Сводные данные о нормативных диапазонах показателей тестов субъективной оценки состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сводные данные о нормативных диапазонах показателей тестов субъективной оценки состояния



* Границы для выделения разных степеней выраженности соответствующих показателей указаны в абсолютных балльных оценках по каждому тесту.

 

Как отмечалось выше, для оценки пролонгированных эффектов  занятий в КПР используются данные о динамике показателей текущего ФС, полученные в замерах до сеанса  на протяжении всего курса обучения. Кроме того, целесообразно использовать специализированные методики, направленные на диагностику устойчивых проявлений личностного неблагополучия. К ним прежде всего следует отнести компактные и удобные в употреблении тесты, позволяющие оценить аккумуляцию эффектов переутомления и способность к восстановлению нормальной работоспособности, а также степени выраженности тех личностных черт, которые отражают устойчивую склонность к переживанию определенных типов состояний – например, тревожности (Изард, 1999; Cattell, 1990) и др. Наш опыт показывает, что в качестве достаточно информативных и простых в употреблении тестов, пригодных для оценки пролонгированных эффектов у самых разных контингентов занимающихся в КПР, можно рекомендовать следующие методики.

Опросник  «Степень хронического утомления» – стандартизованная методика опросного типа, направленная на выявление доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний – астенического синдрома, вегето-сосудистой дистонии и др. (Леонова, 1984; Леонова, Капица, 2003). Методика включает 36 утверждений, соответствующих наиболее типичной симптоматике хронического утомления, затрагивающей как ощущения физиологического и психофизиологического дискомфорта, так и нарушения в протекании различных психических процессов. Для ответов обследуемых используется редуцированная оценочная шкала: «Да»(переживание отчетливо выражено, 2 балла); «Да-Нет» (переживание выражено неоднозначно, 1 балл); «Нет» (переживание полностью отсутствует, 0 баллов). В общий список симптомов входят блоки переживаний, соответствующие основным структурным компонентам в целостном синдроме хронического утомления:

1) проявления физиологического дискомфорта, включая подгруппу симптомов нарушения цикла «сон – бодрствование»;

2) снижение общего самочувствия и признаки когнитивного дискомфорта;

3) нарушения цикла «сон – бодрствование»;

4) нарушения в эмоционально-аффективной сфере;

5) снижение мотивации и изменения в сфере межличностного общения.

Стандартный бланк опросника на хроническое утомление и процедура обработки данных представлены в Приложении 5.

Основным показателем данной методики является общий индекс хронического утомления, рассчитываемый как сумма баллов по всем пунктам опросника. В таблице 19 представлены тестовые нормы и диапазоны критических значений для определения степени развития хронического утомления по всему тесту в целом. Для интерпретации данных выделено пять градаций, соответствующих полному отсутствию признаков накопления утомления, его слабой, выраженной и сильной степени, а также зона перехода в область пограничного состояния. Подчеркнем, что в последнем случае проведение психокоррекционной работы должно дополняться специальными медико-фармакологическими средствами,т.е. осуществляться с помощью врача.

Для уточнения плана профилактических мероприятий и оценки качества оптимизационных эффектов также важно уточнить представления о структуре проявлений данного синдрома. Для этого полезно обратиться к анализу частных индексов, полученных по отдельным блокам признаков хронического утомления. Можно дать сравнительную оценку степени их выраженности, например, в процентном отношении количества отмеченных негативных симптомов к общему числу пунктов по каждому блоку. Оценка степени хронического утомления как в целом, так и со стороны его качественного состава является хорошей основой для определения стабильной направленности воздействия релаксационных процедур и степени сбалансированности их влияния.

Шкала личностной тревожности  – широко известный тест Ч.Спилбергера, являющийся парной методикой по отношению к описанной выше шкале ситуативной тревожности (Стресс и тревога в спорте, 1983). По форме проведения опроса и процедуре обработки данных шкала личностной тревожности близка своему парному варианту (стандартный бланк методики и процедуру обработки данных см. в Приложении 6). Данная шкала содержит 20 коротких утверждений; каждое оценивается обследуемым по четырехбалльной шкале в соответствии с тем, насколько часто возникают у него те или иные переживания – от «почти никогда»(1 балл) до «почти всегда» (4 балла). Основным показателем данного теста является индекс личностной тревожности, по количественным оценкам которого определяется уровень выраженности данного качества (см. таблицу 19). Так же как и в случае шкалы ситуативной тревожности, мы предлагаем сместить границу диапазонов низкого и умеренного уровней тревожности с 30 до 34баллов в соответствии с нашими обновленными данными, полученными на репрезентативной выборке лиц трудоспособного возраста. Кроме того, может быть выделен дополнительный диагностический интервал для оценки пограничного уровня выраженности личностной тревожности (см. выше).

Исходя из понимания личностной тревожности как устойчивой индивидуальной черты, с помощью данного теста оценивается склонность субъекта к переживанию тревоги в самых разных, даже спокойных и нейтральных ситуациях. Такой тип индивидуальных характеристик обладает большей динамичностью по сравнению с другими, более стабильными личностным чертами (Спилбергер, 1983; Хамбергер, Лоор, 1995; Cattell, 1990) – например, ригидностью, экстраверсией/интроверсией, локус-контролем и пр. Поэтому можно предположить, что систематическое овладение навыками ПСР создает благоприятные условия для коррекции именно таких динамичных личностных характеристик. Это основано на уменьшении ощущений беспокойства и волнения в процессе сеансов ПСР, разрушении привычных ассоциативных связей с «тревожными» стимулами (по аналогии с действием принципа «систематической десенсибилизации» Дж. Уолпе (Wolpe,1969)), а также на формировании новых стратегий совладания с переживаниями тревоги (Хамбергер, Лоор, 1995). Вместе с тем, имея дело с устойчивыми личностными чертами, вряд ли следует ожидать их быстрой и необратимой трансформации на основе использования неспецифических релаксационных процедур. Как представляется, данный класс методов создает благоприятную почву для «запуска» процессов перестройки в личностной сфере, осуществление которых требует большей специализации психокоррекционных техник и продолжительной работы по переосмыслению своего жизненного опыта. Поэтому важным результатом при оценке пролонгированных эффектов занятий в КПР следует считать появление достоверных тенденций к снижению уровня личностной тревожности и близких по типу индивидуальных черт (невротизм, депрессия и др.).

Приведенный перечень методик можно рассматривать как прототипный набор  верифицированных диагностических средств, который применим для оценки актуальных и пролонгированных эффектов обучения навыкам ПСР. Безусловно, его можно дополнять и модифицировать в соответствии с конкретными целями и особенностями организации работы в КПР, а также исследовательскими интересами специалистов, проводящих занятия. Однако общим правилом остается применение стандартизованных, хорошо интерпретируемых и комплементарных по своему составу комплексов диагностических тестов.

Кроме того, оценка пролонгированных и, особенно, отсроченных эффектов  занятий в КПР должна быть дополнена диагностикой когнитивных и исполнительских функций, составляющих основу успешного выполнения профессиональной деятельности. К числу таких диагностических средств относятся широко распространенные тесты на оценку различных показателей внимания, памяти, стратегий принятия решений, простых и сложных сенсомоторных координаций и др. Содержание и процедуры использования этих тестов подробно описаны в целом ряде методических руководств (см., например: Бодров, Писаренко, 2003; Марищук  и др., 1984; Общий практикум по психологии, 1987). Нельзя забывать, что подбор адекватных методик такого типа может осуществляться только с опорой на знание о тех профессионально-важных функциях и качествах, которые соответствуют особенностям конкретных форм трудового поведения и обеспечивают успешность их реализации. Поэтому проведение психологического анализа деятельности, в частности на уровне составления ориентировочной профессиограммы (Носкова, 2004), является необходимым этапом подготовительной работы, на котором отбираются наиболее информативные тесты из обширного спектра потенциально доступных методик. Наряду с этим формируется и набор показателей, отражающих результативность или успешность работы: количественные характеристики производительности труда, точности и скорости исполнения, наличия ошибок определенного рода и др. (Леонова, 1984; Стрелков, 2001). Сказанное не означает, что все возможные показатели профессионально-важных функций и результативности деятельности должны быть включены в подготавливаемый диагностический комплекс. Профессиональное мастерство и культура психолога состоят в том, чтобы отобрать наиболее существенные и чувствительные индикаторы ФС, позволяющие в процессе краткосрочного тестирования проследить его динамику на разных стадиях обучения навыкам ПСР.

Грамотная реализация описанной выше и достаточно сложной по организационной структуре программы диагностических обследований в процессе занятий в КПР требует проработки целого ряда процедурных аспектов (Кузнецова, 1993; Леонова  и др. 1988а). Прежде всего, это касается формы регистрации и представления диагностических данных. Параллельно с проведением тестирования необходимо обеспечить формирование базы данных по каждой группе занимающихся в КПР. Удобнее всего это делать в электронном виде, используя табличный формат стандартных программных пакетов (EXСEL, SPSS, Statistika и др.). Для этого проводится фиксация «сырых» оценок по всему набору показателей в соответствующих графах таблицы с выделением специальной строки для каждого обследуемого. По мере накопления данных в процессе диагностических замеров обеспечивается возможность использовать в автоматизированном режиме различные статистические процедуры, направленные на выявление достоверных сдвигов в динамике регистрируемых показателей как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Не менее важно и представление результатов тестирования в более привычной, наглядной форме. Для этого можно использовать систематическое ведение журнальных записей, составление сводных протоколов по каждому обследуемому и по группе в целом, а также подготовку графиков и рисунков, отражающих сдвиги диагностических показателей по мере прохождения курса обучения навыкам ПСР. Это позволяет активно подключать к процессу анализа достигнутых результатов самих участников занятий, что обеспечивает своевременное получение ими обратной связи об эффективности обучения. Так, ведение записей и заполнение протоколов вполне может осуществляться сразу после проведения тестирования: занимающиеся сами проводят расчет наиболее простых показателей, заносят получаемые оценки в заранее подготовленные протоколы, подсчитывают разницу между оценками в двух последовательных замерах. Это позволяет сразу после сеанса обсудить произошедшие сдвиги в переживаемом состоянии. Образец протокола, формат которого легко позволяет представить результаты тестирований в сводном виде по разным этапам занятий в КПР, приведен в Приложении 7.

Кроме стандартизованных диагностических тестов можно использовать и другие методы сбора информации о результатах обучения: индивидуальные беседы, анкетирование, интервью. Это дает возможность человеку в более свободной форме отрефлексировать те изменения, которые происходят в его самочувствии, общем жизненном тонусе и привычном поведении. Для ведущего занятия это тоже полезно, так как позволяет своевременно обратить внимание на жалобы и затруднения, возникающие в процессе обучения. Самостоятельную ценность имеет получение такой информации и после окончания всего цикла занятий, когда нужно оценить полноту освоения навыков ПСР с точки зрения возможности их переноса на другие сферы жизнедеятельности – труд, учебу, повседневную жизнь. Пример анкеты[24], предлагаемой участникам в конце цикла занятий в КПР, приведен в Приложении 8. В целом, использование таких дополнительных методик и непосредственная включенность занимающихся в обсуждение результатов, получаемых в ходе регулярных диагностических замеров, повышает активность субъекта воздействия. Это является одним из главных условий формирования новых внутренних навыков, пригодных для самостоятельной регуляции деятельности в самых разных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.009 с.)