Технология РО Эльконина - Давыдова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология РО Эльконина - Давыдова



  Эльконин Даниил Борисович (1918-1959)- виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич – академик, вице-президент РАО, автор теории РО, теории содержательного обобщения.

Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Акцент целей: - формировать теоретическое сознание и мышление

                     - передать детям не столько знания ЗУН - ы, а сколько СУД

                     - воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания

Особенности содержания: специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Повышение теор. Уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания. Содержание построено на основе теор. знаний. Основу системы составляют содержательные обобщения. В дидактической структуре уч. предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Содержание РО дидактически построено в логике теор. Уровня мышления.

Особенности методики.

Концепция целенаправленной уч. деятельности (ЦУД). ЦУД отличается от других видов уч. деятельности, прежде всего тем, что направлена получение теор. уровня мышления.

 Особенности ЦУД:

§ Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей

§ Наличие цели сознательного самоизменения, понимания, принятия ребенком уч. задачи

§ Позиции ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата.

§ Направленность на усвоение теор. ЗУН, СУД, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

§ Ученик ставится в положение исследователя – творца.

Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии яв-ся основополагающим элементом в формировании личности. 

 

 

25. 25. Педагогический эксперимент. Роль и основные задачи эксперимента по МПМ. Основные этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, обучающий.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение каждой исследовательской процедуре только одного, какого – либо фактора неизменности и контролируемости остальных, т.е., экспериментом можно назвать искусственное изменение или воспроизведение пед. явления с целью его изучения в благоприятных условиях.

Научно – методических исследованиях эксперимент выступает

1. Как один из практических методов исследований уч. процессов (Например, с целью выявления проблем исследования, или с целью изучения опыта работы; или с целью формирования исходной гипотезы исследований).

2.  Как самостоятельный этап работы, с целью которого яв-ся проверка эффективности разработанных теорий.

Эксперимент зарождается сначала в виде какой-то задумки, догадки, предположения о возможности улучшения существующей пед. практики. Часто идея эксперимента состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату. В этом случае эксперимент представляет просто внедренческий этап идей педагогики сотрудничества и развития, проведение и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально – пед. условиям. Для других учителей, методистов, руководителей идеи педагогики сотрудничества и развития яв-ся исходной позицией для творческого усовершенствования, модернизация практики. Наконец, идея эксперимента может основываться на собственных авторских находках и решениях педагога. Однако задумка, догадка, идея, как бы хороши они ни были, еще не определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и тернистые пути практического осуществления задуманных идей.

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются пед. явления, факты, опыт (М. Н. Скаткин).

Педагогический эксперимент – это специальная организация пед. деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез (И. Ф. Харламов).

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования пед. процесса в точно учитываемых условиях (И. П. Подласый).

План эксперимента должен включать:

§ Цель и задачи эксперимента

§ Место и время проведения эксперимента, и его объем

§ Характеристику участвующих в эксперименте учащихся, студентов

§ Описание материалов, используемых в эксперименте

§ Описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования.

§ Методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента.

Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякий другой достаточно подготовленный человек мог бы по нему успешно провести эксперимент.

Цели (идеальный образ желаемого результата) и задачи эксперимента. Главной целью является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности пед.процесса, по принципу «дерева целей»; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента. В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут представлять собой следующие разновидности: а) воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено, забыто, и т.д.; б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями; в) создание нового – того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым.

Зададча: - это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть её возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.

Виды экспериментов:

- констатирующий – он проводится с целью доказательства существования какого-либо педагогического явления или познания его существенности.

Например, с целью установления факта эффективности передового опыта или с целью установления факта существования негативных явлений в практике преподавания.

Этот эксперимент позволяет обосновать: наличие пробелов методических знаний, теоретические основы эффективности пед.опыта, актуальность выбранной проблемы исследования.

Эксперимент проводится на первых этапах исследовательской работы при выборе проблемы, формировании гипотезы, разработки замысла.(здесь м/б использованы такие практические методы сбора данных: наблюдение за работой учителя, беседа, контрольный срез, тестирование и анкетирование, количественный анализ данных).

-Поисковый – его основная задача выявление и сбор информации уточнения исследовательских предположений.

На основании результатов такого эксперимента осуществляется необходимая корректировка гипотезы; устанавливается требование к подбору групп испытуемых. Данный вид эксперимента является вспомогательным

-Диагностический – проводится с целью диагностики при существующих пед-х явлений (Например, установление низкого уровня знаний учащихся: отсутствие мотивации учения, нарушение принципа доступности).

Цель: установление особенности личности испытуемых. Данный вид эксперимента м/б использован на этапе формирований гипотез исследований, также на этапе проверки результата реализации гипотезы.

Методы сбора данных: - контрольные срезы; - опрос; - анкетирование; - тестирование; - анализ данных, с применением статистических методов.

- Формирующий - он проводится с целью опытного воссоздания практике теоретически полученного педагогического явления. Например, формирование логических навыков уч-ся, с помощью специально подобранных логических задач (системы); он позволяет реализовать теоретический материал, осуществить проверку выдвинутых теоретических положений, выявить их недостатки, установить направления их корректировка.

Формирующий эксперимент отличается от обучающего эксперимента тем, что явления составляющие предмет изучения, не только изучаются, но и формируются в процессе эксперимента.

- обучающий - при котором обучение проводится с введением нового фактора и определяется эффективность их применения; обучающий эксперимент позволяет рассматривать различные варианты обучающих методик, с точки зрения их эффективности для результатов обучения.

- контролирующий – с помощью которого через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний и учений учащихся, развития какого-либо качества личности по материалам обучающего эксперимента;

 - сравнительный – при котором в одной учебной группе, в одном учебном заведении работа ведется по одному материалу(методу), в другой группе, в другом учебном заведении по-другому плану (методу).

Экспериментальные исследования складываются из трех основных этапов, которые обязательно д/б отражены в описании эксперимента: 1) планирование экспр.работы; 2) проведение экспер.; 3) обработка и анализ его результатов.

В пед.исследованиях эксперимент проводится обычно в 3 этапа: 1) констатирующий, поисковый, формирующий. 2) констатирующий, поисковый, обучающий. 3) констатирующий, обучающий, контрольный. 4) поисковый, обучающий, сравнительный.

Для обеспечения надежности ожидаемых результатов и репрезентативности выводов очень важно уравнять по всем показателям (состав, возраст, успеваемость, объем знаний, и т.д.). Экспериментальные и контрольные классы, кроме единственного различия, связанного с вводимым в эксперимент новым условием. Попытка уравнивания состава этих групп достигается обычно за счет выбора в качестве экспериментальной более слабый по подготовке класс или с помощью перекрестного эксперимента, когда экспериментальная и контрольная группа меняются местами.

Обработка фактического материала, полученного с помощью эксперимента, начинается с выявления особенностей обнаружения явления. Накопленные факты о деятельности учащихся анализируются по выделенным исследователем, параметрам его оценки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.8 (0.016 с.)