Системное интервью с индивидами и семьями как диагностический инструмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системное интервью с индивидами и семьями как диагностический инструмент



ФАЗА БЕСЕДЫ (Когда?) ТЕМА (Что?) МЕТОДЫ (Как?)
Приветствие    
Присоединение С какими ожиданиями пришла семья? Кто их направил на консультацию? К кому они обращались прежде? Линейные вопросы на тему знакомства.
Определение проблемы Вопросы об актуальной жизненной ситуации в семье. Как семья видит свою актуальную проблему? Какие существуют триггерные ситуации? История проблемы. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье? Предыдущие попытки решения. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы решений? Циркулярный опрос.
Расширение взгляда на проблему Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы?   Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?     Каковы положительные стороны проблемы?     Гипотетические вопросы (Что было бы...? А если бы...?) Циркулярный опрос.   Прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. Позитивные функции проблемы.     Рефлексивные вопросы.
Определение цели (конкретной и поведенческой) Вопросы о психологических ресурсах каждого. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее. Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? Рефлексивные вопросы.
Контракт    
Расставание    

 

Приложение 3

КАРТА ПЕРВИЧНОГО ПРИЕМА

Состав семьи (вся семья в целом) _____________________________________

Повод для обращения_______________________________________________

Кто направил_______________________________________________________

Описание проблемы (со слов клиентов) _________________________________

Идентифицированный пациент_______________

Структурные параметры _____________________________________________

Характеристики подсистемы родителей ________________________________

Характеристики детской подсистемы __________________________________

Семья с точки зрения сплоченности_____(подчеркнуть) __________________

Разобщенная               Раздельная                Связанная               Запутанная

Семья с точки зрения гибкости_____(подчеркнуть) ______________________

Ригидная              Структурированная              Гибкая              Хаотичная

Особенности иерархии_______________________________________________

Внешние границы __________________________________________________

Внутренние границы________________________________________________

Ролевая структура семьи

Стадия жизненного цикла и успешность ее прохождения

Характер структурных проблем________(подчеркнуть)

межпоколенные коалиции__ реверсия иерархии___

тип несбалансированности семейной структуры _________________________

Динамические параметры

Особенности коммуникации членов семьи _____________________________

Способы, используемые идентифицированным пациентом для поддержания в семье желательных паттернов взаимодействия___________________________

Семейные правила __________________________________________________

Семейные мифы ____________________________________________________

Стабилизаторы_____________________________________________________

История проблемы __________________________________________________

Предыдущие попытки решения _______________________________________

Определение целей психотерапии _____________________________________

Исторические параметры семьи _______________________________________

Уровень дифференциации семьи____________(подчеркнуть)______________

Слабый       Умеренный         Хороший

Основные треугольники_____________________________________________

Эмоциональные процессы в ядерной семье __________________________________________________________________

Семейные стрессоры__________________________________________________________

Эмоциональная реактивность_______________________________________________________

Адаптивность ______________________________________________________

Стабильность и целостность расширенной семьи ________________________

Эмоциональные разрывы ____________________________________________

Фокус в терапии ________

Прогноз________________

Генограмма расширенной семьи

 

 

Список основной литературы

1. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 352 с.

2. Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей / Д, Бретт; пер. с англ. Г. А. Павлова. – Москва: Независимая фирма «Класс», 1996. – 224 с.

3. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 144 с.

4. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. – Москва: Независимая фирма «Класс», 1998. –205 с.

5. Витакер, К. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте / К. Витакер, В. Бамберри. –Москва: Независимая фирма «Класс», 1997. – 161 с.

6. Диагностика семейных отношений: учебное пособие в структуре дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» по специальности «Педагогика и психология», Владикавказ, – 2007.

7. Елизаров, А. Н. Программа курса «Психология семьи и семейное консультирование» / А. Н. Елизаров // Психология в вузе. Научно-методический журнал. – 2005. – N1. – С. 11 – 32.

8. Змановсая, Е. В. Психология семьи. Основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 378 с.

9. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2004. – 320 с.

10. Маданес, К. Стратегическая семейная терапия / К. Маданес. – Москва: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.

11. Малкина-Пых, И. Г.Семейная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Эксмо, 2008. – 990 с.

12. Минухин, С., Фишман, Ч. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман; пер. с англ. – Москва: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.

13. Немов, Роберт Семенович. Психологическое консультирование: учебник для вузов: для бакалавров / Р. С. Немов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2012. – 575 с. 

14. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова; под общ. ред. В. С. Торохтий. – Москва: Сфера, 2005. – 223 с.

15. Роджерс, К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс; пер. с англ. О. Кондрашовой,  Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. – Москва: Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. – 976 с.

16. Саймон, Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / Р. Саймон; пер. с англ. – Москва: Независимая фирма «Класс», 1996. – 224 c.

17. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, А. Г. Шмелев [и др.]; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – Москва: Педагогика, 1989. – 206 с.

18. Семейная психотерапия (серия «Хрестоматия по психологии»). – СПб: Питер, 2011. – 512 с.

19. Системная семейная психотерапия: Классика и современность / А. В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 400 с.

20. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – Том 2. / А. С. Спиваковская. – Москва: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – 464 с.

21. Старшенбаум, Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. – М. Изд-во высшей школы психологии, 2000. – 300 с.

22. Уорден, М. Основы семейной психотерапии. – 4-е международное издание / М. Уорден. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 256 с.

23. Хейли, Д. Стратегии семейной терапии / Д, Хейли, М. Эриксон; перевод с англ. – Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

24. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. –208 с.

25. Шерман, Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство / Р. Шерман, Н. Фредман. – Москва: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.

26. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – Москва: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – 512 с.

27. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – 656 с.

 

Лабораторное занятие 4

Методы семейной диагностики

Цель: знакомство с методами семейной диагностики.

Задача: ознакомиться с методами, иметь представление о процедуре проведения, интерпретации и назначении методик.

 

План

1. Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин)

2. Геносоциограмма (А. А. Шутценбергер).

3. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) (Olson, Portner, Lavee, 1985, адаптированная и нормированный Э. Г. Эйдемиллером, А. Г. Лидерсом, М. Ю. Городновой (2007).

4. Шкала семейного окружения (ШСО) (Методика famil Environmental Skale (FES), предложенная R.Н Moos в 1974 г., адаптированная С. Ю Куприяновым (1985).

5. Методика «Семейные роли» (модификация психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» Дж. Огдена и Э. Зевина, выполненная А. В. Черниковым)

6. Системный семейный тест Геринга (FAST)

7. Метод исследования ранних детских воспоминаний (А. Адлер)

8. Методы исследования жизненного сценария (К. Штайнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, Е. В. Сидоренко и др.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.011 с.)