Лекция 5. Общество и его структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Общество и его структура



Социальная структура

Структурность свойственна любой сложной системе, а общество относится к числу таких систем. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами – экономикой, политикой, культурой. В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, связи между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей. Разделение общества на более или менее устойчивые совокупности элементов, различающиеся некоторыми социальными параметрами, называют социальной дифференциацией. Социальная дифференциация формирует сложный мир социальных, экономических, политических, правовых и нравственных отношений, где социальные блага распределяются неравномерно. Цель социологии – выяснить систему признаков и критериев, разделяющих людей на принципиально неравные по своим социальным возможностям и перспективам слои.

Социальная структура – это совокупность социальных групп и институтов и отношений между ними, причем совокупность социальных групп и отношений между ними составляет групповой срез отношений, а совокупность социальных институтов и отношений между ними – институциональный. В любом обществе наряду с явными элементами социальной структуры существуют скрытые элементы: группы давления (лобби), клики, мафии, родственно-земляческие группировки. Сущность социальной структуры составляет социальное неравенство, которое отражает разделение общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных.

  Социальное неравенство – это положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным ценностям. Неравенство отчетливо проявляется в развитых и сложных обществах. Само по себе наличие в обществе социального неравенства никем не оспаривается. Не подвергается сомнению его неизбежность в современных условиях. Но, встает вопрос, почему одни люди опережают других в социальном соревновании. На этот счет сложились следующие точки зрения.

- биологическая, утверждающая, что для занятия лучших мест на социальной лестнице нужна определенная биологическая наследственность, врожденные способности к тем или иным творческим занятиям;

-психологическая, согласно которой преуспевают прежде всего те, кто наделен положительными психологическими качествами, не объясняя, впрочем, какие качества конкретно имеются в виду;

-технологическая, согласно, которой все дело в овладении системами поведения, знать как дела делаются, уметь купить- продать, попросить и т.д.;

- организационная, согласно которой успех приходит к тому, кто сам не делает, но умеет организовать других;

- институциональная утверждает, что самое главное с самого начала избрать перспективный путь, работу знакомых и т.д.

Все эти точки зрения свидетельствуют о том, что успешное участие в соревновании за высокий статус в обществе опирается на достаточные ресурсы власти. Ресурсы эти можно приобрести от рождения, в процессе социализации, по наследству.

В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество ценит выше, чем другие. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. В европейской традиции было выработано несколько теорий социального неравенства. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит.

Теория классов: Слово класс в Риме означало призыв в армию. В VI в. в результате военной реформы все граждане были разделены на категории, называемые классами. Критерий зачисления в категорию был имущественный. Каждому было предписано явиться на службу со своим снаряжением соответствующим классу. Следовательно, богатые составили наилучшим образом вооруженную часть римского войска. Их называли первым классом или классиками. В поздней античности слово «классик» стало обозначать наилучший, образцовый. Самые бедные люди никакого класса не составили и их называли пролетариями, т.е. плодовитыми, желая этим сказать, что кроме кучи детей у них ничего нет.

Первоначально понятие класса было введено и разработано экономистами и философами (А. Смит, К-А Сен-Симон, Ф. Гизо и др.) еще в XVIII в. Видеть в борьбе классов движущий фактор истории стали французские историки периода Реставрации, осмысливая уроки французской революции.

Но подлинным смыслом его нагрузил только К. Маркс. Его теория объясняет социальное неравенство при помощи понятия конфликта. Один класс занимает господствующее положение и владеет средствами производства, а так же другим эксплуатируемым классом. Это положение вещей можно изменить, если сам эксплуатируемый класс объединит свои усилия и совершит революцию. В теории М. Вебера основное отличие от Маркса заключается в том, что класс не является субъектом действия и классы возникают только в капиталистическом обществе. Он не предложил четкой классовой структуры, но ее можно реконструировать: рабочий класс, лишенный собственности; мелкая буржуазия; технические специалисты и интеллигенция; администраторы и менеджеры; владельцы средств производства.

  Теория элит возникла и сформировалась как реакция на радикальные социалистические учения, прежде всего марксизм. Существуют два подхода к определению элит: 1) властный – элитой являются те, кто обладает властью (Ч. Миллс, Г. Моска); 2) меритократический – элита – это те, кто обладает особым достоинством и личными качествами, независимо от принадлежности к власти (В. Парето).

Люди, составляющие один уровень социальной лестницы, сплачиваются в одно целое, отгораживаются от нижестоящих барьерами, препятствуя их стремлению подняться выше на ступень, проникнуть на место, которое данная ассоциация занимает. Такие ассоциации называются кристаллами, а процесс их образования социальной кристаллизацией. Наивысшие по положению в обществе кристалл и есть элита. Элита – это люди, обладающие наибольшими ресурсами власти и самой властью, поскольку ресурсы обеспечиваются собственностью средств производства. Элита – это собственническая и властвующая верхушка общества, его господствующий класс и кристаллизация имеет к ней большее значение. Она существует как замкнутая уровневая ассоциация, характеризующаяся высокой степенью солидарности своих членов, своим клановым духом и правилам. Называется элитарная ассоциация высшим светом. Является тесно сплоченной группой. Социальная элита, как собственник средств производства, представляет собою основную материальную силу обществ, потому же она является и основной духовной силой.

Многие писатели в прошлом делали предметом своего описания историю знаменитых, аристократических, буржуазных, богатых и высоко поставленных семей, прослеживали ее в продолжение нескольких поколений. Первые представители этих семей как правило поднимались из низов любыми средствами основывая свое богатство, любыми средствами преступая мораль и человеколюбие, а иногда и совершая преступление. Они проявляли упорство, энергию, настойчивость. Своим детям оставлял высокое положение. Таких людей В. Парето называл «львами», за их силу, твердость характера, жестокость. Дети их выросшие в обстановке богатства, власти, доступности всего представляют породу «лис», потому что любят комфорт, не любят открытой борьбы, предпочитают хитрость. А их дети и подавно утрачиваю боевые качества, сторонятся конфликтов и из их рук уплывает семейное богатство и власть, выхваченная откуда-то взявшимися проходимцами. Элитарные семьи деградируют и происходят круговороты. Это называется циркуляция элит.

Стратификационные модели

Стратификационные модели являются одним из способов анализа социального неравенства в обществе наряду с социально-классовым анализом (К. Маркс). Они восходят к методике М.Вебера. Он выделяет ряд признаков социального неравенства: богатство, престиж, власть, образование. Основное понятие – «страта» (слой). Общество уподобляется совокупности слоев (пластов) различной конфигурации. Социальная страта – слой, группа людей, объединенная каким-либо общим признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и т. д.). Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии. Страта в геологии – это слой земли, который состоит из однородных элементов. К разновидностям социальных страт в открытом обществе следует отнести слои, группы, классы (нижний, средний и высший). В закрытом обществе классам исторически соответствуют и предшествуют свободные и рабы, касты и сословия. Принадлежность к страте определяется в социологии на основании двух групп показателей: субъективных и объективных. Под субъективными показателями понимаются ощущения и мысли человека, связанные с принадлежностью к той или иной социальной группе. Объективные показатели – это показатели, которые в целом независимы от оценки человека и могут быть измерены с большей или меньшей точностью, они более точно отражают положение человека в стратификационной системе. 

В настоящее время все теории, описывающие социальное неравенство, принято относить к теориям стратификации, в том числе и социально-классовый анализ К. Маркса. Считается, что все они дополняют друг друга. Для определения принадлежности индивида к той или иной страте социологи предлагают самые различные критерии. Согласно П. Сорокину, существуют три вида стратификации: экономическая (по критериям дохода и богатства); политическая (по критериям влияния и власти); профессиональная (по критериям профессиональных навыков). Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделяет следующие группы признаков социальной стратификации: характеристики членов общества, данные им от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности); ролевые характеристики (образование, профессия, должность); владение материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии). В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные характеристики социальной стратификации: доход, богатство, власть, образование, престиж.

В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство (форма социальных отношений, при которой один человек выступает собственностью другого), касты (жесткое пожизненное закрепление человека за одной стратой по этническому, религиозному или экономическому признаку), сословия (юридическое закрепление человека за той или иной стратой) и классы (место в системе производства, владение собственностью, но не предполагается юридическое или какое-либо закрепление индивида за определенной стратой). 

3.Социальная мобильность. В процессе своей жизнедеятельности люди перемещаются в социальном пространстве в определенном направлении. Как правило, они поднимаются вверх по социальной лестнице, становясь образованными, влиятельными и уважаемыми. Социальная мобильность – перемещение людей из одной группы, общности, города, страны в другие группы, общности и т. п., изменения положения людей в рамках системы социальной стратификации. Понятие введено в научный оборот  П.Сорокиным. Люди, находящиеся вблизи друг друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, президент и обычный человек), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией, и наоборот.

Выделяют следующие виды мобильности:

1. Вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная предполагает переход из одного социального слоя в другой и имеет два вектора: вверх и вниз. Социальная лестница – образное понятие, моделирующее феномен вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность предполагает изменение социальных признаков в рамках одного слоя или класса. Различают также индивидуальную и групповую мобильность. Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности. Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств.

2. Восхоодящая и нисходящая. Восходящая, когда в процессе перемещения ранг статуса повышается. Это мажорная мобильность. Нисходящая когда ранг понижается – минорная мобильность.  Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия. Все хотят подниматься и никто не хочет опускаться (А.И. Кравченко). Как правило, восхождение по социальной лестнице – дело добровольное, а нисхождение – принудительное.

    3. Существуют следующие виды мобильности по ее причинам:
- естественная мобильность, главным образом по возрасту;

- вынужденная;

- добровольная;

-относительная – это когда люди перемещаются, потому что изменилось положение их группы, к которой они принадлежат. Например периодически ухудшается положение людей тех или иных профессий, но не потому что люди стали хуже работать, а потому что пошатнулось положение той отрасли, в которой они заняты.

В. И. Добреньков и А. И. Кравченко обращают внимание на феномен   межпоколенной мобильности, которая предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Пример: сын рабочего становится инженером. Межпоколенная мобильность – это изменение статуса детей относительно статуса их отцов. Например, сын железнодорожника становится президентом корпорации, или, наоборот, сын президента корпорации становится продавцом. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство не зависит от самого человека, а предопределено рождением. В случае высокой межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи – из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

Если люди перемещаются, то всегда есть такие, которые находятся в процессе движения, от одного ушли, к другому еще не пришли, находящиеся в переходном, промежуточном положении. Если такое состояние затянулось, оно накладывает отпечаток на все стороны жизни. Такие люди превращаются в особую социальную категорию. Пример: люди переехавшие из деревни в город. Нищие и бомжи не являются маргиналами, если они окончательно опустились на дно, нашли там для себя удобное пристанище. Промежуточное переходное положение делает поведение индивида не устойчивым. Он наиболее склонен к переменам и сдвигам в обществе, проявляет недовольство и поддается внешним влияниям.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью. Феномен маргинальности находит выражение в пребывании индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связан с перемещениями, т.е. с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Маргинальность – положение индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование (Р.Я. Паркер).

Поскольку маргинальность производна от мобильности, то виды мобильности создают и виды маргинальности:

1. Восходящии маргиналы. Люди сформировавшиеся в процессе непрерывного роста, все к их услугам. Это дети богатых семей. Сами возможно из себя ничего не представляют.

2. Нисходящие маргиналы. Неудачи, разочарования, нужда

4.Особенности стратификационных процессов в России. Особенности стратификации в России отражают особенности ее истории. В дореволюционной России существовало не классовое, а сословное расслоение общества. В условиях сословного расслоения наиболее важным является признак наличия или отсутствия привилегий. Общество делилось на четыре основных сословия: крестьяне, мещане, дворянство и духовенство, кроме них имелись и другие малочисленные группы (купцы, казаки). Наиболее многичисленным было сословие крестьян. На рубеже XIX – XX вв. в России стало формироваться классовое общество, т.е. расслоение его основывалось на экономическом положении представителей страты. В среде мещанства и крестьянства выделилась особая группа купцов и промышленников, которая сформировалась из наиболее богатых представителей этих сословий. Усилилась дифференциация и внутри сословия крестьян в начале ХХ века: кулаки, середняки и бедняки. Последняя группа была самой многочисленной. На рубеже веков также начал формироваться рабочий класс.

В результате Октябрьской революции были разрушены основания для сословного расслоения общества и приостановлены процессы формирования классового общества. Большевики объявили о том, что они строят бесклассовое общество. Это привело к тому, что официально в России была установлена стратификация на основе профессиональных признаков: основными считались класс рабочих и класс крестьян, отдельно выделялся социальную группу служащих и специалистов (трудовая интеллигенция). Фактически это означало, что в СССР установилась стратификационная система, в основе которой лежит доступ к власти. Опираясь на концептуальную модель многомерной стратификации, учитывая роль власти и идеологии в ее формировании, социолог Инкельс (США) представляет систему социального неравенства, сложившегося в СССР в 30–50 гг. в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину которой составляли три наиболее престижные группы: 1) правящая элита, куда входили руководители партии и правительства, верхушка военных, высшие должностные лица; 2) высший слой интеллигенции, выдающиеся ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ и привилегий они довольно близко стояли к первой группе, но между ними существовала довольно значительная разница по шкале власти; 3) «аристократия рабочего класса» (ударники-герои первых пятилеток, стахановцы и т.д.; 4) «отряд интеллигенции»: управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, работники высшей школы, дипломированные специалисты и офицеры; 5) «белые воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.; 6) «преуспевающие крестьяне»: работники передовых колхозов и совхозов; 7) среднее и малоквалифицированные рабочие; 8) «беднейшие слои крестьянства», малоквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом на производстве за мизерную заработную плату; 9) «зеки» (заключенные).

Говоря об особенностях стратификации в России советского периода необходимо обратить внимание на  подмену социально-профессиональных критериев политико-идеологическими суррогатами, следует отметить явление так называемого «предписываемого» статуса, существование которого характерно для доиндустриальных обществ. В современном западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый». Последний определяется успешной карьерой человека. Его социальный престиж определяются главным образом его профессиональными признакам. В России феномен предписываемого статуса получил весьма широкое распространение в годы советской власти, когда социальное положение человека в обществе определялось не только объемом его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших в качестве признаков социальной дифференциации. К их числу можно отнести такие факторы, как место проживания человека (столица, областной центр, деревня), отрасль промышленности, в которой человек трудился (производственная сфера), принадлежность к какой-либо особо выделяемой социальной профессии. События, произошедшие в 90-х гг., связанные с крушением социалистической социальной системы, изменили систему стратификации и усилили процессы социальной дифференциации.

В современной социологии нынешнее российское общество принято делить на четыре основных класса: верхний, средний, базовый и нижний. Верхний класс – это собственники крупных и средних предприятий; средний – это менеджеры, предприниматели, высококвалифицированные рабочие; базовый – это рабочие, крестьяне, работники сервиса, торговли (в основном женщины); нижний – представители неквалифицированных профессий, живущие за чертой бедности.

4. Социальные взаимодействия и отношения. Социальная реальность может быть представлена в виде социальных взаимодействий и отношений. Социальное взаимодействие может рассматриваться как обмен индивидов социальными действиями. В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие – интеракция. Считается, что социальное взаимодействие возможно только там, где есть мыслящие индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами.

Выделяют три основных вида социального взаимодействия: вербальное, т.е. словесное; физическое, т.е. передача того или иного предмета, рукопожатие и невербальное, которое включает использование жестов, мимики. Кроме того, можно выделить опосредованные, при котором не обнаруживается возможностей обратной связи (печатный текст, телевидение и др.), и непосредственные взаимодействия (взаимодействие лицом к лицу, например, общение друзей, продавца и покупателя, учителя и ученика). Существует ряд теорий социального взаимодействия. Например, теория социального обмена (Д. Хоманс), описывающая социальное поведение как универсальный обмен, обусловленный способами уравновешивания вознаграждений и затрат, теория символического интеракционизма и др. Взаимодействия, как правило, носят случайный, одноразовый характер, некоторые из них перерастают в социальные отношения, т.е. взаимодействия, которые осознаются индивидами как повторяющиеся, а следовательно, устойчивые. Можно выделить два не исключающих друг друга понимания социальных отношений: регламентированные связи между людьми (любовь, ненависть, обман и т.д.) и связи, возникающие в процессе взаимодействия социальных групп, общностей и институтов. Социальные отношения – это осознанные и чувственно воспринимаемые повторяющиеся системы действий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Выделяют различные типы социальных отношений.

По направленности социальных действий отношения бывают: односторонние, когда партнеры относятся друг к другу по-разному (он ее любит, а она его – нет); взаимные – соответствующие друг другу (взаимная любовь, верная дружба); отношения зависимости, когда действия одного партнера зависят от действий другого (субъект не может совершить некоторое действие, если другой субъект не совершит определенное действие; это означает, что первый субъект зависит от второго). Выделяют следующие зависимости: структурную, основанную на различии статусов в группе (подчиненный зависит от руководителя, занимающего более высокий по сравнению с ним статус); латентную, возникающую из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса (руководитель зависит от подчиненного, родитель от ребенка). Отношение зависимости порождает власть одних людей над другими, способность одних людей контролировать действия других.

По форме взаимосвязи выделяют три типа отношений: сотрудничество, соперничество и конфликт. Сотрудничество (взаимное положительное отношение) является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки,любви, дружбы, солидарности. Примером может служить политический союз между партиями или государствами, деловое партнерство и др. Важнейшие черты сотрудничества: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия, при котором каждая из сторон получает то, что признает приемлемым, обоснованным; направленность взаимодействия на достижение совместной цели; подкрепление сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка. Соперничество – это взаимное отрицательное отношение, оно предполагает в качестве предпосылки наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон. Важнейшие черты соперничества: стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника; отсутствие общих, совместных целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно одного и того же объекта; подкрепление соперничества негативными средствами обмена: завистью, хитростью, озлоблением. Одним из наиболее распространенных типов соперничества является конкуренция. Например,конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий за власть в государстве (в условиях демократии). Очень часто конкуренция перерастает в к онфликт, т.е. прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны знание соперника; знание причин конфликта; ожидание ответных действий, противоборства.

  Социальный конфликт – столкновение двух или более сторон (общностей, групп, индивидов и других субъектов социальных отношений), связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и по поводу распределения общественных ценностей (благ), т.е. ценностей: материальных, духовных, социальных, политических. Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия социальных субъектов. Субъекты социальных конфликтов могут быть формально организованы, но могут выступать и на неформальной основе в виде социальных движений, групп давления, криминальных групп, осознающих и преследующих свои цели. Возникновению конфликта предшествует конфликтная ситуация – стремление одной из сторон осуществить желаемые изменения путем воздействия на другую. Источником конфликта является неравенство положений субъектов социальных отношений. Непосредственным поводом конфликта выступает стремление субъектов к изменению своего положения, стремление добиться такого положения в системе социальных отношений, которое бы позволило им увеличить доступ к пользованию общественными ценностями.

Среди теоретиков конфликта можно выделить два основных направления: структурно-функционалистское (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер – подходы к равновесной системе) и собственно кофликтологическое (восходит к идеям Н. Макиавелли, Т. Гоббса, А. Смита, Г.Ф.В. Гегеля, К. Маркса,
М.Вебера, К. Шмитта, продолжается Л. Козером, Р. Дарендорфом). В российской социологии на рубеже XIX –ХХ вв. оформилась российская социология конфликта в трудах таких ученых как Я.Л. Юделевский, П.А. Сорокин и А.С. Звоницкая. Они высказали ряд идей, предвосхитивших западную социологию конфликта. Я.Л. Юделевский связал понятия «антагонизм» и «конфликт», рассматривая сферу борьбы идей. Он признавал борьбу идей конфликтом антагонистических интересов индивидов и различных социальных групп. П. А. Сорокин опирался на труды Юделевского и признавал конфликтный ход развития истории, однако он не считал конфликт нормой жизни социальных групп. Нормой их жизни является консенсус. А. С. Звоницкой принадлежит работа «Опыт теоретической социологии» (1914). В ней она подчеркивала, что все стороны общественной жизни могут служить почвой для возникновения кризисов: религия, политическая жизнь, национальная и классовая группировка. Поэтому можно считать, что конфликт – это внутреннее, хроническое состояние общественной жизни  [Прошанов С.Л. Социальный конфликт в трудах российский социологов ХХ века //СОЦИС. 2007. № 12. С. 115 – 119].

В настоящее время в России конфликты также являются предметом исследований (А.Здравомыслова, В. Шубкина и др.). К. Боулдинг (США), специалист в общей теории систем, попытался создать универсальную модель разрешения конфликтов с разработанным формализованным аппаратом. Он приходит к выводу, что конфликты функциональны, являются видом взаимодействия, их можно преодолевать или ограничивать.

Проблематика конфликта разрабатывается в социологии как на макроуровне (в контексте крупномасштабных теоретическнх построений, призванных объяснить глобальные социо­культурные изменения в обществе), так и на микроуровне (для решения прикладных задач по смягчению конфликтных ситуа­ций в практике организации современного менеджмента, в дип­ломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и др., где наблюдается непосредственное столкновение интересов про­тивостоящих сторон). Существует множество классификаций конфликтов, исходящих из разных оснований: по проявлению – открытые и латентные конфликты; по скорости – скоротечные и долговременные; по ценностям как источнику деятельности – когнитивные и мотивационные; в зависимости от уровня антагонизма – радикальные и частичные. Р. Даль различает биполярные и мультиполярные конфликты. Различают также следующие типы конфликтов: по объекту – конфликты ценностей, идентификаций и интересов; по направленности – горизонтальные и вертикальные; по субъектам – межиндивидуальные, межгрупповые, межгосударственные и т.д.; по способу взаимодействия – конфронтацию, соперничество, конкуренцию; по характеру регулирования – институционализированные и неинституционализированные, легитимные и нелегитимные. В зависимости от преобладания тех или иных факторов в возникновении конфликтов их разделяют на экономические, по­литические, культурные, религиозные, этнонациональные, бытовыеи др. Конфликты характеризуются ситуацией напряженности в отношениях субъектов. Иногда напряженность в отношениях субъектов может достигнуть кризисного состояния. Кризис – это состояние резкого усиления напряженности, вызывающей сбои в функционировании общества как системы в целом.

В своем развитии конфликт проходит через три стадии: 1) возникновение, 2) эскалация, 3)завершение. Иногда выделяют и четвертую стадию – постконфликтный синдром. Существуют разнообразные способы разрешения конфликтов: взаимное примирение; обе стороны выигрывают; победа одной стороны над другой; обе стороны проигрывают; перерастание одного конфликта в другой; прекращение существования объекта спора. Считается (Р. Дарендорф), что подавление конфликтов неэффективно. Более эффективным  признается регулирование. В числе разработанных всеобщих форм и способов регулирования конфликтов выступают компромисс и консенсус.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.023 с.)