Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительная оценка эффективности занятий в КПР⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
Анкета для оценки успешности обучения навыкам саморегуляции состояний [29]
ФИО_______________________ Возраст _____ Образование ________ Специальность/должность________________ Стаж работы __________ Продолжительность занятий в КПР______________________________ Просим Вас дать ответы на содержащиеся в анкете вопросы для того, чтобы определить, насколько эффективными оказались занятия в кабинете психологической регуляции. Подчеркните, пожалуйста, ответы, совпадающие с Вашим мнением. 1. Какое влияние обычно оказывали на Ваше самочувствие сеансы психологической саморегуляции: (а) повышение настроения, (б) прилив сил, (в) свежесть, (г) желание подвигаться, (д) приятная легкость, (е) все оставалось без изменений,(ж) ухудшение самочувствия, (з) раздражительность, (и) тяжесть в теле, (к) сонливость, (л) другие ощущения _____________________ 2. Способствовали ли сеансы снижению чувства усталости в течение рабочего дня: (а) усталость исчезала, (б) усталость переживалась легче, (в) все оставалось без изменений, (г) переживания усталости усиливались,(д) другое _____________________ 3. Отмечалось ли влияние сеансов на Вашу профессиональную деятельность: (а) после сеанса работалось легче, (б) повышалась работоспособность и производительность труда, (в) трудно отметить какие-либо изменения, (г) сеансы мешали работать, (д) другое _____________________ 4. Удалось ли Вам освоить методы саморегуляции состояний во время обучения: (а) получались все упражнения, (б) возникали трудности, но удалось освоить все упражнения, (в) все освоить не удалось, (д) упражнения вызывали противоположные эффекты, другое _____________________ 5. Удается ли Вам повторять упражнения самостоятельно (например, дома или на работе): (а) да, регулярно, (б) иногда, (в) только изредка, (г) почти не удается _____________________ 6. Считаете ли Вы возможным использовать приобретенные навыки саморегуляции в разных жизненных ситуациях и на работе: (а) да, (б) вероятно, можно использовать, (в) не знаю, (г) нет _____________________
[1] Для обзора см.: Леонова, 2000; Quick et al., 1997.
[2] См. обзоры в: Габдреева, 1983; Дикая, Гримак, 1983; Леонова, 1984; Никифоров,2003, 2005; Хамбергер, Лоор, 1995; Эверли, Розенфельд, 1995; Quick et al., 1998.
[3] Востребованность практикой таких разработок постоянно увеличивается. Это проявляется в постоянном обновлении тематики традиционных для инженерной психологии работ и появлении новых дисциплин, соответствующих запросам «сегодняшнего дня» в сфере развития информационных технологий – таких, как когнитивная эргономика и т.н. «юзабилити-инженерия», главной целью которых является обеспечение удобства работы и субъективного комфорта пользователей компьютеризованных систем (Блэклер, 1995; Бурмистров, Белышкин, 2005; Burmistrov et al., 2004).
[4] Данный метод в оригинальном варианте имеет название «прогрессивная релаксация» (progressive relaxation). Термин «прогрессивная релаксация» отражает специфику релаксационного обучения – последовательное и поступательное сокращение количества упражнений в составе сеанса при сохранении и накоплении силы релаксационных эффектов (Jacobson, 1978). Однако в русскоязычной профессиональной и популярной литературе закрепилось обозначение «нервно-мышечная релаксация», характеризующее тип приемов и механизмы формирования релаксации (Леонова, 1984).
[5] Подробнее системная методология изучения ФС человека рассмотрена в работах А.Б. Леоновой (1984, 1988а) и Л.Г. Дикой (2003).
[6] В текст данного сеанса включены элементы образных представлений на этапе выхода из состояния релаксации.
[7] Тонизация является более усиленным мобилизационным вариантом по сравнению с активизацией.
[8] Текст сеанса дан по: Гримак, 1991, с. 307 – 310.
[9] Данную методику рекомендуется использовать в сопровождении специально подобранных программ функциональной музыки (см. главу 3).
[10] Более подробно о мультимедийных средствах психопрофилактического воздействия рассказывается в главе 3 (разделы 3.1 и 3.2). Там же представлены схемы программ функциональной музыки и релаксационных мультимедийных приемов регуляции состояния.
[11] Для более глубокой ориентировки в специфике использования методов БОСмы рекомендуем ознакомиться с фундаментальными работами Э.М. Сохадзе и М.Б.Штарка (1984), Н.В. Черниговской, С.А. Мовсисянца и А.Н. Тимофеевой (1982),A.J.Yates (1980).
[12] Для общей ориентации в области музыкальной психологии мы адресуем читателя к таким фундаментальным работам, как исследования Б.М.Теплова,Л.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, Г.В.Иванченко, Д.К.Кирнарской, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Г.М.Цыпина и других специалистов. В течение многих лет ими разрабатывались проблемы восприятия и переживания музыки, а также особенностей психологического воздействия музыкального материала на состояние человека.
[13] Детальный обзор соответствующих публикаций см. Яньшин, 2000.
[14] Данный вид цветомузыкальных воздействий может быть реализован при помощи специальной аппаратуры. Как пример можно привести прибор «Цветодин 200 К»,разработанный Харьковской НПЛ «Цветодинамика» и ВНИИПО МВД России (Организация психологической реабилитации… 2002).
[15] Рисунки в тексте с описанием приемов выполнены М.Ю.Широкой.
[16] Ключевая проблема для обоснованности внедрения различного рода прикладных психологических разработок – в нашем случае, оценки эффективности использования комплексных программ ПСР на базе КПР – более подробно будет обсуждаться в главе 5.
[17] См., например, обзор научных публикаций по этой проблеме, представленных в одном из недавних выпусков «Журнала практического психолога» (Сингер, Лалич,2004).
[18] Авторы функционального дизайна проектов – А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова (проект для в/ч 3111); М.Ю. Широкая (проект для ГТК РФ).
[19] Кабинет разработан и функционирует на базе Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО), в настоящее время перешедшего в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России.
[20] Функциональное проектирование данного центра было выполнено А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой при участии М.Ю. Широкой и воплощено в дизайн-проекте художником-дизайнером В.Г. Штанько.
[21] Для знакомства см.: Бурлачук, Морозов, 2005; Холлендер, Вулф, 1983.
[22] Следует отметить, что состав этих комплексов может частично «пересекаться». Например, оценки текущего состояния в замерах, проводимых до начала сеансов релаксации, можно использовать при анализе пролонгированных эффектов. Аналогичным образом, показатели негативных хронических состояний и профессионально-важных функций являются информативными для диагностики как пролонгированных, так и отсроченных эффектов.
[23] Подробнее с содержанием этих тестов можно познакомиться в: Леонова, Капица,2003.
[24] Модифицированный вариант опросника, разработанный А.З. Дехтярем и сотр. – см.: Леонова, Кузнецова, 1993.
[25] Для более подробного знакомства с материалами данных исследований см.: Кузнецова, 1993, 2004; Леонова, 1988а, 1988б, 1989; De Keyser & Leonova, 2001.
[26] См. обзоры в: Заболевания вегетативной нервной системы, 1991; Касл, 1995; Психология здоровья, 2003; Судаков, 1998.
[27] Приведенные диагностические нормы уточнены в соответствии с данными, собранными на русскоязычных выборках лиц трудоспособного возраста в 1998–2004 гг.
[28] Приведенные диагностические нормы уточнены в соответствии с данными, собранными на русскоязычных выборках лиц трудоспособного возраста в 1998–2004 г.г.
[29] Заполняется после прохождения всего курса обучения в КПР.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.009 с.) |