Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Социология культуры
1.Культура как социальное явление. Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни (литературу, живопись, музыку и т.д.); другие отождествляют культуру с образованностью; третьи объединяют культуру с нравственными, этическими нормами. Подобные представления отражают важные стороны феномена культуры. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато, оно всеобъемлюще. Культура столь же емкое и сложное образование, как сама общественная жизнь. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к Античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Но наиболее древним источником слова «культура» считался «cultura» – в первоначальном значении «возделывать, обрабатывать землю». Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон назвал этим словом свой трактат о земледелии. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Именно римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в 45 г. до н.э. в своей работе «Тускуланские беседы», говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он писал о необходимости культуры души, подразумевая под этим воспитание и личное совершенствование человека, которое наделяет его способностями для общественных обязанностей. Исследователи давно работают над определением понятия «культура», которое бы удовлетворяло большинство ученых. С течением времени, накоплением знаний, развитием человека и общества меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Однако исследователи постоянно сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определения границ феномена культуры. С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием – «общество». Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, не включает в себя биологические, демографические элементы.
Учитывая эти сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время принято выделять следующие аспекты: генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический. Остановимся на последнем. В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Понятие культуры в теоретической социологии: культура – специфическая, т.е. социальная (генетически не наследуемая) совокупность средств, форм, образцов и ориентиров действий и взаимодействий людей со средой существования, вырабатываемая людьми в совместной жизни для поддержания структур деятельности и общения. В эмпирической социологии: культура – совокупность норм, ценностей, регулирующих поведение индивидов. Основоположник русской и американской социологических школ Н.А. Бердяев считает, что весь процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем – индивидуализация личности. Культура, ее ценности ложатся обязательно на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент. С точки зрения академика Д.С. Лихачева, любой человек, приходя и живя в этом мире, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, и тем самым осваивает социальный опыт его предшественников. В современном мире очень важно осмысливать связь и взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Эти подсистемы общества взаимно влияют друг на друга и отражаются друг в друге. Западная социология (Н. Смелзер) выделяет три типа экономик (экономических систем как типов хозяйствования), функционировавших в ХХ в.: капитализм, демократический социализм и «коммунизм» (экономика советского типа). Капитализм – система, основанная на частной собственности, демократический социализм – смешанная система, а «коммунизм» целиком основан на общественной собственности. Капитализм обуславливает господство крупных собственников. Смешанная экономика ведет к доминированию среднего класса. «Коммунизм» устанавливает господство номенклатуры. Культура, являясь продуктом длительной исторической эволюции, все же отражает перемены в экономике, активно воздействует на нее и модифицирует. Сравните капитализм в США и в Японии, «коммунизм» в Советском Союзе и в Китае.
2.Структура культуры и ее функции. Культура – это сложная, многоуровневая система. Структура культуры как совокупности технологий человеческой деятельности и производства ценностей предстает в следующем виде: 1. Материальная культура (производство материальных ценностей: пища, одежда, жилища, орудия труда). 2. Духовная культура (производство духовных ценностей: идеи, теории, концепции, художественные образы, нормы). 3. Социальная культура (производство социальных ценностей: социальные институты, организации, их структуры). 4. Личностная культура (производство человека как высшей ценности: различные типы личности). Социальные функции культуры: 1. Производство норм, образцов, человеческой деятельности (формирование структур социальных систем: общностей, институтов). 2. Хранение и передача социальной информации (память). 3. Социализация индивидов и групп. Производство духовных ценностей – относительно самостоятельная сторона культуры – духовная культура. В «духовном производстве» различают неспециализированные и специализированные способы производства духовных ценностей. Неспециализированное духовное производство может быть определено как народное творчество: его продуктами являются язык, мораль, мифы, поэтическое творчество, народные танцы и т.д. Современными разновидностями народного творчества выступают художественная самодеятельность, самодеятельное техническое творчество. Из народного творчества (неспециализированного духовного производства) выросло специализированное производство. Оно осуществляется различными профессионалами в области духовного производства (художниками, писателями, актерами, скульпторами, учеными, богословами). Они осуществляют свою творческую деятельность в рамках исторически складывающихся и развивающихся духовных институтов (искусство, наука, религия, философия, идеология). Кроме того, в духовном производстве функционируют институты распределения духовных ценностей: школы (образование), библиотеки, средства массовой информации. На основе духовных институтов формируются духовные или идеологические организации: Большой академический театр, Российская академия наук, Русская православная церковь. Массовая культура (или общедоступная) появилась в ХХ в., когда средства массовой информации стали общедоступны, она отражает существенные сдвиги в современной культуре, связанные со становлением индустриально-коммерческого типа производства и распространением стандартизированных духовных благ.
Различают доминирующие культуры, контркультуру и субкультуру. Доминирующая культура разделяется большинством членов того или иного сообщества. Субкультура культура выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином обществе (молодежная, этнического меньшинства и др.). Субкультура, противостоящая доминирующей культуре, становится контркультурой, главным признаком которой является противовес общепринятым нормам и ценностям. Основные исторические типы культуры: Восток – конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская; Запад – античная, христианская. Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему уникального явления, каким предстает перед нами культура. 3.Культура и цивилизация. В современной литературе «культура» и «цивилизация» часто употребляются либо как синонимы, либо как противоположности. Для разведения этих понятий необходимо обратиться не только к их содержанию, но и к истории применения. Слово «цивилизация» появилось в языке недавно. К сожалению, не вполне ясно, кто первым употребил это понятие. Видный представитель школы «Анналы» Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это слово в печатном виде. Затем оно получает «право гражданства». Однако до того, как родилось имя существительное, в литературе употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». Во Франции в конце XVI в. слово известно уже Монтеню, автору «Опытов». Полвека спустя, французский философ Р. Декарт в своей работе «Рассуждения о методе» явно противопоставляет понятие «цивилизованный» и «дикий». Введенное энциклопедистами понятие «цивилизация» несло на себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума». Впоследствии «цивилизация» становится многозначным понятием. Ее отождествление идет с цивилизованным поведением, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера.
В эпоху Реставрации стали создаваться различные теории цивилизации. В 1827 г. появились «Мысли о философии человечества» И. Гердера. В том же году вышли «Принципы философии истории» Дж. Б. Вико. В наибольшей степени понятие «цивилизация» в его исторической интерпретации использовал В XIX в. смысл слова был расширен, и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь «цивилизованного поведения», оно стало применяться для осмысления истории человечества в целом. При осмыслении культуры и цивилизации первая оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных, художественных и т.д. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия. Цивилизационный процесс отражает, прежде всего, изменения характера трудового взаимодействия людей с окружающей средой. По мере совершенствования орудий производства и технических приемов из присваивающего он становится производящим. С другой стороны, цивилизационный анализ показывает эволюцию общественных связей, в результате которой на смену кровно-родственным (естественным) отношениям приходят чисто социальные. Культура, как объективное явление, есть по сути способ самореализации человека в качестве существа деятельного и духовно-нравственного. В ее продуктах воплощается интеллектуальный и нравственный опыт, который делает человека человеком. Но социальная функция культуры опосредствуется цивилизацией, ибо именно она создает организационные структуры культурного производства. Развитие социальных отношений и разделение труда, т.е. становление цивилизации, способствует выделению культуры в специфическую подсистему социума. Путем накопления и перераспределения богатства цивилизация стимулирует развитие культуры, способствует бурному развитию различных областей культуротворческой деятельности, накоплению культурных ценностей. Таким образом, развитие культуры, особенно материальной ее подсистемы, детерминируется цивилизацией. Вместе с тем, она обладает определенной самостоятельностью, внутренним механизмом функционирования и саморазвития. Благодаря этому взаимодействие культуры и цивилизации не носит однозначного характера, оно сложно и исторично. Цивилизация может выступать консервативной и даже регрессивной силой по отношению к культурному развитию. Культура, в свою очередь, способна играть моделирующую роль по отношению к цивилизации в силу того, что она задает ее духовно-нравственный смысл и идеалы. В условиях социальных перемен, разрыва или неразвитости социальных связей культура выступает компенсаторным механизмом по отношению к цивилизации и берет на себя задачу интеграции общества на духовной основе. Таким образом, сопряженность цивилизации и культуры может быть развернута в историческом процессе как их диалектика. Культура в этом случае представляет гуманистический потенциал общественного развития. Цивилизация определяет характер его реализации путем смены социальных структур и способов производственной деятельности. Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации, идеальную модель ее развития. В свою очередь, цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры.
Учитывая особую сложность и многогранность понятий «цивилизация» и «культура» зарубежные и отечественные ученые стремились систематизировать характерные признаки и на их основе выделить определенные ее типы Книга О. Шпенглера «Закат Европы» стала одним из значительных и прогрессивных шедевров в области социологии культуры. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерян определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве и о стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства, границы путем создания символов, которые являются ее материальным выражением. Язык, числа, архитектура, все многообразные явления в области культуры – символы души данного духовного космоса. Цивилизация, по мнению Шпенглера, обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Культура происходит от культа, она связана с культом предков. Она невозможна без священных преданий. Цивилизация же, как полагает философ, есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности земли. Культура национальна, цивилизация же – интернациональна. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они не возможны и не нужны. Культура органична, цивилизация – механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться в количествах. Культура аристократична, цивилизация демократична. Развитие культуры и цивилизации чрезвычайно плодотворно. Интересную типологию культуры предложил русско-американский социолог П.А. Сорокин. В своем выдающемся четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» он выделяет три основных типа культуры: чувственный или «сенсетивный», идеациональный, идеалистический. Чувственный тип характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности. Он воспринимает реальность как материальное образование; его потребности также материальны. Идеациональный тип культуры характеризуется преобладанием рационального мышления, пониманием реальности как нематериальной, нечувственной, имеет духовные потребности, обладает высокой степенью их удовлетворения. При этом прибегает к трансформации чувственных и плотских сторон в идеальные и духовные. Идеалистический тип культуры основан на интуитивном виде познания, это смешанный тип, в котором как бы соединены два первых – чувственный и идеациональный – примерно в одинаковых пропорциях. Идеалистическое искусство, – писал П.А. Сорокин, – является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. В марксистском подходе цивилизация рассматривается как социокультурное образование. Само понятие «цивилизация» у марксистов долгое время оставалось в тени. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью, в него часто вкладывается самое различное содержание. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использовать это понятие, выявляя его научно-философское содержание. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в действительной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупности общественных отношений как форм социальной культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация – понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, – это развитие внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие «буржуазная цивилизация» означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия общества, и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, т.е. черты, обретающие общецивилизационное и общечеловеческое значение. Противоречия общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов имеют свой предел – они не должны разрушать цивилизацию, механизмы ее жизнедеятельности. Такой подход более определенно уясняет и природу глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование, противоречивая экономическая ситуация стали острейшими глобальными проблемами современности, для решения которых требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Перед всем человечеством стоит общая цель – сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Таким образом, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения и деятельности, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. Лекция 10. Социология семьи
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.014 с.) |