Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллектуальными нарушениями
Одной из основных характеристик общего развития ребёнка является формирование и развитие речи. Дети, которые нормально развиваются, обладают хорошими способностями к овладению речью. Речь является важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, самой совершенной формой общения, которая присуща только человеку. Речь – это особая высшая психическая функция, которая обеспечивается головным мозгом, любые отклонения в развитии речи необходимо вовремя заметить. Чтобы речь нормально функционировала необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух [15]. Правильное формирование детской речи характеризуется как уровнем развития фонематического слуха и произносительной стороной речи, так и главной способностью в своей речи и в речи окружающих уметь различать звуковой состав слова [10]. Данное умение понимать звуковой состав слова считается центральным моментом не только при овладении ребёнком грамматическим строем своего родного языка, но и при обучении его грамоте. Некоторые особенности формирования речевых навыков на разных этапах становления речи ребёнка, которые отразились в работах психолингвистов, дают нам возможность проследить своеобразие отклонений и аномалий, характерных для речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями. Согласно мнению С.Л. Рубинштейн, к основной причине недоразвития речи детей с интеллектуальными нарушениями относится «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах» [29]. В результате медленно развивающихся дифференцировочных условных связей в области речеслухового анализатора ребенок с интеллектуальными нарушениями долго не может различить звуки речи, не разделяет и понимает слова, которые произносятся окружающими, в связи с чем им на недостаточном уровне воспринимается речь окружающих. Формирование речи у детей с интеллектуальными нарушениями сопровождается существенной задержкой становления речи и общим недоразвитием всех ее компонентов. Речевой (фонематический) слух у детей с интеллектуальными нарушениями детей формируется с явным опозданием и с очевидными отклонениями. По этой причине у таких детей прослеживается отсутствие или позднее возникновение лепета. Первые слова ребёнок с интеллектуальными нарушениями произносит не в 1-1,5 года как дети с нормой развития, а значительно позднее на третьем, а то и четвертом году жизни [5].
У некоторых детей с интеллектуальными нарушениями к 4-5 годам может отсутствовать речь. Замедление становления речи выявляется не только в формировании активной речи ребёнка, но и наиболее запоздалом (нежели в норме) представлении обращенной к ребёнку с интеллектуальными нарушениями речи окружающих [19]. У таких детей страдают абсолютно все стороны речи: фонематическая, грамматическая, лексическая. В исследовании А.Н. Гвоздева рассматриваются три периода формирования грамматического строя речи детей без каких-либо отклонений (рисунок 1).
Рисунок 1 – Периоды формирования грамматического строя речи у детей с нормой развития
У детей с интеллектуальными нарушениями вышеперечисленные периоды развития грамматического строя речи будут протекать с «затягиванием» в более поздние сроки. Таким образом, грамматический строй речи таких детей характеризуется нарушениями. Дети используют достаточно примитивные по своей конструкции предложения, с огромным числом ошибок, пробелов, а также искажением окончаний в словах [4]. Речь их отличается нарушением синтаксических связей, т.е. отношений в предложении между словами с помощью падежей и предлогов, неверное согласование в словосочетаниях между словами. Наиболее сформированы формы именительного падежа, винительного и родительного имени существительного [13]. Большое количество ошибок замечается в использовании творительного и предложного падежей. Творительный падеж зачастую сменяется именительным (девочка поливает лейка), родительным (под стол, под скамейка), предложный заменяется винительным падежом (девочка катается на санки) [30]. Нарушения применения предложно-падежных конструкций выражаются искажении окончаний, в пропуске и замене предлогов. У таких детей существуют ошибки в согласовании существительных и числительных, прилагательных и существительных, а также в словосочетании наречия много и существительного. Они неверно произносят форму родительного падежа множественного числа существительных (много мальчики, много собаки), смешивают окончания родительного падежа множественного числа различных склонений (много рыб-ков), неверно согласовывают прилагательное с существительное в числе, роде и падеже (чёрная платье). Частыми являются предложения с пропусками сказуемого или подлежащего, или того и другого (Девочка цветы поливает. Бросила. Побежала. На лодке катаются).
У детей с интеллектуальными нарушениями очень нечётки и бедны морфологические обобщения, представления о синтаксических связях, о морфологическом составе слов, на слабом уровне сформирована система грамматических значений. Особенно резко видно недоразвитие лексико-грамматического строя речи в связной речи [3]. Речевая деятельность ребёнка с интеллектуальными нарушениями зачастую сводится к применению заученных речевых штампов с пропусками или заменой предлогов [20]. У них отмечаются проблемы восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, выявляются различные виды расстройства письма, проявляются трудности в овладении техникой чтения, и как следствие замечается не понимание речи. Главным средством развития грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями считается обучение, протекающее на занятиях по развитию речи и на уроках русского языка [14]. Таким образом, на каждом занятии педагог должен исправлять ошибки в речи ребёнка. Так как одним с основных вопросов педагога коррекционного учреждения является социализация ребёнка и становление речи понятной для общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.004 с.) |