Краткая характеристика методов обучения, сгруппированных по источнику получения знаний учащимися 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика методов обучения, сгруппированных по источнику получения знаний учащимися



Словесные методы. Свое название данная группа методов получила потому, что при их использовании источником знания выступает устное или печатное слово. К этой группе методов относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала обучающим. В структуре рассказа выделяется вступление, повествование, заключение. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен:

· содержать только достоверные факты;

· включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

· иметь четкую логику изложения;

·  быть эмоциональным;

·  излагаться простым и доступным языком;

·  отражать элементы личной оценки и отношения учителя или библиотекаря к излагаемым фактам, событиям.

Отличительной чертой рассказа является то, что изложение не прерывается вопросами. Этот метод наиболее характерен для работы с учащимися начальных классов, вместе с тем, он может использоваться и при обучении основам информационной культуры личности учащихся среднего и старшего школьного возраста. При этом меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, представленное в монологической форме. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала учебной дисциплины; решении различного рода задач, доказывании теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

· точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

· последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

· использования сравнения, сопоставления, аналогии;

· приведения ярких примеров;

· безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, включающее постановку цели, совокупность вопросов и ответов, раскрывающих тему беседы, выводы. В отличие от рассказа в беседе информация передается в виде диалога, который организован с помощью вопросов, задаваемых учителем (библиотекарем) учащимся. Основными видами беседы являются репродуктивная и поисковая (эвристическая). Репродуктивная беседа направлена на закрепление, проверку изученного материала путем его повторения. Поисковая (эвристическая) беседа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. В ходе поисковой или эвристической беседы учитель или библиотекарь путем рассуждений и построения логических выводов подводит учащихся к усвоению новых научных понятий, теорий и т. п. Беседа, как правило, применяется в работе со всеми возрастными группами обучаемых.

Лекция – метод обучения, а также одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное монологическое изложение учебного материала, отличающееся систематичностью и последовательностью. В структуре лекции обычно выделяют вступление, включающее формулировку темы, изложение плана лекции, то есть перечня основных вопросов, подлежащих рассмотрению, характеристику рекомендуемых источников информации по теме лекции; основную часть – изложение лекции в строгом соответствии с ее планом, заключение – обобщение материала, формулировку выводов по теме лекции, ответы на вопросы учащихся.

На практике распространены следующие основные виды лекций: по составу учебной информации (вводная, обзорная, обобщающая); по способу представления (словесная, кино, видео лекция); по протяженности учебного времени (типовая или стандартная, минилекция); по характеру подачи информации (информационная, проблемная).

Лекции целесообразно использовать при работе со старшими школьниками. Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекций в последнее время стал возрастать.

Дискуссия – метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины. Под учебной дискуссией понимается обмен суждений учащихся по различным темам. Ее главное назначение в процессе обучения – стимулирование  познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение к осмысливанию различных подходов при аргументации чужой и своей позиции. Для этого необходима тщательная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в организационном (поведенческом) плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой – учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации учитель или библиотекарь должен демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить их четко излагать свои мысли и терпимо относиться к высказываниям других учеников, вносить изменения в их ответы, стараться сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Успех дискуссии во многом определяется: 1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, который способен вызвать желание высказываться, а не молчать; 2) умением ведущего вести дискуссию, создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу; 3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В структуре дискуссии выделяется, во-первых, вступительное слово ведущего, в котором четко формулируется дискуссионная тема; определяются цели и задачи дискуссии; намечается тональность общения. Во-вторых, собственно дискуссия, то есть высказывания учащихся по теме дискуссии; в-третьих, реплики ведущего, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор; в-четвертых, заключительное слово ведущего, в котором кратко подводятся итоги дискуссии, дается оценка выступлений участников, отмечаются наиболее аргументированные высказывания.

Дискуссия как метод обучения чаще всего используется при работе со старшими школьниками. При организации информационной подготовки дискуссиям отводится особое место, поскольку они являются действенным инструментом формирования информационного мировоззрения личности, позволяя учащимся высказывать собственную точку зрения по наиболее актуальным проблемам в сфере работы с информацией: противоречие между правом личности на свободный доступ к информации и необходимостью ее оплаты; противоречие между правом личности размещать в Интернете любую информацию и необходимостью ограничения этой свободы в связи возможностью распространения дезинформации, информации расистского, безнравственного, антигуманного характера и т. п.

Работа с печатным источником (книгой, учебником, инструкцией и т. п.) – важнейший  метод обучения, направленный на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными изданиями:

· конспектирование – краткое  изложение, краткая запись содержания прочитанного;

· составление плана текста, простого или сложного; 

· тезирование – краткое  изложение основных мыслей прочитанного;

· цитирование – дословная  выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных печатного источника (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

· аннотирование – краткое  изложение содержания прочитанного;

· рецензирование – написание  краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;

· составление формально-логической модели прочитанного текста – словесно-схематического изображения прочитанного;

· составление тематического тезауруса – упорядоченного  комплекса базовых понятий по изученному разделу, пройденной теме;

· составление матрицы идей – сравнительных  характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Следует подчеркнуть, что при работе с печатным источником школьники учатся на основе прочитанного материала самостоятельно выполнять практические действия согласно выявленным в ходе чтения условиям, требованиям, правилам, алгоритмам и т. п. К числу таких действий можно, например, отнести составление библиографического описания, аннотирование и реферирование, выполняемые на основе соответствующих ГОСТов; подготовку конкретных видов информационных продуктов на основании заданных правил и алгоритмов; выполнение инструкции по поиску информации в электронном каталоге и т. п.

Наглядные методы. Вданной группе методов источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. В основе их применения лежит один из важнейших дидактических принципов – принцип наглядности, опирающийся на чувственное познание, на образование у школьников представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений. Использование наглядных методов имеет особое значение при обучении основам информационной культуры личности, так как позволяет зрительно представить множество новых, достаточно сложных для учащихся понятий: документ, аудиовизуальная информация, реферат, аннотация, мультимедийная презентация и т. п.

Основной функцией наглядных методов является обеспечение восприятия предмета изучения, формирование представления о нем, создание условий для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления. Источником знания в данном случае является образ; объект изучения представляется не только в виде схем (схема алгоритма поиска информации, схема библиографической записи), таблиц, рисунков, моделей, но и как сам предмет в оригинале. Например, предметами в оригинале являются используемые при обучении основам информационной культуры личности карточный и электронный каталоги, первичный и вторичный документы, электронная энциклопедия и др. Наглядные методы неразрывно связаны со словесными.

К наглядным методам относятся иллюстрация и демонстрация. Иллюстрация (от лат. – illustratio, буквально – освещение, наглядное изображение) – это метод, представляющий собой объяснение с помощью наглядных примеров, предполагает  организацию познавательной деятельности учащихся на основе экспонируемого объекта. Отличительной чертой метода иллюстрации является показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. Использование метода иллюстрации при обучении основам информационной культуры эффективно при характеристике таких явлений и процессов, как информационный взрыв (графики, диаграммы, отражающие темпы роста документальных потоков), информационная революция (фотографии и рисунки различных типов носителей информации и соответствующих им технических средств создания, обработки, поиска и распространения информации), свертывание информации (блок-схемы формализованного аннотирования и реферирования, таблицы «Аспект-маркер»), поиск информации (блок-схемы и алгоритмы выполнения основных типов запросов) и т. п.

Демонстрация (от лат. – demonstratio  – показывание) – метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов. Заключается в наглядно-чувственном восприятии процессов, объектов в натуральном виде (например, демонстрация поиска информации по электронному каталогу на основе алгоритма). Отличие демонстрации от иллюстрации состоит в том, что этот метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, процессов. Он широко используется для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов (например, демонстрация аннотации и ее отличий от реферата на один и тот же первичный документ; демонстрация информационно-поискового тезауруса как особого вида справочных изданий и т. п.).

Метод демонстрации, в отличие от иллюстрации, базируется на активном вовлечении школьников в изучение демонстрируемых предметов, процессов и явлений. Демонстрация как активный метод познания отличается от простого показа тем, что внимание учащихся концентрируется на существенных, а не на случайно обнаруженных свойствах изучаемых предметов, процессов, явлений. При этом важно привлекать школьников к объяснению увиденного. Демонстрация предполагает проведение процедур измерения, сопоставления, установления зависимостей, когда школьниками осуществляется активный познавательный процесс – происходит самостоятельное осмысление изучаемых процессов и явлений, а не чужих представлений о них.

Демонстрация должна быть построена так, чтобы все обучаемые видели и воспринимали показываемый объект. Распространенной методической ошибкой является, например, сосредоточение всего класса школьников у ящиков с алфавитно-предметным указателем при обучении работе с систематическим каталогом библиотеки, когда объяснение могут услышать все, а вот увидеть и понять принцип выполнения тематического информационного запроса – только часть учащихся. Точно так же не имеет смысла обучение алгоритмам поиска информационных ресурсов в Интернете, если на компьютере работают два и более одного школьников.

Внедрение современных технических средств в учебный процесс (кинопроекторы, видеопроекторы, видеомагнитофоны и т. д.) расширяет возможности наглядных методов обучения. При этом особое место отводится компьютерам, позволяющим учащимся моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, обеспечивающим возможность наглядно увидеть многие процессы, о которых раньше получали представление из текста учебника.

В целом методы иллюстрации и демонстрации широко применяются для усиления доказательности словесного объяснения при работе с учащимися любой возрастной категории.

Практические методы. Эта группаметодов основана на таком дидактическом принципе, как принцип связи обучения с жизнью. Источником получения знаний при этом выступает практическая деятельность учащихся, которая обеспечивает закрепление и применение знаний, формирование умений и приобретение опыта. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – это метод обучения, представляющий собой многократное планомерное повторение действия (умственного или практического) с целью его усвоения и достижения наилучшего результата. Упражнения лежат в основе приобретения определенных умений и навыков. Выполнению упражнений, как правило, предшествуют объяснение и заучивание учебного материала. В этом случае упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления учебного действия, а также его обобщение и автоматизацию, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его, в зависимости от достигнутой меры автоматизации, в умение или навык. Упражнение может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе упражнения.

При обучении основам информационной культуры упражнение может использоваться при работе с любой возрастной категорией школьников. Например, упражнения по составлению библиографического описания документов, выделению ключевых слов из текста документа или информационного запроса, подготовке плана, выявлению в тексте смысловых аспектов содержания по их формальным текстовым признакам (маркерам и индикаторам) и др.

Практическая работа (практическое занятие) – это метод обучения, а также одна из форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении учащимися под руководством учителя или библиотекаря комплекса учебных заданий, с целью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета и формирования практических умений и навыков. Цель практической работы – организация управляемой познавательной деятельности школьников в условиях, максимально приближенных к практической деятельности. Практические занятия могут проводиться на любом этапе обучения, с любой возрастной категорией школьников.

Лабораторная работа – это метод обучения, а также одна из форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении учащимися под руководством учителя или библиотекаря комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета, приобретения навыков и опыта практической работы с использованием каких-либо приборов, инструментов и других технических приспособлений. Цель лабораторной работы – изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Применительно к курсу «Основы информационной культуры личности» наиболее часто в качестве такого оборудования выступает персональный компьютер, сканер, принтер и т. п.

Организация практических и лабораторных занятий имеет много общего. Так, их проведение предполагает четкое определение темы занятия, его целей и задач, а также ожидаемого результата и правил оформления (представления) результатов работы. В структуре практических и лабораторных занятий выделяют следующие этапы: вводная часть (учитель формулирует цель занятия, дает зада­ние, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему пред­стоящих действий); самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты); заключительная часть (учитель анализи­рует ход выполнения и результаты работы у учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).

 Обязательным условием успешного проведения практических и лабораторных занятий является наличие соответствующих обеспечивающих средств: используемых в ходе выполнения занятия источников информации или иных учебных материалов, а также технических средств или оборудования (персональный компьютер, Интернет и т. п.).

При организации практических и лабораторных работ по курсу «Основы информационной культуры личности» принципиально важно рациональным образом выбрать место проведения занятий, соответствующее теме занятия. Так, например, для изучения различных видов информационных ресурсов, получения представления о многообразии типов и видов документов наиболее целесообразно организовать выполнение практической работы на базе библиотеки, а отработку практических навыков поиска информации в Интернет рациональнее вести в специализированном компьютерном классе. Проведение практических занятий по овладению практическими умениями и навыками аналитико-синтетической переработки информации можно осуществлять в обычном классе.

Использование практических и лабораторных занятий является обязательным условием при обучении основам информационной культуры любой возрастной категории школьников.

Завершая рассмотрение словесных, наглядных и практических методов обучения, выделяемых по источнику получения знаний учащимися, следует подчеркнуть их широкую распространенность, а также тот факт, что многие из них, как это будет показано ниже, могут входить в состав других классификаций методов обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.018 с.)