Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся среднего школьного возраста на основе их  психофизиологических характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся среднего школьного возраста на основе их  психофизиологических характеристик



Рациональный выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся среднего школьного возраста предполагает знание школьным библиотекарем особенностей этой возрастной группы учащихся. Для этого в параграфе сначала будет приведена обобщенная характеристика данного возраста в целом, затем будут раскрыты особенности протекания психических процессов и особенности поведения (деятельности) подростков. Использованные для такой характеристики данные получены в ходе анализа наиболее значимых публикаций по общей (14; 15; 21; 22; 39; 46), педагогической (8; 9; 45) и возрастной (1; 20) психологии; по общей (31; 44), возрастной (4) и социальной педагогике (5). Далее будут рассмотрены методы, формы и средства обучения, рекомендуемые при обучении подростков основам информационной культуры личности.

Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст не случайно называют переходным возрастом, так как он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст – типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослости. Происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Такое двойственное, противоречивое положение подростка чревато осложнениями в межличностных отношениях, которые могут выливаться в конфликты и принимать различные формы протеста. Поэтому подростковый возраст называют, как правило, «трудным», «критическим».

Центральное психологическое новообразование возраста – возникновение  чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым, стремление показать себя взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношениям к людям и миру, определяет специфику его переживаний и эмоциональных реакций. Возникновение чувства взрослости у подростков определяет их переориентацию с одних норм и ценностей на другие: с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и независимости. Оно проявляется в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых и в наличии собственных взглядов и суждений (14).

Центральный психический процесс – развитие самосознания. Этот период соотносится с фазой индивидуализации, которая характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Главное психологическое приобретение подросткового возраста – открытие своего внутреннего мира, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Этому предшествует период, когда объектом глубокого интереса и познания становится другой человек, его внутренний мир, поведение, способности. Стремление к познанию качеств личности вызывает интерес и к себе, потребность сравнить себя с другими, оценить себя. Происходит формирование представлений о собственной уникальности. Результатом дальнейшего развития самосознания является представление о неповторимости, исключительности собственного «Я», то есть представление о самом себе. Возникает потребность понять самого себя и быть на уровне собственных требований к себе. От взрослых в этот период требуется тактичная помощь: необходимо, поддерживая представление подростков о собственной уникальности, в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в собственной уникальности. Именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими.

У подростков появляются устойчивые тяготения к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются. Чувство «первооткрывателя» делает подростков одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях, сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих. Подростки приступают к решению интеллектуальных задач, как правило, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Этому периоду присуще наличие иллюзий, например, представление о своих безграничных силах и возможностях. Для преодоления такого рода иллюзий следует направлять внимание подростков на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.

Происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Поэтому наблюдается несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой стороны. Намерения подростков обычно благие, а вот поступки – далеко не всегда благовидные. Нравственные идеалы и моральные убеждения разнообразны, складываются под влиянием разных факторов, в том числе и на основе ошибочных, незрелых или аморальных представлений. Заметно смещение акцентов с традиционно положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Возможны инфантилизм, безразличие, социальная незрелость. Вместе с тем ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.006 с.)