Способы введения библиографических ссылок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы введения библиографических ссылок



В текст документа

Вид библиографической ссылки

Стандартный оборот речи (маркер)

 

1. Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина

В соответствии с определением, приведенным в (6, с. 6), под... будем понимать…

 

В словаре... (12) термин «...» определяется как…

 

Понятие... в современной культурологии трактуется как... (11; 22 – 27)

2. Нейтральные ссылки, ссылки-упоминания

Проблеме... посвящены работы (17 – 21)

Опыт... описан в публикациях (4 – 12)

Метод... нашел отражение в работах (3, с. 56 –78; 14, с. 21 – 34)

3.Ссылки-сопоставления  

 

3.1. Нейтральные ссылки с элементами классификации

Проблеме... уделялось серьезное внимание как в публикациях теоретического (12 – 21), так и экспериментального характера (22 – 27)

 

Известны исследования по... как отечественных (16 – 23), так и зарубежных ученых (44 – 56).

 

Методика... привлекла интерес как педагогов (3 – 8), так и теоретиков культуры (8 – 12), вызвала дискуссию в среде практических работников (12 – 22)

3.2.Ссылки, отражающие сходство взглядов

Как в публикациях (4 – 8), так и в работах (9 –11) предлагается...

 

В соответствии с концепцией... предложенной в монографии (33), в статье (21) используется способ...

 

Аналогичный прием был применен в (4)

3.3.Ссылки, отражающие различия взглядов

Противоположная точка зрения высказана в работе Г. Т.  Гриднева (34)

 

Иной способ решения проблемы... предложен в работах С. Д.  Орлова (14 – 19)

 

В отличие от работы (9), трактующей...,  в исследовании (23) предлагается...

4.Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора

Вряд ли можно согласиться с тезисом

Г. Н.  Маркова о том, что «...» (45, с. 66)

 

 

Утверждение авторов статьи (16) о том,

что... является весьма спорным.

 

Предложенный в монографии (54) способ решения проблемы... страдает рядом недостатков...

5.Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора

С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах (34 – 37)  

 

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях (54 – 56)...

 

Глубоко прав исследователь проблемы.... утверждая, что «...» (45, с. 11 – 12)
     

 

На основе использования этой таблицы учащимся предлагается ввести и правильно оформить упоминание о прочитанных источниках информации в текст воображаемого реферата, заданного, например, по такому предмету, как история, литература, география и др. Для этого учащимся раздаются соответствующие тематические подборки вторичных документов – библиографических описаний, сопровождаемых аннотациями. В задачу учащихся входит подготовка фрагмента учебного реферата, содержащего библиографическую ссылку на эти источники. Это упражнение рекомендуется сначала выполнить коллективно, под руководством библиотекаря, затем – индивидуально. Результаты индивидуальной работы требуется проанализировать и обсудить, выявив возникшие затруднения. Оптимальной является ситуация, когда это упражнение выполняется в тот период, когда учащиеся имеют задание на подготовку реальных учебных рефератов по конкретным учебным предметам.

Еще одним полезным видом практических заданий по разделу III. «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» является отработка умений анализа определений. Например, учащиеся получают подбор разных определений одного и того же понятия («Дайджест», «Резюме», «Портфолио» и т. п.), с указанием источников, откуда эти определения взяты, а также таблицу 5 «Способы введения библиографических ссылок». Цель упражнения – составить связный текст, содержащий сравнительный анализ этих определений. При этом требуется не только правильно оформить библиографические ссылки, отражающие различные источники, но и аргументировать основной вывод – какое  из определений и почему, с точки зрения данного учащегося, является лучшим. В качестве домашнего задания может быть предложен самостоятельный поиск и анализ различных определений по теме того учебного реферата (доклада, выступления и т. п.), который в этот момент готовит старшеклассник.

Другой, более сложный вид практических заданий, который может быть выполнен с целью развития критического мышления, заключается в следующем. Учащиеся получают текст, содержащий некоторое высказывание, библиографическое описание документа, его содержащего, а также таблицу 5 «Способы введения библиографических ссылок». Цель задания – построить два варианта текста:

1) текст, представляющий собой законченное, целостное суждение, в состав которого входит предложенное высказывание, введенное и оформленное с помощью нейтральной ссылки (ссылки-упоминания);

2) текст, представляющий собой законченное, целостное суждение, в состав которого входит предложенное высказывание, введенное и оформленное с помощью либо ссылки-соглашения, одобрения, отражающего точку зрения учащегося, либо с помощью ссылки-опровержения, отражающего точку зрения учащегося.

При построении второго варианта текста старшеклассник должен доказать или опровергнуть, согласиться или не согласиться с предложенным для анализа высказыванием. В любом случае, это должен быть текст, содержащий завершенное логическое рассуждение, сопровождаемое фактами, аргументами, доказательствами и оформленное в соответствии с правилами цитирования и введения в текст библиографических ссылок. 

Для старших школьников рекомендуется расширение круга традиционных методов обучения (словесных, наглядных, практических) за счет использования исследовательских методов и методов активного обучения, предоставляющих возможность для реализации творческого потенциала учащихся и самостоятельности (нестандартные формы уроков, использование дидактической игры).

Значительное место при обучении старшеклассников основам информационной культуры личности отводится таким методам активного обучения, как метод проектов и дидактическая игра.

Метод проектов направлен на решение определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Учитель или библиотекарь при этом выступает в роли разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

При обучении основам информационной культуры метод проектов может использоваться в работе со старшеклассниками в следующих направлениях:

1. Подготовка проектов в рамках изучаемого курса «Основы информационной культуры». В их состав могут входить различные виды проектов. Во-первых, проекты, выполненные школьниками по ключевым проблемам курса. К числу таких проблем могут быть отнесены следующие: «Моя информационная безопасность»; «Читать иль не читать: вот в чем вопрос!»; «Интернет: друг или враг?»; «Информационный взрыв: быль или небыль?»; «Сетевой этикет: миф или реальность?» и др. Во-вторых, проекты, направленные на создание конкретных информационных продуктов: мультимедийной презентации, раскрывающей индивидуальное видение школьником любой из тем учебного курса; создание личной веб-страницы или участие в работе над созданием веб-сайта школы (школьной библиотеки) и др.

2. Подготовка проектов, интегрирующих информационные знания и умения учащихся с предметными знаниями и умениями в рамках различных учебных дисциплин, обязательных для изучения. Такие проекты могут разрабатываться в пределах любого учебного предмета общеобразовательной школы. Примером такого рода проектов может служить создание электронного справочника «Что в имени тебе моем», содержащего сведения об ученых, чьими именами названы законы, теоремы, созвездия, термины и т. п. в рамках конкретной учебной дисциплины (математики, химии, физики, астрономии и т. п.); разработка мультимедийной презентации по курсу географии «Неизвестная планета» о малоизученных районах земного шара и т. п.

3. Подготовка проектов, интегрирующих знания различных учебных дисциплин и связанных с изучением элективных и факультативных курсов, участием школьников во внеклассной работе. Это проекты типа «Школьный музей», электронная база данных «Их именами названы улицы родного города (села)», мультимедийный справочник «Фольклор родного края». Проекты такого типа дают возможность учащимся показать владение методами поиска самых различных источников информации, получение которых требует посещения библиотеки, архива, использования ресурсов Интернет, приемов социологического исследования (опрос, интервью, анкета и др.). Они дают возможность ощутить радость подлинной исследовательской работы, увидеть конкретные результаты коллективного труда над проектом.

4. Подготовка проектов, отражающих личные интересы и увлечения школьников. Например, к таким проектам относятся: мультимедийная презентация «История моей семьи в истории моей школы»; электронное досье «Моя будущая профессия»» и др. В эту же категорию входит проект «Мой виртуальный музей», экспонатами которого могут стать личные коллекции учащихся (марок, открыток, домашних животных, комнатных растений и т. п.).

 Из числа активных методов в старших классах целесообразно применение дидактических игр, основанных на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Такие игры направлены на формирование информационного мировоззрения старшеклассников, они отличаются значительным эмоционально-личностным воздействием на учащихся. Примером такого рода игр могут быть: «Презентация информационных продуктов», на которой старшеклассники с помощью мультимедийного представления информации демонстрируют и рекламируют подготовленные самостоятельно информационные продукты (рефераты, дайджесты, обзоры, проекты, веб-страницы и т. п.); «Школьное бюро добрых информационных услуг» – показ возможностей информационного обслуживания и консультирования сверстников или младших школьников по наиболее типичным информационным запросам на основе полученных в ходе информационной подготовки знаний и умений; «Аукцион идей», в ходе которого учащиеся выдвигают и отстаивают собственные идеи по решению, например, таких проблем: как ликвидировать информационную компьютерную неграмотность граждан; как обеспечить информационную безопасность России; как привлечь своих сверстников к чтению, используя Интернет; как преодолеть разрыв между информационно-бедными и информационно-богатыми странами и т. п.

Активные методы обучения позволяют решить задачи формирования мотивации и стимулирования интереса к освоению информационных знаний и умений. Поскольку для старшеклассников характерна ориентация на будущую профессию, поступление в вуз или другое учебное заведение, необходимо в ходе занятий наглядно показывать, как и где знания, умения и навыки работы с информацией, полученные при освоения курса «Основы информационной культуры личности», могут пригодиться в дальнейшем.

При мотивировании применяется убеждение и разъяснение. Так, например, при изучении раздела 1. «Информационные ресурсы общества и информационная культура» необходимо, прежде чем излагать теоретический материал, объяснить, что в современном мире, не случайно именующемся информационным обществом, каждый человек сталкивается с гигантскими документальными потоками, содержащими различную информацию (научную, профессиональную, бытовую и т. п.), на основании которой он должен принимать те или иные решения; что от того, насколько он подготовлен к работе с информацией, будет зависеть успех любой другой деятельности – учебной или профессиональной.

В целом убеждение и разъяснение должны быть направлены на то, чтобы старшеклассники четко осознавали, для чего им нужно то или иное информационное знание или умение. Этому осознанию способствует использование ситуационного метода. Так, при изучении темы 1.2. «Первичный документальный поток» можно следующим образом применить ситуационный метод: наглядно продемонстрировать, в какую ситуацию может попасть человек, не ориентирующийся в структуре информационных ресурсов, не знающий возможностей и назначения отдельных классов документов, не умеющий использовать электронные информационные ресурсы, не владеющий современными информационно-коммуникационными технологиями. Проанализировав негативную информационную ситуацию, важно показать возможности выхода из нее, раскрыть учащимся роль умений и навыков информационного самообслуживания как залога успешной учебной или профессиональной деятельности практически в любой сфере современного общества.

Ситуационный метод можно использовать и при закреплении материала. Для этого можно устраивать опросы в соревновательной форме, используя создание ситуации успеха. Это могут быть КВН, Информина или индивидуальные соревнования, поощрением в которых будет победа и символический или реальный приз (например, книга). Достоинство игры, в отличие от традиционного урока, заключается в том, что она стимулирует творческое мышление старшеклассника, формирует у него коммуникативные качества, и наконец – создает  мотивацию на освоение специальных знаний и умений в сфере информационной культуры личности. Особенностями игры в приведенном примере являются нацеленность на самоутверждение в обществе сверстников.

Кроме игровых и ситуационных к методам стимулирования интереса к учебе относится также и метод дискуссии. Так, например, целесообразно использовать дискуссионный метод при изучении темы 1.1. «Информатизация общества и информационная культура» раздела 1. «Информационные ресурсы общества и информационная культура». Для более полного раскрытия содержания данной темы можно сформулировать несколько спорных вопросов. К их числу относятся следующие: Информационный взрыв – миф или реальность? Действительно ли возрастает роль образования, знаний в современном (информационном) обществе? Влияют ли информационные технологии на развитие науки и техники? Имеют ли отношение к каждому из вас последствия информационного взрыва и информационной революции?

Дискуссия может возникнуть и в процессе беседы, при обсуждении вопросов, обеспечивающих установление логических связей внутри рассматриваемого материала. Так, в ходе беседы по этой же теме «Информатизация общества и информационная культура» могут быть заданы такие вопросы: Каковы причины и следствия информационного взрыва и информационного кризиса? По каким признакам можно определить информационное общество? Как соотносится культура информационная с культурой интеллектуальной, эстетической, нравственной, коммуникативной?

Поскольку основным внутренним мотивом для большинства старшеклассников является ориентация на результат, а их учебная деятельность нацелена на будущую профессиональную деятельность, важно предоставлять учащимся возможность осуществлять самооценку своих знаний и умений. Например, для самооценки учащимися своих знаний и умений по теме 1.5. «Информационные ресурсы Интернета» можно использовать следующее задание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.011 с.)