Дополнительные характеристики семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные характеристики семьи



 Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте, специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе. Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом, позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе. Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем, М. Боуэна: «семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определенным образом формулирует проблему» [5]. Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

1 шаг. Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу: «семейное дерево», «карта семьи», «родословная» и минимизировать использование профессиональных терминов: «генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма» и т. д.

2 шаг. На следующем этапе, специалист инструктирует о том, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.

3шаг. Знакомство клиента с основной символикой (правила изображения мужчины, женщины, беременности, родственных связей). Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

4 шаг. Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись? Изображать ли дедушку, если он умер?). Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки, позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы.

Некоторые замечания:

-Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента.

-Непопадание кого-либо из членов семьи на генограмму, может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях, либо об отсутствии контакта с данными членами семьи. Важно обратить внимание, с кого начинает рисовать генограмму. Часто это эмоционально значимый человек или человек.

-Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других.

На материале генограммы проводится подробное интервью. По мнению А.В.Черникова, интервью по генограмме может включать в себя следующие вопросы:

1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?

4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны? Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации.

7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то, когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда поженились? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя, врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиента? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

10. Семейные роли. Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье? И т.д.

11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.

 

 

Список литературы:

 

1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.

2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.

3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. – М.: Когито-Центр, 2015. – 192 с.

4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. – СПб.: Речь, 2012. – 570 с.

5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. – М.: Когито-Центр, 2012. – 496 с.

6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2012. – 208 с.

7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с.

8. Хильденбранд Б. Введение в работу с генограммой» / Б. Хильденбранд, – 2012, – 176 с.

9. Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психо-терпии: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 160 с. https://megalektsii.ru/s1775t8.html

10. Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. – М: изд-во Института Психотерапии, – 2001 https://psy.wikireading.ru/4665

11. Примеры составления генограммы

 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=Z0TavDDIJrw&feature=emb_logo

https://ievgrashyna.de/science/ispolzovanie-genogrammy-v-psixoterapii

https://www.youtube.com/watch?v=7IP04CbL1Fw

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры схематических изображений

 

 

 

 

 

Эмоциональный окрас отношений

Эмоциональный окрас изображается с помощью линий, которые соединяют двух человек. Эти линии могут соединять двух любых людей на генограмме. Могут использоваться разные цвета, чтобы иметь более полную и наглядную картину. Стоит отметить, что если вы соедините каждого человека, то генограмма может оказаться очень перегруженной, поэтому следует расспросить обо всех связях, но нанести только те, которые заслуживают внимания и относятся к терапии.

 

Дети помещаются под родителями, слева направо от самого старшего до самого младшего. Здесь же отображаются аборты или неудачные беременности. Также сюда можно внести животных, если они играют важную роль в жизни пациента (например, для бездетных пар).

 

 

 

Пример генограммы

 

 

 

 

 

Лабораторное занятие 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.017 с.)