Лекция 7. Общество и личность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Общество и личность



1. Понятие личности в социологии. Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Непременный и важный признак личности индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

1. личность присуща каждому человеку;

2. личность есть то, что отличает человека от животных;

3. личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существования;

4. личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются, прежде всего, социальные нормы и ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший уровень – социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители – стимулы. В отличии от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня – это установки на социальные объекты и ситуации. К диспозициям низшего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно-данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как субъектом, так и объектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.

1. В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критики со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиология не принимает во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж.Г. Мид, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ее в обществе. Но если в трактовке Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Мертона и Парсона и их последователей, как комплекс требований, предъявляемых обществом индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль- статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

Социальный статус – это позиция индивида в обществе, определяемая его правами и обязанностями. Социальная роль – это модель поведения ориентированная на данный статус. С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального –Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное –Я», которое состоит из трех элементов.

1. представления о том, как его воспринимают другие;

2. представления о том, как они его оценивают;

3. как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом в теории «зеркального –Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

3. При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это с одной стороны продукт исторического развития, а с другой стороны результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности способной изменять общественные отношения.

4. В русле психоаналитического подхода сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная З. Фрейдом, включает три компонента: 1. сферу подсознания (Оно), где господствуют биологически обусловленные и агрессивные побуждения; 2. сферу самосознания (Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме; 3. сферу сверх сознания (Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный моральный цензор). Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы противоречащие требованиям «морального цензора». Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склоняется к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества. Однако с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.

Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития.

 

Социализация личности.

Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. В процессе социализации выделяют две фазы: социальная адаптация и интериоризация.

Социальная адаптация – это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам общностей. Само понятие «адаптация» возникло в биологии. В переводе с латинского оно означает приспособление организма к условиям существования. В социологии в конце XIX– начале XX в. это понятие использовалось представителями органической школы (Г. Спенсером). Эта школа проводила аналогию между обществом и организмом. Адаптация – это этап включения индивида в социальную систему, но он не обеспечивает ему полного комфорта. Эту проблему решает следующий этап – интериоризация.

 Интериоризация – процесс превращения внешних требований (норм, ценностей и т.д.) во внутренние мотивы поведения человека внутри общности – социальной среде. В переводе с латинского «interior» означает внутренний. Понятие было введено психологами П.Жане, Ж. Пиаже для обозначения процесса формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм.

В целом социализация – это процесс включения человека в общественные связи и интеграция в различные типы социальных общностей. В процессе социализации формируются социальные качества – ориентация на ценности, навыки, умения. Человек становится дееспособным участником общественных отношений. Социализация, с одной стороны, обеспечивает сохранение культурной целостности, с другой, – возможность самореализации личности. 

Но личность не растворяется в социальной среде, она модифицирует нормы и ценности культуры общностей своим индивидуальным их восприятием и наложением на них своего опыта. Возникает диалог личности и общности (общества).

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитания» и «образования»; она продолжается в течении всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности является трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой, и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предполагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи, являющихся агентами первичной социализации и оказывающих влияние на ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школа, внешкольная учебно-воспитательная работа, детские теле-, радиопередачи. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся усваивать коллективные роли.

Очень важен юношеских этап социализации (13-19), лет, когда подростки определяют свое место в жизни. Сложность социализации этого «переходного» периода связана с противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека. Чаще всего, связана с изменением статуса личности, профессии, служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может быть массовым явлением.

В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время происходит, как правило, снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем открываются большие возможности вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном имеет принципиально иной характер, в либеральном на антинациональные ценности, космополитических обитателей мира.

 Результатом социализации является формирование различных типов личности: идеальной, базовой, модальной и девиантной. Идеальная (нормативная) личность – личность, черты которой лучше всего выражают нормы и ценности данного общества. В реальной жизни практически существует как идеал. Базовый (базисный) тип личности – тип личности, наилучшим образом приспособленной к объективным условиям, поведение которой обеспечивает развитие и ее, и общности. В реальной жизни встречается редко. Модальный тип – реально распространенный тип личности, наиболее часто встречающийся в обществе, тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество, тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах все меньше отрывается от «идеального» стереотипа. Девиантный тип личности – тип личности, отклоняющийся от норм и требований общности. 

Существует не мало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность личности. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.

Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения.

1. инновация (принятие социально-одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

2. ритуализм (отрицание цели данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);

3. ретритизм (отрицание целей и средств как бегство от действительности);

4. бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми)

В настоящее время понятие социальная аномия чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению многих социологов, обладает чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (стигма- клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Леметр и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением людьми санкций в отношении тех, кого они считают нарушителями установленных норм.

Сторонники этой теории выделяю первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не предают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает считать себя девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.

Если социология объясняет девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм – это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членной общества.

Такое разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача полного искоренения сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры социального воздействия на поведенческие отклонения, то такие виды социальных отклонений как алкоголизм, наркомания, суицид, психические отклонения и др. требуют различных видов социальной помощи – открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.02 с.)