Классификация рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.



Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с разными возможностями и правами.

 Основные признаки: 1. Многочисленность субъектов рынка. 2. Однородность продукции. 3. Отсутствие контроля за ценой. 4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. 5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии.

2.2 Механизм спроса и предложения при совершенной конкуренции

Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами: - законом спроса -- при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше -- при их повышении                                                                                             - законом предложения -- если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше -- при их понижении.

2.4 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции.                                                          Позитивные черты:

· 1. Оптимальное ценообразование.

· 2. Производственная эффективность.

· 3. Оптимальное распределение ресурсов.

· 4. Способность к саморегулированию

Ряд специфических недостатков:

· 1. Совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенство результатов.

· 2. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами.

· 3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды истощению невоспроизводимых естественных ресурсов.

· 4. Малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику.

· 5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продукции.                                                                                                                                       Совершенная конкуренция является редким случаем, в пример можно привести рынок ценных бумаг или рынок зерна.

 

Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов. В течение короткого отрезка времени фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако в долгосрочном периоде в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей.                                                                                                                                           

 

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск и сама определяет свою ценовую политику. Такая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции, легкая и пищевая промышленность наиболее ярко передают данную специфику. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. В течении короткого промежутка времени фирмы могут получать прибыль и нести убытки, однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю)              

 

Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует небольшое кол-во продавцов. Продукция одной фирмы аналогична продукции другой, например, рынок каршеринга: Belka car, Делимобиль, YouDrive. При этом, ценовая конкуренция проявляется не часто, так как порой она губительна для некоторых участников рынка, гораздо чаще фирмы прибегают к неценовой конкуренции, увеличивающей дифференциацию на рынке, но требующей увеличение издержек, что заставляет фирмы компенсировать издержки более высокими ценами. Вход на рынок очень затруднен условием наличия на начальном этапе большого капитала и законодательными ограничениями. Одним из важных признаков – это информированность участников рынка, с учетом возможностей одна фирма при расширении производства другой фирмы прибегает к определенным действиям для сохранения своей позиции на рынке. Стратегии поведения олигополий можно разделить на кооперативное (согласование действий с конкурентами) и некооперативное (на свое усмотрение, без согласования с конкурентами). Характерной отрицательной чертой олигополии является возможность заключения картеля с целью договоренности об уровне цен и объеме производства для усиления контроля каждой фирмы и использования возможностей для получения экономической прибыли. Однако такая модель запрещена во многих странах, исключением является лишь ОПЕК.                                                            

 

Монополия – рыночная структура, при которой на рынке действует одна фирма-производитель, полностью контролирующая производство и продажу товара. Характерными признаками является уникальность продукции и полная информированность. Барьеры входа на рынок непреодолимы. Рыночная власть возможна при большом кол-ве обособленных потребителей, которые выбирают объем спроса в соответствии с ценой монополиста. Монополист регулирует цену через изменение объема предложения. Отсутствие товаров-субститутов вынуждает потребителей покупать товар по цене монополиста. Причины возникновения монополий: желание получить монополистическую прибыль, высокая доля постоянных издержек, которые не окупаются в случае появления конкурента, законодательные барьеры для осуществления деятельности (лицензирование или сертификация), возможность поглощения и слияние фирм, внешнеэкономическая политика, направленная на защиту от иностранной конкуренции.                                                                                              

 

 

24.Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.

Совершенно конкурентный рынок это рынок со множеством небольших покупателей и продавцов, продающих однородный товар в условиях, когда покупатели и продавцы обладают одинаковой информацией о товаре и друг друге. Идеальная модель совершенной конкуренции имеет следующие характеристики:

· Множество небольших и независимых покупателей и продавцов, не способных влиять на рыночную цену

· Свободный вход и выход фирм, то есть отсутствие барьеров

· На рынке продается однородный товар, не имеющий качественных отличий

· Информация о товаре открыта и одинаково доступна всем участникам рынка.

 

При соблюдении этих условий рынок способен распределять ресурсы и блага эффективно. Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек.

 

Особенности рынка совершенной конкуренции:

1. Оптимальный объем производства. Равенство цены предельным затратам означает, что на производство данного блага выделен оптимальный объем производственных ресурсов. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде обеспечивается экономически эффективное распределение факторов производства между отраслями.

2. Равенство предельных и средних затрат. После установления долгосрочного равновесия у всех фирм, оставшихся в отрасли, будут одинаковые затраты на единицу продукции. В обоснованности этого вывода можно усомниться в связи с тем, что некоторые фирмы могут использовать уникальные факторы производства: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.

3. Число конкурентов. Минимум средних затрат в длинном периоде определяет, до каких пределов увеличивается размер фирмы в ходе расширения масштаба производства.

В краткосрочном периоде ограничены возможности свободного доступа новых фирм в отрасль, но каждая фирма способна изменять степень загрузки производственных мощностей. Спрос на товар фирмы характеризуется высокой эластичностью, а рыночное формирование цены – динамичностью. Этим обусловлена возможность нескольких состояний и разного поведения фирмы.

1). Состояние фирмы обеспечивает получение экономической прибыли (сверхприбыли, т. е. сверх нормальной прибыли) и способствует её развитию.

2). Состояние безубыточного производства. Минимальные средние общие издержки равны предельным издержкам и предельному доходу (цене). Фирма полностью покрывает свои затраты на производство, получает нормальную прибыль, но не имеет экономической прибыли, а значит и собственных возможностей развития.

3). Состояние фирмы обеспечивает возмещение всей величины средних переменных (текущих) издержек и некоторой части средних постоянных затрат.

4). Состояние фирмы, которое называется предельным. Фирме удается быть «на плаву» недолгое время. В случае дальнейшего снижения рыночной цены товара она перестает быть конкурентоспособной, так как не сможет покрывать даже текущие издержки производства и вынуждена будет покинуть отрасль.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.009 с.)