Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи и методика исследования грамматического строя
речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Экспериментальное исследование грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями проводилось на базе Государственного казённого образовательного учреждения Краснодарского края школы-интерната станицы Шкуринской, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Всего в исследовании приняло участие 10 младших школьников из коррекционной школы (таблица 1).
Таблица 1 – Список учащихся ГКОУ КК школы-интерната станицы Шкуринской, принимающих участие в экспериментальном исследовании
Дети, участвующие в эксперименте, являются учащимися одного класса, спокойны и хорошо идут на контакт. Исследование проводилось на уроках русского языка и речевой практики. Целью экспериментального исследования выступало изучение особенностей грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих задач: 1) экспериментальное изучение особенностей понимания и усвоения навыков словообразования у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, 2) экспериментальное изучение особенностей понимания и усвоения грамматических форм у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, 3) экспериментальное изучение особенностей понимания предложения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Были выбраны методы исследования, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Методы исследования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями С целью исследования словообразовательных умений учащихся в речи было проведено наблюдение за свободным общением школьников с интеллектуальными нарушениями во время режимных моментов, за речью во время игр, прогулок. В результате выяснилось, что дети в процессе деятельности словообразовательные нормы русского языка используют редко или с нарушениями. У некоторых учащихся (Александра С., Адама Х., Ирины С.) в разговорной речи содержится «словотворчество», которое применяют дети дошкольного возраста.
При проверке уровня грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями использовались разработки и методические рекомендации таких авторов как З.А. Репина, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др. Предлагаемый ими материал был соотнесён с возможностями учащихся коррекционной школы, были учтены индивидуальные особенности развития данных учащихся. Задания использованные в данном экспериментальном исследовании грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями представлены в таблицах 2-4.
Таблица 2 – Задания для экспериментального изучения особенностей понимания и усвоения навыков словообразования у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Продолжение Таблицы 2
Критерии оценки результатов в таблице 2: 5 баллов – все упражнения ребёнок выполнил верно и самостоятельно. 4 балла – большинство упражнений ребёнок выполнил верно, были допущены единичные ошибки, которые исправились самостоятельно или при помощи наводящего вопроса. 3 балла – большинство упражнений были выполнены с помощью уточняющих вопросов педагога, применяя контекстные подсказки, некоторые подсказки для ребенка были не доступны. 2 балла – при выполнении заданий ребёнку нужна значительная помощь, большинство упражнений недоступны. 1 балл – упражнения выполнены не были, не использует помощь.
Таблица 3 – Задания для экспериментального изучение особенностей понимания и усвоения грамматических форм у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Продолжение таблицы 3
Критерии оценки результатов таблицы 3: 5 баллов – все упражнения ребёнок выполнил верно и самостоятельно. 4 балла – большинство упражнений ребёнок выполнил верно, были допущены единичные ошибки, которые исправились самостоятельно или при помощи наводящего вопроса. 3 балла – большинство упражнений были выполнены с помощью уточняющих вопросов педагога, некоторые ошибки не были исправлены даже с помощью контекстных подсказок, но у ребёнка есть понимание. 2 балла – при выполнении заданий большинство ответов ребёнка неверны, коррекция с помощью наводящих вопросов отсутствует; 1 балл – упражнения выполнены не были.
Таблица 4 – Задания для экспериментального изучение понимания предложения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Критерии оценки результатов таблицы 4: 5 баллов – ребёнок составил все предложения верно и без какой-либо помощи. 4 балла – большинство предложений ребёнок составил верно, иногда требовалась небольшая уточняющая помощь. 3 балла – предложения были составлены в замедленной форме, ребёнок пользовался уточняющими вопросами педагога, иногда требовалось повторное воспроизведение слов.
2 балла – при выполнении задания требовалось повторное воспроизведение слов, частое использование подсказок и стимулирующих вопросов педагога, в составленных предложениях прослеживается нарушение порядка, замена слов и искажение смысла. 1 балл – упражнения выполнены не были. Таким образом, экспериментальное исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально, исследовалось понимание и усвоение навыков словообразования, грамматических форм и предложений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. На основании сложения полученных результатов был выведен уровень грамматического строя речи каждого испытуемого школьника с интеллектуальными нарушениями.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.015 с.) |