По социологии в строительной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По социологии в строительной сфере



Т.И. ЕРОШЕНКО

 

Краткий курс

По социологии в строительной сфере

 

 

Ростов-на-Дону

2020

 

УДК 316

ББК 60.5

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………..

2. Лекция 1. Социология как наука……………………………….

3. Лекция 2. История становления и развития социологии. Особенности развития социологии в России…………………..

4. Лекция 3. Методы социологического исследования…………..

5. Лекция 4. Общество как целостная система…………………….

6. Лекция 5. Общество и его структура…………………………….

7. Лекция 6. Социальные общности, институты и организации…..

8. Лекция 7. Общество и личность…………………………………..

9. Лекция 8. Социальные изменения………………………………..

10.  Лекция 9. Социология культуры…………………………………

11.  Лекция 10. Социология семьи…………………………………….

Введение

  Для успешной социализации будущего бакалавра, его адаптации в конкретной социально-профессиональной сфере перед преподавателем социологии в рамках гуманитарного образовательного цикла ставятся задачи:

- ознакомить студентов с основными закономерностями социального взаимодействия в социально-профессиональной сфере;

- дать представление о социальной стратификации, причинах социального неравенства, социальной мобильности в строительной сфере;

- подготовить будущего специалиста к работе в условиях возникающих социальных рисков, непредвиденных социальных перемен. 

- ознакомить с особенностями сознания представителей разных социальных групп, их ценностями и стереотипами поведения и научить учитывать их в процессе профессионального деятельности.

Лекция 2. История становления и развития социологии. Особенности развития социологии в России

Лекция 4. Общество как целостная система

Ступени развития общества

Предшественниками человеческого общества являются групповые объединения животных: по терминологии, используемой Ю.И. Семёновым, «безусловные зоологические объединения» и «условные зоологические объединения», то есть зоологические семьи (материнские, отцовско-материнские и гаремные) и стада/стаи. Стремление к объединению у животных обусловлено проявлением «индивидуальных» и «видовых» инстинктов.   Групповые объединения животных формируются на основе взаимодействий: по выявлению доминирования, по совместному отпору врагу (хищнику) или взаимодействия при совместной охоте. Промежуточной формой между групповыми объединениями животных и первой человеческой социальной организацией гипотетически выступает первобытное стадо (квазисоциальное образовние). Первобытное стадо подводит эволюцию жизни на планете Земля к точке зарождения новой: социальной или точнее социо-антропоцентрической реальности.

Предполагается, что жизнь в первобытном стаде протекала в пульсирующем режиме: какое-то время (в период действий табу) стадо функционировало как почти социальный организм, в другое время (период ослабления действий табу) возвращалось в состояние зоологического образования (дальним отголоском этих периодов в истории человечества, возможно, являются карнавальные фестивали). Таким образом, жизнь в границах первобытного стада, определялась двумя видами действий/взаимодействий: биологических, обусловленных инстинктами и социальных, только зарождающихся и ориентирующихся на устанавливаемые запреты или табу, обусловленные созданием условий для синергии в совместной производственной деятельности и обороне.    

Простое общество. Вероятно, примером фрагментов одной из самых древних социально-антропологических реальностей являются социумы аборигенов Австралии. Австралийские социумы в связи со специфическим географическим положением Австралии и её климата сохранили до появления там европейцев строй одной из самых древних цивилизаций – первобытной доземледельческой общины. Община – элементарная клетка первобытного организма. Цивилизация австралийских аборигенов насчитывает примерно 40 тысяч лет. Ясно, что даже простые социальные системы не могли, не эволюционировать в течение такого времени. И всё же вероятно, что внешне, морфологически социальный строй австралийцев выглядел (отчасти кое-где ещё выглядит) следующим образом: бродячие кочевые племена, не отличающиеся особой сплочённостью, внутри них ряд «орд». На социумную сеть накладывается довольно сложная родственная и поло-возрастной градация. Руководящим слоем племён и орд были и есть старейшины.

Силовые схватки между племенами и ордами случались, но считается, что нормой в отношениях между австралийскими племенами скорее был всё-таки мир, нежели война [См.: Джеральд Уиллер «Племя и межплеменные отношения в Австралии» (1910) // Организация власти. Общественные обычаи австралийцев. Вооружённые столкновения. http://lib7.com/narody-avstralii-i-okeanii/7-organizacija-vlasti.html].

Если сопоставить реконструкцию социального строя североамериканских индейцев (йоркезов) Л. Морганом и имеющиеся описания общества австралийцев-аборигенов, то при всех их различиях, по поводу и смыслу которых спорят профессионалы-этнографы мы видим, то общее, что их роднит: общинный строй, доминирование общественной собственности, значительная роль кровнородственных и половозрастных отношений и различий [См.: Артемова О.Ю. Отечественная теория «первобытности» и социальная организация австралийских аборигенов. http://www.etnograf.ru/node/121]

В простом обществе статусы индивидов определяются возрастными и половыми различиями. Социально же все равны, и это позволяет называть простое общество первобытным коммунизмом. Понятия бедность и богатство здесь просто отсутствуют. Главной социальной (общественной) ценностью в этом социуме считаются родственные или родовые связи. В некоторых уголках планеты и по сей день сохраняются похожие формы обществ, остающихся несмотря на свои малые размеры социетальными, хотя в связи с разрушительным воздействием доминирующих цивилизаций на природные факторы, их поддерживающие, возможности социетальности простых обществ сокращаются и на сегодня близки к нулю. Сказывается жёсткая привязанность простого социума к окружающей природной среде. Кардинальные изменения в ней могут привести простое общество к гибели.

Противоречия простого общества: полная зависимость общины от милостей природы и торможение жёсткими ограничительными нормами развитие индивида. Низкая эффективность простых орудий труда ограничивает возможности продолжения себя, человека, в неживой и живой природе, и, следовательно, развитие социума первобытного человека. И всё же медленное развитие вместе с совершенствованием орудий труда происходило. Изменения в природе регулярные и нерегулярные были важными побудителями развития простого общества.

Итак, самой древней морфологической формой социально-антропологической реальности является человек в единстве с общиной (вероятнее всего родственной или родовой) и природой, её окружающей.      

Основными социальными компонентами выступают: социальные действия/взаимодействия, родственные связи, община, освоенный фрагмент природы (природно-климатические условия) и магия. 

Основой  простого общества является наличие родителей с детьми (вначале, вероятно, матерей с детьми). Родители, ближайшие родственники объединяли вокруг себя других родственников с детьми. Забота о детях и матерях объединяла взрослых индивидов.

Традиции, ценности общин (общинное сознание как выражение общинного гевоса) в значительной части передаются из поколения в поколение и переносятся на отношения в квазиобщинных образованиях (религиозных, коммунальных, корпоративных, земляческих, профессиональных и т. п. общинах). В структуре современных социумов явно или неявно сохраняется сеть квазиобщиннных отношений. На Востоке традиционно общинные связи более сильны, ушедшие в прошлое общинные или квазиобщинные образования напоминают о себе в той или иной форме и в настоящее время: социальные и одновременно квазиобщинные реликтовые образования: жузы, тейпы и т. п.

Продуктом распада в целом и одновременно формой сохранения фрагментов общинных связей выступает семья. Семья подрывает социальное равенство внутри родовой общины, но сама она в себе сохраняет дух общины. В семье «заморожены» общинные отношений между членами семьи. Ячейкой соседской общины и других видов квазиобщин часто становится семья, выходящая из патриархальной общины. Нормальная семья в социальных отношениях между своими членами выступает как остаток простого общества в современной социоантропоцентрической реальности. Одновременно семейные отношения становятся своеобразным фундаментом, социальных отношений в морфологии сложных обществ, идеологической основой патернализма.

      Социоантропоцентрическое пространство «сложных обществ».

Общества, которые представляют собой кровнородственную общину или состоят из множества кровнородственных и квазикровнородственных общин, являются простыми или «примитивными» обществами. Основными видами производства в таких обществах является: охота, собирательство и зачатки земледелия. Но плужное и ирригационное земледелие открывает возможность уже появления сложного общества. Сложное включает в себя три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное). Последнее ещё не сложилось. Сложное общество предстаёт как единство способа производства, экономического уклада, сложной социальной структуры и цивилизации. Рядом и внутри сложного общества продолжает функционировать «простое».

 Традиционное (аграрное) общество. Рабство. Феодализм.

Традиционное или аграрное общество включает в себя три типа формаций, по Марксу, рабство, феодализм, азиатский способ производства. Каждый тип представлен множеством цивилизаций. Но во всех его типах широко распространённым феноменом являются квазиобщины или соседские общины. Как и в первобытном «стаде» происходит раздвоение, но не во времени, а в пространстве. Внизу социального пространства крестьянские общины – социум простого общества, а наверху: развивающиеся или деградирующие государства – царства, королевства, империи, обладающие сложной иерархичной структурой: монарх, иногда он же – высший религиозный служитель, жрецы (духовенство), воины, сословии гражданских чиновников и обслуживающая их прислуга из рабов, и крепостных. Монархии, опираясь на простой социум общин, концентрируют социальную мощь. Более крупные монархии вобрали в себя мелкие. Монархиям свойственно длительное сохранение патернализма. Слабые социумы становятся частью более сильных. Большие расширяются и надрываясь распадаются (древнеегипетские царства, Римская империя, империя Карла Великого, империя Рюриковичей, империи Индостана, китайские империи, империи ацтеков и инков). Истории знакомы гибридные социальные образования, обладающие признаками и общины и государства:  города-общины-государства. Они могут быть самоуправляемыми общинами (греческие город-полисы, средневековые города-республики). Они же могут быть крошечными аналогами монархий-империй продуктами их распада (феодальные уделы). Тем не менее и мелкие княжества, и города – республики представляют собой сложное общество. Сложное общество в качестве основной формы организации социальной жизни выдвигает государство. Отличие сложного общества от простого определяется структурой. В сложном обществе социальный статус (значимость) индивида определяется прежде всего количеством и объёмом общественного богатства, которым он владеет в виде ценностей: политических, социальных, духовных. Различия между людьми по количеству и объёму общественного богатства называются социально-классовыми. Сложное общество представляет собой систему взаимодействии социальных классов, принимающих различный вид социальных отношений.

Свободные и рабы (раб – вещь, продолжение того свободного которому он принадлежит). Раба хозяин имел право убить, но мог и отпустить на свободу. Кастовый строй – пожизненная принадлежность к той или иной группе. Перейти из одной касты в другую невозможно. Низшие касты являются функциональным продолжением высших. Высшие касты усиливают свою силу низшими. Сословный строй – система функционально зависимых социальных групп и слоёв, пребывание в которых преимущественно было пожизненным, но в некоторых случаях переход был возможен и, как правило, санкционировался властью государства.

Классовая структура  в индустриальном обществе определяется капиталом и считается истинной классовой структурой. Увеличение/уменьшение капитала индивидов или социальных групп соответственно увеличивало/уменьшало их социальный статус. Всю историю социальных классов сопровождает классовая борьба. Государство и появилось как главный блокиратор классовой борьбы и главный индикатор её. В тоже время рабство, крепостничество и азиатский способ как типы социумов не могут функционировать не опираясь в основании на общинные отношения в реальности или в сознании. Власть государства (как необходимое социальное насилие) – индикатор традиционного общества. Социальные группы малые и большие являются социумами, отражают в себе весь макросоциум.

 Капитализм. Индустриальное общество.

Формами богатства (формами стабилизации положения и усиления мощи индивидов или групп индивидов) в первых трёх типах сложного общества выступают земля, рабы, крепостные, золото, драгоценности, власть, опирающаяся на вооружённую силу. Золото, отчасти серебро признаются эквивалентами остальных форм богатств. Но это признание не носит универсального характера. На Земле ещё значительная часть социального пространства оказывается занятой простыми социумами, в которых золото ещё не очень выделялось из других видов ценностей. Традиционные общества – уже экономические общества, но не развитые.

Развитие средств производства приводит к появлению универсальной формы богатства. Универсальной формой богатства становится капитал во всех его исторических и функциональных ипостасях: ростовщический (ссудный), торговый, производственный, финансовый. Индустриальное общество взламывает квазиобщинные отношения, а вместе с ними систему сословий. Личность, её положение, статус теперь определяется имеющимся в её распоряжении капиталом. Целью и смыслом человека индустриального становится: приобретение капитала, если его нет и увеличение капитала, если он есть. Капитал пытается капитализировать всё с чем он так или иначе соприкасается: идеи, чувства, семейные и дружеские отношения. Капитализм разрушает общинный дух даже в семье. Капитал – система условий позволяющая ему непрерывно увеличивать себя. Капитал в сущности как процесс непрерывного увеличения самого себя становится настоящим фундаментом индустриального общества, одновременно угрожающим его существованию.

Социальная структура

Структурность свойственна любой сложной системе, а общество относится к числу таких систем. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами – экономикой, политикой, культурой. В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, связи между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей. Разделение общества на более или менее устойчивые совокупности элементов, различающиеся некоторыми социальными параметрами, называют социальной дифференциацией. Социальная дифференциация формирует сложный мир социальных, экономических, политических, правовых и нравственных отношений, где социальные блага распределяются неравномерно. Цель социологии – выяснить систему признаков и критериев, разделяющих людей на принципиально неравные по своим социальным возможностям и перспективам слои.

Социальная структура – это совокупность социальных групп и институтов и отношений между ними, причем совокупность социальных групп и отношений между ними составляет групповой срез отношений, а совокупность социальных институтов и отношений между ними – институциональный. В любом обществе наряду с явными элементами социальной структуры существуют скрытые элементы: группы давления (лобби), клики, мафии, родственно-земляческие группировки. Сущность социальной структуры составляет социальное неравенство, которое отражает разделение общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных.

  Социальное неравенство – это положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным ценностям. Неравенство отчетливо проявляется в развитых и сложных обществах. Само по себе наличие в обществе социального неравенства никем не оспаривается. Не подвергается сомнению его неизбежность в современных условиях. Но, встает вопрос, почему одни люди опережают других в социальном соревновании. На этот счет сложились следующие точки зрения.

- биологическая, утверждающая, что для занятия лучших мест на социальной лестнице нужна определенная биологическая наследственность, врожденные способности к тем или иным творческим занятиям;

-психологическая, согласно которой преуспевают прежде всего те, кто наделен положительными психологическими качествами, не объясняя, впрочем, какие качества конкретно имеются в виду;

-технологическая, согласно, которой все дело в овладении системами поведения, знать как дела делаются, уметь купить- продать, попросить и т.д.;

- организационная, согласно которой успех приходит к тому, кто сам не делает, но умеет организовать других;

- институциональная утверждает, что самое главное с самого начала избрать перспективный путь, работу знакомых и т.д.

Все эти точки зрения свидетельствуют о том, что успешное участие в соревновании за высокий статус в обществе опирается на достаточные ресурсы власти. Ресурсы эти можно приобрести от рождения, в процессе социализации, по наследству.

В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество ценит выше, чем другие. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. В европейской традиции было выработано несколько теорий социального неравенства. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит.

Теория классов: Слово класс в Риме означало призыв в армию. В VI в. в результате военной реформы все граждане были разделены на категории, называемые классами. Критерий зачисления в категорию был имущественный. Каждому было предписано явиться на службу со своим снаряжением соответствующим классу. Следовательно, богатые составили наилучшим образом вооруженную часть римского войска. Их называли первым классом или классиками. В поздней античности слово «классик» стало обозначать наилучший, образцовый. Самые бедные люди никакого класса не составили и их называли пролетариями, т.е. плодовитыми, желая этим сказать, что кроме кучи детей у них ничего нет.

Первоначально понятие класса было введено и разработано экономистами и философами (А. Смит, К-А Сен-Симон, Ф. Гизо и др.) еще в XVIII в. Видеть в борьбе классов движущий фактор истории стали французские историки периода Реставрации, осмысливая уроки французской революции.

Но подлинным смыслом его нагрузил только К. Маркс. Его теория объясняет социальное неравенство при помощи понятия конфликта. Один класс занимает господствующее положение и владеет средствами производства, а так же другим эксплуатируемым классом. Это положение вещей можно изменить, если сам эксплуатируемый класс объединит свои усилия и совершит революцию. В теории М. Вебера основное отличие от Маркса заключается в том, что класс не является субъектом действия и классы возникают только в капиталистическом обществе. Он не предложил четкой классовой структуры, но ее можно реконструировать: рабочий класс, лишенный собственности; мелкая буржуазия; технические специалисты и интеллигенция; администраторы и менеджеры; владельцы средств производства.

  Теория элит возникла и сформировалась как реакция на радикальные социалистические учения, прежде всего марксизм. Существуют два подхода к определению элит: 1) властный – элитой являются те, кто обладает властью (Ч. Миллс, Г. Моска); 2) меритократический – элита – это те, кто обладает особым достоинством и личными качествами, независимо от принадлежности к власти (В. Парето).

Люди, составляющие один уровень социальной лестницы, сплачиваются в одно целое, отгораживаются от нижестоящих барьерами, препятствуя их стремлению подняться выше на ступень, проникнуть на место, которое данная ассоциация занимает. Такие ассоциации называются кристаллами, а процесс их образования социальной кристаллизацией. Наивысшие по положению в обществе кристалл и есть элита. Элита – это люди, обладающие наибольшими ресурсами власти и самой властью, поскольку ресурсы обеспечиваются собственностью средств производства. Элита – это собственническая и властвующая верхушка общества, его господствующий класс и кристаллизация имеет к ней большее значение. Она существует как замкнутая уровневая ассоциация, характеризующаяся высокой степенью солидарности своих членов, своим клановым духом и правилам. Называется элитарная ассоциация высшим светом. Является тесно сплоченной группой. Социальная элита, как собственник средств производства, представляет собою основную материальную силу обществ, потому же она является и основной духовной силой.

Многие писатели в прошлом делали предметом своего описания историю знаменитых, аристократических, буржуазных, богатых и высоко поставленных семей, прослеживали ее в продолжение нескольких поколений. Первые представители этих семей как правило поднимались из низов любыми средствами основывая свое богатство, любыми средствами преступая мораль и человеколюбие, а иногда и совершая преступление. Они проявляли упорство, энергию, настойчивость. Своим детям оставлял высокое положение. Таких людей В. Парето называл «львами», за их силу, твердость характера, жестокость. Дети их выросшие в обстановке богатства, власти, доступности всего представляют породу «лис», потому что любят комфорт, не любят открытой борьбы, предпочитают хитрость. А их дети и подавно утрачиваю боевые качества, сторонятся конфликтов и из их рук уплывает семейное богатство и власть, выхваченная откуда-то взявшимися проходимцами. Элитарные семьи деградируют и происходят круговороты. Это называется циркуляция элит.

Стратификационные модели

Стратификационные модели являются одним из способов анализа социального неравенства в обществе наряду с социально-классовым анализом (К. Маркс). Они восходят к методике М.Вебера. Он выделяет ряд признаков социального неравенства: богатство, престиж, власть, образование. Основное понятие – «страта» (слой). Общество уподобляется совокупности слоев (пластов) различной конфигурации. Социальная страта – слой, группа людей, объединенная каким-либо общим признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и т. д.). Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии. Страта в геологии – это слой земли, который состоит из однородных элементов. К разновидностям социальных страт в открытом обществе следует отнести слои, группы, классы (нижний, средний и высший). В закрытом обществе классам исторически соответствуют и предшествуют свободные и рабы, касты и сословия. Принадлежность к страте определяется в социологии на основании двух групп показателей: субъективных и объективных. Под субъективными показателями понимаются ощущения и мысли человека, связанные с принадлежностью к той или иной социальной группе. Объективные показатели – это показатели, которые в целом независимы от оценки человека и могут быть измерены с большей или меньшей точностью, они более точно отражают положение человека в стратификационной системе. 

В настоящее время все теории, описывающие социальное неравенство, принято относить к теориям стратификации, в том числе и социально-классовый анализ К. Маркса. Считается, что все они дополняют друг друга. Для определения принадлежности индивида к той или иной страте социологи предлагают самые различные критерии. Согласно П. Сорокину, существуют три вида стратификации: экономическая (по критериям дохода и богатства); политическая (по критериям влияния и власти); профессиональная (по критериям профессиональных навыков). Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделяет следующие группы признаков социальной стратификации: характеристики членов общества, данные им от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности); ролевые характеристики (образование, профессия, должность); владение материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии). В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные характеристики социальной стратификации: доход, богатство, власть, образование, престиж.

В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство (форма социальных отношений, при которой один человек выступает собственностью другого), касты (жесткое пожизненное закрепление человека за одной стратой по этническому, религиозному или экономическому признаку), сословия (юридическое закрепление человека за той или иной стратой) и классы (место в системе производства, владение собственностью, но не предполагается юридическое или какое-либо закрепление индивида за определенной стратой). 

3.Социальная мобильность. В процессе своей жизнедеятельности люди перемещаются в социальном пространстве в определенном направлении. Как правило, они поднимаются вверх по социальной лестнице, становясь образованными, влиятельными и уважаемыми. Социальная мобильность – перемещение людей из одной группы, общности, города, страны в другие группы, общности и т. п., изменения положения людей в рамках системы социальной стратификации. Понятие введено в научный оборот  П.Сорокиным. Люди, находящиеся вблизи друг друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, президент и обычный человек), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией, и наоборот.

Выделяют следующие виды мобильности:

1. Вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная предполагает переход из одного социального слоя в другой и имеет два вектора: вверх и вниз. Социальная лестница – образное понятие, моделирующее феномен вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность предполагает изменение социальных признаков в рамках одного слоя или класса. Различают также индивидуальную и групповую мобильность. Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности. Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств.

2. Восхоодящая и нисходящая. Восходящая, когда в процессе перемещения ранг статуса повышается. Это мажорная мобильность. Нисходящая когда ранг понижается – минорная мобильность.  Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия. Все хотят подниматься и никто не хочет опускаться (А.И. Кравченко). Как правило, восхождение по социальной лестнице – дело добровольное, а нисхождение – принудительное.

    3. Существуют следующие виды мобильности по ее причинам:
- естественная мобильность, главным образом по возрасту;

- вынужденная;

- добровольная;

-относительная – это когда люди перемещаются, потому что изменилось положение их группы, к которой они принадлежат. Например периодически ухудшается положение людей тех или иных профессий, но не потому что люди стали хуже работать, а потому что пошатнулось положение той отрасли, в которой они заняты.

В. И. Добреньков и А. И. Кравченко обращают внимание на феномен   межпоколенной мобильности, которая предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Пример: сын рабочего становится инженером. Межпоколенная мобильность – это изменение статуса детей относительно статуса их отцов. Например, сын железнодорожника становится президентом корпорации, или, наоборот, сын президента корпорации становится продавцом. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство не зависит от самого человека, а предопределено рождением. В случае высокой межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи – из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

Если люди перемещаются, то всегда есть такие, которые находятся в процессе движения, от одного ушли, к другому еще не пришли, находящиеся в переходном, промежуточном положении. Если такое состояние затянулось, оно накладывает отпечаток на все стороны жизни. Такие люди превращаются в особую социальную категорию. Пример: люди переехавшие из деревни в город. Нищие и бомжи не являются маргиналами, если они окончательно опустились на дно, нашли там для себя удобное пристанище. Промежуточное переходное положение делает поведение индивида не устойчивым. Он наиболее склонен к переменам и сдвигам в обществе, проявляет недовольство и поддается внешним влияниям.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью. Феномен маргинальности находит выражение в пребывании индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связан с перемещениями, т.е. с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Маргинальность – положение индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование (Р.Я. Паркер).

Поскольку маргинальность производна от мобильности, то виды мобильности создают и виды маргинальности:

1. Восходящии маргиналы. Люди сформировавшиеся в процессе непрерывного роста, все к их услугам. Это дети богатых семей. Сами возможно из себя ничего не представляют.

2. Нисходящие маргиналы. Неудачи, разочарования, нужда

4.Особенности стратификационных процессов в России. Особенности стратификации в России отражают особенности ее истории. В дореволюционной России существовало не классовое, а сословное расслоение общества. В условиях сословного расслоения наиболее важным является признак наличия или отсутствия привилегий. Общество делилось на четыре основных сословия: крестьяне, мещане, дворянство и духовенство, кроме них имелись и другие малочисленные группы (купцы, казаки). Наиболее многичисленным было сословие крестьян. На рубеже XIX – XX вв. в России стало формироваться классовое общество, т.е. расслоение его основывалось на экономическом положении представителей страты. В среде мещанства и крестьянства выделилась особая группа купцов и промышленников, которая сформировалась из наиболее богатых представителей этих сословий. Усилилась дифференциация и внутри сословия крестьян в начале ХХ века: кулаки, середняки и бедняки. Последняя группа была самой многочисленной. На рубеже веков также начал формироваться рабочий класс.

В результате Октябрьской революции были разрушены основания для сословного расслоения общества и приостановлены процессы формирования классового общества. Большевики объявили о том, что они строят бесклассовое общество. Это привело к тому, что официально в России была установлена стратификация на основе профессиональных признаков: основными считались класс рабочих и класс крестьян, отдельно выделялся социальную группу служащих и специалистов (трудовая интеллигенция). Фактически это означало, что в СССР установилась стратификационная система, в основе которой лежит доступ к власти. Опираясь на концептуальную модель многомерной стратификации, учитывая роль власти и идеологии в ее формировании, социолог Инкельс (США) представляет систему социального неравенства, сложившегося в СССР в 30–50 гг. в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину которой составляли три наиболее престижные группы: 1) правящая элита, куда входили руководители партии и правительства, верхушка военных, высшие должностные лица; 2) высший слой интеллигенции, выдающиеся ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ и привилегий они довольно близко стояли к первой группе, но между ними существовала довольно значительная разница по шкале власти; 3) «аристократия рабочего класса» (ударники-герои первых пятилеток, стахановцы и т.д.; 4) «отряд интеллигенции»: управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, работники высшей школы, дипломированные специалисты и офицеры; 5) «белые воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.; 6) «преуспевающие крестьяне»: работники передовых колхозов и совхозов; 7) среднее и малоквалифицированные рабочие; 8) «беднейшие слои крестьянства», малоквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом на производстве за мизерную заработную плату; 9) «зеки» (заключенные).

Говоря об особенностях стратификации в России советского периода необходимо обратить внимание на  подмену социально-профессиональных критериев политико-идеологическими суррогатами, следует отметить явление так называемого «предписываемого» статуса, существование которого характерно для доиндустриальных обществ. В современном западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый». Последний определяется успешной карьерой человека. Его социальный престиж определяются главным образом его профессиональными признакам. В России феномен предписываемого статуса получил весьма широкое распространение в годы советской власти, когда социальное положение человека в обществе определялось не только объемом его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших в качестве признаков социальной дифференциации. К их числу можно отнести такие факторы, как место проживания человека (столица, областной центр, деревня), отрасль промышленности, в которой человек трудился (производственная сфера), принадлежность к какой-либо особо выделяемой социальной профессии. События, произошедшие в 90-х гг., связанные с крушением социалистической социальной системы, изменили систему стратификации и усилили процессы социальной дифференциации.

В современной социологии нынешнее российское общество принято делить на четыре основных класса: верхний, средний, базовый и нижний. Верхний класс – это собственники крупных и средних предприятий; средний – это менеджеры, предприниматели, высококвалифицированные рабочие; базовый – это рабочие, крестьяне, работники сервиса, торговли (в основном женщины); нижний – представители неквалифицированных профессий, живущие за чертой бедности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.038 с.)