Глава 10. Основные тенденции развития сми и журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Основные тенденции развития сми и журналистики



В современном мире

 

В настоящее время можно выделить следующие основные тенденции развития журналистики и средств массовой информации.

В современном обществе, в самых различных его сферах, все более и более усиливается роль информации (недаром это общество часто называют информационным), а следовательно, и значение СМИ. «Информация выходит на первый план, становится основным продуктом производства. Экономическая, политическая жизнь перемещается в информационную сферу, происходит так называемая медиатизация общественных отношений. Именно информация превращается в важный фактор, влияющий на взаимоотношения между странами, способ реализации политических, экономических и иных целей в международных отношениях. В этих условиях средства массовой информации выступают как инструмент управления и оказываются вовлеченными в геополитические процессы»[58]. СМИ «стали каналом мгновенного распространения сведений и инструментом влияния на общественное мнение во вселенских масштабах»[59]. Отметим при этом, что штаб-квартиры наиболее мощных медиакорпораций, включающих в себя такие влиятельнейшие мировые СМИ, как, например, газета «The New York Times», телерадиокомпании CNN, NBC, CBS, Fox News, агентство Associated Press, «Радио Свобода» сосредоточены в Соединенных Штатах Америки или других «англосаксонских» странах (например, телерадиокомпания BBC, информационное агентство Reuters, газета «The Times» – британские СМИ). И хотя в последние десятилетия происходят процессы интернационализации медиакапитала, общей «картины» это не меняет. Причем, как показывают исследования некоторых ученых, крупнейшие мировые СМИ связаны множеством прочных «нитей» с правящей элитой тех стран, где находятся их головные офисы и, несмотря на декларируемую ими «объективность и беспристрастность», в большинстве случаев, так или иначе, «следуют в фарватере» внешней политики этих государств[60] (хотя в отношении внутриполитических дел и демонстрируют большую степень независимости и стремления к объективному освещению событий). Пример однобокого, «прозападного» освещения большинством крупнейших мировых СМИ грузинско-южноосетинского конфликта в августе 2008 г. ярко продемонстрировал обоснованность этого утверждения.

Таким образом, как показывает опыт, даже будучи не государственными коммерческими предприятиями, национальные медиа любой страны чаще всего поддерживают внешнюю политику своего государства. Хотя и на Западе, и в России встречаются исключения из этого правила (в нашей стране это, например, оппозиционные «Новая газета» и радио «Эхо Москвы»).

Девятнадцатый век был веком печатной прессы, в двадцатом к ней прибавились и стали играть очень значимую роль в общественной жизни вначале радио, а затем и телевидение.

Телевидение и сейчас является важным источником информации для миллионов людей во всем мире и активно развивается в самых разных формах: цифровое, кабельное, спутниковое… В настоящее время существуют множество телеканалов как платных, так и бесплатных, самой различной тематики, для людей разнообразных вкусов и предпочтений. По сравнению с телевидением, радио в развитых странах играет второстепенную роль, тем не менее, достаточно прочно удерживает свои позиции. Если в середине XX в. радио было важнейшим источником информации, то сейчас оно превратилось преимущественно в средство развлечения, хотя информационную функцию также продолжает выполнять (музыкальные радиостанции по численности преобладают, но ведь даже там, как правило, существуют выпуски новостей).

Печатная пресса пытается удержать интерес аудитории в условиях серьезнейшей конкуренции со стороны электронных СМИ.

Основными тенденциями развития печатной прессы можно назвать следующие.

Активнее всего развивается пресса специализированная, посвященная каким-то конкретным сферам жизни и интересам людей: транспорту, недвижимости, продуктам питания, индустрии красоты, компьютерам, самого разного рода развлечениям и т. д. Ведь именно такая пресса, рассчитанная на конкретные сегменты аудитории, обычно оказывается наиболее привлекательной для рекламодателей. Среди специализированной периодики следует выделить также очень успешно развивающуюся корпоративную прессу (корпоративное СМИ – это издание, отражающее интересы какой-то конкретной корпорации, издающееся по ее инициативе, способствующее ее развитию, решению стоящих перед ней задач путем установления и поддержания контакта со значимыми для нее аудиторными группами). Сегодня в мире практически все крупные и множество средних по величине компаний издают свои корпоративные газеты и журналы, а некоторые даже несколько: предназначенные для своих клиентов, сотрудников, акционеров, деловых партнеров и т. д. Причем компании-учредители зачастую не требуют от редакций своих корпоративных СМИ непосредственной коммерческой прибыльности и даже самоокупаемости: они готовы финансировать выпуск этих изданий, так как они способствуют развитию их основного бизнеса. Таким образом, по своей сути корпоративная пресса изначально больше связана не с журналистикой, а с PR, HR, маркетинговыми коммуникациями. Поэтому, кстати, в некоторых западных странах (в отличие от России) сотрудник корпоративного СМИ не может стать членом профессионального союза журналистов.

Растет количество бесплатно распространяемых изданий, все расходы по производству, печати и дистрибуции которых оплачивают их учредители (как в случае с корпоративными СМИ) или рекламодатели, спонсоры (пример: рекламные, рекламно-информационные газеты и журналы).

Для современной печатной прессы характерна такая тенденция, как визуализация информации. Эта тенденция обусловлена необходимостью конкурентной борьбы за внимание аудитории с телевидением и интернет-СМИ. Современный человек привык получать информацию с помощью ярких и красочных «картинок», у него обычно нет желания (да и времени) вчитываться в большие тексты. С этим вынуждены считаться и печатные издания, которые все активнее используют инфографику (передачи информации с помощью графики, схем, рисунков), фотоиллюстрации, «пакетирование информации» (т. е. разделение текста на несколько блоков для удобства восприятия).

С визуализацией неразрывно связан популярный ныне на Западе и в России метод подачи информации, получивший название «инфотейнмент» («infotainment»). Этот термин возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация (information) и развлечение (entertainment) и выражает стремление редакторов подавать новости в легкой, даже развлекательной форме. «Инфотейнмент» широко применяется не только в печатных изданиях, но и в электронных СМИ.

Стремлением привлечь как можно больше читателей (а в результате и рекламодателей), победить в конкурентной борьбе продиктована и еще одна важная мировая тенденция развития печатной периодики: конвергенция качественной и массовой прессы. Некоторые традиционно респектабельные, качественные издания, такие, например, как британские газеты «The Times», «The Guardian», «The Observer» теперь активно используют большие выразительные фотографии, крупные «кричащие» заголовки и некоторые другие элементы, изначально служившие отличительными чертами массовой (бульварной прессы). Это не означает, что они в результате этого превратились в бульварную прессу. По своей сути, по серьезности большинства рассматриваемых проблем, глубине и всесторонности их анализа они продолжают оставаться качественными изданиями. Но некоторые черты массовой прессы они приобрели (сюда относится и переход вышеназванных изданий на более удобный, например, для чтения в транспорте уменьшенный формат, который традиционно был характерен для бульварной прессы). Издания, в которых подобная конвергенция характеристик качественной и бульварной прессы выразилась наиболее отчетливо, получили название качественно-массовых, или «квалоидов» (от сочетания английских слов «quality» и «tabloid»). На российском медиарынке к таковым, например, можно отнести газеты «АиФ», «МК», «Труд», журнал «Русский репортер», множество региональных и городских изданий.

Еще одной важнейшей тенденцией является конвергенция разных видов средств массовой информации (в том числе печатных и электронных СМИ) на электронной, цифровой основе.

Раньше разные виды средств массовой информации существовали отдельно друг от друга (хотя иногда и могли принадлежать одному и тому же владельцу; например, американский медиамагнат Херст владел и газетами, и журналами, и радиостанциями, и информационным агентством). С 90-х гг. XX в. наиболее развитые газеты стали создавать (прежде всего с целью продвижения на рынок) собственные сайты. Постепенно эти сайты все более усовершенствовались, превращались в настоящие сетевые средства массовой информации, материалы которых могут существенно отличаться от материалов «материнских» бумажных изданий, быть более оперативными и/или более развернутыми (см., например, сайт газеты «The Guardian» www.guardian.co.uk – самый посещаемый из сайтов британских газет). К настоящему времени уже большинство печатных изданий, в том числе городских и районных, имеет собственные сайты (или электронные версии). А некоторые газетные компании создали уже не только свои интернет-порталы, но и собственное радио и телевидение. Яркий пример – «Комсомольская правда» (см.: http://kp.ru).

Причем, чтобы слушать радио, уже не обязательно иметь радиоприемник, чтобы смотреть телеканалы, уже не обязательно иметь телевизор, чтобы читать газеты, не обязательно их покупать и держать в руках их бумажные страницы. Все это теперь можно делать с помощью ноутбука, коммуникатора, смартфона и других электронных гаджетов, которые можно брать с собой куда угодно. Вспоминается фраза из романа Льва Толстого: «Все смешалось в доме Облонских». Но, может, такое смешение приведет-таки к созданию «большой и счастливой медиа-семьи»?

Подчеркнем, что процесс конвергенции на базе цифровых технологий инициируется не только печатными изданиями, но и радио- и телекомпаниями. Например, радио «Эхо Москвы» уже давно можно не только послушать, но и почитать на сайте www.echo.msk.ru. Интернет-портал телекомпании «НТВ» www.ntv.ru – уже не просто «сетевое приложение», а полноценное электронное средство массовой информации.

У всех видов средств массовой информации были свои достоинства и свои специфические недостатки. Конвергенция же прессы, радио и телевидения на «цифровой платформе» позволила минимизировать их недостатки, при этом объединив их достоинства и возможности.

Некоторые исследователи считают, что, несмотря на все старания печатных изданий бороться за право на существование с электронными медиа, печатная пресса обречена. Пожалуй, наиболее известный в России апологет данной точки зрения – Андрей Мирошниченко. Процитируем несколько фраз из его книги: «Печатные СМИ умрут. Вымирание прессы предопределено мультимедийными технологиями и вирусным редактором Интернета. Агония традиционных СМИ начнется около 2017 года из-за разрушения системы доставки и завершится в начале 2030-х годов уходом последнего «газетного» поколения… Нынешняя молодежь не умеет приобретать газеты (прежняя – обязательно умела)»[61]. По мнению упомянутого автора, вначале (уже через 3 года) рынок «очистится» от всех аутсайдеров в каждой аудиторной «нише», затем прекратят существование либо полностью уйдут в Интернет все «универсальные» массовые издания, за ними – деловые, дольше же всего в силу ряда причин продержатся районные и корпоративные газеты. А в течение ближайших двух десятилетий многие газеты превратятся в «витрины своих сайтов», «не газеты будут развивать свои сайты, а сайты будут управлять своими газетами… Напоследок пресса будет загонять публику из офлайна в Интернет»[62]. Указание точных дат «смерти» печатной прессы вызывает скепсис, но в целом выводы А. Мирошниченко довольно аргументированны… Хотя подчеркнем, что не все с ними согласны. Некоторые исследователи считают, что Интернет не вытеснит печатную прессу никогда или, по крайней мере, очень долгое время[63]. По мнению директора департамента «Факультет журналистики» ИГНИ УрФУ Б. Н. Лозовского, вытесненной Интернетом и новыми информационными технологиями относительно скоро может оказаться ежедневная новостная пресса, но не еженедельные и ежемесячные аналитические издания. К тому же, многое зависит и от активности издателей периодической печати, от их готовности бороться за свою аудиторию, от мастерства авторов и редакторов. Как отмечает гендиректор Издательского холдинга «Северная Неделя» Вячеслав Белоусов, в борьбе между интернет-СМИ и печатными изданиями «победителей определит не форма, а содержание».

 Интернет-СМИ стали стремительно развиваться с конца XX века (в России одними из первых крупных сетевых изданий стали Lenta.ru и Газета.Ru, основанные в 1999 году). Сейчас они уже по многим параметрам составляют серьезнейшую конкуренцию прежним, «традиционным» средствам массовой информации. Это и неудивительно, ведь они обладают целым рядом преимуществ, таких, как оперативность, интерактивность, мультимедийность, практически неограниченный объем, максимальное удобство поиска нужной информации. Кроме того, именно Интернет является наиболее свободным и демократичным источником информации, именно там можно найти самые разнообразные (а не только официальные) мнения и оценки происходящих событий, что также привлекает многих. Интернет позволяет каждому читателю не только без всяких проблем включиться в процесс обсуждения журналистских материалов, но и самому стать автором. Существовавшая ранее четкая грань между массой читателей и «избранной кастой» журналистов (а также издателей, писателей) стирается. Даже не имея журналистского образования и не имея больших денег, но обладая желанием и способностями, любой человек теперь может донести свое сообщение, свои мысли до огромной аудитории. Для этого теперь даже не обязательно сотрудничать со средствами массовой информации, в том числе и с интернет-СМИ: достаточно создать и вести собственный блог. Если его содержание будет актуальным и интересным – он способен собрать такую аудиторию, о которой редакторы даже успешных газет могут только мечтать. Кстати, и многие важные новости первыми теперь сообщают не профессиональные журналисты, а именно вездесущие блоггеры (такая ситуация, например, была с крушением поезда «Невский экспресс» в 2009 г., с нашумевшим обращением к В. Путину майора Алексея Дымовского в том же году). И это, конечно, – серьезный вызов не только традиционным СМИ, но и профессии журналиста в привычном ее понимании. Более того, уже изобретена компьютерная программа, которая сама, почти без участия человека, способна писать заметки со спортивных состязаний и некоторых других мероприятий. «Разработанная американскими учеными компьютерная программа Narrative Science подготовила отчет о бейсбольном матче лучшего качества, чем текст, написанный спортивным репортером… Идея замены журналистов роботами и компьютерными программами с переменным успехом реализуется в разных странах на протяжении последних нескольких лет. В частности, управляемый американцами дистанционно робот-репортер освещал военный конфликт в Афганистане в 2002 году, сообщает телерадиокорпорация Би-би-си»[64].

По мнению упомянутого А. Мирошниченко, «пресса умрет, но не умрет журналистика»[65]: она выживет, но претерпит существенные изменения. Так, роль репортера (задача которого – оперативное освещение событий окружающей жизни), видимо, уменьшается. Но роль редакторов, аналитиков, обозревателей только увеличивается!

Информации вокруг становится все больше и больше. Если в былые эпохи человек искал, добывал информацию (зачастую с большими трудом) и готов был платить за нее приличные деньги, то сейчас информация, причем самая разнообразная, оперативная, актуальная и практически бесплатная, «обрушивается» на человека со всех сторон (речь, конечно, сейчас не идет о секретных данных, сведениях, составляющих государственную или коммерческую тайну – хотя иногда в открытый доступ попадает и такая информация: вспомнить хотя бы скандал с сайтом Wikileaks). В связи с этим повышается роль экспертов, способных сориентировать людей в этих стремительных информационных потоках, проанализировать и оценить огромное количество разнообразных данных, предложить прогнозы развития событий. Серьезные аналитики-обозреватели будут нужны всегда. Также, видимо, как и театральные, музыкальные критики, очеркисты, т. е. мастера художественной публицистики. Таким образом, традиции и опыт отечественной журналистики, «журналистики мнения», оказываются чрезвычайно востребованны в XXI веке.

При этом в обозримом будущем наверняка останется пространство и для «журналистики факта». «Читатель ищет информацию, которая позволит ему вступить в диалог или разговор. Но для этого недостаточно только критического отношения к противоположному мнению, но также особенно важно иметь достаточно знаний, которые позволяют владеть сведениями, целями, задачами. И тут необходима нейтральная информация… По-прежнему сохраняется потребность в объективной, достоверной, нейтральной информации, в чем главную роль призваны играть профессиональные журналисты», – отмечает Ю. С. Данилова[66]. Остается согласиться, что даже лучшие роботы далеко не во всем могут заменить профессиональных репортеров. Как и блоггеры. Блоггеры не обязаны проверять сообщаемую информацию и предоставлять возможность высказаться всем «заинтересованным сторонам». А профессиональные журналисты обязаны. 

«Меняется структура занятости: журналисты могут позволить себе меньше времени проводить в редакциях и работать удаленно, появляется больше «фрилансеров»»[67]. «Фрилансер – англ. freelancer – лицо, работающее без договора; внештатный сотрудник»[68]. Действительно, сидеть в редакции необязательно, если ты с помощью современных технологий в любой момент можешь связаться с редактором, с источником информации или кем бы то ни было (равно как и они с тобой) и передать или получить не только любой объем текстовой информации, но и фотографии, графику, аудио-, видеофайлы. Многие авторы, работая в одном СМИ, являются также нештатными сотрудниками других, либо вообще не состоят в штате ни одной редакции. Зачастую такой вариант оказывается удобен как для журналистов, получающих большую свободу действий, так и для медиапредприятий, которые минимизируют таким образом налоговые выплаты, расходы на зарплату, «соцпакет» и т. д. Помимо профессиональных журналистов, редакции часто приглашают к сотрудничеству экспертов в области политики, экономики, культуры, спорта, других интересных авторов.

Отметим, что широкое привлечение нештатных авторов – явление само по себе не новое. Так, например, в Советском Союзе всячески поощрялось партией и успешно развивалось движение рабкоров (рабочих корреспондентов) и селькоров (сельских корреспондентов). Ведь еще Карл Маркс, а затем В. И. Ленин призывали всемерно привлекать к сотрудничеству с газетами простых читателей, рабочих и крестьян. Основатели марксизма-ленинизма хорошо понимали, что таким образом они обретают больше преданных сторонников и достигают большей популярности своих газет (и доверия к ним). Ведь читателям зачастую более интересно не мнение профессионального журналиста, а мнение «таких же людей из народа», как они сами. Понимают это и редакторы современных СМИ, активно привлекая к сотрудничеству интересных внештатных авторов, не имеющих журналистского образования, в том числе и известных блоггеров (первыми из российских СМИ начали активно сотрудничать с блоггерами в 2006 г. газета «Ведомости» и журнал «SmartMoney» [69]).

В России развитие блогосферы, онлайн-журналистики и интернет-СМИ идет быстрыми темпами. «За 2009–2010 гг. количество электронных СМИ в России выросло более чем вдвое… По данным Роскомнадзора, в марте 2011 г. в России было зарегистрировано более 5 тыс. электронных изданий. При этом динамика роста количества интернет-СМИ говорит о том, что этот медиарынок еще далек от насыщения»[70].  Показательны и сведения о количестве интернет-пользователей в нашей стране. По данным опроса ВЦИОМ (проведенного 31 марта – 1 апреля 2012 года), Интернетом пользуется более 70 миллионов россиян (что составляет 58 % населения страны). По количеству пользователей Интернета Россия вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире.

 «Интернетизация» страны не может не радовать. И хотя Россия в плане распространенности Интернета среди населения еще отстает от многих стран (для сравнения: в Швеции Интернет доступен 96 % населения, лишь немного отстают от Швеции Великобритания, США и Финляндия), динамика роста количества интернет-пользователей в России – одна из самых высоких в мире (наряду с Украиной, Бразилией, Индией и Китаем).

«Процессы медийной конвергенции повлекли изменения в номенклатуре журналистских профессий: у работников медийной индустрии появились новые роли и функции. Метаморфозы в первую очередь коснулись той профессиональной группы, деятельность которой связана с задачами повышенной сложности – использованием технологий и производством мультимедийного контента. Действительно, для создания мультимедийных материалов требуются не только исполнители – универсальные журналисты, фотовидеооператоры, инфографики, но и мультимедийный редактор, наконец, режиссер… Продвижение медийных сайтов на рынке невозможно без профессии, находящейся на стыке редакторской, маркетинговой и рекламной отраслей, – это информационные промоутеры, которых называют также интернет-продюсерами или трафик-менеджерами»[71].

Для россиян Интернет в значительной мере служит «отдушиной», позволяющей ознакомиться с самыми разными интерпретациями происходящих событий и самыми разными мнениями о них (кроме того, позволяющей также выразить собственное мнение, рассказать о волнующих их проблемах!). Потому как традиционные СМИ, особенно телевидение, в нашей стране достаточно сильно зависят от правящей элиты, несмотря на провозглашаемую свободу слова и четко сформулированный в Конституции и Законе РФ «О СМИ» запрет цензуры. Некоторый оптимизм внушает подготовка к созданию в России Общественного телевидения (Указ о его создании подписал 12 апреля 2012 г. бывший тогда президентом Дмитрий Медведев, а вещание должно начаться в 2013 году) Хоть созданная концепция Общественного телевидения России и подвергается многочисленным критическим высказываниям, все же есть надежда, что этот телевизионный канал будет демонстрировать качественные передачи, отражать разные существующие в обществе точки зрения по поводу актуальных проблем.

Всего в настоящее время в России зарегистрированы Роскомнадзором около 90 000 средств массовой информации, большинство из которых (свыше 50 000) – это печатные издания: газеты, журналы, альманахи, сборники… Правда, реально выходит в свет немногим более половины этих печатных СМИ. Телеканалов в России зарегистрировано около 330 (из них 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл).

По мнению уральского исследователя Д. Л. Стровского, за минувшее десятилетие произошла целостная структурная трансформация российского медиарынка, определившая качество поступающей информации. «Этой трансформации присущи несколько особенностей. Во-первых, заметно возросло влияние власти на СМИ, что привело к перераспределению в последние годы медиасобственности в пользу государства или частных структур, заявляющих о поддержке государственных приоритетов. Во-вторых, в сфере массовой информации обозначилось единение политических и экономических интересов, что породило заметную сервильность СМИ, снижение критичности журналистских публикаций. В-третьих, в сложившихся условиях политической и экономической зависимости редакций от власть имущих были нарушены законодательные гарантии существования СМИ, в частности, на свободный доступ и распространение информации. В результате российские СМИ в последние годы воспринимаются международными медиаорганизациями как несвободные… СМИ настойчиво реализуют развлекательную функцию, заполняющую медиапространство, и в особенности телевещание, и реализуемую посредством многочисленных «мыльных» опер, боевиков, музыкальных шоу, многие из которых отличаются низким эстетическим вкусом… Существующая ситуация в информационной сфере, в свою очередь, не только приводит к утрате интереса к медиаинформации со стороны аудитории, но и меняет сложившиеся приоритеты СМИ, их социальную роль в обществе»[72]. Профессор М. М. Ковалева также констатирует произошедшую в российской журналистике смену приоритетов, упор многих СМИ на сенсационность, скандальность, сочетающийся с дозированностью, неполнотой и односторонностью транслируемой информации[73]. Владельцы средств массовой информации обычно рассматривают свои СМИ как источник прибыли либо политического влияния. Иногда – исключительно как источник прибыли, которую нужно получить любой ценой, в том числе и благодаря публикации слухов и другой непроверенной информации, разных скандальных историй, сплетен о личной жизни «звезд» и т. п. Конечно же, не все российские СМИ такие. Есть, например, множество качественных специализированных газет и журналов. Среди городских и районных общественно-политических газет есть немало смелых изданий, правдиво освещающих злободневные проблемы. Есть такие качественные оппозиционные СМИ, как, например, «Новая газета» и радио «Эхо Москвы». Достаточно объективно освещает важнейшие события и проблемы журнал «Русский репортер», газета «Коммерсантъ», телеканал «Совершенно секретно». Да и на ведущих общероссийских телеканалах встречаются умные передачи, участники которых серьезно анализируют происходящие события, позволяют себе критику «сильных мира сего».

Другое дело, что за смелость и честность журналистам зачастую приходится дорого платить. Так, по данным неправительственной организации «Пресс эмблем кампань» (ПЭК), в 2011 году в мире погибли 106 журналистов, трое из которых – в России. Две трети из убитых журналистов, т. е. около 70 человек, были лишены жизни преднамеренно, остальные были убиты непредумышленно в демонстрациях, боях, при терактах или подрывах мин, – отметил генеральный секретарь ПЭК Блез Лемпен. За последние 10 лет в России погибло около 30 журналистов (в том числе такие известные авторы разоблачительных публикаций, как Анна Политковская и Пол Хлебников), гораздо большее количество их коллег подверглись жестоким избиениям, угрозам и т. д.

Современная журналистика – многогранное, сложное, быстро меняющееся явление, постоянно сталкивающееся с разнообразными вызовами. У журналистики есть свои герои, мученики, предатели и свои «рядовые бойцы», честно исполняющие профессиональный долг. Несмотря на все трансформации СМИ и журналистики, основой этого профессионального долга является правдивое освещение происходящих в мире событий, их взвешенный, серьезный анализ и борьба с опасными, негативными социальными явлениями при помощи воздействия на общественное мнение.

 

Вопросы для контроля

1. Назовите некоторые тенденции развития печатной прессы в современном мире

2. Охарактеризуйте воздействие на журналистику Интернета, новых информационных технологий.

3. Что такое конвергенция разных видов СМИ на цифровой основе? Приведите примеры такого рода конвергенции.

4. Сколько в современной России средств массовой информации? Сколько из них печатных СМИ, интернет-изданий, телеканалов?

5. Какие серьезные проблемы существуют в современной российской журналистике?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Беспалова А. Г. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. Изд. 3-е, доп. и испр. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2003.

2. Быков А. Ю. Журналистика в мире коммуникации / А. Ю. Быков под науч. ред. проф. М. М. Ковалевой. Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2008.

3. Ковалева М. М. Лекции по истории отечественной журналистики / М. М. Ковалева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996.

4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект-Пресс, 2009.

5. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс; Изд-во Моск. ун-та. 2003. 

6. Средства массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой, М. В. Шкондина. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011.

7. Стровский Д. Л. Отечественная журналистика новейшего периода: учеб. пособие / Д. Л. Стровский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

8. Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина. М.: Аспект Пресс, 2011.

 

Дополнительная литература

1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Васильева Л. А. Делаем новости!: учеб. пособие / Л. А. Васильева. М.: Аспект Пресс, 2003.

3. Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика / М. Ганапольский. М.: АСТ: Зебра Е, 2009.

4. Грабельников  А. А. Работа журналиста в прессе / А. А. Грабельников. М.: Рип-холдинг, 2001.

5. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие для вузов / С. М. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 2004.

6. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ / С. М. Гуревич. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.

7. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.  

8. История русской журналистики XVII–XIX веков: учебник / под ред. проф. Л. П. Громовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

9. Касютин В. Л. Живая газета / В. Л. Касютин. М.: Хроникер, 2008.

10. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов / Е. Криницын. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

11. Крона С. Журналистика: первый абзац. Опыты, завернутые в газетную строку / С. Крона. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

12. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь / Б. Н. Лозовский. Изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007.

13. Лозовский Б. Н. Кто и как манипулирует журналистами. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации / Б. Н. Лозовский. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011.

14. Мирошниченко А. Когда умрут газеты / А. Мирошниченко. М.: Книжный мир, 2011.

15. Михайлов С. А. История зарубежных СМИ: учеб. пособие / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2006.

16. Мясникова М. А. Жанры современного телевидения: от журналистского расследования до музыкального клипа / М. А. Мясникова. Екатеринбург: Дискурс Пи, 2009.

17. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: учеб. пособие / В. Ф. Олешко. М.: РИП-холдинг, 2003. 

18. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. М.: РИП-холдинг, 2001.

19. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл. СПб.: Нац. ин-т прессы, 2000.

20. Сиберт С. Четыре теории прессы / С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М.: НИП; Вагриус, 1998. 

21. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.

22. Средства массовой информации России: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2005.

23. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А. Тертычный. М.: Аспект-Пресс, 2000.

24. Фомичева И. Д. Социология СМИ: учеб. пособие / И. Д. Фомичева. М.: Аспект Пресс, 2007.

25. Черникова, Е. Грамматика журналистского мастерства / Е. Черникова. М.: Университетская книга, 2011.

 

 

Учебное пособие

Чемякин   Юрий Владимирович

 

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ

И ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Редактор Л.С. Гудкова

Компьютерный набор авторский

Компьютерная верстка Е.В. Суховой

 

Подписано в печать                           Формат 60х84 1/16  

Бумага типографская                                                                                                                                                                                                             

Плоская печать                          Усл. печ. л.       

                                                                              

Тираж  50  экз.                              Заказ №_______

Уч.-изд. л. 6,5

 

 

Редакционно-издательский отдел УрФУ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

E-mail: rio@ustu.ru

 

Отпечатано в типографии

издательско-полиграфического центра УрФУ

620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, 4

Тел.: + 7 (343) 350-56-64, 350-90-13

Факс: + 7 (343) 358-93-06

E-mail: press.info@usu.ru

 

 


[1] Закон РФ «О средствах массовой информации» выложен, в частности, на сайте Института проблем информационного права: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm

[2] Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997. С. 7.

[3] Стровский Д. Реклама и паблик рилейшнз. Словарь английских терминов. Екатеринбург, 1999. С. 167.

[4] Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007. С. 209–210.

[5] Реклама и связи с общественностью: учеб. пособие / отв. ред. А. Д. Кривоносов, М. А. Шишкина. СПб., 2004. С. 6.

[6] Там же.

[7] Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации: учебно-методический комплекс дисциплины. Екатеринбург, 2007.

[8] Реклама и связи с общественностью: учеб. пособие / отв. ред. А. Д. Кривоносов, М. А. Шишкина. СПб., 2004. С. 9.

 

[9] Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М., 2001. С. 185.

 

[10] Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург: урал. гос. ун-т, 2007. С. 215.

 

[11] Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. Екатеринбург, 2007. С. 273.

[12] См. например: Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник. М., 2001. С. 176–196.

 

[13] Идеология [от греч. idea – идея и logos – учение] «система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также – содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений». Словарь по общественным наукам Глоссарий.ру  http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/

[14] Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. Екатеринбург, 2007. С. 261.

[15] Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 86.

[16] Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 91.

[17] Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 96.

[18] Там же.

[19] Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 106.

[20] Автор взял за основу определение системы печати, предложенное М. М. Ковалевой. См.: Ковалева М. М. Лекции по истории отечественной журналистики. Ч.I. XVIII в.– 40-е гг. XIX в. Екатеринбург, 1996. С. 112.

[21] Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2000. С. 12.

 

[22] Информацию о жанрах радиожурналистики можно найти в книге: Быков А. Ю. Журналистика в мире коммуникации. Екатеринбург: ИД «Дискурс Пи», 2008. О телевизионных жанрах см.: Мясникова М. А. Жанры современного телевидения: от журналистского расследования до музыкального клипа. Екатеринбург: ИД «Дискурс Пи», 2009. О жанрах онлайн-журналистики см.: Зиновьев И. В. Средства массовой информации и коммуникации в Интернете. Екатеринбург, издат-во УрГУ, 2007; Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.  

[23] См. напр.: Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.126 с.)