Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный семейный тест Геринга (FAST)⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Тест FAST был разработан швейцарским психологом Томасом Герингом и впервые опубликован в 1993 году в Германии. Описание и инструкция к применению теста на русском языке имеются в сборниках по семейной психологии. Тест FAST основывается на структурной системной теории семьи и может быть использован как для психодиагностики структуры семьи, так и для психотерапевтических целей. FAST относится к классу методик, в которых структура отношений представляется в форме пространства (сюда также относятся такие методики, как «Социограмма», «Скульптура семьи», «Рисунок семьи» и др.). Для изображения отношений в тесте Т. Геринга и-пользуются замещающие фигуры. Преимуществом FAST является то, что он может проводиться как с отдельным членом семьи, так и со всей семьей одновременно. Тест применим даже для детей дошкольного возраста. Другим преимуществом данного теста является то, что он не вызывает столь сильные эмоциональные реакции у испытуемых, как, например, методика «Скульптура семьи». Кроме того, по сравнению со «Скульптурой семьи» результаты теста FAST более приспособлены для количественного анализа. Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключевыми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см. раздел «Основные понятия семейной психологии»). Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и построения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными членами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получены количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные отношения в различных ситуациях. Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особенностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агейко О. В., 2004). Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9x9), фигур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.
Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001). Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте имеются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи. Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ): · индивидуальный; · групповой; · комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым членом семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе). Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет. Проведение теста с одним испытуемым занимает в среднем 20—30 минут. Основные этапы проведения ССТ: 1.Сбор анамнестических данных. 2. Инструкция по выполнению теста. 3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста. 4. Запись семейных репрезентаций. 5. Интервью после каждой репрезентации. Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются экспериментатором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации: Ø репрезентация типичной семейной ситуации; Ø репрезентация идеальной семейной ситуации; Ø репрезентация конфликтной семейной ситуации. Во время тестирования респондент находится один на один с экспериментатором. Инструкция: «Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть и влияние, которыми обычно обладает каждый член Вашей семьи». Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».
Бланк ФИО _____________________________________________________________ Фигура Отец мать Реб.1 Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг Возраст Пол Расположение Высота Цвет Интервью, после типичной репрезентации
1. Показывает ли это изображение типичную ситуацию? Если да, то какую? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом (является ли такое положение стабильным)? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем какими они были раньше (отличия)? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какова причина того, что отношения стали такими, какими Вы их здесь показываете? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция: «Семейные отношения не всегда идеальны. Покажите. Пожалуйста, какими Вы хотели бы видеть отношения в Вашей семье или каким образом Вы бы изменили типичные отношения в Вашей Семье, с тем чтобы они соответствовали бы идеальным. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем отрегулируйте их высоту». Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк «Идеальная репрезентация». Бланк ФИО _________________________________________________________________
Интервью, после идеальной репрезентации 1. Показывает ли эта репрезентация ситуацию, которая имела когда-то место? Если да, то какова была эта ситуация? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как часто такая ситуация случается (частота), как долго она длиться? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она имела место в последний раз? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что должно произойти, чтобы типичные отношения стали соответствовать таким, как Вы их видите в идеале? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Насколько важным это является для Вас и для других членов семьи? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Каким образом эти характеристики влияют на отношения в семье? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии:
Инструкция: «В каждой семье бывают конфликты. Подумайте о том, какой конфликт в Вашей семье является наиболее важным (серьезным). Покажите, каковы отношения в Вашей семье во время конфликта. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем определите их высоту». Изображения записываются экспериментатором в тестовый бланк «Конфликтная репрезентация». Бланк ФИО ________________________________________________________________
Интервью, после конфликтной репрезентации
1. Кто вовлечен в этот конфликт? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. По какому поводу этот конфликт? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как часто этот конфликт случается (частота), как долго он длиться? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она случилась в последний раз? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Насколько важен этот конфликт для Вас и для других членов семьи? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые Вы выбрали? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10.До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При групповом варианте выполнения ССТ всю семью или отдельных ее членов просят сделать расстановку фигур вместе. Инструкции для репрезентаций остаются такими же, как и в индивидуальном варианте, однако акцент делается на том, что члены семьи должны работать все вместе. Отличающиеся мнения об отношениях в семье следует обсудить. Если это представляется возможным, необходимо достичь согласия в определении общей позиции по репрезентации. Во время работы респондентов над совместной репрезентацией необходимо вести наблюдение за взаимоотношениями членов семьи между собой. Критерии для наблюдения выбираются в соответствии со специальными целями исследования. Процедура интервью, проводимая после интерактивной репрезентации, выполняется таким же образом, как и для индивидуального теста.
После проведения ССТ дается его качественная и количественная оценка. Подробнее остановимся на описании показателей функционирования малой группы (семьи) и ее структуры, которые позволяют оценить тест FAST. Сплоченность. Данный показатель определяется расстоянием между фигурами на доске. Когда фигуры стоят непосредственно на соседних полях, это соответствует максимальной сплоченности, в то время как большие дистанции отражают менее сплоченные отношения. Измеряемая в тесте сплоченность может быть низкой, средней или высокой. На наш взгляд, понятие «сплоченность» у Т. Геринга означает не то же самое, что и социально-психологический феномен «сплоченность» в отечественной социальной психологии. В ходе исследования мы установили, что это понятие ближе к социометрическому показа-телю симпатии и антипатии между членами группы. Эта характеристика касается скорее отношений между участниками группы, нежели некой интегральной характеристики группы в целом.
Иерархия. Расчет основан на возвышении фигур (речь идет о высоте или числе используемых опор). Чем больше высота опоры, тем большей властью обладает член семьи. В методике выделяются три уровня власти: высокий, средний, низкий. О перевернутой иерархии можно говорить тогда, когда фигуры детей оказываются выше фигур родителей.
Направление взглядов. На всех фигурах точками условно нанесены глаза. Впервые Т. Герингом был использован показатель направления взглядов, который на невербальном уровне способен оценить нюансы эмоциональных отношений в семье.
Гибкость семейной структуры. Данный показатель отражает способность к изменениям семейной структуры под воздействием каких-либо факторов. Для того чтобы определить данный параметр, необходимо, чтобы члены семьи репрезентировали свои отношения в трех ситуациях: в обычной, в конфликтной и в идеальной. Если во всех трех случаях репрезентации остаются неизменными, то тогда можно говорить о низкой гибкости структуры отношений. Соответственно, если в разных репрезентациях структура выглядит по-разному, то можно говорить о гибкости семейной системы.
Различия в восприятии семейной структуры. Значительные различия в восприятии семейных отношений членами семьи говорят о ее дисфункции и затруднении кооперации. Данный показатель оценивается с помощью сравнения индивидуальных представлений различных членов семьи и индивидуальных представлений с групповым представлением.
Цвет фигуры. В тесте FAST фигуры представлены в трех цветах: оранжевом, фиолетовом и зеленом. Цвет дополнительно отражает восприятие членами семьи друг друга.
Поведение при проведении теста. Анализируются порядок выставления фигур, который дополнительно свидетельствует об отношении к члену семьи, изменение позиций фигур на доске, спонтанные выражения при выставлении фигур, представленность внесемейных значимых фигур или пропуск членов семьи.
Интеракции. Оцениваются по наблюдению за семьей во время выполнения теста. Позволяют определить семейные роли.
Т. Геринг смог описать два типа структур в семье, а именно структуру иерархии и структуру отношений.
Он выделяет два типа структур иерархии — равную и иерархичную. Если перепада высот между фигурами нет, это соответствует равной структуре власти. При этом большие различия высот отражают более иерархичные отношения. Классификация структур отношений на уровне семьи, а также в родительских и детских субсистемах происходит благодаря комбинации сплоченности и иерархии, причем выраженность обоих измерений может быть низкой, средней или высокой. Сбалансированная структура означает среднюю или высокую сплоченность и среднеиерархичные отношения. Среднесбалансированная структура отражает или среднюю сплоченность и низкую либо высокую иерархию, или низкую сплоченность и среднюю иерархию отношений. На несбалансированную структуру указывают размеры максимальной величины. Т. Герингом и его коллегами было установлено, что дисфункциональные семьи с многочисленными проблемами имеют несбалансированную структуру отношений и различные структурные нарушения. Для того чтобы рассмотреть, существует ли в семье межпоколенная коалиция (кроссгенерационная коалиция, или единство членов семьи разных поколений), следует сравнить сплоченность в родительской диаде со сплоченностью подсистемы «родитель—ребенок». Межпоколенная коалиция диагностируется, если отношения между родителями характеризуются более низкой сплоченностью, чем одна из диад «родитель—ребенок». Определение уровня иерархии в семейной структуре основано на оценке разницы в высоте фигур, обозначающих членов семьи. Оценка иерархии включает не только позицию и власть каждого члена семьи по отдельности, и разницу между ними, но также и классификацию качества границ между поколениями. Совокупность всех измерений сплоченности и иерархии дает возможность получить описание типов семейных структур. На основе измерений сплоченности и иерархии выделяют три типа семейных структур: · сбалансированный — уровень сплоченности и иерархии средний; · среднесбалансированный — средний уровень сплоченности сочетается с высоким или низким уровнем иерархии, либо средний уровень иерархии сочетается с высоким или низким уровнем сплоченности; · несбалансированный — оба измерения отмечаются крайним количеством баллов (высокая или низкая сплоченность и иерархия). Классификация структур отношения может быть выполнена как на семейном уровне, так и на уровне различных подсистем. Данная типология позволяет получить простые описания семейных структур и разницу в их восприятии отдельными членами семьи, а также разницу между индивидуальными и групповыми репрезентациями. Структуры семейных отношений определяются и формируются под влиянием индивидуальных ценностей членов семьи и особенностей культуры того общества, в котором данная семья проживает. Таким образом, любая интерпретация должна принимать во внимание особенности более широкого контекста существования семьи. Важную помощь при интерпретации семейных конструктов оказывают спонтанные замечания респондентов и обмен информацией между респондентами и экспериментатором. Привлекая внимание к некоторым характеристикам репрезентации или обсуждая различия между репрезентациями, можно получить важные данные для выдвижения системных гипотез. Кроме того, полезно наблюдение за невербальным поведением респондентов. Во время проведения тестирования важно обращать внимание на порядок, в которое расставляются фигуры, и на любые изменения (замены), сделанные после расстановки. Это может дать информацию о том, кто из членов семьи является центральной фигурой для респондента или насколько четко определены позиции в семье. При анализе семейных структур важно рассматривать качественные аспекты, особенно по измерениям иерархии. Например, различия во власти имеет иной смысл в отношениях «родитель—ребенок», чем в супружеских отношениях. В то время как различия во властных полномочиях между родителем и детьми дают информацию о стиле воспитания, они также могут отражать равное распределение привилегий на уровне детей. Целесообразно выявить определенную манеру оказания влияния (например, через симптоматически поведение). Это может также оказаться полезным при интерпретации изменений в иерархии.
7. Метод исследования ранних детских воспоминаний (А. Адлер) В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит положение З. Фрейда о том, что «так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени». Метод «анализа ранних детских воспоминаний» был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях: • исследовательской, позволяющей изучить специфику жизненного стиля личности; • диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить, и понять актуальное состояние клиента; • психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни. Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества: • позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тревожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику своего отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира; • ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позволяет работать с фантазиями клиента, • может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных консультаций. Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения: • часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при определенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное состояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспоминания, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учитывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента; • у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными внешними факторами: - травмирующими событиями детства (инцест, насилие, депривация и т. п.); - изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подходило бы под новый жизненный стиль; - различными мозговыми и неврологическими нарушениями; - отсутствием доверия к консультанту и консультированию вообще или недостаточным ощущением безопасности; - субъективность интерпретаций, как и в любом другом проективном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний. Процедура получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться: - через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов; - ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуации из детства. о использовании метода анализа ранних детских воспоминаний. В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика: • предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчайших деталей; • основное внимание консультанту необходимо обратить на первое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать необходимый материал, работать со следующими воспоминаниями; • необходимо обратить внимание на определенные содержательные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также понять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории; • консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и проинтерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой категории рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта; • после сбора материала о ранних детских воспоминаниях консультанту в беседе с клиентом следует обсудить, проанализировать полученную информацию, и это может стать темой консультативного процесса. Выделяются следующие категории анализа ранних детских воспоминаний: • люди. присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях: - мать и отец; - родные и двоюродные братья и сестры; - бабушки, дедушки и другие родственники; - посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.); • тип событий, которые присутствует в воспоминании: - опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания; - болезни и смерть; - проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.; «новые жизненные ситуации; • способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит: - преобладающий вид чувствительности, то есть какая модальность или система восприятия преобладала у клиента в той ситуации; - ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — «Я» или «МЫ» употребляет клиент в описании ситуации из воспоминания; - чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании. Процедура обследования. Испытуемому предлагается изложить свое самое раннее воспоминание. Если испытуемый будет устно рассказывать о своем раннем детском воспоминании, то при этом сопротивление будет меньше, в отличие от ситуации, когда испытуемому предлагается свое воспоминание изложить в письменном виде. Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило». Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов: — быть как можно более конкретным; — попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения; — указать примерный возраст, к которому относится воспоминание. При проведении двухдневного или трехдневного семинара участникам предлагается записать свои ранние воспоминания: «Придя домой, и отдохнув, постарайтесь уединиться от всех и устроить так, чтобы в течение часа никто из домашних или посторонних не отвлек вас от воспоминаний. Часа, по-видимому, хватит с избытком, но пусть лучше будет время в запасе, поскольку торопиться здесь, не стоит. Возьмите лист бумаги, ручку и опишите на бумаге ваше самое раннее воспоминание. Записывайте, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опускайте никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Не стоит спрашивать у родителей или других родственников: "Когда это было? Что это было?" и т. п. Важно, что вы это помните, как самое раннее свое воспоминание. Хронология неважна. Но важно, чтобы вы обязательно сделали это письменно». Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания. Метод прост и может быть использован в групповом исследовании. Порядок анализа ранних воспоминаний: На 1-м этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы. На 2-м этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания. На 3-м этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя. На 4-му этапу анализа, мы переходим к исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.
1-й этап - фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы. 1.1. Мать.
1.2. Отец. б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка, восстающего против своего отца; в) отсутствие отца не анализируется
1.3. Братья и сестры.
1.4. Двоюродные братья и сестры б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.
1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.
1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр. б) посторонние люди как опасность; в) несамостоятельность и страх остаться одному.
Тип события: 1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения». 4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации. Отъединенное – общительное Эмоциональное переживание среды субъектом: Угрожающая – дружественная
Исследование цели.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.142 с.) |