Глава 3. Типология и система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Типология и система



Средств массовой информации

Типологический метод, предполагающий выделение тех или иных групп (типов) СМИ по определенным критериям,  является одним из основных методов исследования средств массовой информации, помогающих понять их состав, специфику, проблемы и тенденции развития.

Исследователи обычно выделяют два значения термина «типология СМИ»:

1. Научный метод изучения печати, ТВ и РВ посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов;

2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации[14].

Тип СМИ – это обобщенный образ, повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующих средств массовой информации.

Как справедливо отмечает С. Г. Корконосенко, типологические признаки носят не формальный и не частный характер, они взаимосвязаны, изменение хотя бы одного из них обычно влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании издания. Также необходимо подчеркнуть, что типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов и что она не является неизменной, «застывшей». «Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий»[15].

Выделим определенные типы средств массовой информации в соответствие с разными критериями (основаниями) типологизации.

Регион распространения

В зависимости от этого критерия СМИ делятся на несколько типов.

1. Транснациональные – распространяемые, функционирующие на территории целого ряда государств (это, например, телекомпании BBC, CNN, информационные агентства Associated Press, Reuters, ИТАР-ТАСС, журналы «Forbes», «Cosmopolitan»).

2. О бщенациональные (применительно к российским СМИ их еще можно назвать общероссийские или федеральные, общефедеральные), т. е. такие, которые распространяются на всей территории определенного государства или на большей части территории. В соответствие с российским законодательством, к общенациональным СМИ относятся организации телерадиовещания, передачи которых уверенно принимаются в половине и более субъектов федерации, и периодические печатные изданий, которые распространяются в тех же пределах. В качестве примера можно привести телеканалы «Россия 1», «Россия 2», «1 канал», «Культура», радиостанции «Маяк», «Радио России», газеты «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Российская газета», журналы «Эксперт», «Русский репортер».

3. Ме жрегиональные – т. е. такие, которые распространяются на несколько регионов страны. Например, телеканал «Ермак» вещает на весь Уральский федеральный округ, журнал «УрФО» также распространяется в рамках всего округа.

4. Р егиональные СМИ распространяются на территории одного из регионов страны (в России такие СМИ называются также областными, краевыми или республиканскими). К числу таковых можно отнести и распространяемые на территории Свердловской области «Областную газету», «4 канал», «Областное телевидение».

5. М естные СМИ (городские, районные, муниципальные) распространяются на территории одного города, муниципального образования или района. Примеры екатеринбургских СМИ: «41 канал», газеты «Вечерний Екатеринбург», «Наша газета. Екатеринбург».

6. СМИ предприятий, организаций, учреждений. В настоящее время их также называют корпоративными. Это очень активно и успешно развивающийся сегмент средств массовой информации. Среди многочисленных учредителей корпоративных СМИ – и торговые сети, и банки, и страховые компании, и фармацевтические фирмы, и промышленные предприятия, и учреждения культуры, и учебные заведения… Так, в Уральском государственном горном университете выходит газета «Горняк», в екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» издается газета «ЗавтраК», на Синарском трубном заводе (г. Каменск-Уральский) издается газета «Синарский трубник». Большое количество российских промышленных предприятий и вузов также имеет собственное радио- и телевещание. Что касается сайтов, своих страничек в Интернете, то они теперь есть почти у всех предприятий, фирм, организаций.

Отметим, что «регион распространения» – это не только формальная, географическая, но также важная политическая и статусная характеристика. Очевидно, что, например, транснациональные СМИ обладают значительно большими возможностями, способны повлиять на умы (и поведение) значительно большего числа людей, чем местные издания.

 Правда, в настоящее время в связи с усиленным развитием новых информационных технологий зачастую размываются границы между разными типами СМИ «по региону распространения». Ведь сайт даже небольшой фирмы, организации или редакции районной газеты (особенно в случае актуального, интересного его содержания) по сути превращается в транснациональное средство массовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.006 с.)