одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз;
- комбинированныйспособ - сочетание горизонтального и вертикального способов выкладки товаров.
4. Оформление полок. При оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей. Выкладка должна быть насыщенной, а товары на полке должны располагаться относительно свободно и выкладываться этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей
Общие правила выкладки товара (размещения товара):
1. Товар должен размещаться так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден;
2. Новые товары выставляются на видных местах;
3. Стеллажи и полки не должны перегружаться товарами;
4. Товары должны легко доставаться с полки или витрины;
5. Товары массового спроса должны всегда выкладываться на одном и том же месте;
6. При выкладке товара нужно использовать приёмы дизайна и художественного оформления;
7. Не рекомендуется выкладывание разнотипных товаров один на один, в стопку и т.п.;
8. Для удобства пользования и во избежание порчи товаров следует избегать излишне большого количества товаров на полках и витринах;
9. Товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя.

При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют следующие способы выкладки: - горизонтальныйспособ - одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию; - вертикальныйспособ выкладки ("ленточная" выкладка) - одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз; - комбинированныйспособ - сочетание горизонтального и вертикального способов выкладки товаров.

 

Основные этапы обслуживания покупателей.

Торговое обслуживание покупателей - это совокупность операций, выполняемых работниками магазина при продаже товаров. Оно должно быть организовано так, чтобы покупатели могли приобрести все желаемые товары с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами.

Причины низких продаж, снижения объёмов прибыли многочисленны и разнообразны. Это может быть и качество cамой продукции, и плохой дизайн упаковки, и недостаточно удачный мерчендайзинг, и отсутствие рекламы и, наконец, непрофессиональное поведение персонала.

По данным психологических исследований некачественная работа персонала в сфере продаж приводит к потере клиентов и возможной прибыли. У клиентов, не получивших желаемого уровня обслуживания, как правило, ожидания не совпадают с действительностью, образуется разрыв - клиент остается разочарован. Неудовлетворенный клиент с большой вероятностью не вернется и не станет постоянным клиентом. Чтобы избавиться от проблем с недовольными клиентами, нужно стремиться устранить эти разрывы - давать клиентам именно то, чего они ожидают. Чтобы сделать потребителя счастливым, следует дать ему больше, чем он ожидает!

В каждой продаже можно выделить шесть этапов:

1. Встреча покупателей. Установление контакта.

2. Сбор информации.

3. Консультация и показ товаров.

4. Работа с возражениями

5. Технические операции по отпуску товаров

6. Завершение продажи.

На каждом этапе решаются свои задачи, применяются свои стратегии продаж.

Однако существует важное и незыблемое правило: никогда не следует заставлять покупателя ждать. Возможно, торговый работник не отдаёт себе отчета в том, что его медлительность их беспокоит. Но это так. Прошло время очередей, все куда-то торопятся, люди не желают ждать, и свое недовольство выражают ногами: они уходят и больше не возвращаются. Нужно отложить мобильные телефоны и недописанные ценники. Не отвлекаться на посторонние дела и разговоры. Человек не должен чувствовать себя брошенным. Продажа начинается в тот момент, когда покупатель заходит в магазин. Теперь он и только он должен быть объектом внимания продавца. Он хочет не только что-то купить, но и получить удовлетворение от общения с продавцом.

Давайте рассмотрим, какие конкретные действия могут помочь продавцу в том, чтобы и товар был продан, и покупатель остался довольным.

На этапе установления контакта взглядом следует дать человеку понять, что в магазине рады его видеть, нужно поздороваться и улыбнуться. Следует дождаться ответной реакции. Все. Контакт установлен. Скорее всего, продавец получает ответную улыбку. Но даже если человек пришел в плохом настроении или забежал в спешке, приветливость торгового работника поможет ему быть вежливым в ответ.

Некоторые слова, подобно сильнодействующим препаратам, способны изменить наше восприятие. Они снимают тревожность, успокаивают, вызывают доверие. «Здравствуйте!», «Добро пожаловать!» - простые слова, которые влияют на чувство удовлетворенности покупателя значительно сильнее, чем любые последующие действия. Люди любят, когда их тепло принимают и обычно отвечают взаимностью. Также для привлечения внимания используются разнообразные средства рекламы и оформление интерьера. Существенное значение имеет чистота торгового зала и внешний вид продавцов.

На этапе сбора информации необходимо:

· выяснить потребности покупателя

· выявить критерии выбора товара.

Следует задавать прямые вопросы, но не более двух подряд. Также можно выявить прошлый опыт пользования, были ли проблемы, что понравилось. Слушая покупателя, следует показывать ему, что его слова значимы и интересны для вас и обращать внимание на ключевые моменты его высказывания. Это пригодится на этапе презентации. Обычно, важную для человека информацию он выделяет интонацией голоса, жестом, мимикой. Также эффективно использовать в своей речи обороты, придающие словам вежливость и доброжелательность. При необходимости проявить сочувствие, и сообщить, чем вы можете помочь и что в ваших силах.

В магазинах самообслуживания покупатели сами выбирают товар, а продавец может оказать консультацию.

При выявлении критериев выбора товара, следует задавать вопросы: «На что Вы ориентируетесь?» «Что для Вас важно?» «На чем вы основывались, делая такой выбор (принимая такое решение)?» «Почему?»

Если требуется уточнение, нужно предать своим вопросам безопасную форму: «Мне все-таки непонятно... Я бы хотела уточнить... А все-таки...»

На следующий этап следует переходить только тогда, когда вся необходимая информация будет собрана.

На этапе консультации и показа товаров коротко и ясно рассказывается о товаре, о его свойствах. Также связываются свойства товара с потребностями покупателя и его критериями выбора. Следует отметить преимущества, которые отличают данный товар от аналога. Это необходимо аргументировать. Желательно говорить словами, понятными покупателю, подстроиться к его речи. Должна присутствовать доброжелательность и вежливость. Консультируя покупателя, продавец должен знать свойства товаров, уметь показать товар в действии (например, технически сложные товары - телевизоры, магнитофоны), знать нормы потребления товаров (например, расход ткани для пошива изделия), современные направления моды, условия хранения и ухода за товарами. Во время презентации можно использовать как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Сообщая конкретные цифры и факты, идёт воздействие на рациональное мышление покупателя. Красочно описывая или демонстрируя удобство пользования или результаты применения, торговый работник подключает позитивные эмоции.

Подбор используемых слов также очень важен. Одни слова могут вызывать отрицательные эмоции, другие - положительные. Причем, одни и те же слова у разных людей могут вызывать разные эмоциональные реакции. Кому-то важна новизна и современность, кому-то - надежность и проверенность временем. Следует вслушиваться внимательно в речь человека, когда идёт сбор информации, и он сам все о себе расскажет, а не расскажет - нужно задать вопрос.

Рассказывая о товаре, следует говорить в том темпе, в котором говорит покупатель. Если он говорит слишком быстро, постепенно нужно замедлять свою речь. Чтобы человек вас понял, говорите короткими предложениями делайте между ними паузы.

Работа с возражениями.

Если после презентации у покупателя возникают возражения, значит на этапе сбора информации продавец упустил что-то очень важное. Отнеситесь к возражениям не как к чему-то, направленному против вас лично, а как к запросу о более полной информации о товаре. Ни в коем случае не надо спорить с покупателем. Согласитесь с ним, создайте атмосферу взаимопонимания, дайте понять, что его возражение вполне разумно. Прежде чем ответить на возражение, Следует сказать: «Я Вас понимаю, но... Да, Вы правы, однако...» Например, в ответ на возражение, что это слишком дорого, можно сказать: «Да, это действительно подороже, однако по своим качествам намного превосходит остальные аналоги».

И не стоит забывать о позитивном настрое, нужно дать человеку почувствовать заботу о нем. Тогда получится успешно ответить на все его возражения.

Технические операции по отпуску товара - отбор нужного товара, отмеривание, отвешивание, нарезка и т.д. Выполнение таких операций зависит от ассортимента товаров. При продаже продовольственных товаров основной процедурой является взвешивание. Оно является характерным при отпуске ряда непродовольственных товаров (сыпучих материалов, гвоздей и т.д.) При продаже ткани, тюлевых изделий, тесьмы, лент, электрического шнура наиболее трудоёмкой частью является отмеривание. При продаже методом самообслуживания отобранные товары укладывают в инвентарные корзины и направляются с ними к узлу расчёта, где оплачивают покупки.

Этап завершения продажи. Расчёт за купленный товар - важная часть торгового обслуживания покупателей. Точное соблюдение правил расчёта, выбор его наиболее целесообразной системы, подбор контрольно-кассовых аппаратов и подготовка лиц, связанных с расчётом, позволяют существенно повысить скорость обслуживания покупателей и культуру торговли. Упаковка товаров - заключительная операция процесса торгового обслуживания покупателей, которая требует от продавца отдельных навыков. Продавец должен поблагодарить человека за покупку и попрощаться. Улыбнуться и сказать, что всегда рад видеть его (или ее).

Если продавец успешно прошёл все этапы продажи и человек уходит от него с улыбкой, значит, как минимум одним лояльным покупателем у него стало больше.

Предоставление необходимой, достоверной и соответствующей законодательству информации о товарах (работах, услугах) является одной из существенных обязанностей субъектов, реализующих товары потребителям. Информация о товарах — это сведения, отражающие наименова- гие товара, данные об изготовителе (исполнителе работ) или продавце, качественные показатели, цену и т.п.

Различают информацию о товарах, указываемую в рекламе, предложениях о заключении договора, текстах договоров, на товаре и прилагаемых к товару документах, коммерческих счетах-фактурах и т.д. Объем и порядок информации о товарах в каждом случае определяются разными требованиями и могут быть различными.

Первичными источниками информации о товарах и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и, в конечном счете, жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую и потребительскую.

Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К ней относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, найменование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для лучшего эмоционального восприятия их потребителями.

Таким образом, основными функциями информации о товарах

являются:

1. Доведение до сведения потребителя (поставщика, продавца) информации об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, использования и утилизации товаров.

2. Свидетельствование о качестве и комплектности товаров.

3. Подтверждение безопасности товаров и более полное раскрытие их потребительских свойств.

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность, доступность и достаточность.

Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной.

Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.

Доступность связана с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. В свою очередь общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных:

• языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Федеральном законе «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке;

• востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей»;

• понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.

К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т.п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).

Достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление неполной и излишней информации.

Неполная информация — это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.

Излишняя информация — это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.

Информация о товарах доводится до потребителя с помощью:

• технической документации, прилагаемой к товару;

• потребительской тары (упаковки);

• этикеток;

• маркировки товаров;

• штрихового кодирования товаров.

Законом закреплена обязательность предоставления следующей информации о товарах:

1) наименование товара, которое должно однозначно и точно характеризовать товар, исключать двоякое толкование и отличать его от других товаров, соответствовать правилам русского языка. Оно не должно вводить потребителя в заблуждение в части характеристики потребительских свойств товара. Например, изготовитель обязан отвечать за указание в наименовании таких характеристик, как «витаминизированный», «экологически чистый» (нанесение такой надписи на пищевые продукты вообще не допускается), «выращенный без применения пестицидов» и пр. Включение подобной информации разрешается только при наличии соответствующего подтверждения. Иные ограничения, касающиеся указаний в наименованиях товаров, установлены конкретными нормативными техническими правовыми актами;

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров. Эти сведения также должны соответствовать нормативным документам, устанавливающим требования к конкретным товарам (работам, услугам);

3) количество или комплектность товара (результата работы). Должны указываться сведения о количестве товара (масса нетто, основной размер, объем, число единиц товара, а также предельно допустимые отклонения от них), при этом необходимо руководствоваться единицами Международной системы единиц СИ, а количество единиц товара должно указываться в штуках;

4) гарантийный срок, если он установлен. Гарантийный срок может устанавливаться законодательством, а также договором на основании законодательных требований к качеству товара. Он исчисляется в днях, месяцах, годах. Гарантийный срок на товар, производимый за пределами России, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного для аналогичных товаров законодательством РФ;

5) дата изготовления, срок службы, срок годности, срок хранения товаров. Законодательно предусматриваются формулировки, с помощью которых данная информация может доводиться до сведения потребителя. В частности, следует использовать такие формулировки, как: «Годен до...», «Использовать до...», «Срокслужбы...»(лет, часов, циклов и др.) и пр. Информация о сроках службы должна соответствовать нормативным документам на конкретный товар;

6) указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо товары требуют специальных условий хранения. Условия хранения приведены в нормативных документах, устанавливающих требования к конкретным товарам (работам, услугам). Температуру хранения допускается не указывать, если продукт сохраняет качество и безопасность в обычных условиях. Обычными признаются температурные условия не ниже +5 °С и не выше +20 °С;

7) сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;

8) фирменное наименование, место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и его техническое обслуживание. Данная норма является новеллой закона в части указания информации об импортере, ремонтной организации. Конкретный способ донесения этих сведений в законодательстве не определен, поэтому многие импортеры, например, снабжают упаковку товара самоклеющимся стикером, содержащим полные данные об импортере, что допустимо;

9) фамилия, имя, отчество и местонахождение индивидуального предпринимателя, если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель;

10) штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством;

11) необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами (результатами работ, услугами), в том числе ухода за ними, и иные сведения. Такие требования устанавливаются нормативными документами на конкретный товар (работу, услугу), а также могут быть предусмотрены в качестве существенного условия, которое стороны согласовали при заключении договора и которое является обязательным для выполнения субъектом, реализующим товары (работы, услуги) потребителю.

Потребительские свойства товара - это свойства, которые проявляются в процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Как правило, потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. Потребительские свойства определяют потребительную стоимость товара (ценность, полезность для человека).

Товароведы выделяют следующие группы потребительских свойств товаров:

- свойства назначения (функциональные, социальное назначение, свойства классификационного назначения):

- надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);

- эргономические свойства (антропометрические, физиологические, психологические, психофизиологические);

- эстетические свойства;

- безопасность и экологические свойства.

Потребительские свойства формируют качество товара.

В ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции.

Основные понятия. Термины и определения" было дано определение понятия "качество", относящееся к продукции: "качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".

В ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" дается определение понятия качество, относящееся к товару: "качество товара - это совокупность потребительских свойств товара". Качество товара обусловливает пригодность товара к использованию и удовлетворение потребителей.

В России принято, что "качество товара" - это технико-экономическое понятие, отличающееся от философского понятия "качество". Понятие "качество товара" охватывает только те свойства, которые связаны с возможностью удовлетворения общественных или индивидуальных потребностей людей в соответствии с ее назначением.

Американский национальный институт стандартов (ANSI) совместно с Американским обществом качества (ASQ) использует следующее определение качества: качество - это "все количество особенностей и характеристик продукта или услуги, которое простирается на его способность удовлетворять данные потребности".

Качество товара зависит от качества составляющих его материалов, узлов, деталей способов их соединения и взаимодействия.

В определении понятия "качество товара" соответствие товара потребностям человека является исходным условием. Покупатель приобретает товар, исходя из настоятельной потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и других свойств. Удовлетворение потребности и эффективность производства определяются только совокупностью объемов производства и качеством товара.

При фиксированном объеме потребности чем выше уровень качества товара, тем меньше изданий нужно для удовлетворения потребности. И наоборот, чем ниже долговечность, тем больше изделий необходимо для удовлетворения фиксированного объема потребностей. Такая закономерность характерна для товаров, главными свойствами которых является производительность, содержание полезных веществ, надежность.

В большинстве случаев улучшение качества товара стимулирует рост объемов потребления и, следовательно, последующих объемов производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создастся для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни населения.

Низкое качество товара сужает возможность удовлетворения потребностей. При производстве товара низкого качества возникают нежелательные экономические и социальные явления, такие как невысокие темпы роста общественного производства и материальных условий жизни, неудовлетворенность результатами труда и производства.

Труд, материалы, энергия, затрачиваемые на производство низкокачественных товаров, тратятся бесполезно для общества в целом, поскольку возникает затоваривание рынка изделиями, малопригодными или непригодными для удовлетворения потребностей людей. Значительная часть потребностей остается неудовлетворенной.

Высокое качество сохраняет труд, сырье, материалы, создаст материальные условия для развития общества, улучшает структуру и увеличивает масштабы национального богатства. Представление о качестве со временем меняется, оно зависит от уровня информации о товаре, от технических средств обнаружения характеристик товара.

Показатель качества товара - это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации или потребления. Данные показатели отражаются в стандартах "Системы показателей качества продукции", нормированные значения показателей качества отражаются в стандартах "Общих технических условий" или "Технических условий". Номенклатура показателей и нормированные значения, характеризующие безопасность, отражаются в технических регламентах.

Однако следует отмстить, что в ряде случаев имеет место неполная систематизация номенклатуры показателей качества в стандартах и наличие морально устаревших значений и показателей качества товаров, а также обилие технологических показателей, не дающих информации о качестве товара.

В ГОСТ Р 51303-99 дается следующее определение: потребительский показатель качества - это количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения товара. У товара многоцелевого назначения она может быть очень многочисленной. Значение показателя качества товара может выражаться в различных единицах, например максимальная скорость транспортного средства в км/ч, наработка на отказ электродрели в часах, вкус продукта питания - в баллах. Иногда показатель качества товара может быть экономическим, например, средняя стоимость ремонта, рассчитанная в стоимостном выражении в рублях.

Показатели качества товаров по количеству характеризуемых свойств могут быть единичными и комплексными. Единичный показатель качества - это показатель, относящийся только к одному из свойств объекта. Например: коэффициент легкости хода велосипеда характеризует экономичность расхода энергии при езде; расход воздуха (м3/с) при работе пылесоса - время очистки ковра (с); эффективность отстирывания (%) и отжима белья (%) стиральной машиной характеризуют эффективность ее работы. Комплексный показатель качества - это показатель качества товара, относящийся к нескольким сто свойствам: например, целостность композиции, комфортабельность, безопасность, надежность товара.

В частности, для велосипедов комплексный показатель комфортности определяется в баллах на основе соответствия конструкции антропометрическим данным велосипедиста и удобства пользования (удобства руля, седла, тормозных рукояток, переключателя передач, регулирования руля и седла, грязезащищенности).

Безопасность товара - состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем. Для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям выдается специальный документ - Сертификат о безопасности товара, выдаваемый по установленной форме по правилам систем сертификации.

Гигиеническая безопасность.

Экологическая безопасность - отсутствие риска, связанного с ущербом, наносимым окружающей среде человеком в процессе производства, использования, потребления, хранения, утилизации товаров.

Безопасность - состояние, при котором риск вреда и ущерба ограничен допустимым уровнем (Руководство ИСО/ МЭК).

Риск – это функция вероятности и серьезности последствий явления ввиду наличия опасности.

Последствия негативного воздействия опасных товаров:

- сенсибилизация– повышение чувствительности организма к действию раздражителей, вызывающее аллергическую реакцию;

- токсичность– способность вызывать нарушение процессов жизнедеятельности организма;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.08 с.)