Основы теории и истории журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории и истории журналистики



Ю. В. Чемякин

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Рекомендовано методическим советом УрФУ

в качестве учебного пособия для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 031600 –

«Реклама и связи с общественностью»

 

 

 

Екатеринбург

УрФУ

2013


 

УДК 070.01(075.8)

ББК 76.01я73

Ч 42

 

Рецензенты:

А. Ю. Быков, канд. полит. наук, доц. кафедры международной журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета;

 

П. А. Горпиняк, канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

 

Научный редактор доц., канд. филол. наук Л. Д. Иванова

 

Чемякин, Ю. В.

Основы теории и истории журналистики: учеб. пособие / Ю. В. Чемякин. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 122 с.

ISBN ________

 

 

Учебное пособие «Основы теории и истории журналистики» предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Теория и практика массовой информации». В пособии рассмотрены основы теории и истории журналистики, соотношение журналистики с другими видами массово-коммуникационной деятельности. Основная цель данного издания – дать базовые представления о журналистике студентам, обучающимся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

 

 

Библиогр.: 36 назв. Табл 1.              

                                                                    

                                                                       УДК 070.01(075.8)

                                                                       ББК 76.01я73

   

 

 

                           

ISBN _______                     © Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б. Н. Ельцина,  2013                                                                                                                                                   


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.. 5

Глава 1. Журналистика как вид массово-коммуникационной деятельности.. 5

Глава 2. Основные социальные функции журналистики 21

Глава 3. Типология и система средств массовой информации 29

Глава 4. Жанровые разновидности журналистских произведений.. 42

ЧАСТЬ II. РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 56

Глава 5. Исторические истоки развития прессы. Предшественники газет в древнем мире.. 56

Глава 6. Возникновение прессы в Европе. Рукописные и первые печатные издания.. 63

Глава 7. Борьба за свободу печати в Европе (на примере Великобритании) 73

Глава 8. Национальные особенности возникновения и развития прессы в России.. 86

Глава 9. Превращение прессы в «четвертую власть», роль журналистики в важнейших исторических событиях.. 92

Глава 10. Основные тенденции развития СМИ и журналистики в современном мире.. 105

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 119

ПРЕДИСЛОВИЕ

     

Изучение основ журналистики, соотношения журналистики с другими видами массово-коммуникационной деятельности составляет важную часть дисциплины «Теория и практика массовой информации», преподаваемой студентам, обучающимся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Журналисты и PR-специалисты «обречены» на постоянное взаимодействие и сотрудничество. Для того чтобы оно было максимально продуктивным, будущие PR-специалисты должны иметь представление о сущности журналистики, ее основных принципах и социальных функциях, о типах СМИ и жанрах журналистских произведений, об исторических этапах, национальных особенностях и современных тенденциях развития журналистики. Эти задачи и призвано решить данное учебное пособие.

PR-специалистам нередко приходится использовать журналистские методы сбора, обработки, подачи информации. В связи с этим в данном пособии серьезное внимание уделено жанрам периодической печати.

Учитывая, что журналистика является одним из важнейших социальных институтов, что средства массовой информации оказывают серьезное воздействие на массовое сознание, иметь хотя бы самые общие представления о журналистике и системе СМИ необходимо любому человеку, желающему быть настоящим гражданином и активно участвовать в жизни общества.

 Данное пособие состоит из двух частей. Первая часть посвящена рассмотрению основ теории журналистики, а вторая – важнейшим проблемам ее исторического развития и современному состоянию, а также дальнейшим перспективам профессии. В историческом разделе основной упор делается на рассмотрении истории зарубежной журналистики, так как с историей отечественной журналистики студенты более подробно знакомятся в рамках отдельной дисциплины.

После каждой главы приводятся контрольные вопросы, призванные помочь закрепить пройденный материал. В конце учебного пособия представлен список литературы для более глубокого самостоятельного изучения рассмотренных тем.

 

Вопросы для контроля

1. Что такое «журналистика»?

2. Перечислите известные вам виды массово-коммуникационной деятельности, кратко обозначьте их главные отличия и особенности.

3. Назовите основные критерии настоящих журналистских текстов.

4. Что такое конвергенция разных видов массово-коммуникационной деятельности? Позитивное это явление или общественно-опасное?

5. Что такое «публицистика»? Как соотносятся друг с другом понятия «журналистика» и «публицистика»?

 

Вопросы для контроля

1. Каковы были основные функции советской журналистики?

2. Назовите важнейшие функции современной журналистики.

3. Объясните своими словами, что подразумевается под интеграционной и идеологической функциями журналистики, а также под контрольно-регулятивной и функцией социализации личности.

4. Что означает превращение функций журналистики в дисфункции?

Средств массовой информации

Типологический метод, предполагающий выделение тех или иных групп (типов) СМИ по определенным критериям,  является одним из основных методов исследования средств массовой информации, помогающих понять их состав, специфику, проблемы и тенденции развития.

Исследователи обычно выделяют два значения термина «типология СМИ»:

1. Научный метод изучения печати, ТВ и РВ посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов;

2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации[14].

Тип СМИ – это обобщенный образ, повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующих средств массовой информации.

Как справедливо отмечает С. Г. Корконосенко, типологические признаки носят не формальный и не частный характер, они взаимосвязаны, изменение хотя бы одного из них обычно влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании издания. Также необходимо подчеркнуть, что типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов и что она не является неизменной, «застывшей». «Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий»[15].

Выделим определенные типы средств массовой информации в соответствие с разными критериями (основаниями) типологизации.

Регион распространения

В зависимости от этого критерия СМИ делятся на несколько типов.

1. Транснациональные – распространяемые, функционирующие на территории целого ряда государств (это, например, телекомпании BBC, CNN, информационные агентства Associated Press, Reuters, ИТАР-ТАСС, журналы «Forbes», «Cosmopolitan»).

2. О бщенациональные (применительно к российским СМИ их еще можно назвать общероссийские или федеральные, общефедеральные), т. е. такие, которые распространяются на всей территории определенного государства или на большей части территории. В соответствие с российским законодательством, к общенациональным СМИ относятся организации телерадиовещания, передачи которых уверенно принимаются в половине и более субъектов федерации, и периодические печатные изданий, которые распространяются в тех же пределах. В качестве примера можно привести телеканалы «Россия 1», «Россия 2», «1 канал», «Культура», радиостанции «Маяк», «Радио России», газеты «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Российская газета», журналы «Эксперт», «Русский репортер».

3. Ме жрегиональные – т. е. такие, которые распространяются на несколько регионов страны. Например, телеканал «Ермак» вещает на весь Уральский федеральный округ, журнал «УрФО» также распространяется в рамках всего округа.

4. Р егиональные СМИ распространяются на территории одного из регионов страны (в России такие СМИ называются также областными, краевыми или республиканскими). К числу таковых можно отнести и распространяемые на территории Свердловской области «Областную газету», «4 канал», «Областное телевидение».

5. М естные СМИ (городские, районные, муниципальные) распространяются на территории одного города, муниципального образования или района. Примеры екатеринбургских СМИ: «41 канал», газеты «Вечерний Екатеринбург», «Наша газета. Екатеринбург».

6. СМИ предприятий, организаций, учреждений. В настоящее время их также называют корпоративными. Это очень активно и успешно развивающийся сегмент средств массовой информации. Среди многочисленных учредителей корпоративных СМИ – и торговые сети, и банки, и страховые компании, и фармацевтические фирмы, и промышленные предприятия, и учреждения культуры, и учебные заведения… Так, в Уральском государственном горном университете выходит газета «Горняк», в екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» издается газета «ЗавтраК», на Синарском трубном заводе (г. Каменск-Уральский) издается газета «Синарский трубник». Большое количество российских промышленных предприятий и вузов также имеет собственное радио- и телевещание. Что касается сайтов, своих страничек в Интернете, то они теперь есть почти у всех предприятий, фирм, организаций.

Отметим, что «регион распространения» – это не только формальная, географическая, но также важная политическая и статусная характеристика. Очевидно, что, например, транснациональные СМИ обладают значительно большими возможностями, способны повлиять на умы (и поведение) значительно большего числа людей, чем местные издания.

 Правда, в настоящее время в связи с усиленным развитием новых информационных технологий зачастую размываются границы между разными типами СМИ «по региону распространения». Ведь сайт даже небольшой фирмы, организации или редакции районной газеты (особенно в случае актуального, интересного его содержания) по сути превращается в транснациональное средство массовой информации.

Вопросы для контроля

1. Что такое типология средств массовой информации?

2. Назовите основные критерии типологизации и типы СМИ в соответствии с данными критериями.

3. Проведите типологический анализ двух любых периодических изданий (иными словами, определите их тип в соответствии с каждым основанием типологизации).

4. Дайте определение системы СМИ.

5. Назовите основные и дополнительные составляющие (элементы) системы СМИ.

6. Назовите факторы, влияющие на формирование системы средств массовой информации, поясните, в чем именно заключается их влияние.

7. Приведите определение государственной политики в области СМИ

 

Информационные жанры

Их основной общей целью можно признать оперативное донесение информации о наиболее важных и интересных событиях, явлениях окружающей действительности.

Заметка. Пожалуй, наиболее распространенный жанр периодической печати. А. А. Тертычный считает, что заметку можно назвать «исходным» информационным жанром, т. е. типом материала, из которого «вырастают» другие информационные жанры. По объему заметка – это, как правило, небольшой текст. Текст этот должен в полной мере отвечать таким требованиям, как оперативность, актуальность, точность, краткость и ясность изложения. «В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация… Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т. д. Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события…»[24]. Отметим, что речь может идти как об уже состоявшемся событии, так и об ожидаемом, запланированном на будущее. Любая заметка должна выступать для читателя именно как новость, т. е. лаконично предоставлять ему актуальную, новую, не известную ему ранее информацию.

Можно выделить несколько видов данного жанра.

Хроникальная заметка. Она представляет собой очень короткое сообщение о каком-либо событии, состоит обычно всего из одного-трех предложений, может не иметь заголовка. Но в любом случае хроникальная заметка, как и любой журналистский материал, должен содержать четкие ответы на ключевые вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Иными словами, человек, прочитав хроникальную заметку, должен получить ясное представление, что именно и с кем произошло, где и когда это произошло. Приведем пример хроникальной заметки. «Строительный кран упал во время грозы и шквалистого ветра в четверг, 19 августа, на строящееся здание по улице Родионова в Нижнем Новгороде. В результате инцидента погиб крановщик, сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области».

Короткая заметка уже почти всегда имеет заголовок, подпись автора и состоит в среднем из четырех-восьми предложений. Информация предоставляется здесь более подробно. В частности, автор короткой заметки должен еще ответить на вопрос: как? (как это произошло?). Например, приведенную выше информацию можно было бы дополнить такими сведениями: «Скорость ветра во время грозы достигала 28 метров в секунду. В нарушение всех правил техники безопасности в момент прохождения шквалистого ветра по территории Нижегородской области крановщик находился в кабине. Материальный ущерб и причина падения крана устанавливаются. Угрозы дальнейшего обрушения здания, на которое упал кран, нет».

Расширенная заметка отличается от короткой б о льшим объемом, степенью подробности и глубины освещения события (или явления). Ответы на обозначенные ключевые вопросы здесь должны быть даны более развернуто. Иногда расширенная заметка не просто информирует, но и содержит некоторые элементы анализа, помогает разобраться в причинах и возможных последствиях произошедшего. Такой материал может содержать высказывания очевидцев события или мнения экспертов, сопровождаться иллюстрацией. Нередко авторы упоминают об аналогичных событиях, случившихся ранее в этом же городе или другом месте.

Если короткие и хроникальные заметки подаются в составе информационных подборок, то расширенные, как правило, публикуются на газетной полосе самостоятельно.

Отметим, что при написании заметок (и ряда других материалов) журналисты часто используют так называемый «принцип перевернутой пирамиды». Он означает, что наиболее важная информация подается в самом начале, а затем, по мере убывания значимости, добавляются разные подробности, комментарии и т. д. Но иногда журналисты поступают по-другому: в начало выносится не самое важное, а самое интересное (будь это даже второстепенная деталь или чей-то эмоциональный комментарий), чтобы привлечь внимание читателей.

Отчет. Задача этого жанра – дать читателям достаточно полное, развернутое представление о конкретном событии, его ходе, развитии, значении для общества. Причина выделения отчета в самостоятельный жанр заключается прежде всего в особенностях предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают обычно события, совершающиеся в форме обмена информацией: всевозможные конференции, пресс-конференции, заседания, симпозиумы, семинары и т. п.

Кроме того, отчету свойственна б о льшая детализация сообщения, чем в заметке (даже в расширенной). Это сказывается и на размере материала. В отличие от заметки, отчет может занимать хоть всю газетную полосу.

Исследователь А. А. Грабельников выделяет следующие виды отчета[25].

Прямой информационный отчет воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист лишь точно и подробно отражает происходящее, ничего не комментируя.

Тематический отчет строится не в том порядке, в котором протекало событие, а выборочно, в соответствии с задачами, которые ставит перед собой журналист. Выступления участников могут быть сгруппированы по определенным темам или ключевым вопросам. Автор может даже полностью посвятить отчет одному из выступлений, лишь кратко упомянув об остальных.

В аналитическом отчете (отчете с комментариями) журналист, сообщая о событии, осмысливает его, дает собственные оценки. В качестве доказательств он может привлекать дополнительные факты, ставить на их основе проблему, вычленяя из многих затронутых, например на собрании, вопросов наиболее актуальные. Такой вид отчета по методу разработки темы приближается к аналитическим жанрам, в частности к корреспонденции.

Интервью. Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами. Именно высказывания, мнения интервьюируемого – самая важная для читателей часть интервью. Журналист не должен «выпячивать», выдвигать на первый план себя, стараться «затмить» собеседника красноречием. Наоборот, он должен помочь собеседнику раскрыться. Таким образом, роль журналиста все же очень велика. Ведь именно он определяет ход и направление беседы. Именно от его вопросов, мастерства, от того, сумеет ли он расположить к себе и «разговорить» собеседника преимущественно зависит успех интервью. Настоящие журналисты серьезно готовятся к каждому интервью, узнавая все, что можно, о своем собеседнике, собирая информацию по теме беседы, составляя список вопросов и т. д. Без такой подготовки успешное интервью невозможно, ведь на самом деле оно не является «непринужденной беседой», хотя зачастую так и выглядит.

Конечно же, журналист должен суметь задать собеседнику по-настоящему актуальные вопросы, ответы на которые важны и интересны для читателей.

На наш взгляд, можно выделить несколько видов интервью, наиболее часто встречающихся на практике.

Тематическое интервью. Представляет собой беседу с экспертом по проблемам, в которых он компетентен. Например, интервью с начальником городской милиции о состоянии преступности. Цель такого интервью: предоставить максимум полезной информации «из первых уст» и комментариев по актуальной проблеме.

Интервью-портрет. Это интервью с каким-то интересным человеком о нем самом, о его увлечениях, пристрастиях, планах, взглядах на жизнь и т. д. Например, интервью с известным драматургом, певцом или же с менее знаменитой, но чем-то выдающейся личностью (например, школьником, в совершенстве знающим много иностранных языков или обладающим какими-то другими талантами). Цель такого интервью: максимально раскрыть личность (либо какие-то яркие грани личности) человека.

Интервью смешанного типа. В нем есть признаки и тематического интервью, и интервью-портрета. Например, в беседе с высокопоставленным чиновником часть вопросов может касаться его профессиональной деятельности, а часть – его семьи, увлечений, взглядов на жизнь.

Можно найти и другие основания для выделения различных видов интервью. Например, А. А. Тертычный считает, что если в интервью делается акцент на получении фактической информации, на вопросах типа Что? Где? Когда?, то мы имеем дело с информационным интервью. Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т. п., то это будет аналитическое интервью (упомянутый исследователь относит его, соответственно, к аналитическим жанрам).

Репортаж представляет собой яркое, динамичное отображение какого-то события.

Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» и вызвать сопереживание читателя. Автор репортажа описывает яркие детали, подробности происходящего, передает свои эмоции от увиденного и услышанного. В идеале читатель должен ощутить, будто он сам сейчас находится на месте события. Этого помогают добиться особые приемы выразительности, в том числе использование глаголов настоящего времени. Пример: «Все вокруг заполняется едким дымом. Он забивает глаза, горло, дышать становится почти невозможно. Жарко невыносимо. Крики людей заглушаются ревом огня и треском лопающегося шифера. Сквозь дым видно, как куски обшивки, оставляя за собой огненные полосы, начинают разлетаться во все стороны. Мы бросаем ведра, лопаты и бежим прочь от пылающих зданий…». Конечно же, такие яркие, динамичные события, как, например, пожары, погони, ликвидация последствий землетрясений, войсковые учения или боевые операции, спортивные матчи или массовые акции протеста – идеальный «материал» для создания репортажей. Недаром самый распространенный вид репортажа – событийный, оперативно и, как правило, в хронологической последовательности отражающий подобные события. Выделяют также познавательный репортаж. «В его основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные»[26]. В подобных случаях, когда сами по себе события не столь захватывающие, от журналиста требуется особое мастерство, чтобы «зацепить» читателя. В частности, может помочь раскрытие, «вывод на поверхность» внутренней динамики событий или изложение динамики авторских переживаний.

Конечно же, в любом случае, для написания настоящего репортажа журналист должен сам находиться на месте событий, видеть и слышать все происходящее там.

Зарисовка. Когда мы слышим это слово, в уме возникает примерный синонимический ряд: набросок, эскиз, этюд… И суть зарисовки это отражает достаточно точно. Если сравнивать с живописью, то зарисовку можно сравнить не с большим полотном, над которым художник может работать годами, а с эскизами к этой картине (не стоит при этом забывать, что эскизы настоящих мастеров – это очень ценные произведения). Зарисовка – материал, в котором ярко, образно отражаются какие-то наиболее важные или интересные аспекты события, наиболее характерные и интересные черты личности человека или какой-то группы людей.

Можно выделить следующие виды данного жанра.

Портретная зарисовка. Это материал о каком-то человеке. Но он не ставит целью всесторонне и глубоко раскрыть личность, внутренний мир человека. Автор зарисовки акцентирует свое внимание на какой-то наиболее яркой особенности, например, на необычном хобби своего героя. Если он устроил у себя на деревенском огороде японский сад камней – то зарисовка и будет «вертеться» вокруг этого. Но «попутно» автор, конечно, даст представление о каких-то ярких чертах личности человека, связанных с его хобби. Крупными, красочными «мазками» журналист должен показать читателю своего героя, суметь заинтересовать и вызвать определенные чувства к нему (те, которые испытывает и сам автор).

Социографическая зарисовка [27]. Здесь предметом отображения является не отдельный человек, а некая группа, сообщество людей, объединенных работой, стилем жизни, хобби, местом проживания либо чем-то еще. Это может быть, например, педагогический коллектив гимназии, футбольный фан-клуб или сообщество городских байкеров. Задача автора зарисовки – дать читателям не всеобъемлющее, но как можно более яркое и точное представление о данной социальной группе.

Событийная зарисовка. Образный, красочный, эмоциональный рассказ о каком-то событии (фестивале, выставке, подведении итогов танцевального конкурса и т. д.) Событийная зарисовка похожа на репортаж, но, в отличие от него, перед автором зарисовки не ставится обязательной задачи создания «эффекта присутствия» на месте события.

Зачастую исследователи называют зарисовку «малой формой очерка» и относят, соответственно, к художественно-публицистическим жанрам. Определенные основания для этого есть. Так, зарисовку роднит с очерком и эмоциональная насыщенность, и художественная образность. И все же в традициях Уральской школы журналистики принято относить зарисовку к информационным жанрам. Ведь, как и заметка, и репортаж, это тоже «жанр быстрого реагирования», и главной задачей зарисовки тоже является именно донесение информации о ком-либо или о чем-либо.

 

 

Аналитические жанры

Их цели – анализ событий, проблем, явлений действительности, выявление причинно-следственных связей между фактами, выявление тенденций и прогноз дальнейшего развития событий.

Таким образом, если материалы информационных жанров отвечают преимущественно на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Как?, то материалы аналитических жанров – на вопросы Почему? В чем суть проблемы? Каковы возможные последствия?

Тексты аналитических жанров как правило большего объема, чем информационные материалы, требуют больше времени (а зачастую и терпения, и умственных усилий).

В качестве основных аналитических жанров можно назвать статью, корреспонденцию, обозрение и рецензию.

Статья. Основные ее признаки – масштабность обобщения явлений действительности. Этот жанр, как никакой другой, позволяет анализировать и отображать тенденции и процессы социально-экономического, политического, духовного развития общества, выявлять противоречивые, проблемные ситуации во всех сферах жизни. «Объектом исследования в статье является не одна локальная ситуация, сколь характерной она ни была бы (как в корреспонденции), а более значительное явление или группа явлений, социальные факты различного плана, изучив которые журналист приходит к выводам большего масштаба»[28].

Например, статья не может быть посвящена анализу конкретного случая попадания девушки в сексуальное рабство; в ней может рассматриваться проблема современного сексуального рабства в целом. 

В статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Ей свойственны масштабность, глубина обобщения на основе осмысления большого количества фактов. Аргументированная и выстроенная в соответствии с главной мыслью автора система фактов формирует логический стержень статьи, становится ее концепцией.

Корреспонденция. Это жанр, основным «назначением которого является либо логическое описание конкретно взятого социального явления, либо выявление его существенных (то, что влияет на сущность, суть) причинно-следственных связей путем преимущественно индуктивного метода – от частного к общему»[29]. Итак, еще раз подчеркнем: мысль автора идет в корреспонденции от частного к общему (тогда как в статье – от общего к частному). В отличие от статьи, где факты выполняют роль аргументов в защиту тезиса, идеи автора, здесь конкретные факты сами являются объектом исследования, анализа.

Основной параметр, по которому мы находим корреспонденцию в газете – целевая установка выступления журналиста: определить сущность явления – что за ситуация перед нами, почему она получила именно такое развитие и есть ли альтернативы для изменения. Часто уже в заголовке стоит вопрос (например: «Почему застрелился прапорщик Иванов?») или раскрывается сущность фактов, их внутренний смысл, дается авторская оценка ситуации (например: «В деревне Щекотово дичают коровы и люди»).

Обозрение. В его основе лежит осмысление событий и фактов, ограниченных определенными временными и географическими рамками (например, обозрение наиболее важных событий, случившихся в России в минувшем году). Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденции их развития. Часто обозрения бывают тематическими, они публикуются под рубриками «Экономическое обозрение», «Литературное обозрение», «Спортивное обозрение» и т. п.

Рецензия. Слово это латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Действительно, рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки и т. д. Рецензент оценивает особенности, достоинства и недостатки данного произведения, сопоставляя его с работами других авторов, с современной ситуацией в данной сфере духовной жизни в целом.

В качестве отдельных аналитических жанров некоторые исследователи называют также обзор СМИ, комментарий, мониторинг, выделяют даже такие «экстравагантные» жанры, как «аналитический пресс-релиз», «исповедь», «анкета». Рассмотреть их все не представляется возможным, тем более что общепризнанными они не являются.

Художественно-публицистические жанры

Общей основной целью материалов данных жанров является художественно-образное, эмоциональное отражение окружающей действительности. Условно говоря, если в аналитических жанрах окружающий мир постигается с помощью логики, рассудка, то в данном случае важную роль играют чувства, художественная интуиция.

Основными жанрами художественной публицистики можно назвать очерк, фельетон, памфлет.

Очерк. Он считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки – он один из наиболее трудоемких. Написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если уверенно владеет разными методами отображения действительности. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, собрать и проанализировать материал. Нужно еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана очерковой. Исследователи выделяют такие виды очерка, как портретный, событийный, путевой [30].

Фельетон. Задача этого жанра – обличение в сатирической форме общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Фельетонист пользуется различными выразительными средствами при написании материала – сатирической метафорой, иронией, сарказмом, гротеском. Но он стремится не рассмешить читателя, а вызвать у него определенные чувства, мысли по отношению к отрицательным общественным явлениям. Автор фельетона создает собирательный образ, отражающий основные характерные черты распространенных отрицательных явлений, бытующих в обществе. Для этого он наряду с реальными фактами может использовать авторский домысел – воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают возможные поступки героя исходя из его качеств, тем самым делающие образ более ярким.

Памфлет. В переводе с греческого («pamm fhlego») это слово означает «все воспламеняю» или «все испепеляю». Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской; в отличие от фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. «Его назначение – вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Памфлет часто используется журналистами партийной прессы при отстаивании собственных взглядов и критике системы взглядов других партий. Этот жанр отличается убийственной иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников»[31].

Отметим также, что рецензию, в которой доминирует не логическое, а художественно-образное, эмоциональное отражение действительности, можно также отнести к художественно-публицистическим жанрам.

По духу и по форме художественно-публицистические тексты близки к литературным. Отличие состоит в том, что в основе любых журналистских текстов (в том числе и художественно-публицистических) все же обязательно находятся факты и явления реальной жизни, тогда как литературное произведение может быть основано на полностью вымышленном материале. 

Отметим, что «в чистом виде» жанры на практике применяются не всегда. Часто используются «гибридные» тексты, т. е. материалы, имеющие признаки не одного, а двух или более жанров. Например, это может быть заметка с элементами интервью, репортаж с элементами зарисовки и прочее. Такое смешение жанров можно признать совершенно естественным и оправданным, если с его помощью журналисту удается более ярко и всесторонне рассказать о каком-то событии, явлении и т.д.

 

Вопросы для контроля

1. Что такое «журналистские жанры»?

2. Назовите основные жанрообразующие признаки.

3. Перечислите основные группы жанров периодической печати, поясните основные особенности этих групп, их отличия друг от друга.

4. Перечислите основные информационные жанры, дайте характеристику каждого из них.

5. В чем заключаются основные задачи журналиста при работе над интервью?

6. Назовите и охарактеризуйте основные виды зарисовки.

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные аналитические жанры.

8. Перечислите основные художественно-публицистические жанры, поясните, в чем их суть и основные задачи.

 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Вопросы для контроля

1. Назовите исторические предпосылки, способствовавшие зарождению и развитию журналистики в мире.

2. Какие формы пражурналистики существовали в Древнем Риме?

3. Почему в эпоху Раннего Средневековья в Западной Европе практически не было письменных образцов пражурналистики?

4. Какие важные достижения, имеющие отношение к дальнейшему развитию прессы, были сделаны в Древнем Китае?

5. Почему цезаревские римские ведомости можно считать более близкими предшественниками современной прессы, чем китайский вестник «Кинг Пао»?

 

Вопросы для контроля

1. Какие образцы пражурналистики существовали в Венецианской республике в XVI веке?

2. Какой вклад в развитие журналистики внес банкирский дом Фуггеров?

3. Когда и в каких городах появились первые еженедельные печатные издания?

4. Почему развитие прессы в Германии шло на первых порах достаточно медленно?

5. Что такое цензура? Какие виды цензуры можно выделить?

 

Вопросы для контроля

1. Какую роль в судьбе английской журналистики играл Суд королевской скамьи («Звездная палата»)? Какие вы помните постановления, принимавшиеся этим учреждением?

2. Каким образом английская революция XVII века способствовала развитию журналистики?

3. Кто является автором памфлета «Ареопагитика, или Речь к английскому парламенту о свободе печати»? Добился ли автор своей цели, которую он ставил при написании данного произведения?

4. В эпоху Реставрации монархии в Англии была жесткая цензура? Какие альтернативные формы распространения и обсуждения информации существовали в обществе в тот период?

5. Когда в Англии была навсегда отменена предварительная политическая цензура? Благодаря какому политическому событию стала возможна ее отмена?

6. Какие формы контроля власти над прессой применялись в Великобритании после отмены предварительной политической цензуры?

 

Вопросы для контроля

1. Назовите



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.097 с.)