Лекция 9. Социология культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Социология культуры



1.Культура как социальное явление.  Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни (литературу, живопись, музыку и т.д.); другие отождествляют культуру с образованностью; третьи объединяют культуру с нравственными, этическими нормами. Подобные представления отражают важные стороны феномена культуры. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато, оно всеобъемлюще. Культура столь же емкое и сложное образование, как сама общественная жизнь. 

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к Античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Но наиболее древним источником слова «культура» считался «cultura» – в первоначальном значении «возделывать, обрабатывать землю». Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон назвал этим словом свой трактат о земледелии.

Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Именно римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в 45 г. до н.э. в своей работе «Тускуланские беседы», говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он писал о необходимости культуры души, подразумевая под этим воспитание и личное совершенствование человека, которое наделяет его способностями для общественных обязанностей.

Исследователи давно работают над определением понятия «культура», которое бы удовлетворяло большинство ученых. С течением времени, накоплением знаний, развитием человека и общества меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Однако исследователи постоянно сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определения границ феномена культуры. С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием – «общество». Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Учитывая эти сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время принято выделять следующие аспекты: генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический. Остановимся на последнем. В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Понятие культуры в теоретической социологии: культура – специфическая, т.е. социальная (генетически не наследуемая) совокупность средств, форм, образцов и ориентиров действий и взаимодействий людей со средой существования, вырабатываемая людьми в совместной жизни для поддержания структур деятельности и общения. В эмпирической социологии: культура – совокупность норм, ценностей, регулирующих поведение индивидов.

Основоположник русской и американской социологических школ
П.А. Сорокин считает, что культура, раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, тем самым формирует и развивает эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание есть овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму.

Н.А. Бердяев считает, что весь процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем – индивидуализация личности. Культура, ее ценности ложатся обязательно на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент.

С точки зрения академика Д.С. Лихачева, любой человек, приходя и живя в этом мире, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, и тем самым осваивает социальный опыт его предшественников.

В современном мире очень важно осмысливать связь и взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Эти подсистемы общества взаимно влияют друг на друга и отражаются друг в друге. Западная социология (Н. Смелзер) выделяет три типа экономик (экономических систем как типов хозяйствования), функционировавших в ХХ в.: капитализм, демократический социализм и «коммунизм» (экономика советского типа). Капитализм – система, основанная на частной собственности, демократический социализм – смешанная система, а «коммунизм» целиком основан на общественной собственности. Капитализм обуславливает господство крупных собственников. Смешанная экономика ведет к доминированию среднего класса. «Коммунизм» устанавливает господство номенклатуры. Культура, являясь продуктом длительной исторической эволюции, все же отражает перемены в экономике, активно воздействует на нее и модифицирует. Сравните капитализм в США и в Японии, «коммунизм» в Советском Союзе и в Китае.  

2.Структура культуры и ее функции.  Культура – это сложная, многоуровневая система. Структура культуры как совокупности технологий человеческой деятельности и производства ценностей предстает в следующем виде:

1. Материальная культура (производство материальных ценностей: пища, одежда, жилища, орудия труда).

2. Духовная культура (производство духовных ценностей: идеи, теории, концепции, художественные образы, нормы).

3. Социальная культура (производство социальных ценностей: социальные институты, организации, их структуры).

4. Личностная культура (производство человека как высшей ценности: различные типы личности).

Социальные функции культуры:

1. Производство норм, образцов, человеческой деятельности (формирование структур социальных систем: общностей, институтов).

2. Хранение и передача социальной информации (память).

3. Социализация индивидов и групп.

Производство духовных ценностей – относительно самостоятельная сторона культуры – духовная культура. В «духовном производстве» различают неспециализированные и специализированные способы производства духовных ценностей. Неспециализированное духовное производство может быть определено как народное творчество: его продуктами являются язык, мораль, мифы, поэтическое творчество, народные танцы и т.д. Современными разновидностями народного творчества выступают художественная самодеятельность, самодеятельное техническое творчество. Из народного творчества (неспециализированного духовного производства) выросло специализированное производство. Оно осуществляется различными профессионалами в области духовного производства (художниками, писателями, актерами, скульпторами, учеными, богословами). Они осуществляют свою творческую деятельность в рамках исторически складывающихся и развивающихся духовных институтов (искусство, наука, религия, философия, идеология). Кроме того, в духовном производстве функционируют институты распределения духовных ценностей: школы (образование), библиотеки, средства массовой информации. На основе духовных институтов формируются духовные или идеологические организации: Большой академический театр, Российская академия наук, Русская православная церковь. Массовая культура (или общедоступная) появилась в ХХ в., когда средства массовой информации стали общедоступны, она отражает существенные сдвиги в современной культуре, связанные со становлением индустриально-коммерческого типа производства и распространением стандартизированных духовных благ.

Различают доминирующие культуры, контркультуру и субкультуру. Доминирующая культура разделяется большинством членов того или иного сообщества. Субкультура  культура выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином обществе (молодежная, этнического меньшинства и др.). Субкультура, противостоящая доминирующей культуре, становится контркультурой, главным признаком которой является противовес общепринятым нормам и ценностям. Основные исторические типы культуры: Восток – конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская; Запад – античная, христианская.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему уникального явления, каким предстает перед нами культура.

3.Культура и цивилизация. В современной литературе «культура» и «цивилизация» часто употребляются либо как синонимы, либо как противоположности. Для разведения этих понятий необходимо обратиться не только к их содержанию, но и к истории применения. Слово «цивилизация» появилось в языке недавно. К сожалению, не вполне ясно, кто первым употребил это понятие. Видный представитель школы «Анналы» Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это слово в печатном виде. Затем оно получает «право гражданства». Однако до того, как родилось имя существительное, в литературе употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». Во Франции в конце XVI в. слово известно уже Монтеню, автору «Опытов». Полвека спустя, французский философ Р. Декарт в своей работе «Рассуждения о методе» явно противопоставляет понятие «цивилизованный» и «дикий».

Введенное энциклопедистами понятие «цивилизация» несло на себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума». Впоследствии «цивилизация» становится многозначным понятием. Ее отождествление идет с цивилизованным поведением, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера.

В эпоху Реставрации стали создаваться различные теории цивилизации. В 1827 г. появились «Мысли о философии человечества» И. Гердера. В том же году вышли «Принципы философии истории» Дж. Б. Вико. В наибольшей степени понятие «цивилизация» в его исторической интерпретации использовал
Ф. Гизо, который писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизацией рода человеческого. Гизо был убежден в том, что у людей общая судьба, что передача накопленного опыта создает всеобщую историю человечества. Цивилизация, по Гизо, состоит из двух элементов: из некоторого уровня социального развития и уровня развития интеллектуального.

В XIX в. смысл слова был расширен, и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь «цивилизованного поведения», оно стало применяться для осмысления истории человечества в целом. При осмыслении культуры и цивилизации первая оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных, художественных и т.д. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия.

Цивилизационный процесс отражает, прежде всего, изменения характера трудового взаимодействия людей с окружающей средой. По мере совершенствования орудий производства и технических приемов из присваивающего он становится производящим. С другой стороны, цивилизационный анализ показывает эволюцию общественных связей, в результате которой на смену кровно-родственным (естественным) отношениям приходят чисто социальные.

Культура, как объективное явление, есть по сути способ самореализации человека в качестве существа деятельного и духовно-нравственного. В ее продуктах воплощается интеллектуальный и нравственный опыт, который делает человека человеком. Но социальная функция культуры опосредствуется цивилизацией, ибо именно она создает организационные структуры культурного производства. Развитие социальных отношений и разделение труда, т.е. становление цивилизации, способствует выделению культуры в специфическую подсистему социума. Путем накопления и перераспределения богатства цивилизация стимулирует развитие культуры, способствует бурному развитию различных областей культуротворческой деятельности, накоплению культурных ценностей. Таким образом, развитие культуры, особенно материальной ее подсистемы, детерминируется цивилизацией. Вместе с тем, она обладает определенной самостоятельностью, внутренним механизмом функционирования и саморазвития. Благодаря этому взаимодействие культуры и цивилизации не носит однозначного характера, оно сложно и исторично. Цивилизация может выступать консервативной и даже регрессивной силой по отношению к культурному развитию.

Культура, в свою очередь, способна играть моделирующую роль по отношению к цивилизации в силу того, что она задает ее духовно-нравственный смысл и идеалы. В условиях социальных перемен, разрыва или неразвитости социальных связей культура выступает компенсаторным механизмом по отношению к цивилизации и берет на себя задачу интеграции общества на духовной основе. Таким образом, сопряженность цивилизации и культуры может быть развернута в историческом процессе как их диалектика. Культура в этом случае представляет гуманистический потенциал общественного развития. Цивилизация определяет характер его реализации путем смены социальных структур и способов производственной деятельности. Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации, идеальную модель ее развития. В свою очередь, цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры.

Учитывая особую сложность и многогранность понятий «цивилизация» и «культура» зарубежные и отечественные ученые стремились систематизировать характерные признаки и на их основе выделить определенные ее типы
(Н. Данилевский, О. Шпенглер, Н. Бердяев, Ф. Ницше, К. Юнг, П. Сорокин и др.).

Книга О. Шпенглера «Закат Европы» стала одним из значительных и прогрессивных шедевров в области социологии культуры. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерян определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве и о стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства, границы путем создания символов, которые являются ее материальным выражением. Язык, числа, архитектура, все многообразные явления в области культуры – символы души данного духовного космоса. Цивилизация, по мнению Шпенглера, обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Культура происходит от культа, она связана с культом предков. Она невозможна без священных преданий. Цивилизация же, как полагает философ, есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности земли. Культура национальна, цивилизация же – интернациональна.

Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они не возможны и не нужны. Культура органична, цивилизация – механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться в количествах. Культура аристократична, цивилизация демократична. Развитие культуры и цивилизации чрезвычайно плодотворно.

Интересную типологию культуры предложил русско-американский социолог П.А. Сорокин. В своем выдающемся четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» он выделяет три основных типа культуры: чувственный или «сенсетивный», идеациональный, идеалистический. Чувственный тип характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности. Он воспринимает реальность как материальное образование; его потребности также материальны. Идеациональный тип культуры характеризуется преобладанием рационального мышления, пониманием реальности как нематериальной, нечувственной, имеет духовные потребности, обладает высокой степенью их удовлетворения. При этом прибегает к трансформации чувственных и плотских сторон в идеальные и духовные. Идеалистический тип культуры основан на интуитивном виде познания, это смешанный тип, в котором как бы соединены два первых – чувственный и идеациональный – примерно в одинаковых пропорциях. Идеалистическое искусство, – писал П.А. Сорокин, – является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства.

В марксистском подходе цивилизация рассматривается как социокультурное образование. Само понятие «цивилизация» у марксистов долгое время оставалось в тени. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью, в него часто вкладывается самое различное содержание. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использовать это понятие, выявляя его научно-философское содержание.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в действительной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупности общественных отношений как форм социальной культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация – понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, – это развитие внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие «буржуазная цивилизация» означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия общества, и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, т.е. черты, обретающие общецивилизационное и общечеловеческое значение. Противоречия общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов имеют свой предел – они не должны разрушать цивилизацию, механизмы ее жизнедеятельности.

Такой подход более определенно уясняет и природу глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование, противоречивая экономическая ситуация стали острейшими глобальными проблемами современности, для решения которых требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Перед всем человечеством стоит общая цель – сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

Таким образом, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения и деятельности, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры.

Лекция 10. Социология семьи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.014 с.)