Показатели оптимальности работы сердечно-сосудистой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели оптимальности работы сердечно-сосудистой системы



* «Нормы покоя» приведены для здоровых лиц трудоспособного возраста.

 

Использование этих достаточно простых в получении (и весьма грубых показателей с точки зрения специалиста-медика) все же позволяет получить обобщающую характеристику оптимальности работы сердечно-сосудистой системы и глубины достигаемых релаксационных эффектов. В таблице 18 представлены данные о способах рассчета и нормативных диапазонах значений по всем перечисленным выше показателям.

Другим важным аспектом в диагностике текущего ФС является его характеристика по субъективным проявлениям. В этом отношении можно рекомендовать применение следующих хорошо верифицированных и компактных субъективных тестов [23], специализированных для самооценки разных компонентов в структуре рефлексируемых человеком переживаний.

Методика  «Шкала состояний» предназначена для оценки общего самочувствия и степени комфортности актуального состояния. Данная методика состоит из 10 шкал, на полюсах каждой шкалы расположены противоположные по значению прилагательные. Они обозначают типичные признаки «хорошего» и «плохого» самочувствия (например, «сильный – слабый», «спокойный – взволнованный», «скучный – заинтересованный», «напряженный – расслабленный»). Для оценки степени выраженности этих переживаний используется традиционная семибалльная шкала с центрированной оценкой «0», которая соответствует 4 баллам в диапазоне от 1 до 7 баллов. Образец бланка для опроса и способ обработки результатов по данной методике представлен в Приложении 2.

Показателем выполнения данного теста является «индекс субъективного комфорта», который рассчитывается на основе суммирования отмеченных баллов по всем шкалам. В таблице 19приведены нормативные значения этого индекса, соответствующие разным степеням в переживаниях благополучия текущего ФС(в соответствии со смыслом англоязычного термина «actual wellbeing»). Несмотря на простоту, использование данной методики оказывается весьма конструктивным. В легкой и доступной форме она позволяет определить «общий вектор» в изменении оценок самочувствия и настроения, доминирующих в определенный момент времени, обладая при этом достаточно высокой чувствительностью к быстрой смене переживаний. В этом отношении она позволяет заменить использование более объемных и сложных по структуре методик сходной направленности (например, тест САН), не снижая качества тестирования при сокращении временных затрат.

Шкала ситуативной тревожности  – широко используемый в психодиагностической практике тест Ч. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю. Ханина, 1977). Она направлена на оценку текущих переживаний тревоги: генерализованного беспокойства, взволнованности, неуверенности в себе, традиционно соотносимых с уровнем общей эмоциональной напряженности деятельности (Изард, 1999; Спилбергер, 1983; Lazarus  & Lazarus, 1994). Методика состоит из 20 коротких утверждений, описывающих типичные переживания тревоги в прямой и обратной форме (например,«Я нахожусь в напряжении», «Меня волнуют возможные неудачи», «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает» и др.). Для оценки степени выраженности каждого из симптомов используется монополярная четырехбалльная шкала, количественным градациям которой соответствуют короткие вербальные формулировки, охватывающие диапазон от полного отсутствия до максимальной интенсивности соответствующих переживаний («Вовсе нет»,«Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»). Стандартная бланковая форма методики и процедура обработки результатов представлена в Приложении 3.

Основным показателем данной методики является индекс ситуативной тревожности, который рассчитывается как разница сумм баллов по прямым и обратным пунктам теста, дополненная прибавлением поправочного коэффициента для перевода получаемых суммарных оценок в зону положительных значений. Тестовые нормы и границы интервалов для вынесения диагностических суждений об уровне тревожности представлены в таблице 19. Следует отметить, что наш почти тридцатилетний опыт использования данной методики в практике профессиональной диагностики и консультирования заставляет несколько изменить границу дифференциации низкой и умеренной степени выраженности ситуативной тревожности по сравнению с традиционно устанавливаемой нормой (Ханин, 1976; Стресс и тревога в спорте,1983). В ситуации тестирования активно действующего субъекта труда оценки ниже 30 баллов почти никогда не встречаются, поэтому диагностический интервал «низкая степень тревожности»фактически остается «неработающим». С учетом значения среднеквадратичного отклонения (s) по уточненным данным, собранным на обширной выборке работающих лиц в возрасте от 17до 74 лет (n=1574), верхнюю границу этого диапазона следует повысить до 34 баллов. Кроме того, целесообразно ввести дополнительный диагностический интервал в диапазоне высоких оценок ситуативной тревожности, на основе которого выделяется зона перехода в область пограничных состояний. Этому соответствуют значения индекса ситуативной тревожности, превышающие границу в 60 баллов (> 2s по общевыборочным данным).

В целом же, с учетом сделанных поправок, шкала ситуативной тревожности является надежным и информативным диагностическим средством. Она в компактной форме позволяет охарактеризовать основные феноменологические и поведенческие аспекты сложного комплекса проявлений тревоги. Это важно для получения целостной характеристики текущего ФС человека, увязывающей в единое целое данные об уровне физиологической напряженности, неспецифических проявлениях субъективного комфорта/дискомфорта и степени эмоционального напряжения.

Шкала дифференциальных эмоций  – полностью верифицированная версия методики К. Изарда (русскоязычная адаптация А.Б.Леоновой  и др., 1987а), направленная на диагностику качественного разнообразия эмоциональных переживаний человека в конкретный момент времени. В основе модели К. Изарда лежит выделение 10 базовых эмоций, соответствующих основным компонентам в сложной палитре непосредственных эмоциональных переживаний человека (Изард, 1999). По своему качественному составу они могут быть укрупнены в следующие блоки (Леонова, Капица, 2003):

(I) текущие позитивные эмоции: интерес, радость, удивление;

(II) острые негативные эмоции: горе, гнев, отвращение, презрение;

(III) опосредующие тревожно-депрессивные переживания: страх, стыд, вина.

Оценка степени выраженности каждого из компонентов эмоциональных переживаний – как со стороны яркости переживания отдельных эмоций, так и более крупных блоков – позволяет охарактеризовать доминирующую аффективную окраску состояния, что особенно важно для контроля за качеством оказываемых психологических воздействий с помощью релаксационных процедур. В состав методики включено 30 прилагательных, отражающих типичные переживания той или иной эмоции (по 3 пункта на каждую из 10 базовых эмоций). Степень выраженности каждого из переживаний оценивается по пятибалльной шкале: от полного отсутствия (1 балл) до максимальной представленности (5 баллов). Бланк для опроса по данной методике и процедура обработки данных представлены в Приложении 4.

Показатели выполнения данной методики включают два уровня оценок. На исходном уровне предполагается подсчет индексов по каждой из 10 базовых эмоций, на основании чего легко построить профиль текущих эмоциональных переживаний и выделить те эмоции, которые наиболее ярко выражены в конкретный момент времени. Это полезно для составления «психологического портрета» текущего ФС и его качественной интерпретации. На следующем уровне проводится объединение частных показателей, полученных по отдельных эмоциям, в более крупные блоки. Это помогает дать характеристику «эмоциональной доминанты» переживаний в целом – как позитивную, негативную, разбалансированную и др. Тестовые нормы и границы выраженной экспрессии каждого из выделенных блоков переживаний даны в таблице 19.

Особую роль в интерпретации данных по этой методике играет комплекс тревожно-депрессивных переживаний. Если показатели по блокам текущих позитивных и острых негативных эмоций можно непосредственно связать с актуальными изменениями состояния, то тревожно-депрессивные переживания служат фактором, опосредующим их проявления. Они имеют относительно устойчивый характер и формируются в более широком контексте индивидуального опыта, зачастую выступая в качестве некоторой «призмы», через которую преломляется субъективное «видение»текущей ситуации. Так, например, устойчивое переживание страха не дает в полной мере радоваться происходящему, а чувство вины усиливает ощущения уныния, печали или же, напротив, повышает агрессивность. Поэтому обобщенный показатель по тревожно-депрессивному комплексу важно учитывать как фактор, мешающий проявлению позитивных эмоций и повышающий остроту негативных эмоциональных оценок. Кроме того, коррекция такого типа устойчивых переживаний требует времени, на протяжении которого можно ожидать стабильного снижения степени их выраженности. В этом плане обобщенный индекс тревожно-депрессивных переживаний относится к категории «переходных» характеристик, фиксирующих сдвиг оценок текущего ФС к более устойчивым показателям, описывающим особенности индивидуально-личностного статуса человека.

 

Таблица 19



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.009 с.)