Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся среднего школьного возраста на основе их психофизиологических характеристик
Рациональный выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся среднего школьного возраста предполагает знание школьным библиотекарем особенностей этой возрастной группы учащихся. Для этого в параграфе сначала будет приведена обобщенная характеристика данного возраста в целом, затем будут раскрыты особенности протекания психических процессов и особенности поведения (деятельности) подростков. Использованные для такой характеристики данные получены в ходе анализа наиболее значимых публикаций по общей (14; 15; 21; 22; 39; 46), педагогической (8; 9; 45) и возрастной (1; 20) психологии; по общей (31; 44), возрастной (4) и социальной педагогике (5). Далее будут рассмотрены методы, формы и средства обучения, рекомендуемые при обучении подростков основам информационной культуры личности. Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст не случайно называют переходным возрастом, так как он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст – типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослости. Происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Такое двойственное, противоречивое положение подростка чревато осложнениями в межличностных отношениях, которые могут выливаться в конфликты и принимать различные формы протеста. Поэтому подростковый возраст называют, как правило, «трудным», «критическим». Центральное психологическое новообразование возраста – возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым, стремление показать себя взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношениям к людям и миру, определяет специфику его переживаний и эмоциональных реакций. Возникновение чувства взрослости у подростков определяет их переориентацию с одних норм и ценностей на другие: с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и независимости. Оно проявляется в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых и в наличии собственных взглядов и суждений (14).
Центральный психический процесс – развитие самосознания. Этот период соотносится с фазой индивидуализации, которая характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Главное психологическое приобретение подросткового возраста – открытие своего внутреннего мира, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Этому предшествует период, когда объектом глубокого интереса и познания становится другой человек, его внутренний мир, поведение, способности. Стремление к познанию качеств личности вызывает интерес и к себе, потребность сравнить себя с другими, оценить себя. Происходит формирование представлений о собственной уникальности. Результатом дальнейшего развития самосознания является представление о неповторимости, исключительности собственного «Я», то есть представление о самом себе. Возникает потребность понять самого себя и быть на уровне собственных требований к себе. От взрослых в этот период требуется тактичная помощь: необходимо, поддерживая представление подростков о собственной уникальности, в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в собственной уникальности. Именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. У подростков появляются устойчивые тяготения к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются. Чувство «первооткрывателя» делает подростков одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях, сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих. Подростки приступают к решению интеллектуальных задач, как правило, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Этому периоду присуще наличие иллюзий, например, представление о своих безграничных силах и возможностях. Для преодоления такого рода иллюзий следует направлять внимание подростков на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.
Происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Поэтому наблюдается несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой стороны. Намерения подростков обычно благие, а вот поступки – далеко не всегда благовидные. Нравственные идеалы и моральные убеждения разнообразны, складываются под влиянием разных факторов, в том числе и на основе ошибочных, незрелых или аморальных представлений. Заметно смещение акцентов с традиционно положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Возможны инфантилизм, безразличие, социальная незрелость. Вместе с тем ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.006 с.) |