Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Органы дознания в системе мвд России и организация их деятельности



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ДОЗНАНИЕ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

для слушателей заочной формы обучения

 

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность

 

Специализация «Административная деятельность

в органах внутренних дел»

узкая специализация «Деятельность участкового уполномоченного

 полиции»

Специализация «Оперативно-розыскная деятельность»

узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного

 розыска»

 

 

Краснодар

2016

 ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Дознание в органах внутренних дел» преподается в Краснодарском университете МВД России для слушателей факультета заочного обучения в соответствии с рабочими учебными планами, рабочей учебной программой, а также сложившимся положительным опытом преподавания дисциплин специализации в вузах МВД России и современной практики расследования преступлений в форме дознания.

В современных социально-экономических условиях государством предъявляются высокие требования к сотрудникам органов внутренних дел, которые должны обладать современными профессиональными, правовыми, психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками для эффективного выполнения служебных задач. Проблема совершенствования организации и производства дознания носит многоаспектный характер. Эффективность ее решения во многом зависит от уровня знаний и умений специалистов, вооруженных системным мышлением, интегральной методологией профессиональной деятельности, арсеналом теоретических и практических средств всех предметных областей.

Целью изучения учебной дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» является выработка умений и навыков организации и производства расследования преступлений, осуществляемого в форме дознания.

Основными задачами дисциплины являются:

- обеспечение интеграции знаний об особенностях организации расследования преступлений в форме дознания;

- обеспечение интеграции знаний об особенностях возбуждения уголовных дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, и производстве неотложных следственных действий по ним;

- развитие слушателями способностей овладения умениями и навыками по производству следственных и иных процессуальных действий с учетом специфики преступлений, подследственных органам дознания;

- развитие у слушателей умений и навыков по организации взаимодействия служб при производстве дознания;

- формирование готовности слушателей к компетентным профессиональным действиям по расследованию преступлений, по которым предварительное следствие необязательно, и производству неотложных следственных действий по преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Слушателям необходимо глубоко и всесторонне изучить теоретическую

часть названного курса и научиться применять полученные знания в ходе практических занятий, предусмотренных учебным курсом, а затем – в практической деятельности органов внутренних дел. При этом решающее значение имеет самостоятельная работа слушателей, их заинтересованное профессионально мотивированное стремление к овладению навыками работы дознавателя.

Знания, умения и навыки, приобретаемые в результате изучения дисциплины учебного плана

В результате изучения дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» обучающийся должен:

знать:

- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5)

уметь:

-принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);

-    применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридический деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6);

- осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-14);

- работать с заявлениями, иными процессуальными документами, принимать различные процессуальные решения (ОК-5, ПК-18);

- уметь реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-20).

владеть:

- навыками применения в профессиональной деятельности теоретических основ раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-18);

- навыками принятия процессуальных решений, составления протоколов, постановлений и иных процессуальных документов (ОК-5, ПК-18).

 

Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами

учебного плана

Вопросы организации расследования в форме дознания рассматриваются при изучении ряда общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации и относится к разделу вариативная часть, С.3.2.1 профессионального цикла и изучается после прохождения таких учебных дисциплин как Философия (С.11.2), Теория государства и права (С.3.1.1), Правоохранительные органы (С.3.1.18), Уголовное право (С.3.1.12), Криминалистика (С.3.1.15), Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел (С.3.2.8). Это предполагает следующие требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям слушателей, студентов, необходимым для изучения курса «Дознание в органах внутренних дел»:

- - наличие у обучающихся теоретических знаний о природе и сущности государства и права; о системе права, механизме государства; о механизме и средствах правового регулирования, реализации права; о сущности и содержании правовых норм и правовых институтов (Теория государства и права.);

- об основных направлениях (функциях) правоохранительной деятельности, о понятии, системе, структуре и полномочиях правоохранительных органов, а том числе осуществляющих функции по государственной защите участников уголовного судопроизводства (Правоохранительные органы);

- о признаках преступления, составе преступления, видах освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания; обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (Уголовное право Общая часть);

- психологические основы производства мер государственной защиты; психологические особенности участников уголовного процесса ( Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел);

- наличие навыков по оперированию юридическими понятиями и категориями, работе с законодательными и другими нормативными правовыми актами (Теория государства и права, Правоохранительные органы);

- стремление быть нетерпимым к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, бережно относиться к чести и достоинству гражданина, быть ответственным за судьбы людей и порученное дело (Профессиональная этика и служебный этикет).

Однако очевидно, что обособленные дисциплинарные знания обучаемых не способны быть практическим ориентиром для выполнения качественной профессиональной деятельности. Эффективным средством формирования целостных систем знаний и умений у слушателей может стать интеграция содержания смежных дисциплин в рамках одной учебной дисциплины «Дознание в органах внутренних дел».

На изучение дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» слушателям факультета заочного обучения в соответствии с рабочими учебными планами отводится от 12 до 22 аудиторных часов в зависимости от специализации. Завершается курс итоговым контролем знаний в форме экзамена или зачета.

Особенности изучения данной учебной дисциплины

Изучение данного курса основывается на знании слушателями основ теории государства и права и осуществляется в тесной взаимосвязи с такими правовыми науками, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовный, гражданский процессы и другими.

Процесс изучения включает в себя аудиторные занятия с преподавателем (лекции, семинары), а также самостоятельную работу студентов.

Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи в обучении по дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» при подготовке к занятиям, при подборе литературы для обучения и подготовке рефератов, контрольной работы и зачету.

Учитывая направленность данного пособия, основной формой усвоения материала при заочном обучении является самостоятельная работа. При самостоятельном изучении необходимо в первую очередь обращаться к первоисточникам.

Темы, вопросы, подлежащие изучению изложены в предлагаемых материалах. Кроме того, в них содержится перечень литературы (основной и дополнительной), рекомендуемой для подготовки к занятию.

При подготовке к семинарам, практическим занятиям слушатели должны обращаться не только к учебной литературе, но и к научным трудам. При изучении научных трудов следует запоминать сведения об авторах, основные положения научных трудов и наиболее принципиальные дискуссионные точки зрения. Много познаний в области юриспруденции можно почерпнуть из периодической печати, средств массовой информации. В процессе обучения следует постоянно обращаться к юридическим журналам, таким как «Российская юстиция», «Бюллетень Верховного Суда», «Право и закон», «Законность», «Российский судья», «Российский следователь» и др.

Изучение дисциплины «Дознание в органах внутренних дел» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д.

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

▪ прослушивание лекционного курса;

▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

▪ проведение семинарских занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;

▪ проведение практических занятий с разбором конкретных ситуаций, возникающих в практической деятельности в связи с необходимостью защиты субъектов уголовного судопроизводства, с целью овладения навыками принятия решения по ситуации на основе норм уголовно-процессуального законодательства и ФЗ, а также по ряду тем в форме деловых игр в целях овладения навыками участия в производстве следственных и иных процессуальных действий и составления процессуальных документов.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации.

Самостоятельная работа представляет собой подготовку к семинарским и практическим занятиям; изучение и анализ нормативных правовых документов, а также учебников, учебных пособий, научных публикаций; подготовку к деловой игре и составление документов по ее итогам; подготовку к письменной работе; подготовку к зачету (экзамену).

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут использоваться тестовые задания.

При подготовке к занятиям слушателям необходимо на основе конспективных записей лекционного материала и рекомендованной основной и дополнительной литературы составить схему ответа на вопросы, выносимые на обсуждение в рамках занятия. Для получения сведений о том, какие вопросы подлежат исследованию на занятии обучающимся необходимо руководствоваться рабочей учебной программой данной дисциплины.

При подготовке к занятию обучающийся должен ознакомиться с содержательной частью учебников по теме занятия и сделать тезисы ответов. Если при изучении соответствующего материала возникают затруднения, обучающийся должен получить консультацию у преподавателя кафедры.

Особенностью данной темы является необходимость запоминания и понимания основных понятий дисциплины. Для эффективности рекомендуется составлять словарь основных терминов и понятий.

Ответ на вопрос занятия должен быть четким, логически выстроенным и последовательным. При ответе на вопрос допускается использование опорного конспекта занятия, но не сплошное считывание находящейся в нем информации. Необходимо приучать себя к общению перед аудиторией и постановки речи, как неотъемлемого элемента юридической профессии.

При выборе темы реферата целесообразно предварительно изучить рекомендуемую литературу, причем не только учебную, но и периодические специализированные издания. Время доклада не должно превышать 10 минут, а оформляется рукописным вариантом, либо с помощью компьютерной техники. Оценка реферата осуществляется по четырех бальной системе.

 

Согласно приведенным выше примерным тематическим планам учебный процесс по дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» осуществляется путем проведения лекций, групповых (семинарских или практических) занятий и самостоятельной работы.

Лекция является научно обоснованным, логически стройным монологическим изложением учебного материала, освещающим малоизученные и перспективные вопросы развития конкретной области науки, концентрирующих внимание на наиболее сложных узловых моментах. Она должна стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, их стремление к самостоятельной работе по углубленному и всестороннему изучению проблемных и дискуссионных вопросов по конкретной теме.

Семинар – одна из форм изучения дисциплины, представляющая собой коллективное творческое обсуждение теоретических вопросов слушателями, проводимое под руководством и с участием преподавателя. Семинарское занятие своей целью преследует развитие умений у слушателей свободно и юридически грамотно излагать учебный материал живым литературным языком, аргументировано и корректно отстаивать свои мнения и убеждения.

Семинарское занятие позволяет преподавателю осуществлять контроль уровня усвоения учебных вопросов, выявлять пробелы и недостатки в знаниях слушателей. Наибольший эффект при проведении семинарского занятия может быть достигнут только при условии соответствующей подготовки к нему. Слушатель должен проработать конспект лекции, предложенные в программе или методических рекомендациях нормативные правовые акты, учебную и научную литературу, а также передовой опыт органов дознания, в том числе органов внутренних дел.

К ответу слушателя на занятиях предъявляются следующие требования: он должен быть правильным, полным и последовательным; иметь обобщения (выводы) и связь с ранее изученными темами дисциплины, возможно, с другими науками и учебными дисциплинами; иметь примеры из практической деятельность органов внутренних дел. Речь отвечающего должна быть четкой и ясной.

Практическое занятие – наиболее важная форма обучения слушателей, преследующая своей целью комплексное использование теоретических знаний уголовного процесса, криминалистики и других дисциплин, полученных ими ранее и формирование устойчивых умений и навыков в дальнейшей их практической деятельности. Как правило, основными методами проведения практических занятий является участие слушателей в ситуационно-ролевых тренингах, сопровождающееся решением конкретных практических задач. При решении поставленной задачи слушатели должны опираться на Конституцию Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное законодательство, современные достижения в области криминалистики.

Вопросы, обсуждаемые в начале каждого практического занятия, направлены на проверку общей готовности учебной группы к занятию и уточнение (уяснение) всех принципиальных положений теории в связи с предстоящей их отработкой части занятия.

Самостоятельная работа   слушателей преследует цель самостоятельного и углубленного изучения теоретического материала, полученного ими ранее на других занятиях. Она может проводиться с участием преподавателей и сопровождаться отработкой практических умений и навыков в выполнении практических упражнений.

Для повышения эффективности обучения и придания ему практической направленности самостоятельная работа может осуществляться с использованием архивных уголовных дел, видеофильмов и других материалов следственно-судебной практики.

В часы самоподготовки на кафедре проводятся консультации, основной задачей которых является оказание научной и методической помощи слушателям в изучении учебного материала, усвоение которого для них представляет определенную трудность. Обычно это индивидуальные консультации по инициативе слушателей. В отдельных случаях слабоуспевающий или пропустивший несколько занятий слушатель может быть вызван на консультацию (собеседование) самим преподавателем. Кроме того, перед экзаменом, проводятся групповые консультации.

 

Вопросы для подготовки к лекциям

Подготовка к семинарским и практическим занятиям

Краткий обзор темы № 6

Порядок производства дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений, определенный общими условия предварительного расследования, установленные главами 21, 22 и 24 – 29, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ, которые с учетом криминалистических обстоятельств процесса расследования можно разделить на три этапа:

1. Начало дознания, состоящее из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Возбуждение уголовного дела и принятие к своему производству. Отметим, что задачами этапа возбуждения уголовного дела являются установление оснований для возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела.

2. Производство следственных и иных процессуальных действий. УПК РФ к следственным действиям относит осмотр (ст.176 – 178, 180УПК РФ), освидетельствование (ст. 179, 180 УПК РФ), следственный эксперимент (ст.181 УПК РФ), обыск (ст. 93, 182, 184 УПК РФ), выемка (ст.183 УПК РФ), наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст.185 УПК РФ), контроль и запись переговоров (ст.186 УПК РФ), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ), допрос (ст. 187-191, 205 УПК РФ), очная ставка (ст. 192 УПК РФ), предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ), проверка показаний на месте (ст. 194 УПК РФ), производство судебной экспертизы (глава 27 УПК РФ).

3. Окончание дознания, результатом которого является обвинительный акт (обвинительное постановление) либо иное решение, в зависимости от обстоятельств расследования по уголовному делу.

УПК РФ устанавливает перечень наиболее существенных требований, которые обязаны соблюдать и выполнять дознаватели при расследовании любого уголовного дела, называемые «общими условиями производства предварительного расследования»[1].

Общие условия предварительного расследования − это установленные уголовно-процессуальным законом правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования, наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку его производства.

Глава 21 УПК РФ дает перечень и раскрывает общие условия производства, характерные для дознания. К числу таких общих условий относятся:

1) подследственность уголовных дел;

2) место производства дознания;

3) соединение и выделение уголовных дел;

4) производство неотложных следственных действий;

5) обязательность рассмотрения ходатайств;

6) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

7) меры по обеспечению гражданского иска;

8) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

9) окончание предварительного расследования;

10) восстановление уголовных дел.

Органы дознания вправе расследовать в полном объеме только те преступления, которые отнесены к их подследственности в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Место производства дознания определяется местом совершения преступления, что является общим правилом. Но существует ряд исключений из общего правила:

- если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления;

- дознание может производиться по месту нахождения подозреваемого (обвиняемого) или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков;

- если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 УК РФ, или в соответствии со статьей 459 УПК РФ по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания подозреваемого (обвиняемого) в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

При расследовании преступлений у дознавателя нередко возникает необходимость в соединении ряда уголовных дел в одно производство либо выделении дела в отдельное самостоятельное производство.

Уголовно-процессуальный закон (ст. 153 УПК РФ) устанавливает основания для соединения уголовных дел.

В ходе дознания может возникнуть необходимость не только соединения, но и выделения дел. Согласно ст. 154 УПК РФ выделение дела в самостоятельное производство допускается при наличии двух условий: когда это по обстоятельствам дела вызывается необходимостью (большой объем уголовного дела или множественность его эпизодов), и, если это разъединение не может отрицательно сказаться на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела.

Отличительной особенностью дознания являются сроки, при помощи которых обеспечивается контроль за ходом дознания.

Дознание представляет собой изначально ускоренную и упрощенную форму расследования преступлений, что соответствует принципу разумного срока уголовного судопроизводства.

По общему правилу срок дознания исчисляется в сутках. Для правильного исчисления срока дознания следует руководствоваться правилами ч. 2 ст. 128 УПК РФ, а именно, срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока дознания приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока считается первый, следующий за ним рабочий день.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В этом случае дознаватель обязан в срок не позднее 5 суток до истечения срока дознания представить ходатайство о продлении срока дознания прокурору (приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В этом случае дознаватель обязан в срок не позднее 10 суток до истечения срока дознания представить ходатайство о продлении срока дознания прокурору.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. В этом случае дознаватель обязан в срок не позднее 15 суток до истечения срока дознания представить ходатайство о продлении срока дознания прокурору.

Возможность производить дознание в срок до 6 месяцев и более связана с расследованием по преступлениям, требующим значительных временных и материальных затрат. Поскольку не всегда преступление небольшой степени общественной опасности является простым, в некоторых случаях в ходе расследования необходимы комплексные, повторные судебные экспертизы, запросы о правовой помощи и др.

Тематика рефератов (докладов):

1. Особенности предъявления обвинения в ходе дознания.

2. Расследование преступлений группой дознавателей.

3. Основания и порядок приостановления и возобновления дознания.

4. Основания и процессуальный порядок прекращения уголовного дела.

5. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом (постановлением).

 

 

Тема 7. Планирование дознания

Краткий обзор темы №8

Правильная организация первичного учета преступлений и лиц, их совершивших обеспечивает точную регистрацию каждого преступления и уголовного дела и имеет важное значение для организации работы по расследованию преступлений.

В Российской Федерации статистическое наблюдение за преступностью осуществляется в форме единого уголовно-статистического учета.

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших действует с 1961 г. и несколько раз видоизменялась.

Единый уголовно-статистический учет – это фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета, основанное на заполнении строго определенных, составленных в соответствии с единой программой документов, сплошное, непрерывное, статистическое наблюдение преступлений, лиц, их совершивших, а также результатов деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью, охватывающее работу всех правоохранительных органов.

Объектами единого учета являются преступление; лицо, его совершившее; уголовное дело и принятые по нему решения; материальный ущерб, причиненный преступлением и обеспечение его возмещения; потерпевший; судебное решение по уголовному делу.

     Объектами регистрации, то есть источниками информации об объектах учета являются: уголовное дело либо материал с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Система единого учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела, лиц, совершивших преступления по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, процессуальных решений по уголовному делу по моменту их принятия и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела.

Единый учет осуществляется путем заполнения учетных и регистрационных документов.

К учетным документам относятся:

– единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел;

– контрольный журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел

– форма № 1 – статистическая карточка на выявленное преступление;

– форма № 1.1 – статистическая карточка о результатах расследования преступления;

– форма № 2 – статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;

– форма № 3 – статистическая карточка о движении уголовного дела;

– форма № 4 – статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

– форма № 5 – статистическая карточка о потерпевшем;

– форма № 6 – статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции;

– приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения;

– талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности;

– формы статистического наблюдения в электронном виде;

– документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.

Статистические карточки форм 1, 3, 4, 5 состоят их двух разделов, а форм № 1.1, 2 – из трех. Под заголовком всех карточек, перед разделами, расположены самостоятельные реквизиты 1 и 2.

Разделы заполняются: 1 – сотрудником регистрационно-учетного подразделения; 2 – лицом, ведущим расследование уголовного дела или разрешившим материал, им же заполняются реквизиты 1 и 2; 3 – начальником органа внутренних дел.

Лицо, производившее расследование уголовного дела, заполняет статистическую карточку, подписывает и передает ее в регистрационно-учетное подразделение для внесения сведений в Единый журнал и последующего направления в ИЦ.

Заполнение реквизитов документов первичного учета производится тремя способами:

1) вписыванием текстовой информации от руки;

2) подчеркиванием соответствующего значения реквизита с дублированием этого значения в размещенных в правой стороне карточек кодовых полях;

3) вписыванием кода из специального справочника-кодификатора в кодовое поле карточки.

При заполнении документов первичного учета используются следующие справочники разработанные ГИАЦ МВД России:

– справочник № 1 – Классификатор отраслей;

– справочник № 2 – Место совершения преступления;

– справочник № 3 – Предмет преступного посягательства или незаконного оборота;

– справочник № 4 – Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы;

– справочник № 5 – Национальности;

– справочник № 6 – Страны (государства);

– справочник № 7 – Валюта;

– справочник № 8 – Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры;

– справочник № 9 – Социальное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

– справочник № 10 – Должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

– справочник № 11 – Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов;

– справочник № 12 – Способ совершения преступления;

– справочник № 14 – Служба, установившая лицо;

– справочник № 15 – Дополнительная характеристика преступления;

– справочник № 16 – Решение, принятое по уголовному делу.

Заполнение карточек производится разборчиво и без сокращений. Фамилия, имя и отчество лица, совершившего преступление, записываются печатными буквами. Фамилии лиц, подписавших карточки, должны указываться полностью.

Краткий обзор темы № 9

Предупреждение преступлений является одной из первостепенных задач, стоящих перед правоохранительными органами любого государства. При этом важно отметить, что эффективность ее решения во многом обусловлена надлежащей поддержкой со стороны местных органов власти, общественности, а также активностью международного сотрудничества.

Основным документом, закрепляющим обязанность дознавателя заниматься профилактикой преступлений, является УПК РФ.

Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, упоминается в трех статьях (ст.29,73,158 УПК РФ).

Основным нормативным актом ведомственного характера, регламентирующим в настоящее время профилактическую деятельность дознавателя, является Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19 (ред. от 30.12.2011г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»).

Предупреждение преступлений органами внутренних дел – деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Цель этой деятельности – защита личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.

2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений.

3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

5. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Обязанности сотрудников подразделений дознания по предупреждению преступлений:

1. Выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению.

2. Направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. В трехдневный срок информировать соответствующие подразделения органов внутренних дел о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

4. Осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Формы профилактической деятельности подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. К последним следует отнести выступления сотрудников органов предварительного расследования с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, а также публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации.

Тематика рефератов (докладов):

1. Понятие, структура и содержание обобщенного представления.

2. Профилактическая работа дознавателя через средства массовой ин­формации.

3. Взаимодействие дознавателя с пресс-службой ГУ МВД (У МВД) России.

4. Взаимодействие дознавателя с общественными объединениями.

Краткий обзор темы № 10

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания осуществляется на основе Конституции Российской



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.191 (0.016 с.)