Отсроченные эффекты обучения навыкам ПСР со стороны симптомокомплекса проявлений хронического утомления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсроченные эффекты обучения навыкам ПСР со стороны симптомокомплекса проявлений хронического утомления



* I – общее самочувствие и когнитивное функционирование; II – физиологический дискомфорт; III – нарушения цикла «сон – бодрствование»; IV – эмоциональные затруднения; V – снижение мотивации.

 

Общий индекс хронического утомления существенно снижается: если до начала занятий у большинства операторов была зарегистрирована высокая степень развития этого состояния (соответствующая диапазону перехода в область пограничных состояний), то спустя 3 месяца после окончания курса обучения оценки этого показателя сместились на границу «начальной» и «выраженной» степеней. Это весьма ощутимый прогресс, так как в результате произошло улучшение не только признаков субъективного благополучия, но и повысилась дееспособность человека в целом (Бамдас, 1961; Schabracq  et al. (eds.), 1996).

Внимания заслуживают и данные об изменении качественного состава в типичной для этой профессиональной группы симптоматике хронического утомления. Устойчивые позитивные сдвиги затрагивают все блоки проявлений, входящие в этот синдром. Однако с наибольшей достоверностью проявляются сдвиги в плане улучшения общего самочувствия и когнитивного функционирования, а также устранения нарушений в цикле «сон-бодрствование». Последнее обстоятельство представляется особенно важным, так как сон и сновидческая активность являются одним из главных естественных регуляторов протекания восстановительных процессов в организме и редукции накопленного психического напряжения (Заболевания вегетативной нервной системы, 1991). Нормализация работы этих заданных самой природой «механизмов отдыха» создает необходимые условия для купирования развития болезней стрессовой этиологии, способствуя тем самым сохранению физического и психического здоровья.

Таким образом, спектр отсроченных эффектов обучения навыкам ПСР, проанализированный на примере деятельности операторов-микроскопистов, весьма разнообразен. Он включает стойкое улучшение продуктивности деятельности, формирование более сбалансированного и оптимального типа динамики работоспособности в течение всего рабочего дня, снижение факторов риска для здоровья профессионалов со стороны развития хронического утомления и признаков эмоционального перенапряжения.

Хорошо согласуясь с данными об актуальных и пролонгированных эффектах, стабильное улучшение работоспособности и ФС на протяжении нескольких месяцев после окончания занятий в КПР говорит о генерализованном характере  приобретаемых навыков ПСР. Они постепенно входят в «индивидуальный репертуар» внутренних средств деятельности (Мерлин, 1986) и начинают самостоятельно использоваться человеком в более широком контексте жизненных ситуаций. Это позволяет с уверенностью говорить, что предложенная комплексная система ПСР является достаточно мощной технологией психологического воздействия, которую с успехом можно применять в качестве базового компонента при проведении прикладной работы по профилактике стресса.

 

 

Заключение

 

Обобщая материалы, представленные в книге, хотелось бы подчеркнуть, что центральное звено в разработанной системе релаксационных воздействий – программа обучения навыкам ПСР – является хорошей основой для формирования внутренних средств деятельности по управлению собственным состоянием. Она может успешно применяться при работе с группами людей разного демографического статуса и профессиональной ориентации. В настоящее время существует достаточно много примеров ее эффективного использования при работе с самыми разными контингентами – менеджерами, студентами, учителями, врачами, актерами, военнослужащими, спортсменами высшей квалификации и др. (Барабанщикова, 2005; Злоказова, 2007; Злоказова, Кузнецова, 2005; Кузнецова, 1993, 2004; Организация психологической реабилитации… 2002; Leonova, 2005 и др.). Безусловно, элементы этой системы с успехом включаются и в практику индивидуального психологического консультирования. В то же время, необходима адаптация и дополнительная специализация целостной системы психопрофилактических средств, направленных на систематическую работу по преодолению стресса и других видов негативных состояний в каждом конкретном случае. Это серьезная методическая задача, в основе решения которой лежит психологический анализ особенностей стрессогенных ситуаций, выявление основных «проблемных областей» и потребностей тех людей, которые будут вовлечены в процесс совместной оптимизационной работы.

Описанная программа обучения навыкам ПСР – достаточно объемное «инструментальное пространство», в котором последовательно реализуются разные по психологической направленности техники и приемы управления ФС. В то же время, данная программа представляет собой технологию модульного типа, в рамках которой целесообразно производить необходимые модификации с учетом специфики каждого конкретного случая. Так, например, можно увеличивать или сокращать продолжительность работы с той или иной релаксационной техникой, обогащать состав конкретных приемов и упражнений, свободно пользоваться включением новых вспомогательных процедур на разных этапах обучения и др. При подборе методов, используемых для оценки эффективности релаксационных воздействий, у специалиста также имеется большая свобода выбора наиболее адекватных диагностических средств из обширного перечня доступных психологических тестов. Однако такая методическая работа должна быть грамотно построена. Ее особенно сложно и трудоемко осуществить при решении «второстепенной», на первый взгляд, задачи – детализированной характеристики разного типа оптимизационных эффектов. В этом случае набор чувствительных показателей, отражающих разноуровневые проявления ФС, динамику работоспособности человека и успешность трудового поведения в целом, в принципе не может быть одинаков в разных видах деятельности. Вместе с тем, именно от качества и содержательной полноты представления информации об эффективности занятий в КПР зависит востребованность практикой такого рода психологических воздействий.

После знакомства с конкретными методами проведения и организации психопрофилактической работы в рамках КПР хотелось бы сказать несколько слов о многоплановости ролевой позиции психолога в ее осуществлении. Функции психолога-практика в реализации комплекса оптимизирующих воздействий многообразны. Он выступает в качестве исследователя, анализирующего реальную ситуацию, определяющего цель и направления работы, осуществляющего подбор адекватных методических средств, оценивающего эффективность проделанной работы. На его плечи возлагается ответственность за реализацию всего комплекса оптимизационных мероприятий, причем большая часть из них проводится при его непосредственном участии. В этом процессе он выступает прежде всего в роли педагога-психолога, воспитателя-психолога и психотерапевта. Помимо этого психологу приходится постоянно заниматься решением многочисленных организационных проблем, которые являются источником постоянных забот и волнений. Поэтому не следует забывать и о необходимости саморегуляции своего собственного состояния. Все перечисленные функции входят в число непосредственных профессиональных обязанностей психолога, работающего в прикладных условиях, что составляет одну из основных трудностей нашего дела.

Безусловно, эта сложная работа требует высокой квалификации, знаний, профессионального мастерства, приходящего с опытом. Однако очень важно не забывать, что практическая деятельность психолога предъявляет к нему серьезные требования как к личности. Эффективность психологических воздействий определяется в первую очередь этим фактором. Вспомним очень тонкий анализ механизма такого воздействия, данный Л.Н. Толстым при описании первой встречи Пьера Безухова с одним из ведущих масонов того времени (Толстой Л.Н., 1964, с. 376):

«Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушая его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети, интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, или этим блестящим старческим глазам, состарившимся на том убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона и которые особенно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью, – но он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».

Не только внушение, не только личностный кризис и подавленность героя романа послужило толчком к преобразованию его жизни под влиянием только одной встречи на продолжительный период времени. Страстность, убежденность, тонкое искусство человеческого общения оказались (и оказываются) необходимыми составляющими успеха психологического воздействия. Убийственным же для него является отсутствие в дальнейшем подкрепления делом изначально заданных установок – это, кстати, прекрасно демонстрируется логикой развития действия в том же литературном произведении.

Преданность делу и искренняя заинтересованность, уверенность в своих силах, в правоте своих воззрений и их научной обоснованности, желание и постоянная готовность прийти на помощь другому – без этого практическая деятельность психолога вряд ли осуществима. Иными словами, ориентированность на саморазвитие, воспитание в себе необходимых морально-этических качеств, нравственная зрелость, умение отвечать за свои слова и поступки относятся к тем профессионально-важным качествам психолога-практика, которые имеют первостепенное значение. И к этому надо быть готовым.

 

Литература

 

1. Августевич С.И. Комплексы психологической регуляции на автотранспорте // Психическая саморегуляция / Под ред. А.С. Ромена. М.: Министерство энергетики и электрификации СССР, 1983. Вып. 3. С. 155 – 157.

2. Августевич С.И., Румянцева Т.А., Журавлев С.Е.  Послесменная релаксация как способ снижения производственного утомления // Способы изучения и предупреждения производственного утомления / Под ред. Г.Я. Габова, Ю.Б. Карпова. Пенза: Б. и, 1984. С. 86 – 88.

3. Алгера Дж. А.  Анализ трудовых задач и новые технологии // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. М.: Радикс, 1995. C.21 – 38.

4. Алексеев А.В.  Об адекватности формул самовнушения // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1976. С. 115 – 117.

5. Алексеев А.В.  Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции. М.: ЦОЛИУВ, 1979.

6. Алексеев А.В.  Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1982.

7. Алексеев А.В., Гиссен Л.Д.  Психорегулирующая тренировка. М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, ВНИИФК, 1968. Ч. 1.

8. Алексеев А.В., Гиссен Л.Д.  Психорегулирующая тренировка. М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, ВНИИФК, 1969. Ч. 2.

9. Алешин С.В.  Информационный стресс. Практические рекомендации. М.: ГИНФО, 2000.

10. Алиев Х.М.  Сигнальная рефлексотерапия как метод психофизиологического управления функциональным состоянием человека-оператора // Электронная промышленность. 1983. № 6. С. 67 – 68.

11. Андреева Г.М.  Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

12. Андронова Т.И., Эйдельман М.М.  Рациональное питание. М.: Центросоюз СССР, Московский кооперативный институт, 1983.

13. Асеев В.Г.  Преодоление монотонности труда в промышленности. М.: Экономика, 1974.

14. Бамдас Б.С.  Астенические состояния. М.: Медгиз, 1961.

15. Барабанщикова В.В.  Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической само-регуляции: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

16. Бассин Ф., Рожнов В., Рожнова М.  Некоторые вопросы эмоциональной напряженности // Коммунист. 1974. № 14. С. 60 – 70.

17. Белкин А.А.  Идеомоторная подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.

18. Белоусова Л.С.  Музыкальный материал для составления программ функциональной музыки // Совершенствование организации труда на основе социологических и психофизиологических исследований / Под ред. В.П. Жукова. М.: НИИтруда, 1969. С. 178 – 184.

19. Береза В.Я.  Питание при умственном труде. Киев: Здоров’я, 1987.

20. Березина Г.А.  Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда / Под ред. К.М. Гуревича, О.А. Конопкина. М.: Изд-во АПН СССР, 1977. Т. 1. С. 4 – 5.

21. Бехтерев В.М.  О влиянии музыки на человеческий организм. СПб.: тип. П.П. – Сойкина, 1910.

22. Блинова О.А.  Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Моск. ун-та, 2002.

23. Блинова О.А.  Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 106 – 118.

24. Блэклер Ф.  Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. М.: Радикс, 1995. С. 336 – 353.

25. Бобков Ю.Г., Виноградов В.М.  Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности // Фармакологическая регуляция процессов утомления / Под ред. Ю.Г. Бобкова. М.: Научный совет по фармакологии и фармации Президиума АМН СССР, НИИ фармации Минздрава СССР, 1982. С. 7 – 33.

26. Бобнева М.И.  Техническая психология. М.: Наука, 1966.

27. Бодров В.А.  Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.

28. Бодров В.А.  Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

29. Бодров В.А., Писаренко Ю.Э.  Метод структурно-динамической оценки летных способностей // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. С. 50 – 80.

30. Бондарев Г.И., Анисимова А.А., Алексеева Т.Е.  Лечебно-профилактическое питание лиц, контактирующих со свинцом // Рациональное питание / Под ред. В.И.Смоляра. Киев: Здоров’я, 1987. Вып. 22. С. 93 – 95.

31. Бондарев Г.И., Виссарионова В.Я., Стасенко К.П., Землянская Т.А.  Профилактическое питание промышленных рабочих, занятых в производстве органических цианистых соединений // Рациональное питание / Под ред. В.И.Смоляра. Киев: Здоров’я, 1987. Вып. 22. С. 89 – 92.

32. Бочкарев Л.Л.  Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.

33. Браиловский В.А.  Светомузыка как средство эстетизации производственной среды // Свет и музыка / Под ред. Б.М. Галеева. Казань: Казанский авиационный институт, 1975. С. 181 – 182.

34. Брехман И.И., Кубланов М.Г.  Концепция структурной информации в фармакологии и науке о питании. Владивосток: Изд-во АН СССР, Дальневосточный научный центр, 1983.

35. Бродов В.В.  Индийская философия Нового времени. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967.

36. Бузник И.М.  Методологические подходы и методические приемы изучения и оценки пищевого статуса и питания здорового и больного человека. Л.: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 1983.

37. Буль П.И.  Техника врачебного гипноза. Л.: Медгиз, 1955.

38. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.  Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2005.

39. Бурмистров И.В., Белышкин А.А.  Юзабилити-инженерия как перспективное направление работы прикладных психологов // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Ю.К. Стрелкова. М.: АНО УМО «Инсайт», 2005. С. 74 – 76.

40. Бюхер К.  Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923.

41. Вальдман А.В., Мартынихин А.В.  Исследование действия психотропных средств на психофизиологические характеристики операторской деятельности в условиях эмоционального напряжения // Фармакологическая регуляция процессов утомления / Под ред. Ю.Г. Бобкова. М.: Научный совет по фармакологии и фармации Президиума АМН СССР, НИИ фармации Минздрава СССР, 1982. С.83 – 97.

42. Ванханен В.Д.  Научные основы питания рабочих промышленных предприятий. Киев: Здоров’я, 1985.

43. Вартанов А.В., Муньягисеньи Э.  Полилингвистическое пространство цветовых названий // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 32 – 41.

44. Вартанов А.В., Соколов Е.Н.  Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования // Психологический журнал. 1994. № 5. С.56 – 66.

45. Васильев П.В., Белай В.Е., Глод Г.Д., Разумеев А.Н.  Патофизиологические основы авиационной и космической фармакологии. М.: Наука, 1971.

46. Васильева В.Е.  Что дает гимнастика и массаж. М.: Знание, 1965.

47. Васильева З.А., Любинская С.М.  Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1980.

48. Величковская С.Б.  Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Дисс. … канд. психол. наук. М.: ВГЛУ, 2005.

49. Вербов А.Ф.  Основы лечебного массажа. М.: Медгиз, 1958.

50. Верещагин В.Г.  Физическая культура индийских йогов. Минск: Полымя, 1982.

51. Виноградов В.М., Катков В.Ф., Лосев С.С., Степовик Н.В.  Обоснование использования деривата гутимина для оптимизации операторской деятельности и некоторые аспекты его клинического применения // Фармакологическая регуляция процессов утомления / Под ред. Ю.Г. Бобкова. М.: Научный совет по фармакологии и фармации Президиума АМН СССР, НИИ фармации Минздрава СССР, 1982. С.97 – 102.

52. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.  Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005.

53. Волгарев М.Н.  Основные проблемы рационализации питания // Теоретические и клинические аспекты науки о питании / Под ред. И.Н. Сергеева, Ким Рён Ха, В.Б. Спиричева. М.: АМН СССР; Институт питания, 1986. Т. 7. С. 356 – 361.

54. Волчек О.Д.  Музыка и профилактика негативного влияния ограниченного пространства // Проблемы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. Вып. IV: Эргономика. М.: Наука, 1979. С.48 – 49.

55. Воробьева Н.М., Кагалай Д.П., Ланченко В.С.  Диетотерапия при нарушениях липидного обмена у лиц, контактирующих с антибиотиками // Рациональное питание / Под ред. В.И.Смоляра. Киев: Здоров’я, 1987. Вып. 22. С. 95 – 97.

56. Воронцова К.Е.  Теоретические основы рационального питания. М.: Министерство торговли РСФСР, Заочный институт советской торговли, 1976. Ч. 1.

57. Габдреева Г.Ш.  Основы самоуправления психическим состоянием // Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1983. С. 135 – 191.

58. Галеев Б.М.  Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань: Казанский авиационный институт, 1976.

59. Галеев Б.М., Сайфуллин Р.Ф.  Светомузыкальные устройства. М.: Энергия, 1978.60. Генкин А.А., Медведев В.И.  Прогнозирование психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1973.

61. Гербер А.А.  Психологическая характеристика процесса образования цветовых образов при слушании музыки // Свет и музыка / Под ред. Б.М. Галеева. Казань: Казанский авиационный институт, 1975. С. 205 – 206.

62. Гехт К.  Психогигиена. М.: Прогресс, 1979.

63. Гильбух Ю.З., Костюк А.Г., Лоос В.Г.  Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 162 – 168.

64. Гиссен Л.Д.  Время стрессов: Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990.

65. Гиссен Л.Д.  Психология и психогигиена в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1973.

66. Гиссен Л.Д., Вышинский В.А.  Изучение механизмов психорегуляции // Проблемы психологии спорта. М., 1971. Вып. 1. С. 166 – 171.

67. Голубов Г.Е., Табачников С.И.  Опыт организации кабинетов психогигиены в угольной промышленности // Вопросы психогигиены, психофизиологии, социологии в угольной промышленности и психоэнергетике / Под ред. Ю.Е. Подшивалова и др. М.: Научно-техническое горное общество, 1980. С. 36 – 38.

68. Гольдварг И.А.  Музыка на производстве. Пермь: Кн. изд-во, 1971.

69. Гольдварг И.А.  Функциональная музыка. Пермь: Кн. изд-во, 1968.

70. Гольдварг И.А., Богаева А.И., Коротаев А.А.  Влияние функциональной музыки на производительность и улучшение качества труда // Совершенствование организации труда на основе социологических и психофизиологических исследований / Под ред. В.П. Жукова. М.: НИИ труда, 1969. С. 163 – 177.

71. Горбунов Г.Д.  Учитесь управлять собой. Л.: Об-во «Знание» РСФСР, 1976.

72. Готсдинер А.Л.  Музыкальная психология. М.: МИП «NB Магистр», 1993.

73. Гофман Э.Т.А.  Крейслериана // Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1962. Т.3.

74. Гримак Л., Исаулов Ю.  Управление бодростью // Авиация и космонавтика. 1979. №. 1. С. 22 – 23; №. 2. С. 26 – 27; № 3. С. 8 – 9.

75. Гримак Л.П.  Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: Наука, 1978.

76. Гримак Л.П.  Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

77. Гримак Л.П., Звоников В.М.  Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1984. С. 121 – 124.

78. Гримак Л.П., Звоников В.М., Скрыпников А.И.  Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Изд-во АН СССР, Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», 1983. С. 150 – 167.

79. Гримак Л.П., Исраелян А.А.  Метод аутоофтальмотренинга в профилактике профессионального утомления операторов-микроскопистов // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 1. С. 110 – 112.

80. Гринберг Дж.  Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004.

81. Гройсман А.Л.  Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.

82. Гройсман А.Л.  Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998.

83. Гурвич Г.И., Марищук В.Л., Тищенко М.И., Ефименко Г.Д., Хвойнов Б.С.  Изменение психофизиологического состояния организма путем аутогенного и экзогенного внушения // Космическая биология и медицина. 1967. № 4. С. 73 – 76.

84. Гуревич К.М.  Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.

85. Декер-Фойгт Г. – Г.  Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003.

86. Джуэлл Л.  Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.

87. Дикая Л.Г.  Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. М: Наука, 1985. С.63 – 90.

88. Дикая Л.Г.  Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003.

89. Дикая Л.Г., Гримак Л.П.  Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Изд-во АН СССР, Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», 1983. С.28 – 54.

90. Дикая Л.Г., Семикин В.В.  Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С. 55 – 65.

91. Дмитриева И.В., Глазачев О.С.  Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма. М.: Горизонт, 2000.

92. Добринский Г., Подоровская М., Вдовенко С.  Для сохранения здоровья рабочего человека // Социалистический труд. 1978. № 1. С. 122 – 125.

93. Дорошев В.Г.  Системный подход к здоровью летного состава в ХХI веке. М.: Паритет Граф, 2000.

94. Дуриниан Р.А.  Кортико-ретикулярные связи в механизмах рефлексотерапии // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 1986. Т. 72 (1). С. 56 – 60.

95. Ефимов В.В.  Действие воображаемой физической работы на газообмен и сердечно-сосудистую систему человека // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1936. Т. 2. Вып. 1. С. 55 – 57.

96. Журавлев А.Л.  Психология управленческого взаимодействия: Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 2004.

97. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М. Вейна. М.: Мир, 1991.

98. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А.  Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 92 – 105.

99. Зараковский Г.М., Медведев В.И., Мунипов В.М.  Принципы эргономического описания деятельности оператора // Эргономика: принципы и рекомендации / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1971. Вып. 2. С. 5 – 34.

100. Зараковский Г.М., Павлов В.В.  Закономерности функционирования эргатических систем. М.: Радио и связь, 1987.

101. Звоников В.М.  Профилактика психической напряженности у летчиков методом релаксидеомоторной тренировки // Модели и методы изучения экспериментальных эмоциональных стрессов / Под ред. Ю.А.Петрова. Волгоград: Изд-во АН СССР, Отделение физиологии системной деятельности мозга, 1977. С. 117 – 118.

102. Зефельд В., Венда В., Кубанин Ю., Рызиков М.  Художественное конструирование операторского пункта цеха // Вопросы эргономики / Под ред. В.Ф. Шерстобитова, В.Ф. Венды, А.М. Пашутина. М.: ВНИИТЭ, 1968. С. 96 – 100.

103. Злоказова Т.А.  Психологическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.

104. Злоказова Т.А., Кузнецова А.С.  Приемы психологической саморегуляции как средство оптимизации функционального состояния в режиме бизнес-тренингов – преемственность и развитие некоторых идей научной школы В.М. Бехтерева // В.М.Бехтерев и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лаборатории. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. Вып.3. Т. 1. С. 202 – 211.

105. Зорин С.М.  Управляемая аудиомузыкальная среда – инструмент преподавателя // Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и педагогике / Под ред. Б.М. Галеева. Казань: Казанский авиационный институт, 1988. С. 63 – 66.

106. Иванченко Г.В.  Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001.

107. Изард К.  Психология эмоций. СПб.: Речь, 1999.

108. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Сукретная Л.П., Шехтер Л.М.  Семантическое пространство искусственных цветовых названий // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992. № 1. С. 3 – 14.

109. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М.  Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

110. Исайчев С.А., Осипова Д.С., Котелов Ю.М.  Дипольные модели генераторов альфа-ритма // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. Т. 53. № 5. С. 577 – 586.

111. Кабанов М., Каллкн Д., Леви Л., Судаков К.  Общественные системы в период социально-экономических преобразований: проблемы и рекомендации разработчикам программы «Инвестирование и здоровье» в странах Центральной и Восточной Европы. СПб., 1999.

112. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М.  Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

113. Кабаченко Т.С.  Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003.

114. Каверин В.А.  Письменный стол. М.: Советский писатель, 1985.

115. Калинина Н.П., Маркушин В.Г.  Влияние условий труда на производительность. М.: Экономика, 1970.

116. Карвасарский Б.Д.  Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

117. Карплюк И.А., Волкова Н.А.  Вопросы рационального питания в деятельности санитарно-эпидемиологической службы. М.: ЦОЛИУВ, 1988.

118. Карпухина А.М.  Регуляция психофизиологического состояния человека-оператора на основе биоэнергетического подхода // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Об-во психологов СССР, 1984. С. 136 – 138.

119. Карпухина А.М.  Регуляция ПФС человека стимуляцией БАТ как метод повышения эффективности деятельности // Психофизиологическое состояние человека и информативность биологически активных точек кожи / Под ред. В.И. Войтко, А.М. Карпухиной. Киев: НИИ психологии УССР, 1979. С. 105 – 109.

120. Касл С.В.  Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. М.: Радикс, 1995. С. 144 – 178.

121. Качина А.А.  Психологическая структура профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

122. Кекчеев К.Х.  Ночное зрение. М.: Советская наука, 1942.

123. Керимова М.Г., Ахмедов И.Р.  Влияние питания на некоторые физиологические показатели у молодых людей в период экзаменов // Гигиена и санитария. 1989. № 9. С. 44 – 46.

124. Кирнарская Д.К.  Музыкальное восприятие в индивидуально-психологическом и культурно-историческом контексте // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. С. 115 – 123.

125. Китаев-Смык Л.А.  Психология стресса. М.: Наука, 1983.

126. Клейнзорге Х., Клюмбиес Г.  Техника релаксации. М.: Медицина, 1965.

127. Когон М.Г., Стамбольский В.Н., Каплунова Е.Г.  Результаты ускоренного обучения судоводителей приемам аутогенной тренировки // Психическая саморегуляция / Под ред. А.С. Ромена. М.: Министерство энергетики и электрификации СССР, 1983. Вып. 3. С. 179 – 182.

128. Кожевников Е.П.  Психофизиология цветового климата на производстве. Л.: Об-во «Знание», 1972.

129. Козача В.В.  Некоторые особенности работы операторов в условиях суггестивного воздействия // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1984. С. 138 – 140.

130. Кокс Т.  Стресс. М.: Медицина, 1981.

131. Конопкин О.А.  Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

132. Контроль и регуляция состояния человека как факторы повышения эффективности трудовой деятельности / Под ред. А.М. Карпухиной. Киев: Об-во «Знание» УССР, 1985.

133. Корж Н.Н., Сафуанова О.В.  Денотативные значения цветонаименований // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 109 – 115.

134. Котик М.А.  Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981.

135. Кравков С.В.  Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.

136. Крампен М.  Цвет и значение // Эмоции и искусство: проблемы, подходы, исследования (материалы международного симпозиума) / Под ред. Л.Я. Дорфмана и др. Пермь: Пермский институт искусства и культуры, 1992. С. 198 – 208.

137. Крапивинцева С.И.  Активный отдых в рабочем процессе. М.: Медицина, 1971.

138. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.

139. Крауклис А.А., Янсон В.Н., Крауклис И.А.  Оптимизирующие эффекты постуральных упражнений на негативные корреляты нервной деятельности при напряженной умственной работе // Проблемы умственного труда / Под ред. В.Э. Нагорного. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. Вып. 4. С. 52 – 61.

140. Крауклис И.А.  Влияние позы и мышечных упражнений на эффективность умственной работы. Рига: Министерство высшего и среднего специального образования ЛатвССР, 1973.

141. Кресова Г.А.  Исследование работоспособности студентов при различных режимах питания: Дисс. … канд. мед. наук. Л.: Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, 1979.

142. Кудрявцева Э.Ф.  Устранение симптомов умственного утомления с помощью самомассажа биологически активных зон кожи головы // Психофизиологическое состояние и информативность биологически активных точек кожи / Под ред. В.И. Войтко, А.М. Карпухиной. Киев: НИИ психологии УССР, 1979. С.112 – 113.

143. Кузнецова А.С.  Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

144. Кузнецова А.С.  Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // Психология психических состояний / Под ред. О.А. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 329 – 358.

145. Кузнецова А.С., Леонова А.Б.  Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. С.167 – 196.

146. Кузнецова А.С., Тихонов О.И.  Эффективность релаксационных процедур. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.

147. Купер К.Л., Маршалл Дж.  Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. М.: Радикс, 1995. С. 179 – 204.

148. Лебедев В.И.  Экстремальная психология. М.: Юнити, 2001.

149. Леви В.Л.  Разговор в письмах. М.: Советская Россия, 1982.

150. Леонова А.Б.  Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 75 – 85.

151. Леонова А.Б.  Организационная психология: междисциплинарная парадигма исследований // Психология как профессия. Ежегодник Российского психологического общества / Под ред. Д.Б. Богоявленской, Т.Ю. Базарова, Е.А. Климова. М.: РПО, 2002. Т. 9. Вып. 3. С. 207 – 208.

152. Леонова А.Б.  Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. С. 4 – 21.

153. Леонова А.Б.  Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

154. Леонова А.Б.  Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988б. Т. 10. № 3. С.43 – 52.

155. Леонова А.Б.  Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Дисс. … докт. психол. наук. М.: ИПАН, 1988a.

156. Леонова А.Б., Величковская С.Б.  Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. Вып. 4. С. 326 – 343.

157. Леонова А.Б., Капица М.С.  Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. С. 136 – 167.520000000000

158. Леонова А.Б., Колодезникова Т.С., Кузнецова А.С., Майская М.А., Родина О.Н.,

Федоров-Королев А.Ф., Френкина Л.Э., Широкая М.Ю.  Методические рекомендации по психологическому обеспечению работы кабинетов психологической разгрузки на предприятиях электронной промышленности. М.: ЦНИИ «Электроника», 1988б. Вып. 4.

159. Леонова А.Б., Колодезникова Т.С., Майская М.А., Родина О.Н.  Методические рекомендации по использованию комплекса диагностических методик для оценки работоспособности операторов массовых профессий в микроэлектронике. Вып.1. М.: ЦНИИ «Электроника», 1988а.

160. Леонова А.Б., Кузнецова А.С.  Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

161. Леонова А.Б., Кузнецова А.С.  Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

162. Леонова А.Б., Медведев В.И.  Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

163. Линдеман Х.  Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1983.

164. Лобзин В.С., Боченков А.А., Лозинский В.С.  и др. Влияние аутогенной тренировки на успешность летного обучения курсантов // Военно-медицинский журнал. 1982. № 9. С. 42 – 44.

165. Лобзин В.С., Решетников М.М.  Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1986.

166. Лозинский В.С.  Использование аутогенной тренировки в психофизиологической подготовке курсантов-летчиков к полетам // Военно-медицинский журнал. 1979. № 6. С. 48 – 49.

167. Ломов Б.Ф.  Научно-техническая революция и некоторые проблемы психологии / / Вопросы философии. 1982. № 2. С. 64 – 78.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.142 с.)