Приёмы формирования иноязычной читательской компетенции детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы формирования иноязычной читательской компетенции детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.



Начальная школа — это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умений учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения смогут обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем помогут создать основу для самообразования в обучении. Поэтому, каждый ученик начальной школы должен овладеть

прочным и полноценным навыком чтения.

Навык чтения — это сложное явление, которое состоит из смысловой и технической сторон. Умение читать — это не только владеть техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Техническая сторона подчиняется смысловой, обслуживает её. Вообще навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Насколько ребёнок овладеет чтением, настолько будет зависеть успех усвоения знаний детьми по разным предметам в школе.

В процессе чтения школьники сталкиваются с трудностями, как на родном, так и на иностранном языке. Когда ученики переходят в среднюю школу, они могут столкнуться с трудностью, связанной с техническими навыками чтения, например, неумение извлекать смысл из прочитанного иноязычного текста.

Одна из трудностей обучения чтению на английском языке это графические и орфографические особенности языка. Например, из 26 пар английских букв только четыре буквы похожи по значению и форме на буквы русского алфавита. Следующая трудность это чтение гласных и сочетаний гласных и некоторых согласных букв, которые могут читаться всегда по-разному, в зависимости от их положения в словах. В английском языке так же есть слова исключения, которые читаются не по правилам. В этом случае ученикам следует многократно повторять и заучивать учебный материал. В связи с тем, что в процессе чтения ученику приходится вспомнить нужное правило и звукобуквенное соответствие слова, замедляется темп чтения.

Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, которая связана с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. На начальной стадии обучения обучающиеся овладевают буквами английского алфавита, усваивают звукобуквенные соответствия, учатся читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты.

Одним из ведущих современных методистов является Е.И. Пассов, который написал ряд работ, посвящённых методике обучения иностранным языкам, речевой деятельности, планированию урока иностранного языка, создал ряд учебно-методических комплексов для изучения иностранного языка. При обучении иностранному языку используются четыре основных вида учебно-речевой деятельности:

1) рецептивные — это аудирование и чтение.

2) продуктивные —это говорение и письмо [8].

Соответственно, чтение один из видов учебно-речевой деятельности. Задача учителя сделать чтение текста на уроке английского языка и вне его занимательным и интересным для ребёнка.

Целью обучения в начальной школе должно быть обучение смысловому чтению, оно ориентировано на понимание смысла текстовой информации. Исходя из этого, следует разобрать что такое «смысловое чтение».

В примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [6].

Читательская компетенция обучающихся начальной школы —этосформированная у детей способность к целенаправленному и индивидуальному осмысленному чтению.

Рассмотрим виды чтения на английском языке, направленные на смысловое чтение.

По степени понимания содержания текста и его осмыслению, С.К. Фоломкина [13] выделяет несколько видов чтения:

 

 

 

 

 

     
 
 

 

 


Будем рассматривать каждый из видов чтения по отдельности и подробно.

Просмотровое чтение (skimming) —предполагает собой получение общего представления о прочитанном материале. Цель — получение общего представления о том, что рассматривается в тексте. Данное чтение применяется при первом чтении, с целью определить, есть ли в ней интересующая нас информация, и далее уже принять решение —читать её или нет.

Ознакомительное чтение (readingforthemainidea)— представляет собой познающее чтение, когда ученик читает весь текст без установки получить какую-либо определённую информацию. Это чтение называютещё «чтением для себя», так как оно идёт без последующих заданий. Главная задачаданного вида чтения —понять основную прочитанную информацию.

 

Изучающее чтение (detailreading) — предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации, а также, её критическое осмысление. В процессе такого чтения изучается вся информация, которая содержится в тексте.

Поисковоечтение (readingforspecificinformation) — это чтение с извлечением необходимо значимой информации. Его цель — быстрое нахождение в тексте каких-либо определённых данных, например, факты, характеристики, показатели и прочее. В школьной же программе, поисковое чтение используется при выполнении упражнений к тексту.

Для смыслового понимания прочитанного текста, следует обращать внимание на все 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения. В соответствии с данными этапами работы с текстом выделяется:

1) предтекстовая деятельность;

2) текстовая деятельность;

3) послетекстовая деятельность.

Предтекстовая деятельность. Одна из главных задач данного этапа — постановка цели и задач чтения, это может быть знакомство с важными понятиями из текста, актуализация предшествующих знаний, формирование установки на чтение с помощью каких-либо вопросов, заданий к тексту. Так же мы можем прогнозировать содержание текста (процесс антиципации), прогнозировать тематическую или эмоциональную направленность текста.

  Чем лучше будет организована предтекстовая деятельность, тем легче будет ученикам читать и понимать текст, соответственно ученик может достигнуть более высоких результатов.

Предтекстовая деятельность — это пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, актуализация личного опыта обучающихся путём привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов: прогнозирование содержания текста с опорой на знания обучающихся, их жизненный опыт на заголовок и рисунки и т.д. В данной деятельности следует спланировать предварительную работу таким образом, чтобы она не касалась содержания самого текста, поскольку тогда ученикам будет неинтересно читать текст, так как они не найдут там новой интересной информации.

На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить обучающимся процесс понимания содержания текста, можно использоватьследующие задания:

1) определить о чём или о ком может идти речь в тексте;

2) определить перед чтением по заголовку, по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду или типу этот текст относится;

3) найти и подчеркнуть в тексте как известные, так и неизвестные для учеников слова, о значении которых можно догадаться, далее попытаться спрогнозировать содержание текста, как на родном, так и на иностранном языке с опорой на подчёркнутые слова [5].

Текстовая деятельность. Цель данного этапа — выдвижение гипотезы о содержании читаемого, её подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Текстовая деятельность решает конкретную коммуникативную задачу, сформулированную в задании к тексту. Эта задача ставится перед обучающимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание, т.е. результат деятельности. При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед обучающимися, так и с видом чтения. Если речь идёт о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения.

Большую роль в процессе понимания содержания текста играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной её фиксации, например, заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др. На данном этапе не следует читать один и тот же текст много раз, иначе чтение потеряет коммуникативный смысл.

Повторное чтение может быть использовано при поиске какой-либо дополнительной, уточняющей информации.

Послетекстовая деятельность. Целью послетекстовой деятельности является использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.

Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного.

Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращённый или упрощённый вариант. Это могут быть задания в творческой обработке текста, например:

— деление текста на смысловые части;

— составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана;

— сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения.

Вторая группа упражнений направлена на развитие умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в зависимости от затронутых в нём проблем, например: высказывать своё суждение по проблемам из текста (в том числе с опорой на аргументы из текста); оценивать значимую для ученика информацию, содержащуюся в тексте; - сообщать, что нового ученик узнал из текста и т.д.

Цель третьей группы упражнений — развить умения продуктивного характера, которые позволяют обучающимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует "от своего собственного лица":

—обоснование позиции героев/автора;

—дискуссия по проблеме, затронутой в тексте;

—пересказ текста от своего лица;

—написание рецензии/отзыва на текст;

—составление продолжения истории или рассказа и др [11].

За счёт работы с текстом по трём этапам, происходит формирование смыслового чтения, которое может обеспечить развитие умений, повышение мотивации чтения, как на родном, так и на иностранном языке, а также положительный перенос умений чтения с родного языка на иностранный.

Смысловое чтение помогает в формировании читательской компетенции, так как помогает сформировать основные умения чтения, декодировать письменный язык, выделять общий смысл текста, находить нужнуюинформацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать мысль автора.

Формирование в свою очередь, означает применение приёмов и способов воздействия на обучающегося, для создания у него системы определённых ценностей и отношений, знаний и умений [3].

Рассмотрим различные приёмы для формирования читательской компетенции.

Приёмы — это конкретные действия и операции преподавателя, которые целенаправленны на сообщение знаний, формирование навыков и умений, стимулирование учебной деятельности обучающихся для решения частных задач процесса обучения [1].

Термин «приём» так же определяется как «базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя; составная часть содержания метода обучения» [1].

1) Приём «thin questions and thick questions».

Существуют вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), такие как, например, Who..? When..? What..? И вопросы, на которые невозможно ответить определённо — толстые вопросы. Этопроблемныевопросы, например: Explain why? If you were…would you..?

2) Приём «Перепутанные логические цепочки (TrueorFalse)»

На доске написаны верные и неверные цитаты либо предложения с фактами из прочитанного текста, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное (True) и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно (False).

3) Приём восстановления/заполнения пропусков —«cloze».

Это приём для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n-ое слово. Задача обучающихся —восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные по смыслу слова, исходя из контекста. Приём «cloze» может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, так как заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей.

Так же вдумчивость чтения у детей повышается после того, как они получают задание самим составить вопросы по содержанию только что прочитанного текста. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа, что способствует достижению положительных результатов.

 

Таким образом, научить читать — это значит не только выработать умение правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нём мысли, идеи, факты — понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Ярассмотрелаприёмыдляработыстекстом:«TrueorFalse», «thinquestionsandthickquestions», «cloze», которыепомогут в формировании иноязычной компетенции учащихся начальной школы во время чтения.

При правильной организации работа с текстовым материалом в достаточной мере развивает обучающихся, развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету, в частности, и к процессу чтения вообще, что свидетельствует о влиянии чтения англоязычной литературы на формирование основ иноязычной компетенции учащихся начальных классов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.021 с.)