Или что должен знать школьный библиотекарь для обеспечения результативности своей педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Или что должен знать школьный библиотекарь для обеспечения результативности своей педагогической деятельности



С. 266 – 343.

4.1.   Представление о многообразии методов обучения

Цель данного параграфа – вскрыть причины, из-за которых результативность занятий, проводимых школьными библиотекарями в сфере информационной подготовки учащихся, остается недостаточно высокой; показать многообразие существующих дидактических методов и необходимость их комплексного использования при обучении основам информационной культуры личности. Для этого сначала будет раскрыт смысл понятий «метод обучения» и «прием обучения», показаны различные подходы к классификации методов обучения. Затем будет дан обзор многообразных методов обучения с позиций формирования информационной культуры школьников, выявлены их преимущества и ограничения, определены факторы, влияющие на выбор методов обучения.

 

Проблемы методического характера в работе школьных библиотекарей по формированию информационной культуры личности. Важная роль школьной библиотеки и школьного библиотекаря в обучении основам  информационной культуры учащихся определяется совокупностью следующих факторов:

· наличием в школьной библиотеке соответствующих современных информационных ресурсов на различных типах носителей;

· профессиональной готовностью школьного библиотекаря к обучению информационной культуре учащихся и взрослых (педагогов), его профессиональным потенциалом;

· успешной реализацией школьной библиотекой образовательных функций – обучающей, развивающей, воспитывающей.

Особым фактором следует считать наличие у школьных библиотекарей определенного опыта в сфере информационной подготовки разных возрастных групп учащихся, начиная с младших школьников и до выпускников. В этом убеждают многочисленные публикации на страницах профессиональной печати (журнал «Школьная библиотека», приложение к газете «Первое сентября» «Библиотека в школе»), материалы научно-практических конференций различного уровня, от всероссийских форумов – Фестиваля школьных библиотек «Библиобраз», Первого съезда школьных библиотекарей Российской Федерации – до мероприятий регионального уровня.

В целях информационной подготовки учащихся школьными библиотекарями проводятся традиционные библиотечные уроки и игры (деловые, библиографические, информины и т. д.), беседы и консультации, рассказы и лекции, обзоры и семинары, практические занятия. К наиболее востребованным, как показывает практика, относятся библиотечные уроки, экскурсии, беседы. Широко используются викторины, конкурсы, игры-путешествия, турниры и т. д.

Однако, как показывает анализ, привлекаемый библиотекарями арсенал методов, средств и организационных форм обучения имеет ряд недостатков. Так, например, проведение викторин, конкурсов, игр, турниров и т. п. применяется, главным образом, в режиме итогового и контрольного занятия и носит чаще всего развлекательный, а не обучающий характер. Использование активных методов, внедрение таких организационных  форм обучения, как интегрированные уроки, уроки-диспуты, групповые консультации, не обеспечивают тот результат, на который они рассчитаны. При этом сами библиотекари обращают внимание на недостаточно высокое качество проводимых ими занятий, ощущают неудовлетворенность от результатов своей работы.

В целом эта деятельность, реализуемая на инициативной основе отдельными энтузиастами-новаторами, к сожалению, не носит системный характер. В результате занятия не формируют целостного представления о сложном и многозначном феномене информационной культуры, ядром которого являются знания и умения, связанные со смысловой обработкой информации, ее поиском и использованием. Такая практика не способствует формированию информационного мировоззрения. В конечном итоге разрозненность полученных библиотечно-библиографических знаний и умений не позволяет обучаемым эффективно использовать накопленные в обществе информационные ресурсы, продуктивно работать с ними в целях получения знаний и удовлетворения своих информационных потребностей.

Исходя из этого, обучение основам информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным педагогическим процессом. Это означает не только систематическое проведение занятий, но и умение осуществлять рациональный выбор таких методов, средств  и организационных форм обучения, которые были бы адекватны теме и цели конкретного занятия, а также характерным особенностям  возрастной группы обучаемых.

Результативность деятельности по обучению учащихся разных возрастных групп основам информационной культуры, по нашему мнению, во многом зависит от профессионально обоснованного использования целесообразной системы дидактических методов и приемов. Вместе с тем, на практике библиотечное занятие, зачастую, представляет собой продолжительный монолог библиотекаря, рассказывающего о библиотеке, ее неограниченных возможностях, о художественной и научно-познавательной литературе, энциклопедиях и т. п. Стремление библиотекаря выдать максимальное количество учебной информации, «полезной», с его точки зрения, приводит к ее избыточности, перенасыщенности специальной терминологией, неадаптированной к восприятию конкретной категорией обучаемых. В конечном итоге пассивное восприятие учащимися учебной информации сказывается на качестве усвоения знаний.

На практике роль обоснованного выбора методов и форм обучения зачастую не осознается школьным библиотекарем. Так, например, при переходе в процессе обучения от одной возрастной группы школьников к другой используемые методы и формы часто не претерпевают необходимых изменений и реализуются с методическими нарушениями. Это отрицательно сказывается на успешности формирования мотивации к изучению основ информационной культуры, снижает привлекательность таких занятий для школьников и не способствует повышению качества информационной подготовки учащихся в целом.

Для того чтобы обеспечить переход от эпизодической деятельности в режиме пропаганды специальных информационных и библиотечных знаний к организации информационной подготовки учащихся на принципах системного подхода, школьный библиотекарь должен владеть соответствующими психолого-педагогическими знаниями и умениями. Он должен уметь на практике осуществлять рациональный выбор таких методов, форм и средств, которые бы обеспечили результативность работы по формированию информационной культуры личности.

Понятия «метод обучения» и «прием обучения». Как известно, успех обучения зависит не только от правильного определения целей и содержания обучения. Весьма важным является вопрос о том, каким способом этих целей достичь. От правильно выбранного метода обучения зависит эффективность обучения вообще. Метод (гр. methodos – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. В современной педагогике, в частности, в многочисленных учебниках, можно встретить разнообразные формулировки понятия «метод обучения». Российская педагогическая энциклопедия определяет метод обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (37, с. 566). Методы обучения включаютв себя деятельность учителя и учащихся, то есть деятельность преподавания и учения.

С понятием «метод обучения» тесно связано понятие «прием обучения», или методический прием. Под методическими приемами понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. Например, метод работы с книгой состоит из ряда приемов, последовательных шагов: составление плана прочитанного, пересказ текста, выделение основных, ведущих положений в тексте, составление конспекта рассказа и т. д. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие – основной источник знаний, демонстрация его является методом обучения.

При обучении основам информационной культуры личности возможно использование следующих приемов, описанных в (24, с. 100):

· «Хочу спросить» –  любой  ученик может спросить учителя, библиотекаря или товарища по поводу конкретной «информационной» проблемы (Чем отличается реферат от резюме? Почему надо платить за пользование информационными ресурсами? Что такое Интернет-аддикция? и т. п.) получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом.

· «Для меня сегодняшний урок» –  формулировка  учащимися своих ожиданий от изучения конкретной темы, пожелания в адрес организуемых занятий.

· «Экспертная комиссия» –  работа группы школьников-лидеров в области информационной подготовки, которые выражают мнение о ходе занятия либо выступают экспертами в спорных, неоднозначных, ситуациях, возникающих при обучении.

· «Работа в диадах» –  предварительное  обсуждение какой-либо проблемы, вопроса с товарищем, формулировка единого ответа.

· «Прием недописанного тезиса» –  письменное или устное завершение высказанного тезиса: «Самым трудным при изучении метода формализованного реферирования для меня было…», «Изучение курса «Основы информационной культуры личности» полезно (бесполезно), потому что…»; «Я люблю (не люблю) бывать в библиотеке, потому, что...» и т. п.

· Перевод текстовой информации в табличную или графическую (рисунок, схема, диаграмма, график, символьный знак, пиктограмма и т. п.). Например, изобразить на бумаге или с помощью компьютера «океан информации» с островами учебной, справочной, научной, официальной, художественной и рекламной литературы; создать свой личный логотип информационной культуры; придумать художественный образ, отражающий сущность свертывания информации и т. п.

При обучении правилам библиографического описания документа, которое обычно с трудом и неохотой усваивается учащимися, можно использовать следующий прием. Познакомив учащихся со схемой библиографического описания, на основе которой выполняется практическое задание, и составив коллективно, под руководством библиотекаря, несколько библиографических описаний, можно предложить школьникам найти ошибки в готовых библиографических описаниях. Для этого дается библиографический список, в котором нужно отыскать несколько ошибок, допущенных составителем, и объяснить, к каким негативным последствиям при поиске информации приводят эти ошибки. Такой прием не только позволяет закрепить теоретические знания, но и в занимательной форме их проверить.

Классификации методов обучения. В современной педагогической литературе рассматривается достаточно большое количество методов обучения (по некоторым данным – свыше 100). В связи с этим возникает практическая потребность упорядочить их обширный перечень. Для этого необходимо выяснить существенные признаки, по которым можно отличать одни методы обучения от других, то есть появляется необходимость их классификации. Наличие классификации методов позволяет выделить своеобразные черты, присущие отдельным методам, найти черты сходства, свойственные разным методам обучения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует единая классификация методов обучения, а в работах ведущих отечественных дидактов предлагаются различные классификации, в которых один и тот же метод зачастую относится к различным группам методов. Причиной такого многообразия является то, что в основу классификаций кладутся различные признаки (основания деления), базирующиеся на различных подходах к назначению и использованию методов.

Для того чтобы дать представление о многообразии существующих подходов к классификации методов обучения, обратимся к табл.1. Представленные в ней данные получены на основе анализа наиболее авторитетных публикаций, номера которых указаны в таблице, а полное библиографическое описание этих источников приводится в списке литературы к данной главе.

Приведенные в табл. 1. классификации не исчерпывают всего их многообразия, существуют и другие классификации методов обучения. Значительное количество подходов к классификации методов обучения во многом объясняется сменой парадигмы образования, ориентацией современной системы образования на приоритет развивающейся личности; переходом от репродуктивной модели образования к продуктивной; дополнением традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность». Именно по этой причине в настоящее время активно ведутся поиски новых, преимущественно активных, методов обучения, призванных обеспечивать реализацию идей «обучение для жизни», «образование в течение всей жизни», способствовать формированию творческой личности.

Для того чтобы показать назначение и отличительные черты наиболее распространенных методов обучения, а также возможности их использования при обучении основам информационной культуры личности, ниже будет дана характеристика основных методов обучения, сгруппированных по трем основаниям деления: 1) по источнику получения знаний учащимися; 2) по характеру учебно-познавательной деятельности обучаемых в процессе овладения учебным материалом; 3) по характеру действий обучаемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.012 с.)