Лекция 6. Социальные общности, институты и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Социальные общности, институты и организации



 

1.Понятие общности. Массовые общности. Социальные общности – это эмпирически фиксируемые совокупности индивидов и элементов природной и культурной среды, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального процесса.

Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например, по количеству людей – это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение и все население земного шара; по времени продолжительности существования – временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы); по плотности связи – как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования (фанаты какой-либо музыкальной группы, болельщики футбольной команды и т.д.). Складывание общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно (семья, партия, спортивный клуб). Различают квазигрупповые (массовые) и групповые общности. Квазигрупповые характеризуются аморфностью (рыхлой структурой); неупорядоченностью, случайным характером образования; ситуативным способом существования; открытостью, размытостью границ; межгрупповой природой (гетерогенностью). Примеры: толпа, публика, аудитория, социальное движение и др.

Толпа – это относительно кратковременное скопление большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одними и тем же целями, стимулами и эмоциональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более сложной. Толпу очень часто различают по характеру поведения. Например, случайной толпе свойственна наиболее неопределенная структура. Объединить в ней людей может как незначительная цель, так и бесцельное времяпровождение. Подобного рода толпа может образоваться по поводу самых различных событий. Дорожно-транспортное происшествие, поимка правонарушителя, появление знаменитости, недовольство действиями проходящего человека и т.д. Различные события могут привести к образованию случайной толпы на улице. Время существования таких толп незначительно, как только элемент зрелищности ликвидирован, толпа зевак расходится. Эмоциональная включенность индивидов в случайную толпу очень слаба, поэтому в любой момент они свободно могут разойтись. Но в некоторых случаях, если условия изменяются, случайная толпа может структурироваться и проявить большую сплоченность. Тогда квазигрупповая общность становится групповой. Толпа может носить экспрессивный характер (экспрессивная толпа), когда индивиды совместно выражают какое-либо чувство и общее отношение к какому-либо неординарному событию: радость, горе, протест и т.д.

  Публика – это неорганизованная группа, члены которой имеют общие интересы, вне прямого общения и контакта; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей. Элемент стихийности выражен в публике слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе. Собравшуюся в одном месте публику можно назвать аудиторией если она собралась   для получения информации (например, на лекции, собрании, выставке и т.д.). Обычно публику в замкнутых помещениях называют аудиторией (например, в лекционных залах).

Аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д. Для аудитории характерно взаимодействие с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Следовательно, характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно если аудитория большая. Величина аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации.

 Аудитория представляет собой сложное и неоднородное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают информацию из-за различия личностных качеств и культурных норм и ценностей, присущих каждому индивиду в отдельности. Поэтому, если одна часть аудитории будет стараться любыми способами ставить барьер на пути усвоения информации, не соответствующей ее культурным стереотипам либо кажущейся не важной для нее на данный момент времени и т.д., то другая часть этой же аудитории будет с интересом воспринимать ту же самую информацию. Таким образом, для любой аудитории свойственно деление на отдельные общности, индивиды которых начинают взаимно общаться и обмениваться мнениями о полученной информации. Подобные общности называются социальными кругами, и в них составляется общее мнение относительно какого-либо события. Социальные круги возникают исключительно для целей обмена информацией, например, люди, которые собрались в одном чате. Тема общения в таких случаях крайне ограниченная. Например, искусство, спорт, политическое событие и т.д. Такой вид общения не ставит цель наладить более тесные контакты, люди просто приятно проводят время.

Социальное движение можно также считать квазигрупповой общностью, потому что оно представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.). Это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения. Социальные движения – совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе (Р. Тернер). Это определение объединяет: политические, религиозные, национальные, классовые (рабочее, крестьянское и т.п.), молодежные, экологические, антиглобалистские, феминистские и др. движения.

2. Групповые общности. Группы или групповые общности подразделяются на малые и большие. Им свойственны следующие признаки: целостность, органический характер, определенность и устойчивость границ (относительно высокая стабильность); способность осуществлять многообразные виды деятельности; выраженная гомогенность (однородность) состава (наличие признаков, присущих всем индивидам); вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования. Основные виды больших групп: демографические, этнические, социально-классовые, профессиональные, территориальные и др. Самой большой общностью современности является общество как мировая система.

Демографические общности в совокупности образуют демографическую структуру, составной частью которой является гендерная структура, отражающая социальные отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Демографические общности – группы, различающиеся по полу, возрасту, семейному положению: мужчины, женщины, дети, молодежь, взрослое население, старики.

Этнические общности – совокупность различных этносов. Этнос – совокупность индивидов, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, включая язык и психологический склад, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Этническая общность имеет ряд важных особенностей в своем развитии. В недавнем прошлом, когда различные этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия. Этноцентризм - это тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпимость к иным этносам и культурам. Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.

Структура этноса включает: 1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты); 2) бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища); 3) обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность); 4) этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической); 5) этническое родство (чувство этнической солидарности – осознание общности происхождения, интересов, потребностей с другими представителями данной группы); 6) самоназвание (этноним, например, русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей. Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп: 1) племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание); 2) народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры; 3) нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями.

Межнациональные отношения одна из разновидностей социальных отношений. Нацию отличают: 1) специфическое национальное самосознание; 2) развитой, литературный язык; 3) профессиональная культура; 4) устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития; 5) национальная государственность или развитое движение за ее достижение; 6) экономическая общность на основе национальной государственности. Термин национальность означает принадлежность человека к той или иной нации либо его государственную принадлежность. В ряде стран мира определение национальной принадлежности — личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России. Национальное самосознание - является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности. Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную психологическую установку на цели и направленность деятельности.

Национальные интересы имеют две стороны. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богатством страны. Существуют две тенденции в развитии наций: интеграция и дифференциация. Национальная интеграция – это процесс пространственно-временной и ценностно-смысловой консолидации этнической общности на основе единой культурной стратегии. Национальная дифференциация – это процесс формирования множества этнических структур внутри единой языковой и культурной общности. Национальный вопрос подразумевает, что национальное и межнациональное взаимодействие в современном мире является важнейшим фактором социокультурной эволюции. Его обострение вызвано процессом глобализации, фундаментальное противоречие которой включает в себя противоположные тенденции национальной идентификации и межнациональной интеграции. 

К формам национальной идеологии относят: национализм (проявление и закрепление национального самосознания и идентичности в форме противопоставления другим нациям); интернационализм (в основе интернациональной политики в демократическом обществе лежит уважительное отношение к людям всех наций, формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности); космополитизм (идеологическая установка в развитии современного общества, отражающая историческую тенденцию доминирования наднациональных структур). Современные межнациональные отношения характеризуются как отношениями сотрудничества, так и конфликтности.

 Социально-классовые общности – совокупность классов и классоподобных. Основания, признаки, по которым отличают один класс от другого: отношение к собственности (К. Маркс); отношение к власти (Р. Дарендорф); отношение к группе признаков: богатство – власть – престиж (М. Вебер).

Социально-территориальные общности – совокупность людей, объединенных единством отношения к определенной территории: двор (дом) – хутор – деревня (село, станица, аул), район (сельский, городской) – город – область (край) – республика – регион – страна. «Общество» и «цивилизация» являются примерами самых крупных общностей: супер-общностей и макро-общностей.

Малые группы – группы людей, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Члены малой группы в течении определенного времени взаимодействуют друг с другом, удовлетворяя в ней свои потребности. Малая группа принимает различные формы: диада, триада, разветвленные и многоярусные образования (семья, компания друзей, студенческая группа, бригада, спортивная команда, рота, взвод и т.д.). В структуре малой группы выделяют: лидера, ядро (авторитетные лица), рядовых членов группы и аутсайдеров. Малая группа выступает как первичная организация людей. По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: диффузная группа (на основе личных симпатий, например, приятельский коллектив); ассоциация (на основе лично значимых целей, например, объединение охотников, рыболовов и т.д.); корпорация (на основе частно-групповых интересов, например, промышленники, банкиры и т.д.). Группы, сплотившиеся вокруг общих целей, общих ценностей, норм и традиций, становятся коллективами. Различают коллективы первичные и вторичные: первичные обладают признаками малых групп, вторичные представляют разветвленную систему первичных коллективов.   

Социальные институты

    Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. В современном обществе люди пользуются услугами различных институтов. Каждый из нас воспитывался в семье, учился в школе или работает на предприятии, нашу безопасность обеспечивают суд и другие государственные учреждения, мы пользуемся услугами театров и кино, черпает информацию из средств массовой информации. Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.    Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Как и другие социальные системы, он не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты – это организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенными функциями.

 Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе вышеизложенного можно дать следующее определение социального института. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Н. Смелзер определяет социальные институты как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения потребностей людей.

Структура социальных институтов имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона – это совокупность учреждений (организаций), лиц, материальные средства. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и др., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.). Внутренняя сторона – это заданный стандарт поведения, например, стандарты поведение студента, преподавателя, стандарты поведения судьи, подсудимого, обвинителя, защитника в суде и др.

В социологии принято выделять фундаментальные социальные институты: экономические – собственность, деньги, банки, коммерческие предприятия; политические – государство, политические партии; правовые – право, суд, адвокатура; социальные – семья, здравоохранение, образование; духовные – религия, философия, искусство, наука. Каждый институт выполняет характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие функции институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социология стремится классифицировать их в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа». Представители данной школы в социологии (С. Липсет и Д. Ландберг) выделяли четыре основных функции социальных институтов: 1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство. 2. Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности. Данную функцию в большей степени выполняют институты семьи, образования и религии. 3. Производство и распределение. Данная функция обеспечивается экономическими и социальными и политическими институтами. 4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.

Социальные институты отличаются друг от друга функциональными качествами. Например, экономические институты обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Политические институты преследуют политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. Духовные институты (иногда используют понятие «социокультурные») ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения, образование, науку или религию. В целом все институты выполняют следующие функции: 1) удовлетворение социальных потребностей, 2) обеспечение процесса социализации индивидов, 3) преемственность в наследовании культурных ценностей, 4) передача норм социального поведения и др.

 Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Это означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

 Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования взяточничества, и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

В процессе развития общества постоянно появляются новые институты. Процесс этот называется институализация. Также в обществе происходит не только появление новых институтов, но и отмирание старых – деинституализация. Тотальный кризис общества – одновременно и кризис его социальных институтов (они перестают выполнять свои функции). В период революции происходит быстрая замена старых институтов новыми. Возврат старых разрушенных институтов – реинституализация. Пример: возвращение в настоящее время в Россию института частной собственности.

Социальные институты могут иметь физическое и символическое выражение. Физически социальные институты воплощаются в определенных вещах и местах, в зданиях, в которых осуществляется их деятельность. Например, институт образования находится в зданиях школ, лицеев, высших учебных заведений, сопутствующими являются учебники, методические пособия, лабораторные материалы. Экономические институты находятся в зданиях банков, магазинах, офисах, сопутствующими являются товары, деньги и т.д. Институт здравоохранения находится в зданиях поликлиник, больниц, лабораторий, сопутствующими являются лекарства, медицинская техника. Символическое воплощение социальных институтов находит отражение в знаковой функции. Знак условен и предназначен для того, чтобы одно отличать от другого. Примером может служить специальная одежда: форма военного, милиционера, врача и т.д., а также эмблемы.

Примером одного, из фундаментальных духовных институтов человеческого общества, который возник в глубокой древности, является религия. Религия интересует социологию не как система верований и специальных обрядов, а как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Социология исследует повседневное поведение больших масс людей, их верования, состояние сознания, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения. Основными функциями религиозного института являются содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры. Основные роли в институтах религии исполняют священнослужитель и прихожане. Физическим воплощением института являются собор и церковь, а символическими чертами – крест, алтарь, библия. К основным институциональным практикам религии относятся целибат (безбрачие) в католичестве, крещение и исповедь в православии, монашество, и др.

Итак, в зависимости от того, в какой сфере общества институты удовлетворяют потребности людей, их можно разделить на экономические, политические, социальные (в узком смысле), духовные. Возможны более детальные классификации. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций, которые лежат в основе механизма социального контроля.

4. Социальный контроль и девиация. Социальные институты действуют от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов. Дает возможность обществу обеспечить соблюдение институциональных связей социальный контроль. Социальный контроль – это способ саморегулирования социальных систем в форме взаимодействия совокупности ценностей, норм и санкций, предназначенных субъектам социального действия (акторам). Совокупность норм и ценностей, а также способы применения санкций определяются как механизм социального контроля. Санкции социального контроля подразделяются на формальные, предписанные обществом, его организациями, и неформальные, осуществляемые людьми в процессе межличностного взаимодействия (одобрение, негодование и т.п.). Различают также позитивные, стимулирующее правильное поведение людей, и негативные, применяемые к лицам, нарушающим действующие в обществе нормы. Так же можно говорить о формально позитивных санкциях - это публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии, титулы, звания, грамоты  и т.д.). Неформальные позитивные санкции – это публичное одобрение или негодование исходящее не от официальных организаций (дружеская похвала, признание, расположение). Формальные негативные санкции предусматриваются юридическими законами (административные наказания и до уголовной ответственности). Неформальные негативные санкции, которые не предусмотрены официальными инстанциями (порицание, замечание, злая шутка).

Девиации – это отклонения личности в поведении от социальных норм и ценностей. В системе социального контроля специфическую роль для осуществления санкций к нарушителям норм играют специальные институты, осуществляющие правосудие: уголовное право, милиция, суд, прокуратура, тюрьмы.

Поведение индивида (группы), соответствующее нормам, принятым в обществе, определяется как конформистское, а поведение, отклоняющееся от норм, как девиантное или девиация (девиантность). Различают одобряемые и неодобряемые отклонения в поведении индивидов и групп. К первым относят: гениальность, героические поступки, спортивные достижения и т.д. Ко вторым – поступки, которые наносят ущерб обществу (преступления и проступки). Отрасль социологии, выявляющая причины девиантных поступков, называется социологией преступности. Она изучает преступность (делинквентность) как разновидность социальной девиации, ее социально-психологические аспекты, причины и меры предупреждения, пресечения, влияние на нее различных видов наказания. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер.

Можно выявить некоторые тенденции преступности в России: 1) процесс омоложения преступности, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; 2) увеличивается организованность преступности (рэкет, проституция, торговля наркотиками; 3) феминизация преступности (кражи, соучастие в мошенничестве, вымогательство); 4) увеличивается количество воинских преступлений; 5) рост тяжких преступлений (умышленных убийств, разбоев). Причины преступности следующие: отрицательное влияние в семье; распространение стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культ силы); давление демагогии, экстремизма; распад системы трудоустройства у подростков и молодежи. Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, равнодушную к проблемам общества, с существенным искажением нравственного и правового сознания. Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами и преступной средой, межнациональные и др. Как правило, в их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. В последние годы «выяснения конфликтных отношений» в преступной среде стали носить особо жесткий характер, принимая формы заказных убийств, терроризма, захвата заложников, шантажа, бандитизма.

5. Социальная организация. Типы социальных организаций. Большая часть групп существует в виде организаций. Организация – это система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенных целей. Социальная структура организации – это целерациональное взаимодействие ее подсистем, индивидов и социальных групп, которые обеспечивают достижение ею цели, что свидетельствует о ее самоорганизационной природе. Формирование человеческих организаций – социальный процесс. Организация обеспечивает эффект приращения, концентрацию усилий в ходе совместной деятельности, который называют синергией.

Признаки организации (существенные): наличие цели, конкретно воплощаемые отношения общественной власти, совокупность функционирования статусов и ролей, иерархия, правила, регулирующие отношения между ролями, формализация значительной части отношений и целей. Функция организации – упорядоченность действий ее членов. По формам различают: деловые организации (предприятия и учреждения), общественные союзы, промежуточные формы организаций (кооперативы), ассоциативные (семья, научная школа, неформальная группа), поселения. Ассоциация – это тип социального образования, обладающего некоторыми признаками социальной организации. В них заметна некоторая автономия от среды. Ассоциации свойственны: защита интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, значительная часть внутренних норм носит неформальный спонтанный характер (регулятивные функции осуществляются спонтанно). Ассоциативные организации строятся на взаимном удовлетворении интересов друг друга. Современная семья как форма ассоциации эволюционирует в сторону усиления в ее функционировании неформальных норм.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.022 с.)