Основные этапы психологического консультирования семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы психологического консультирования семьи



Психотерапия семьи

Лабораторные занятия

Организационная часть занятий:

«Психотерапия семьи» включает 4 семинарских занятия и 3 лабораторные работы.

КТ1 – Третий и четвертый вопросы семинара 1:

· Подготовка презентации по теме «Классики семейной системной психотерапии» (выбрать по желанию одного автора: Джей Хейли, Сальвадор Минухин, Мара Сельвини Палаццоли, Мюррей Боуэн, Карл Витакер, Верджиния Сатир, Носсрат Пезешкиан; В.К. Мягер, Т.М. Мишина, Л.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер). Требования к презентации в Приложении к семинарскому занятию.

· Письменное составление таблицы «Сравнительный анализ индивидуальной, супружеской и семейной психотерапии».

 

КТ2 – второй вопрос семинарского занятия 2

Характеристика направлений и школ семейной терапии. Подготовка письменного доклада и презентации по выбранному направлению (2 вопрос семинара; письменно; требования и индивидуальные темы к написанию доклада и презентации указаны в приложениях). Выбрать по желанию одно из направлений.

 

КРТМЗадание для КРТМ: выбрать семью для анализа или проанализировать свою семью, опираясь на Приложение 1 и Приложение 2 первой лабораторной работы (ПЛАН СБОРА ДАННЫХ ПО СЕМЕЙНОЙ и ИСТОРИИ АНАЛИЗ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ). Заполнить все возможные для вас пункты схемы и обратить внимание на трудности, которые возникли в ходе работы и на последнем лабораторном занятии сдать в виде письменного отчета.

 

Все остальная информация, которая представлена в лабораторных занятиях - для ознакомления и умственной переработки с целью последующего использования в практической деятельности.

 

Задания по КТ высылаются преподавателю согласно расписанию, выставленному диспетчером, график отправления материалов по КТ следующий:

КТ1 – выслать в день, когда будет выставлен третий семинар

КТ2 – выслать в тот день, когда будет выставлен четвертый семинар

КРТМ –прислать в день, когда в расписании будет стоять 4 лабораторная работа.

Каждый студент выполняет задание и отсылает Скляренко Ольге Николаевне отдельным письмом с темой – Фамилия студента и КТ, например, «Полякова, КТ1»

на электронный адрес: smagolga@yandex.ru

или в вк

Если Вам что-то непонятно, вы знаете, как меня искать.

Лабораторное занятие 1.

Первичная беседа с семьей

1. Теоретическая подготовка по теме «Этап первичной беседы с семьей»

2. Сбор данных по семейной истории.

Конспект для теоретической подготовки к лабораторному занятию 1

Основные этапы психологического консультирования семьи

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совместного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап (О. А. Караабанова)

Предварительный этап записи. Этап первичного приема.

Первая беседа с семьей

Задачи первого интервью:

Сторонники различных направлений системной семейной терапии могут по-разному проводить первую встречу. Причем наблюдаются довольно значительные различия как по содержанию беседы, так и по форме общения с семьей. Одних терапевтов будет больше интересовать информация о семейной истории в нескольких поколениях, другие прежде всего сделают акцент на структуре семьи и взаимодействиях ее членов. Последователи Стива де Шазера постараются вообще не говорить о проблемах семьи и будут фокусировать внимание клиентов на их целях и ближайшем будущем, когда проблема перестанет существовать.

Точно так же и форма взаимодействия с клиентами у каждого подхода будет особой. Представители Миланской школы, проводя циркулярное интервью, станут вовлекать в беседу всех членов семьи. Терапевты структурного направления любят пересаживать клиентов, устраивая различные диадические взаимодействия между ними. Сторонники же постклассических школ семейной терапии (нарративный подход; краткосрочная терапия, ориентированная на решение) будут довольно долго беседовать с каждым по очереди в присутствии других членов семьи, удерживая остальных в позициях наблюдателей.

Таким образом, теоретическая парадигма подхода будет определять метацель и стиль ведения первого интервью. Тем не менее существуют также общие задачи, решать которые терапевт должен уже на первой встрече с семьей вне зависимости от избранного им направления. Известно, что чаще всего клиенты уходят с терапии сразу после ее начала. Поэтому формирование терапевтических отношений является важнейшей и неспецифической для конкретного подхода задачей первой сессии. Уже в начале работы терапевту важно:

ü создать доверительную атмосферу, ощущение у клиентов, что их понимают и говорят на одном языке;

ü вызвать надежду на изменения и усилить мотивацию к дальнейшей работе именно с этим терапевтом;

ü задать структуру отношений, обсудить правила и взаимные ожидания от терапевтической работы, заключить соглашение о целях, длительности, цене и составе участников терапии.

Однако начальная и завершающая стадии первого интервью довольно схожи для всех ведущих концепций системной семейной терапии. Основные различия приходятся прежде всего на середину интервью. (А.В.Черников)

Приходу семьи на прием, как правило, предшествует контакт с клиентами по телефону. В данном разговоре терапевт или секретарь договариваются с представителем семьи о встрече, уточняют повод обращения и состав семьи, коротко дают представление о семейной терапии и характере предстоящей работы.   

                    ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

Семейная психотерапия начинается не с первого интервью, а с первого контакта с кем-то из членов семьи. Прежде чем назначить первую встречу и решить, стоит ли вообще начинать психотерапию, специалист должен получить исходную информацию. Ниже приводится список вопросов, которые надо задать при телефонном разговоре:

1. На что жалуется звонящий (коротко, только основное - супружеская проблема или детско-родительская).

2. Кто является инициатором обращения.

3. Каков состав семьи.

4. Сколько лет детям.

Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную системную гипотезу. Мара Сельвини-Палаццоли и ее коллеги (Palazzoli et al., 1980) подразделяют гипотезы на полезные и бесполезные. Они исходят из предположения, что эти гипотезы должны описывать паттерны отношений, то есть иметь системный характер. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет свою предварительную гипотезу.

Если проблема связана с ребенком, то на первую встречу приглашают всех, кто проживает вместе, особенно настаивая на присутствии самого ребенка и обоих родителей.

Если родители разведены, то терапевт старается вовлечь в работу всех отвечающих за ребенка взрослых. Кроме того, терапевт выражает пожелание, чтобы братья и сестры проблемного ребенка также присутствовали хотя бы на первой встрече.

Обычно телефонный разговор продолжается не больше 10 - 15 минут, однако позволяет получить первичную информацию для терапевтической гипотезы (А.Я.Варга).

СТАДИИ ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ

Джей Хейли [Haley, 1976], основатель стратегической терапии, разработал вариант проведения первого интервью, включающий следующие стадии:

1) Социальная стадия (терапевт встречает семью, удобно устраивает ее в кабинете, устанавливает контакт с каждым членом семьи).

2) Проблемная стадия (членов семьи по очереди расспрашивают об их видении проблемы).

3) Стадия взаимодействий (членам семьи предлагают поговорить друг с другом).

4) Стадия установки целей (семью просят конкретизировать запрос и определить более точно, каких именно изменений они хотят).

5) Заключительная стадия (на ней обговариваются условия терапии и уточняется состав участников. Иногда уже на первой встрече семье дается домашнее задание).

Семья у себя дома

Если первое интервью проходит в форме домашнего визита, то специалист имеет меньше возможностей, чтобы контролировать ситуацию. Как при любом домашнем визите, очень важно заранее известить семью, по телефону или письмом, о времени вашего прихода, о том, какова цель вашего визита и с кем именно вы собираетесь встретиться. Придя в дом, вы, вероятно, увидите, что самой тихой и просторной комнатой, которая наиболее удалена от телевизора, является кухня или столовая. Возможно, для ваших целей не очень подойдет гостиная, потому что стоящие там кресла и диваны располагают ко сну, особенно детей. Вы не совершите ошибки, если сами скажете, которая из комнат больше подходит для встречи. Кроме того, именно вы как профессионал должны попросить уменьшить громкость телевизора или радиоприемника. Возможно, вам понадобятся дополнительные стулья, поэтому не забудьте попросить принести лишний стул (по причине, о которой говорилось выше). Поскольку это дом клиента, он, скорее всего, укажет, где вам сесть, и вы вежливо примете предложение. Интересно также составить себе представление, является ли ваше место почетным? Теперь у вас появилась возможность пронаблюдать, какое место выбирает тот или иной член семьи и как они рассаживаются по отношению к вам и друг к другу ( С.Файнс).

Интервью

Интервью Хейли подходит для большинства семей и легко реализуется от стадии к стадии. Рассмотрим более подробно задачи, возникающие перед терапевтом на каждом этапе оценочного интервью.

1) Социальная стадия

Большинству людей непросто сразу начать достаточно значимый откровенный разговор. Поэтому, когда члены семьи появляются на пороге кабинета, терапевт делает специальные усилия по их раскрепощению. Обычно в начале встречи терапевт представляется и просит всех назвать свое имя. Он предлагает клиентам познакомиться с окружающей обстановкой и объясняет формат встречи. При этом лучше, если терапевт поочередно вступит в контакт с каждым членом семьи. Ему важно дать понять семье, что никто не будет забыт и опыт каждого является ценным.

Разговаривая с семьей, терапевт решает сразу несколько взаимосвязанных задач. Он интересуется каждодневной жизнью семьи, одновременно используя техники присоединения. Устанавливая контакт с членами семьи, он также наблюдает за их взаимодействиями.

В начале интервью терапевт уточняет информацию, полученную по телефону, о том, кто проживает вместе и, соответственно, все ли присутствуют на сессии. Специалисты большинства направлений семейной терапии находят полезным уже на социальной стадии составлять упрощенную генограмму трех поколений семьи, дополняя ее потом в ходе терапии. Обычно набрасывается первичный рисунок родственных связей, выясняется возраст, стаж в браке, образование и род занятий членов семьи, где кто проживает, а также состояли ли супруги в других браках и есть ли от них дети. Кроме того, терапевт обычно интересуется, проходили ли они терапию раньше и с каким результатом. Кто направил семью к данному специалисту и почему?

Важно также выяснить, в какой квартире живут члены семьи и как они распределяются по комнатам. Встречаются, например, случаи, когда ребенок спит вместе с матерью в одной комнате, а отец — в другой. Отметив для себя здесь проблемную зону (если она есть), терапевт может вернуться к ней на следующих стадиях интервью, предложив, например, нарисовать план квартиры, отмечая личное пространство каждого человека. Данная информация позволяет оценить коалиционную структуру в семье и меру контроля и власти, которыми обладает тот или иной член семьи. Кроме того, она иногда дает возможность формулировать очень конкретные домашние задания, связанные с перепланировкой, изоляцией или совмещением психологических пространств.

Социальная стадия занимает обычно несколько минут и не встречает сопротивления у членов семьи, так как воспринимается в логике знакомства терапевта с семьей. Получение общей информации о семье уже в самом начале сессии служит хорошим подспорьем для терапевта в понимании того, кто может быть задействован в конфликте и какие области семейной системы необходимо исследовать более подробно.

На этой стадии терапевту рекомендуется самому удерживаться от обсуждения семейных проблем, послуживших поводом для обращения, и останавливать в этом клиентов, пока не будут получены общие сведение о жизни семьи и не будет установлен контакт с каждым из них. Поэтому, рисуя генограмму семьи, терапевт старается не задавать вопросов о взаимоотношениях. Он спрашивает только о фактах и родственных связях, оставляя дискуссии о взаимоотношениях на более поздние стадии интервью.

Уже на социальной стадии интервью, еще не задавая вопросов о том, что привело к нему семью, семейный терапевт должен активно собирать информацию о проблемных зонах семьи, используя наблюдение.

Следует отметить настроение, с которым члены семьи входят к нему в кабинет. Он отслеживает качество отношений между родителями, то, насколько они сотрудничают друг с другом, кто из взрослых пришел на консультацию неохотно. Когда проблема связана с ребенком, у родителей часто существует несогласие в том, что с ним делать. Иногда ребенок играет роль козла отпущения и родители перед лицом его проблем, наоборот, сплачиваются.

Когда клиенты входят в кабинет терапевта, важно, чтобы они имели возможность спонтанно рассесться, как каждый из них хочет. Порядок, в котором они садятся, представляет собой своеобразный мини-тест на структуру семьи и может быть использован при построении терапевтических гипотез.

Перечислим некоторые типичные варианты рассаживания:

Ø мать может сесть среди детей, а отец на краю группы, что, возможно, отражает его роль в семье;

Ø родители сидят отдельно от проблемного ребенка, демонстрируя единую позицию;

Ø проблемный ребенок сидит между родителями, что, возможно, отражает его связующую функцию в их браке. При таком рассаживании родители более склонны спорить друг с другом;

Ø мужчины сидят рядом, а женщины отдельно от мужчин, что может свидетельствовать о дифференциации в семье по половому признаку;

Ø бабушка сидит между мамой и детьми, вероятно, регулируя их взаимоотношения и т.д.

Важными диагностическими параметрами являются пространственная дистанция между клиентами, рассаживание по коалициям и наличие связующих группировок членов семьи.

Терапевт наблюдает, как ведут себя родители с детьми. Дисциплинируют ли они их или позволяют спонтанно взаимодействовать друг с другом? Излишне опекают ребенка, отвечают за него на вопросы или не взаимодействуют с ним, а только говорят о том, что следовало бы с ним сделать, и т.д.

Поведение ребенка по отношению к терапевту может указывать на то, что семья ожидает от терапии. Если ребенок боится терапевта, то это может свидетельствовать о том, что он думает, будто находится здесь для наказания или что его здесь оставят. Часто подросток узнает о встрече с психологом за час до визита. Хорошим способом установления контакта с ним может быть разговор об этом и эмпатическое понимание его чувств.

Терапевту важно отметить, кто в семье пытается привлечь его на свою сторону даже на этой стадии знакомства. Если один из членов семьи слишком дистантен, то, может быть, потребуется больше усилий для его вовлечения в работу. Если один из родителей навязывает свое мнение слишком часто, терапевту могут понадобиться специальные шаги, для того чтобы сохранить нейтральность и не вступать с ним (или против него) в коалицию в течение сессии. Если родители смотрят на ребенка с раздраженным видом, а затем обращаются к терапевту, — возможно, они приглашают терапевта объединиться с ними против проблемного ребенка, продолжая формировать стереотип козла отпущения.

 

Приложение 1.

ПЛАН СБОРА ДАННЫХ ПО СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

1. Состав ядерной семьи. Здесь указываются пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов семьи.

2. Взгляд членов семьи на предъявляемую проблему, в частности, их представление о времени начала текущих симптомов, а также об истории проблемы.

3. Сбор информации о ядерной эмоциональной системе:

ü Когда, где и как состоялась встреча будущих супругов. Как они ухаживали друг за другом. Какие значимые события происходили в тот период.

ü Кто был инициатором заключения брака. Когда, где и как состоялось заключение брака. Кто на нем присутствовал. Каковы были отношения членов родительских семей.

ü Значимые события в ядерной семье со времени заключения брака: переезды, болезни, рождение детей, смерти, разводы, смены работы.

4. Затем переходим к выяснению состава расширенной семьи. Здесь отмечаются пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов расширенной семьи.

5. Сбор информации о расширенной семье:

У каждого из супругов выясняется, какие существенные события произошли в период после оставления им родительского дома и до вступления в брак.

Ø Выясняются паттерны, характерные для личной жизни, профессионального развития, получения образования.

Ø Значимые события в обеих родительских семьях до и после ухода из дома члена рассматриваемой ядерной семьи.

Ø Семейные истории сиблингов.

Ø Отношения родителей — их встреча, брак, значимые события их жизни.

Ø Построение генограммы для родительских семей мужа и жены.

 

Приложние 2.

АНАЛИЗ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Развитие симптома в ядерной семье, его первое проявление и хронология. Кто является носителем симптома. Чувства и фантазии членов семьи, касающиеся начала проявления симптома. (при быстром развитии симптомов вполне вероятно, что они являются реакциями на некие нарушения в расширенной семье. В этом случае прогноз хороший. Если симптомы развиваются медленно, в течение долгого времени, они обычно происходят от дисфункции в ядерной семье, формировавшейся в течение долгого времени.)

2. На какой стадии жизненного цикла находится ядерная семья. Боуэн выделяет следующие стадии семейного цикла: брак; рождение ребенка; полная ядерная семья (когда все дети уже родились); стадия ухода детей из дома (от ухода первого ребенка до ухода последнего); старость; смерть. Для каждой стадии характерны свои значимые треугольники.

3.Эмоциональные процессы в ядерной семье. Опишите и проанализируйте отношения между членами семьи и способы защиты от близости, которые они используют (дистанцирование, конфликт, проекции, гипер- или гипофункционирование).

4. Стрессоры семьи. Узловые события (существенные для хода жизни межпоколенческой семейной системы - точки скопления феноменов, вследствие которых семейная система может стать более открытой, или более закрытой, или разрушиться), активизирующие тревогу в семейных полях (ядерной и расширенной эмоциональных системах). Возможные узловые события: рождение ребенка, поступление в школу, смена школы, переезд семьи, супружеская сепарация, развод, повторный брак, стресс на работе, безработица, физические травмы, болезнь, смерть.

5. Эмоциональная реактивность. Как семья реагирует на стрессоры, какое количество и интенсивность симптомов при этом присутствует.

6. Адаптивность семьи. Приспособляемость семьи напрямую связана со степенью ее дифференциации. Здесь важно соотношение между стрессорами, действующими на семью, и реактивностью семьи. Например, если семья подвергалась большим стрессам, но имеет малую реактивность, то это говорит о высокой степени дифференциации. Если стрессоров немного, но реактивность большая, то это низкий уровень дифференциации.

7. Стабильность и целостность расширенной семьи. Уровень функционирования расширенной семьи. Доступность расширенной семьи для ядерной семьи.

8.Эмоциональные разрывы. Количество незавершенных эмоциональных привязанностей в ядерной и расширенной семьях. В каких формах (эмоциональное или физическое дистанцирование) выражается эмоциональный разрыв. Чем больше эмоциональный разрыв с родительской семьей, тем больше симптомов возникает в ядерной семье.

9. Паттерны и темы, присутствующие в семейных полях. Паттерны и основные события в ядерной и расширенной семьях взаимосвязаны. Здесь мы анализируем, что общего существует в ядерной и расширенной семьях: типология симптомов, конфигурация слияний и эмоциональных разрывов, значимые треугольники, эмоциональные процессы, процессы проекции, корреляция значимых событий.

10.Уровень дифференциации семьи. (чем ниже общий уровень дифференцированности в семье, тем чаще и интенсивней проявляется феномен эмоциональных волн, то есть ряд тревожащих узловых событий, «пронизывающих» семейную систему).

11. Фокус терапии. Существуют две клинические цели:

ü Снижение тревоги, ведущее к облегчению симптома. (чем ниже уровень дифференцированности, тем труднее мотивировать индивида к работе над базовым личностным изменением — он больше живет в мире чувств, чем в мире мыслей. У него выше эмоциональная зависимость от других и слабее способность пожертвовать сиюминутным комфортом ради достижения нового понимания).

ü Долгосрочное стремление повысить базовый уровень дифференциации.

Определитесь, какой из этих фокусов вы выберете для этой семьи.

12. Прогноз. Как вы оцениваете результат для данной семьи, основываясь на обследовании эмоциональных факторов.

Ø Прогноз хуже всего, когда весь процесс проекции сосредоточен на одном ребенке или у одного из супругов развивается болезнь (это свидетельствует об интенсивности процесса проекции).

Ø Прогноз ухудшается в том случае, если семья выражает свою недифференцированность, используя лишь один механизм.

Ø Если присутствуют все механизмы (эмоциональные процессы) и каждый из них не столь фиксирован, это указывает на лучший прогноз изменений.

Ø Наилучший шанс для радикальных изменений имеется при наличии потенциала открытой коммуникации и существовании отношений с родительской семьей.

 

Приложение 3.

Приложение 4

КАРТА ПЕРВИЧНОГО ПРИЕМА

Состав семьи (вся семья в целом) _____________________________________

Повод для обращения_______________________________________________

Кто направил_______________________________________________________

Описание проблемы (со слов клиентов) _________________________________

Идентифицированный пациент_______________

Структурные параметры _____________________________________________

Характеристики подсистемы родителей ________________________________

Характеристики детской подсистемы __________________________________

Семья с точки зрения сплоченности_____(подчеркнуть) __________________

Разобщенная               Раздельная                Связанная               Запутанная

Семья с точки зрения гибкости_____(подчеркнуть) ______________________

Ригидная              Структурированная              Гибкая              Хаотичная

Особенности иерархии_______________________________________________

Внешние границы __________________________________________________

Внутренние границы________________________________________________

Ролевая структура семьи

Стадия жизненного цикла и успешность ее прохождения

Характер структурных проблем________(подчеркнуть)

межпоколенные коалиции__ реверсия иерархии___

тип несбалансированности семейной структуры _________________________

Динамические параметры

Особенности коммуникации членов семьи _____________________________

Способы, используемые идентифицированным пациентом для поддержания в семье желательных паттернов взаимодействия___________________________

Семейные правила __________________________________________________

Семейные мифы ____________________________________________________

Стабилизаторы_____________________________________________________

История проблемы __________________________________________________

Предыдущие попытки решения _______________________________________

Определение целей психотерапии _____________________________________

Исторические параметры семьи _______________________________________

Уровень дифференциации семьи____________(подчеркнуть)______________

Слабый       Умеренный         Хороший

Основные треугольники_____________________________________________

Эмоциональные процессы в ядерной семье __________________________________________________________________

Семейные стрессоры__________________________________________________________

Эмоциональная реактивность_______________________________________________________

Адаптивность ______________________________________________________

Стабильность и целостность расширенной семьи ________________________

Эмоциональные разрывы ____________________________________________

Фокус в терапии ________

Прогноз________________

Генограмма расширенной семьи

 

Лабораторное занятие 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры схематических изображений

 

 

 

 

 

Эмоциональный окрас отношений

Эмоциональный окрас изображается с помощью линий, которые соединяют двух человек. Эти линии могут соединять двух любых людей на генограмме. Могут использоваться разные цвета, чтобы иметь более полную и наглядную картину. Стоит отметить, что если вы соедините каждого человека, то генограмма может оказаться очень перегруженной, поэтому следует расспросить обо всех связях, но нанести только те, которые заслуживают внимания и относятся к терапии.

 

Дети помещаются под родителями, слева направо от самого старшего до самого младшего. Здесь же отображаются аборты или неудачные беременности. Также сюда можно внести животных, если они играют важную роль в жизни пациента (например, для бездетных пар).

 

 

 

Пример генограммы

 

 

 

 

 

Лабораторное занятие 3

Позиция братьев и сестер

Исследование порядка появления детей и позиций, которые они занимают в семье (далее – сиблинговая позиция), проведенное Уолтером Тоуменом (1961), было включено в теорию семейных систем в начале 1960-х годов. Основная теоретическая предпосылка Тоумена заключается в том, что конкретные характеристики личности в некоторой степени определяются первоначальной конфигурацией семьи, в которой ребенок растет и становится взрослым. Например, у старшего брата младшей сестры есть склонность быть лидером, способным усердно и энергично работать, и терпеть лишения и испытания. Для него естественно брать на себя ответственность и считать, что задачи не будут выполнены до тех пор, пока он не сделает это сам или не позаботится о том, чтобы их выполнил кто-то другой. Младший брат старшего брата наилучшим образом чувствует себя тогда, когда о нем заботятся другие. Для него, в отличие от старшего брата, неестественно присваивать себе роль лидера и брать на себя ответственность. Он склонен считать, что задачи будут выполнены другими. Обаяние и очарование часто являются его отличительной чертой. Старшая сестра в семье, где есть младшая сестра, стремится быть самостоятельной и независимой, и сама заботится о других. Она может действовать излишне самоуверенно, переоценивая свои реальные возможности, хочет быть лидером, но при этом желает властвовать и доминировать над другими. Младшая сестра, по сравнению со старшей, выбирает более яркий и рискованный образ жизни. Вместо того чтобы демонстрировать в своем поведении черты матери или хозяйки, она хочет быть женственной, капризной, непостоянной и своенравной. Она редко бывает хорошим лидером.

Тоумен описал предсказуемые личностные характеристики, связанные с другими комбинациями позиций детей в семье, такими, как старший брат с младшей сестрой, младший брат со старшей сестрой, старшая сестра с младшим братом, младшая сестра со старшим братом, единственный ребенок и близнецы. Средние дети могут сочетать в себе опыт взросления в двух позициях: младше, чем старший брат или сестра, и старше, чем младший брат или сестра. Временной интервал в порядке появления детей также важен. Обычно предсказуемость характеристик, связываемых с каждой сиблинговой позицией, уменьшается, если разница в возрасте между детьми достигает пяти или более лет. Личностные профили Тоумена настолько детализированы, аккуратны и точны, что полезно ознакомиться с его оригинальными работами, чтобы по достоинству и в полной мере оценить его вклад в разработку этой проблемы.

Личностные профили тех сиблинговых позиций, которые дети занимают в семье, подсказывают характеристики личности партнеров, подходящих для успешного брака. Если старший брат, выросший с младшей сестрой, женится на младшей сестре, выросшей со старшим братом, то возможно зеркальное отражение их личностных характеристик, которые будут давать положительный вклад в эмоциональную взаимодополняемость их отношений. Наоборот, взаимодополняемость будет меньше, если младший брат, выросший со старшим братом, женится на младшей сестре, выросшей со старшей сестрой. Оба являются младшими детьми в своих семьях и не привыкли жить со сверстником противоположного пола.

Понятие функциональной позиции в теории семейных систем указывает на то, что эмоциональная система любой семьи имеет конкретные функции. Эти функции выполняются конкретными людьми внутри семейной системы. Когда один человек выполняет определенные функции, то другие члены семейной системы не будут их исполнять. Человек рождается в определенной позиции по отношению к своим возможным братьям и сестрам. Благодаря рождению в конкретной позиции, человек принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Например, поведение старшего ребенка в семье во взаимоотношениях со своими родителями и младшими братьями и сестрами вполне предсказуемо. То, как и в какой мере он функционирует, формирует его личность, которая по мере своего развития оказывает обратное влияние на содержание его функционирования. Несмотря на то, что все люди вырастают в разных семьях (различное социально-экономическое положение, разное культурное происхождение, разный уровень дифференциации), по мере взросления они могут занимать идентичные функциональные позиции в своих семьях. Поэтому теория семейных систем предсказывает, что все старшие дети имеют ряд общих важных личностных характеристик. Исследование Тоумена подтвердило, что существует взаимосвязь между развитием личности ребенка и его функциональной позицией.

Теория семейных систем добавляет к «нормальным личностным профилям» Тоумена важный параметр – дифференциацию личности. В исследованиях Тоумена описаны характеристики, но не уровни функционирования. Например, не все старшие братья по своим личностным качествам похожи друг на друга. Зрелый старший брат легко принимает на себя функции лидера и ответственность, но не пытается контролировать других людей или вмешиваться в их дела. Он позволяет другим брать ответственность на себя. В отличие от него, незрелый старший брат может оказаться догматичным и властным лидером, не способным уважать права других. Чрезмерная сосредоточенность на мысли: «Я являюсь старшим братом» может резко снизить функциональную эффективность. У такого старшего брата может оказаться младший брат, который в реальности окажется «функциональным» старшим братом. Этот функционально старший ребенок больше похож на старшего, чем ребенок, старший по времени рождения. Зрелый младший брат, который не обязательно является сильным лидером, берет на себя ответственность и способен привнести в ситуацию взаимодействия ценные личностные качества и установки, которых может не быть у старшего брата или сестры. В личности незрелого младшего брата параметры «профиля младшего брата» по классификации Тоумена часто проявляются чрезмерно резко и преувеличенно. Личностно незрелый младший брат может пройти по жизни, не принимая на себя никакой ответственности, лишь выдвигая требования и бунтуя против тех, кто стоит выше его.

Не существует абсолютно лучшей сиблинговой позиции. Каждая позиция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Старший сын вместе с младшим могут образовать прекрасную команду, взаимно дополняя друг друга. Однако в условиях стресса их кооперация может дать трещину. У старшего ребенка может появиться чувство, что всю работу делает он один, что его «чрезмерно используют» и «недостаточно ценят». Младший ребенок может переживать от ощущения того, что его отставили в сторону, что на него «давят» или его «отвергают». Конечно, существует и много других возможностей. Нормативные личностные характеристики, задающие профиль любой сиблинговой позиции, могут и отличаться от характеристик реального лица, занимающего эту позицию. Просто существует набор характеристик, типичных для конкретных позиций. Например, младшая сестра, имеющая старшую сестру, может быть отличным лидером. А старшая из сестер может быть женственной и капризной. Важно также помнить, что сиблинговая позиция учитывает и объясняет только часть личностных характеристик человека.

Полная конфигурация ядерной семьи дает важную информацию для постановки семейного диагноза. Сиблинговые позиции каждого из родителей сразу же дают возможность составить определенное мнение о некоторых аспектах их семейных отношений. Семейная психотерапия двух родителей, которые являются младшими детьми в своих семьях, в содержательном плане отличается от психотерапии родителей, являющихся старшими среди своих братьев и сестер. Брак между супругами, являющимися младшими детьми в своих семьях, может привести к тому, что ни один из них не будет стремиться брать на себя ответственность за принятие семейных решений, особенно в стрессовых ситуациях. И наоборот, брак между супругами, являющимися старшими среди своих братьев и сестер, может приводить к конфликтам и столкновениям в отношении того, кто в семье главный, особенно в условиях стресса. Чем ниже уровень дифференциации личности, тем чаще люди попадают в такого рода тупиковые ситуации. Если оба родителя сами были младшими детьми, их первый ребенок может проявить себя в роли родителя своих родителей. Сиблинговые позиции бабушек и дедушек также важны. Мать, которая выросла как младшая из двух сестер, при том, что ее мать (бабушка ребенка) также была младшей из сестер, часто имеет типичный личностный профиль младшей сестры. Это необязательно хорошо или плохо. Признание того, что кто-то занимает определенную функциональную позицию в семье, позволяет делать предположения о вероятных формах поведения и установках этой личности.

Есть несколько способов регистрации информации о сиблинговой позиции индивида. Эти позиции хорошо видны на семейной диаграмме, поскольку братья и сестры изображаются (там, где это возможно) в порядке убывания возраста слева направо. Старший брат брата символически записывается как б(б), младший брат брата – как (б)б, а младший брат сестры – как (с)б. Конфигурация из нескольких детей может выглядеть, например, как (б)с(б)(с), что означает: девочка, вторая по рождению из четырех детей, у которой есть старший брат, младший брат и младшая сестра. Эти символы удобны при описании семейного диагноза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.113 с.)