Нормативное регулирование расчетов по оплате труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование расчетов по оплате труда



 

В настоящее время в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета оплаты труда:

I уровень – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г.);

- Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указания Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;

- Федеральный закон «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.);

- Федеральный закон № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г.;

- Федеральный закон № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» от 29 декабря 2004 г.;

- Федеральный закон № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» от 29 декабря 2001 г.;

II уровень – положения по бухгалтерскому учету.

- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»           (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н;

- Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 (с изменениями от 5 сентября 2006 г.);

- Постановление Правительства РФ № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 2 октября 2003 г. (с изменениями от 18 августа 2005 г.);

- Постановление Правительства РФ № 883 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. (с изм. и доп.).

III уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы.

- Разъяснение Минтруда РФ № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» от 24 декабря 2003 г.;

- Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69).

IV уровень – внутренние документы конкретной организации.

Приказ об учетной политике.

Дадим краткую характеристику наиболее важных нормативных документов.

Федеральный закон «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» принятый 4 февраля 1999 г. №N 22-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.) регламентирует тарифные ставки (оклады) первого, второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Трудовой кодекс Российской Федерации начинается с определения основ трудового законодательства. В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, т.е. в условиях перехода крынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве                              (ст. 209-231 ТК РФ).

Следующая цель - защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (ст. 353-369 ТК РФ); защита трудовых прав работников профессиональными союзами (ст. 370-378 ТК РФ); самозащита работниками трудовых прав (ст. 379-380 ТК РФ).

Вторая часть ст. 1 посвящена основным задачам трудового законодательства. Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данная статья перечисляет те общественные отношения, которые составляют предмет трудового права как отрасли права. Главными в предмете трудового права являются трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем. Речь идет о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Таким образом, трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права.

Что касается бюджетных учреждений, то в ТК РФ статьей 144 регламентируются системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Федеральным законом № 90-ФЗ, принятым 30 июня 2006 г. внесены изменения в ТК РФ, вступившим в силу с октября 2006г. Значительному изменению подверглась статья 139 «Исчисление средней заработной платы».

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

В статье 255 Налогового кодекса РФ дается широкий перечень расходов предприятий по элементу «Расходы на оплату труда». Расходы на оплату труда можно сгруппировать следующим образом:

а) Начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам;

б) Стимулирующие начисления и надбавки;

в) Премии и единовременные поощрительные начисления;

г) Компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

д) Расходы, связанные с содержанием работников.

Все перечисленные виды расходов на оплату труда предусматриваются нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Отметим, что в составе расходов учитываются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах. Единый социальный налог при этом в составе расходов на оплату труда не учитывается, а относится к прочим расходам.

В соответствии со ст.234 НК РФ единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Нормативно-правовое обеспечение в отношении ЕСН представлено главой 24 НК РФ.

Согласно ст.236 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. Перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН, установлен ст.238 НК РФ, пп.1 и 2 которой содержат ряд государственных пособий и компенсационных выплат в случае, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. К государственным пособиям относятся все виды обязательного страхового обеспечения граждан. С 1 февраля 2002 г. в связи с принятием нового Трудового кодекса в их число входит и пособие, выплачиваемое женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно Методическим рекомендациям компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников, не облагаются ЕСН в случае, если указанные расходы понесены в соответствии с договорами с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и только в том случае, если происходит повышение квалификации либо работнику присваивается дополнительная квалификация на базе уже полученной специальности. Компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включают в том числе расходы на командировки и расходы, возмещаемые работнику при использовании им личного имущества вследствие выполнения им трудовых обязанностей. При этом выплаты в пределах установленных законодательством норм не облагаются ЕСН в соответствии со ст.238 НК РФ. В свою очередь суммы сверх норм также не входят в налоговую базу по ЕСН, определяемую согласно п.3 ст.236 НК РФ, в случае, если у организации - плательщика налога на прибыль такие расходы не отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Федеральный закон от «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» устанавливает страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональное заболевание в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях – к сумме возникновения по гражданско-правовому договору по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Для расчета сумм отпускных, больничных, командировочных, компенсаций за неиспользованный отпуск, а также для всех иных случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), должен применяться порядок расчета средней заработной платы, установленный ст.139 ТК РФ. Для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, введен единый порядок ее исчисления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.03 г. № 213 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое определяет особенности порядка исчисления заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ.

Средний заработок работника рассчитывается независимо от режима его работы исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).

В соответствии со ст.139 ТК РФ в коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета среднего заработка, если это не ухудшает положение работников.

В целях совершенствования нормативной базы по вопросам оплаты труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников здравоохранения утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, согласованное с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.014 с.)