Диагностика в работе с семьей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика в работе с семьей



План:

1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков сбора информации о семье.

2. Знакомство с методами, принципами и задачами диагностической работы с семьей.

На предыдущих лабораторных занятиях мы обсуждали варианты выявления основных параметров семьи, которые надо учитывать при психологическом анализе и останавливались на способах сбора информации.
Задача этого занятия закрепление теоретических знаний и практических навыков сбора информации (социальная стадия интервью), а также знакомство с различными методами получения сведений о семье.

Э. Г. Эйдемиллером (2003) был введен термин «семейный диагноз». Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способ­ствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или не­скольких членов семьи, либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризи­сов. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейно­го функционирования и планировать направления психологической помо­щи семье.

Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы:

1. Выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее психологическом анализе

2. Выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее психологического воздействия

3. Определение показаний к семейной диагностике и терапии, то есть решение более общего вопроса: в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи?

Основные принципы диагностической работы с семьей заключаются в следующем (Эйдемиллер и др., 2003):

1. Единство диагностики и психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики – определение актуального состояния семьи и ее членов, процесс диагностики следует использовать для:

- стимулирования мотивации клиента к самопознанию и самосовершенствованию;

- выявления недостатков в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для гармонизации отношений в семье и их стабилизации; выбора такой формы психологической поддержки, которая необходима и достаточна для данной семьи;

- отслеживание изменений, происходящих в отношениях между членами семьи на различных этапах психологической или психолого-педагогической работы.

2. Отказ от наращивания арсенала психодиагностических методик, когда основное внимание направленно на разработку и применение программ психологической или психолого-педагогической помощи.

3. Максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям.

4. Направленность диагностической работы, прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.

5. Исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю семьи, семейные мифы, ценности, правила, устойчивые представления и отношения как внутри семьи, так и с внешней средой.

Для диагностики семейных взаимоотношений используют различные ме­тоды социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, экспери­мент, социометрические методы, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной истории, структуры семьи, состояния супружеской подсистемы, факторов се­мейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительского взаимодействия. В результате их использования можно получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи и определить семейный диагноз.

     Одним из начальных и важнейших этапов диагностической работы является проведение оценочного интервью (Малкина-Пых И.Г., 2005).

Оценочное интервью дает специалисту (психологу, социальному педагогу) возможность получать информацию о семейной структуре, взаимодействиях, исторических корнях семьи и задачах жизненного цикла, с которым семья не справляется в настоящий момент. Результатом интервью для исследователя должен быть ряд гипотез, на основании которых он может планировать создание необходимых условий для решения проблемы. Для семьи хорошим итогом первых встреч является совместно разработанный контракт на дальнейшую работу, усиление мотивации и вовлечение в терапию, появление надежды на успех. Первое интервью может также побудить семью к работе над домашними заданиями между сессиями.

Диагностическое интервью состоит из трех стадий (Черников А.В., 1997):

1. Социальная стадия (специалист встречается с семьей, создает ей комфортную обстановку в кабинете, устанавливает контакт с каждым членом семьи).

2. Проблемная стадия (семья рассказывает о своих проблемах):

- каждый член семьи высказывает свою точку зрения;

- групповая дискуссия между членами семьи;

- выяснение подробностей, касающихся проблемы.

3. Стадия определения целей терапии и заключения терапевтического контракта.

На всех стадиях интервью важно, чтобы присутствующие члены семьи были вовлечены в общую работу.

Социальная стадия. Специалист должен установить контакт с каждым членом семьи и начать формирование терапевтических отношений с семьей.

Когда члены семьи входят в кабинет терапевта, важно, чтобы они имели возможность спонтанно рассесться, как каждый из них желает. Порядок, в котором они садятся, представляет собой своеобразный мини-тест на структуру семьи и может быть использован при создании терапевтических гипотез.

Важно, чтобы при знакомстве терапевт получил ответ от каждого члена семьи: таким образом, он определяет терапевтические взаимоотношения как ситуацию, в которую вовлекаются все.

На начальной стадии терапевт задает «социальные» вопросы про семью, одновременно используя техники присоединения и установления контакта. Основные вопросы касаются совместного проживания членов семьи, возраста членов семьи, стажа брака, области профессиональных занятий, увлечений детей, их учебы в школе и т.п. Иногда уже на социальной стадии полезно составить упрощенную генограмму трех поколений семьи, которую потом можно дополнять.

Уже на этой стадии интервью, еще не задавая вопросов о том, что привело к нему семью, специалист начинает активно собирать информацию о проблемных зонах семейных отношений, используя наблюдение. Он должен отметить настроение, с которым члены семьи входят к нему в кабинет. Важно замечать, кто в семье пытается привлечь его на свою сторону даже на стадии знакомства, кто дистантен в отношениях со специалистом, как реагируют члены семьи друг на друга и т.п.

Проблемная стадия. Эта стадия начинается тогда, когда специалист задает вопрос о причине прихода семьи и просит обрисовать проблему. Опрос о проблемах имеет два важных аспекта:

- кого терапевт спрашивает о проблеме;

- как он это делает.

Терапевт всегда стоит перед дилеммой: ему важно дать высказаться каждому члену семьи, но с другой стороны, ему также важно не передать семье контроль над встречей и выяснить все, что его интересует.

Важное измерение, которое специалист должен учитывать, - это семейная иерархия. Чтобы получить согласие на работу с семьей, специалисту необходимо заручиться согласием наиболее авторитетного члена семьи, иначе семья больше не придет к терапевту, как бы эффективно он и работал с идентифицированным пациентом.

Терапевт выслушивает позицию каждого члена семьи без комментариев, интерпретаций и не стараясь на этой стадии переменить точку зрения на проблему. Он может задавать некоторые уточняющие вопросы. Здесь ему важно получить версии проблемы от самих членов семьи. Когда взгляд на проблему высказал каждый член семьи, обычно выявляется несогласие между ними и спонтанно возникает групповая дискуссия. Терапевт на этой фазе отстраняется и дает им возможность поговорить друг с другом, продолжая нести при этом ответственность за сеанс. Для специалиста это удобная возможность выйти на короткое время из системы и понаблюдать за семейной коммуникацией со стороны: как члены семьи обсуждают проблему, кто кого поддерживает, чье слово весомей и т.п.

Далее необходимо выяснить подробности проблемы, здесь терапевт максимально активен. Он уже накопил некоторую информацию путем наблюдения и выслушивания, теперь ему нужно исследовать проблему с разных сторон.

Терапевт в этой фазе использует больше закрытых вопросов, требующих короткого однозначного ответа. Он запрашивает дополнительную информацию по генограмме, прослеживает цепочки взаимодействий, поддерживающих проблему, пытается выяснить всевозможные расхождения в мнениях членов семьи.

Определение целей терапии и заключение терапевтического контракта. Терапевту важно не только расспросить семью о проблемах, но и узнать, какие цели семья ставит перед собой, что члены семьи хотят изменить в первую очередь, как будет выглядеть результат, когда терапия закончится. На этой стадии уместно заключить контракт на дальнейшую работу. Обговаривается примерное количество встреч, их частота, специфика консультирования (совместные групповые, индивидуальные, супружеские и др.)

Диагностическое интервью проясняет семейную структуру, обеспечивает некоторые соглашения между терапевтом и семьей, способствует гипотетическому формулированию заключения терапевта о проблемах семьи. Это в свою очередь сужает арсенал психодиагностических методик, использование которых теперь будет целенаправленно и обоснованно.

Информацию, полученную от семьи на первой встрече, удобно обрабатывать с помощью карты структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии (Черников А.В., 1997, Приложение 1).

В большинстве случаев интервью по оценке проблемной семьи проводятся либо с одним из членов семьи, либо с мужем и женой. Другие комбинации также возможны. Например, оба родителя и ребенок, один родитель и ребенок, все члены ядерной семьи или оба супруга и члены расширенных семей. М. Боуэн предлагает в диагностическое интервью с семьей включать следующие 10 основных вопросов, которые терапевт задает себе:

1) Кто был инициатором прохождения курса терапии?

2) Что является проблемой, симптомом; кто из членов семьи или какие сферы семейных взаимоотношений выражает этот симптом?

3) В чем проявляются на данный момент особенности поведения проблемной личности (обычно в ядерной семье)?

4) Каковы привычные формы и модели эмоционального функционирования в ядерной семье?

5) Какова интенсивность эмоционального процесса в ядерной семье?

6) Какие факторы влияют на эту интенсивность – чрезмерное бремя стрессовых событий и/или низкий уровень адаптивности?

7) Каково состояние расширенных семейных систем с точки зрения их стабильности и доступности?

8) Какова степень эмоционального разрыва с каждой из расширенных семей?

9) Каковы прогнозы возможного развития событий?

10) Каковы основные пожелания и соображения в отношении процесса терапии?

Ответы на все эти вопросы в первую очередь основываются на информации, которую удается получить в ходе оценочного интервью (история проблемы; история ядерной семьи; история расширенных семейных систем. Большую часть данных, полученных о ядерной семье и о расширенных семейных системах, можно представить в виде семейных диаграмм).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.014 с.)