Глава 4. Жанровые разновидности журналистских произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Жанровые разновидности журналистских произведений



 

В предыдущем разделе были рассмотрены типы средств массовой информации. Теперь разберем основные типы журналистских текстов.

Слово «жанр» произошло от французского «genre» (род, тип, манера). Толковый словарь русского языка Ушакова определяет жанр как «род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками».

Свои жанры и группы жанров существуют практически во всех видах интеллектуальной, творческой деятельности. Есть свои особые жанры в литературе, музыке, живописи, PR, рекламе и т. д. Точно так же выделяют и разные журналистские жанры.

Московский исследователь А. А. Тертычный предлагает следующее их определение: «Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами)». Упомянутый ученый также отмечает: «В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения»[21]. Иными словами, тот или иной жанр определяется совокупностью следующих признаков:

1) о чем идет речь в журналистском тексте (предмет отображения);

2) каковы цели данного текста;

3) какими методами, приемами журналист пользуется для достижения целей.

Наш мир невероятно сложен и разнообразен. И журналистика призвана адекватно отражать его во всей его сложности, раскрывать разные его грани, показывать во всем многообразии. Журналистам необходимо рассказывать своей аудитории и о важных событиях, и о проблемах, и о новых тенденциях, явлениях общественной жизни, о чем-либо выдающихся, интересных людях и т. д. В одном случае требуется просто информировать, в другом – предоставить анализ и прогноз развития событий. Успешно выполнить столь многочисленные и разные задачи с помощью одного какого-то жанра невозможно. Ведь у каждого из жанров есть свои особенности, один из жанров лучше подходит для одной ситуации, другой – для другой ситуации. Бессмысленно, например, пытаться раскрыть какую-то сложную общественную проблему с помощью жанра заметки или репортажа. Но столь же бессмысленно использовать жанр статьи для оперативного донесения до аудитории яркой, эмоциональной информации о футбольном матче, для этого подходит именно репортаж.

Журналистские жанры формировались в течение долгого времени, их развитие продолжается и сейчас. Время от времени появляются какие-то новые жанры. В частности, это может быть связано с меняющимися условиями жизни и потребностями аудитории, с появлением новых видов средств массовой информации, например, радио, телевидения, интернет-СМИ.

В данной главе мы дадим краткий обзор жанров печатной прессы. Пытаться рассказать о жанрах всех средствах массовой информации в рамках одного учебного пособия – это пытаться «объять необъятное». Тем, кто желает ознакомиться с жанрами теле- или радиожурналистики, с жанрами интернет-журналистики (а все это – особые системы жанров, требующие отдельного рассмотрения), рекомендуем самостоятельно изучить литературу по данной тематике[22].

Теория журналистики не является точной наукой. По многим важным проблемам журналистики разные исследователи отстаивают разные (иногда даже диаметрально противоположные) мнения. И каждый из них может быть по-своему прав, каждый может привести веские аргументы в поддержку своей позиции. Это касается и теории жанров периодической печати. Единой, признаваемой всеми теории жанров просто нет. Представители московской школы журналистики предлагают и обосновывают одну систему жанров, представители уральской школы журналистики – другую, представители санкт-петербургской школы – третью и т. д. (что уж говорить о зарубежных исследователях из разных стран!). Однако при всех различиях в разных подходах существует и немало общего. Если по поводу некоторых жанров и отнесения их к той или иной группе ведутся горячие споры, то по поводу других исследователи уже в общих чертах достигли взаимопонимания.

В приведенном ниже описании системы жанров мы сделали акцент именно на жанрах, которые более или менее являются общепризнанными. Если же в рамках разных журналистских школ все же существует разное их понимание – мы это указывали.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных жанров периодической печати, необходимо отметить, что их принято объединять в несколько жанровых групп. В России наиболее известным и уже традиционным является выделение следующих групп:

1) информационные жанры;

2) аналитические жанры;

3) художественно-публицистические жанры[23].

Несмотря на все различия конкретных жанров, входящих в ту или иную группу, они обладают и важными сходными, «роднящими» их признаками. Прежде всего это сходство касается целей использования данных жанров.

Итак, рассмотрим жанры каждой из упомянутых групп. При этом более подробно остановимся на информационных жанрах, так как именно с ними чаще всего приходится работать начинающим журналистам. Да и PR-специалистам зачастую приходится писать материалы не в традиционных жанрах паблик рилейшнз, а в информационных журналистских жанрах.

Информационные жанры

Их основной общей целью можно признать оперативное донесение информации о наиболее важных и интересных событиях, явлениях окружающей действительности.

Заметка. Пожалуй, наиболее распространенный жанр периодической печати. А. А. Тертычный считает, что заметку можно назвать «исходным» информационным жанром, т. е. типом материала, из которого «вырастают» другие информационные жанры. По объему заметка – это, как правило, небольшой текст. Текст этот должен в полной мере отвечать таким требованиям, как оперативность, актуальность, точность, краткость и ясность изложения. «В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация… Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т. д. Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события…»[24]. Отметим, что речь может идти как об уже состоявшемся событии, так и об ожидаемом, запланированном на будущее. Любая заметка должна выступать для читателя именно как новость, т. е. лаконично предоставлять ему актуальную, новую, не известную ему ранее информацию.

Можно выделить несколько видов данного жанра.

Хроникальная заметка. Она представляет собой очень короткое сообщение о каком-либо событии, состоит обычно всего из одного-трех предложений, может не иметь заголовка. Но в любом случае хроникальная заметка, как и любой журналистский материал, должен содержать четкие ответы на ключевые вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Иными словами, человек, прочитав хроникальную заметку, должен получить ясное представление, что именно и с кем произошло, где и когда это произошло. Приведем пример хроникальной заметки. «Строительный кран упал во время грозы и шквалистого ветра в четверг, 19 августа, на строящееся здание по улице Родионова в Нижнем Новгороде. В результате инцидента погиб крановщик, сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области».

Короткая заметка уже почти всегда имеет заголовок, подпись автора и состоит в среднем из четырех-восьми предложений. Информация предоставляется здесь более подробно. В частности, автор короткой заметки должен еще ответить на вопрос: как? (как это произошло?). Например, приведенную выше информацию можно было бы дополнить такими сведениями: «Скорость ветра во время грозы достигала 28 метров в секунду. В нарушение всех правил техники безопасности в момент прохождения шквалистого ветра по территории Нижегородской области крановщик находился в кабине. Материальный ущерб и причина падения крана устанавливаются. Угрозы дальнейшего обрушения здания, на которое упал кран, нет».

Расширенная заметка отличается от короткой б о льшим объемом, степенью подробности и глубины освещения события (или явления). Ответы на обозначенные ключевые вопросы здесь должны быть даны более развернуто. Иногда расширенная заметка не просто информирует, но и содержит некоторые элементы анализа, помогает разобраться в причинах и возможных последствиях произошедшего. Такой материал может содержать высказывания очевидцев события или мнения экспертов, сопровождаться иллюстрацией. Нередко авторы упоминают об аналогичных событиях, случившихся ранее в этом же городе или другом месте.

Если короткие и хроникальные заметки подаются в составе информационных подборок, то расширенные, как правило, публикуются на газетной полосе самостоятельно.

Отметим, что при написании заметок (и ряда других материалов) журналисты часто используют так называемый «принцип перевернутой пирамиды». Он означает, что наиболее важная информация подается в самом начале, а затем, по мере убывания значимости, добавляются разные подробности, комментарии и т. д. Но иногда журналисты поступают по-другому: в начало выносится не самое важное, а самое интересное (будь это даже второстепенная деталь или чей-то эмоциональный комментарий), чтобы привлечь внимание читателей.

Отчет. Задача этого жанра – дать читателям достаточно полное, развернутое представление о конкретном событии, его ходе, развитии, значении для общества. Причина выделения отчета в самостоятельный жанр заключается прежде всего в особенностях предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают обычно события, совершающиеся в форме обмена информацией: всевозможные конференции, пресс-конференции, заседания, симпозиумы, семинары и т. п.

Кроме того, отчету свойственна б о льшая детализация сообщения, чем в заметке (даже в расширенной). Это сказывается и на размере материала. В отличие от заметки, отчет может занимать хоть всю газетную полосу.

Исследователь А. А. Грабельников выделяет следующие виды отчета[25].

Прямой информационный отчет воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист лишь точно и подробно отражает происходящее, ничего не комментируя.

Тематический отчет строится не в том порядке, в котором протекало событие, а выборочно, в соответствии с задачами, которые ставит перед собой журналист. Выступления участников могут быть сгруппированы по определенным темам или ключевым вопросам. Автор может даже полностью посвятить отчет одному из выступлений, лишь кратко упомянув об остальных.

В аналитическом отчете (отчете с комментариями) журналист, сообщая о событии, осмысливает его, дает собственные оценки. В качестве доказательств он может привлекать дополнительные факты, ставить на их основе проблему, вычленяя из многих затронутых, например на собрании, вопросов наиболее актуальные. Такой вид отчета по методу разработки темы приближается к аналитическим жанрам, в частности к корреспонденции.

Интервью. Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами. Именно высказывания, мнения интервьюируемого – самая важная для читателей часть интервью. Журналист не должен «выпячивать», выдвигать на первый план себя, стараться «затмить» собеседника красноречием. Наоборот, он должен помочь собеседнику раскрыться. Таким образом, роль журналиста все же очень велика. Ведь именно он определяет ход и направление беседы. Именно от его вопросов, мастерства, от того, сумеет ли он расположить к себе и «разговорить» собеседника преимущественно зависит успех интервью. Настоящие журналисты серьезно готовятся к каждому интервью, узнавая все, что можно, о своем собеседнике, собирая информацию по теме беседы, составляя список вопросов и т. д. Без такой подготовки успешное интервью невозможно, ведь на самом деле оно не является «непринужденной беседой», хотя зачастую так и выглядит.

Конечно же, журналист должен суметь задать собеседнику по-настоящему актуальные вопросы, ответы на которые важны и интересны для читателей.

На наш взгляд, можно выделить несколько видов интервью, наиболее часто встречающихся на практике.

Тематическое интервью. Представляет собой беседу с экспертом по проблемам, в которых он компетентен. Например, интервью с начальником городской милиции о состоянии преступности. Цель такого интервью: предоставить максимум полезной информации «из первых уст» и комментариев по актуальной проблеме.

Интервью-портрет. Это интервью с каким-то интересным человеком о нем самом, о его увлечениях, пристрастиях, планах, взглядах на жизнь и т. д. Например, интервью с известным драматургом, певцом или же с менее знаменитой, но чем-то выдающейся личностью (например, школьником, в совершенстве знающим много иностранных языков или обладающим какими-то другими талантами). Цель такого интервью: максимально раскрыть личность (либо какие-то яркие грани личности) человека.

Интервью смешанного типа. В нем есть признаки и тематического интервью, и интервью-портрета. Например, в беседе с высокопоставленным чиновником часть вопросов может касаться его профессиональной деятельности, а часть – его семьи, увлечений, взглядов на жизнь.

Можно найти и другие основания для выделения различных видов интервью. Например, А. А. Тертычный считает, что если в интервью делается акцент на получении фактической информации, на вопросах типа Что? Где? Когда?, то мы имеем дело с информационным интервью. Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т. п., то это будет аналитическое интервью (упомянутый исследователь относит его, соответственно, к аналитическим жанрам).

Репортаж представляет собой яркое, динамичное отображение какого-то события.

Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» и вызвать сопереживание читателя. Автор репортажа описывает яркие детали, подробности происходящего, передает свои эмоции от увиденного и услышанного. В идеале читатель должен ощутить, будто он сам сейчас находится на месте события. Этого помогают добиться особые приемы выразительности, в том числе использование глаголов настоящего времени. Пример: «Все вокруг заполняется едким дымом. Он забивает глаза, горло, дышать становится почти невозможно. Жарко невыносимо. Крики людей заглушаются ревом огня и треском лопающегося шифера. Сквозь дым видно, как куски обшивки, оставляя за собой огненные полосы, начинают разлетаться во все стороны. Мы бросаем ведра, лопаты и бежим прочь от пылающих зданий…». Конечно же, такие яркие, динамичные события, как, например, пожары, погони, ликвидация последствий землетрясений, войсковые учения или боевые операции, спортивные матчи или массовые акции протеста – идеальный «материал» для создания репортажей. Недаром самый распространенный вид репортажа – событийный, оперативно и, как правило, в хронологической последовательности отражающий подобные события. Выделяют также познавательный репортаж. «В его основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные»[26]. В подобных случаях, когда сами по себе события не столь захватывающие, от журналиста требуется особое мастерство, чтобы «зацепить» читателя. В частности, может помочь раскрытие, «вывод на поверхность» внутренней динамики событий или изложение динамики авторских переживаний.

Конечно же, в любом случае, для написания настоящего репортажа журналист должен сам находиться на месте событий, видеть и слышать все происходящее там.

Зарисовка. Когда мы слышим это слово, в уме возникает примерный синонимический ряд: набросок, эскиз, этюд… И суть зарисовки это отражает достаточно точно. Если сравнивать с живописью, то зарисовку можно сравнить не с большим полотном, над которым художник может работать годами, а с эскизами к этой картине (не стоит при этом забывать, что эскизы настоящих мастеров – это очень ценные произведения). Зарисовка – материал, в котором ярко, образно отражаются какие-то наиболее важные или интересные аспекты события, наиболее характерные и интересные черты личности человека или какой-то группы людей.

Можно выделить следующие виды данного жанра.

Портретная зарисовка. Это материал о каком-то человеке. Но он не ставит целью всесторонне и глубоко раскрыть личность, внутренний мир человека. Автор зарисовки акцентирует свое внимание на какой-то наиболее яркой особенности, например, на необычном хобби своего героя. Если он устроил у себя на деревенском огороде японский сад камней – то зарисовка и будет «вертеться» вокруг этого. Но «попутно» автор, конечно, даст представление о каких-то ярких чертах личности человека, связанных с его хобби. Крупными, красочными «мазками» журналист должен показать читателю своего героя, суметь заинтересовать и вызвать определенные чувства к нему (те, которые испытывает и сам автор).

Социографическая зарисовка [27]. Здесь предметом отображения является не отдельный человек, а некая группа, сообщество людей, объединенных работой, стилем жизни, хобби, местом проживания либо чем-то еще. Это может быть, например, педагогический коллектив гимназии, футбольный фан-клуб или сообщество городских байкеров. Задача автора зарисовки – дать читателям не всеобъемлющее, но как можно более яркое и точное представление о данной социальной группе.

Событийная зарисовка. Образный, красочный, эмоциональный рассказ о каком-то событии (фестивале, выставке, подведении итогов танцевального конкурса и т. д.) Событийная зарисовка похожа на репортаж, но, в отличие от него, перед автором зарисовки не ставится обязательной задачи создания «эффекта присутствия» на месте события.

Зачастую исследователи называют зарисовку «малой формой очерка» и относят, соответственно, к художественно-публицистическим жанрам. Определенные основания для этого есть. Так, зарисовку роднит с очерком и эмоциональная насыщенность, и художественная образность. И все же в традициях Уральской школы журналистики принято относить зарисовку к информационным жанрам. Ведь, как и заметка, и репортаж, это тоже «жанр быстрого реагирования», и главной задачей зарисовки тоже является именно донесение информации о ком-либо или о чем-либо.

 

 

Аналитические жанры

Их цели – анализ событий, проблем, явлений действительности, выявление причинно-следственных связей между фактами, выявление тенденций и прогноз дальнейшего развития событий.

Таким образом, если материалы информационных жанров отвечают преимущественно на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Как?, то материалы аналитических жанров – на вопросы Почему? В чем суть проблемы? Каковы возможные последствия?

Тексты аналитических жанров как правило большего объема, чем информационные материалы, требуют больше времени (а зачастую и терпения, и умственных усилий).

В качестве основных аналитических жанров можно назвать статью, корреспонденцию, обозрение и рецензию.

Статья. Основные ее признаки – масштабность обобщения явлений действительности. Этот жанр, как никакой другой, позволяет анализировать и отображать тенденции и процессы социально-экономического, политического, духовного развития общества, выявлять противоречивые, проблемные ситуации во всех сферах жизни. «Объектом исследования в статье является не одна локальная ситуация, сколь характерной она ни была бы (как в корреспонденции), а более значительное явление или группа явлений, социальные факты различного плана, изучив которые журналист приходит к выводам большего масштаба»[28].

Например, статья не может быть посвящена анализу конкретного случая попадания девушки в сексуальное рабство; в ней может рассматриваться проблема современного сексуального рабства в целом. 

В статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Ей свойственны масштабность, глубина обобщения на основе осмысления большого количества фактов. Аргументированная и выстроенная в соответствии с главной мыслью автора система фактов формирует логический стержень статьи, становится ее концепцией.

Корреспонденция. Это жанр, основным «назначением которого является либо логическое описание конкретно взятого социального явления, либо выявление его существенных (то, что влияет на сущность, суть) причинно-следственных связей путем преимущественно индуктивного метода – от частного к общему»[29]. Итак, еще раз подчеркнем: мысль автора идет в корреспонденции от частного к общему (тогда как в статье – от общего к частному). В отличие от статьи, где факты выполняют роль аргументов в защиту тезиса, идеи автора, здесь конкретные факты сами являются объектом исследования, анализа.

Основной параметр, по которому мы находим корреспонденцию в газете – целевая установка выступления журналиста: определить сущность явления – что за ситуация перед нами, почему она получила именно такое развитие и есть ли альтернативы для изменения. Часто уже в заголовке стоит вопрос (например: «Почему застрелился прапорщик Иванов?») или раскрывается сущность фактов, их внутренний смысл, дается авторская оценка ситуации (например: «В деревне Щекотово дичают коровы и люди»).

Обозрение. В его основе лежит осмысление событий и фактов, ограниченных определенными временными и географическими рамками (например, обозрение наиболее важных событий, случившихся в России в минувшем году). Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденции их развития. Часто обозрения бывают тематическими, они публикуются под рубриками «Экономическое обозрение», «Литературное обозрение», «Спортивное обозрение» и т. п.

Рецензия. Слово это латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Действительно, рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки и т. д. Рецензент оценивает особенности, достоинства и недостатки данного произведения, сопоставляя его с работами других авторов, с современной ситуацией в данной сфере духовной жизни в целом.

В качестве отдельных аналитических жанров некоторые исследователи называют также обзор СМИ, комментарий, мониторинг, выделяют даже такие «экстравагантные» жанры, как «аналитический пресс-релиз», «исповедь», «анкета». Рассмотреть их все не представляется возможным, тем более что общепризнанными они не являются.

Художественно-публицистические жанры

Общей основной целью материалов данных жанров является художественно-образное, эмоциональное отражение окружающей действительности. Условно говоря, если в аналитических жанрах окружающий мир постигается с помощью логики, рассудка, то в данном случае важную роль играют чувства, художественная интуиция.

Основными жанрами художественной публицистики можно назвать очерк, фельетон, памфлет.

Очерк. Он считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки – он один из наиболее трудоемких. Написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если уверенно владеет разными методами отображения действительности. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, собрать и проанализировать материал. Нужно еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана очерковой. Исследователи выделяют такие виды очерка, как портретный, событийный, путевой [30].

Фельетон. Задача этого жанра – обличение в сатирической форме общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Фельетонист пользуется различными выразительными средствами при написании материала – сатирической метафорой, иронией, сарказмом, гротеском. Но он стремится не рассмешить читателя, а вызвать у него определенные чувства, мысли по отношению к отрицательным общественным явлениям. Автор фельетона создает собирательный образ, отражающий основные характерные черты распространенных отрицательных явлений, бытующих в обществе. Для этого он наряду с реальными фактами может использовать авторский домысел – воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают возможные поступки героя исходя из его качеств, тем самым делающие образ более ярким.

Памфлет. В переводе с греческого («pamm fhlego») это слово означает «все воспламеняю» или «все испепеляю». Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской; в отличие от фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. «Его назначение – вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Памфлет часто используется журналистами партийной прессы при отстаивании собственных взглядов и критике системы взглядов других партий. Этот жанр отличается убийственной иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников»[31].

Отметим также, что рецензию, в которой доминирует не логическое, а художественно-образное, эмоциональное отражение действительности, можно также отнести к художественно-публицистическим жанрам.

По духу и по форме художественно-публицистические тексты близки к литературным. Отличие состоит в том, что в основе любых журналистских текстов (в том числе и художественно-публицистических) все же обязательно находятся факты и явления реальной жизни, тогда как литературное произведение может быть основано на полностью вымышленном материале. 

Отметим, что «в чистом виде» жанры на практике применяются не всегда. Часто используются «гибридные» тексты, т. е. материалы, имеющие признаки не одного, а двух или более жанров. Например, это может быть заметка с элементами интервью, репортаж с элементами зарисовки и прочее. Такое смешение жанров можно признать совершенно естественным и оправданным, если с его помощью журналисту удается более ярко и всесторонне рассказать о каком-то событии, явлении и т.д.

 

Вопросы для контроля

1. Что такое «журналистские жанры»?

2. Назовите основные жанрообразующие признаки.

3. Перечислите основные группы жанров периодической печати, поясните основные особенности этих групп, их отличия друг от друга.

4. Перечислите основные информационные жанры, дайте характеристику каждого из них.

5. В чем заключаются основные задачи журналиста при работе над интервью?

6. Назовите и охарактеризуйте основные виды зарисовки.

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные аналитические жанры.

8. Перечислите основные художественно-публицистические жанры, поясните, в чем их суть и основные задачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.042 с.)