Раздел 2. Система языка и ее стилистическая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Система языка и ее стилистическая характеристика.



Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфография,

Требования к знаниям:

- знать фонетические единицы, артикуляционную характе­ристику звуков речи, классификацию гласных и согласных звуков; учение о слоге и слогоделение;

- нормы литературного произношения, орфоэпические словари;

- особенности русского словесного ударения; фонетические средства языковой выразительности; графику и соотношение звуков и букв; принцип русской орфографии.

Требования к умениям:

- уметь определять сегментные и суперсегментные едини­цы фонетики;

- давать характеристику гласным и согласным звукам, де­лить на слоги;

- правильно ставить ударение в словах и словоформах; пользоваться интонацией как выразительным средством языка;

- знать классификацию букв русского алфавита; принципы русской орфографии.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интона­ция, ударение) единицы фонетики.

Фонетический и фонологический аспект фонетики. Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки. Понятие фонемы. Учение о слоге и слогоделении и его роль в правописании.

Орфоэпия как учение о нормах произношения. Динамичность орфо­эпических норм. Орфоэпические словари.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русско­го словесного ударения.

Фонетические средства языковой выразительности. Неблагозвучие как стилистический недостаток. Графика. Значение письменности. Алфавит. Классификация букв. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

Самостоятельная работа.

Работа по схеме фонетического разбора слов. Работа с орфоэпическими словарями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988.

2. Голуб И. Б. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988.

3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001.

5. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997.

 

Тема 2.2. Лексика и фразеология.

Требования к знаниям:

- знать лексические и фразеологические единицы и нормы;

- типы лексических значений слов;

- основные виды лексических и фразеологических ошибок.
    Требования к умениям:

- уметь определять лексическое значение слова;

- находить изобразительные средства языка в тексте;

- распознавать и исправлять лексические и фразеологические ошибки;

- пользоваться различными типами словарей.

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Типы лексических значений слов. Многозначность слова (полисемия). Омонимы, их типы и функции в речи. Паронимы, их функции. Синонимы их типы и функции. Антонимы, их типы и функции. Классификация словарного со­става языка.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Стилисти­ческие функции фразеологизмов. Толковые и фразеологические словари. Словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексиче­ских ошибок. Фразеологические ошибки.

Практическое занятие №1

Практическое использование словарей в процессе анализа лексиче­ского значения, правописания и произношения слов.

Самостоятельная работа.

Работа со словарями: толковыми, фразеологическими, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс, 1997.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997.

3. И.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. Москва: ООО "Изд-во ACT-ЛТД", 1998.

4. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997.

Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка.

Требования к знаниям:

- знать определение морфемики, морфем, морфемном составе слова типы морфем;

- способы словообразования и словообразовательные нормы.

Требования к умениям:

- уметь определять способы словообразования, морфемный со­став слова, образовывать новые слова.

Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы. Типы морфем (корневые и аффиксальные). Способы словообра­зования: морфемные (суффиксальный, префиксальный, постфиксальный и др.) и не морфемные (конверсия, слияние, аббревиация, усечение, семанти­ческий способ). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообра­зование как выразительное средство и речевая ошибка.

Практическое занятие №1

Расставьте знаки препинания:

1. Работники туристического бизнеса, культурно-просветительских

учреждений музеев выставочных центров, специалисты работающие в

области связей собщественностью, референты и др. все это те профессии

где профессионализм в сочетании с личным обаянием создает у людей

представление обо всей области фирмеучреждении.

2. В настоящее время дисциплина «Имиджелогия» обязательный компонент

учебного процесса в вузах занимающихся подготовкой работников

культуры специалистов по связям с общественностью.

3. Специалисту сферы сервиса, постоянно работающему с людьми,

профессия которого в основе своей является коммуникативной, особенно

необходимо уметь предъявить себя, представить свою организацию,

умело выстроить деловые и межличностные отношения.

4. Как видно из сказанного требования к профессиональной подготовке

референтов включают не только умение работать с документационным

потоком, они гораздо шире чем даже выполнение стандартных

секретарских обязанностей, в чем можно убедиться если рассмотреть

перечень умений и навыков которыми должен обладать

квалифицированный референт по мнению большинства работодателей

ЛИТЕРАТУРА

1..Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс,1997.

2. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс, 1997.

3. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001.

5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001.

6. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997.

Самостоятельная работа.

Составление таблицы по теме.

Тема 2.4. Морфология.

Требования к знаниям:

- знать определение самостоятельных и служебных частей речи, грамматических категорий;

- принципы формоизменения самостоятельных частей речи, пе­реходные явления в частях речи;

- нормы формообразования.

Требования к умениям:

- уметь определять грамматические, морфологические, синтак­сические признаки самостоятельных частей речи и выразительные воз­можности служебных частей речи;

- устранять основные виды ошибок в формообразовании, напи­сании и употреблении частей речи.

Морфология как учение о частях речи и грамматических категори­ях. Понятие грамматической категории. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи (склонение существительных, прилагательных, числительных, местоимений, спряже­ние глаголов, изменение причастий и деепричастий). Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы (нормы формообразования).

Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреб­лении частей речи: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимений, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий; ошибки в образовании числительных, ошибки в употреблении местоимений, в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

Практическое занятие №2.

Вставьте недостающие буквы

1. Зам…реть, прим…рить, бл…стеть, объ…динить, соч…тать, пож…мать, предпол…гать, оп…здание, пр…тв…риться, выг…реть, оз…рение, тв…рение, з…ря, обл…котиться, исп…рение, сн…мать, ур…жай, разж…гать, пор…сль, отр…сль, накл…ниться, р…внина, непром…каемый, ск…чок, р…сток, поч…татели, оз…рение, пр…клоняться, нар…щение, ур…внение, отвр…щение, сг…рание, пл…вник, м…кать, нар…стание, ср..внение, просв…щение.

2. И…следование, …близиться, …десь, …дружиться, …дать,

ра…жигать, ра…творить, …дание, …дравница, мирово…зрение, ра…чётный, ра…считывать, …дельщина, ни…ходящий, бе…просветная, бе…грамотный, бе…предельный, во…создать, во…кликнуть, во…произвести, во…делать, во…хождение; бе…срочный, бе…спорный, бе…ценный, ра…считать, ра…таять, ра…чёт.

3. Пр…зирать врага – пр…зреть сироту. Пр…ступить закон – пр…ступить к работе. Пр…дать друга – пр…дать значение. Пр…творить планы в жизнь – пр…творить дверь. Пр…бывать в стране – пр…бывать в страну. Пр…ходящее явление – пр…ходящий поезд.

4. Жаре…ый, взвеше…ый, рисова…ый, пламе…ый, глиня..ый, торжетве…ый, родстве…ый, чугу…ый, листве…ый, карти…ый, це…ый, соломе…ый, дикови…ый, пуга…ая, име…ой, дивизио…ый, орли…ый, кожа…ый, традицио…ый, иллюстрирова…ый, погаше…ый маринова…ые, варё…ая, мороже…ое.

5. Ненавид…л, сеял, ce…л, строил, стро…т; обид…л, обид…т; ве…л, ве…т; кле…л, кле…т; та…л, та…т; завис…л, завис…т; знач…л.

6. Вышл…те мне книги почтой, а когда вышл…те, позвоните. Не трус…те, прыгн…те в воду, когда прыгн…те, плывите к берегу. Выбер…те книгу, когда выбер…те. Запишитеу библиотекаря.

7. Бор…щиеся спортсмены, стро…щийся дом, паш…щий крестьянин, готов…щийся обед, дремл…щий человек, стел…щийся туман, гон…щие добычу собаки, леч…щий врач, пол…щие сорняки дети, знач…щийся документ, тяжело дыш…щий больной, ла…щая собака, зре…щие поля, се…щий зерно крестьянин, колыш…щиеся хлеба, плещ…щиеся дети, пил…щие доски мужчины, сража…щиеся воины, самокле…щиеся обои, хлопоч…щая хозяйка, мысл…щий человек.

8.. Уважа…мый, прерыва…мый, ненавид….мый, контролиру…мый, редактиру…мый, вид…мый, рекоменду…мый, добыва…мый, изменя…мый, озаря…мый, завис…мый.

9. Подстрел…(н,нн)ый, обстрел…(н,нн)ый, сброш…(н,нн)ый, замеш…(н,нн)ый, замеш……(н,нн)ый, засе……(н,нн)ый, заброш……(н,нн)ый, прослуш……(н,нн)ый, высуш……(н,нн)ый, наве.. …(н,нн)ый, окле……(н,нн)ый, замеч……(н,нн)ый, потер……(н,нн)ый, раскле…вший, раскле……(н,нн)ый; сброс…вший, сброш.. …(н,нн)ый.

10.Ч…рный – чернеть, печ…нка – печень, ж…лоб – желоба, пш…нная – пшено, реш…тка – решето, ш…в, ж…сткий -жестковатый, крыж…вник, ч…рствый – черстветь, ш…рох, ш…пот – шептать, ш…лк -шелковистый, трущ…ба, пощ…чина – щека.

11. (Авиа)почта, (жёлто)оранжевый, (экс)чемпион, (пол)дома,

(историко)филологический, (голубо)глазая, (детски)наивные,

(вагоно)строительный, (Восточно)Сибирское, (светло)коричневый,

(средне)статистические, (хлопчато)бумажная, (научно)исследовательский, (мало)заселённая, (ветро)защитные, (пол)листа,

агропромышленный, (среди)(земно)морская, (химико)технологический, (практически)ценное, (молочно)мясная,

 

12. Девушка хорошо воспита…а. Она тактична и воспита…а. Море

взволнова…о бурей. Все взволнова…о обсуждали новый проект. Цветы рассея…ы по лугу. Студенты были невнимательны и рассея…ы. Обвиняемые оправдв…ы судом. Такая мера вполне оправда…а

 

13. (В)течение года, увидимся (в)последствии, диплом по окончан…вуза, встретимся по приезд…, (в)виду болезни, (в)виде исключения, (с)верх ожидания, (в) связи с (не)погодой вылет отменен, (в)следствие болезни.

14. (Не)убранные вовремя поля, ещё (не)разгруженный состав, (не)оклеенная обоями комната, (не)оконченный роман, ещё (не)разработанная в достаточной мере проблема.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимо­ва. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А.

2. Русский язык. Москва: Флинта, 2000.

3. 16.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997.

4. 17.Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998.

5. Боброва А. В. Грамматика русского языка. Москва: Цитадель, 1999.

6. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура ре­чи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

 

Самостоятельная работа.

Упражнение по закреплению темы.

Тема 2.5. Синтаксис.

Требования к знаниям:

- знать определение синтаксической нормы, типы связи слов в словосочетании, виды предложений, способы соединения предложений в синтаксическое целое; принципы русской пунктуации; синтаксические фи­гуры.

Требования к умениям:

- уметь определять тип предложения, смысловую и грамматиче­скую связь в сложных предложениях, правильно расставлять знаки пунк­туации, устранять ошибки в построении и употреблении предложений ус­ложненной структуры.

Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание, типы свя­зей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Дву­составные и односоставные предложения. Второстепенные члены предло­жения. Предложение распространенное и нераспространенное. Виды пред­ложений по цели, по эмоциональной окраске. Стилистическое использова­ние разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предло­жениях.

Основные ошибки в построении простых предложений: неоправ­данная инверсия; неоправданный пропуск члена предложения; смещенные синтаксические конструкции; незавершенность синтаксической конструк­ции нарушение координации главных членов предложения; ошибки при употреблении однородных членов предложения.

Сложное предложение и его виды (сложносочиненные, сложнопод­чиненные, бессоюзные). Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуация в сложных предложениях. Пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы русской пунктуации.

Актуальное членение сложного предложения. Стилистическое ис­пользование разных типов сложного предложения. Синтаксические фигу­ры (анафора, эпифора, симлока, синтаксический параллелизм, именитель­ное представление, риторический вопрос, риторическое восклицание, ри­торическое обращение, период и др.).

Практическое занятие №3.

 

Исправьте предложение:

1. Чтобы вам было удобно в поездке, мы хотим дать вам несколько советов для вашего удобства.

2. Отправляясь в поездку, возьмите с собой необходимые лекарства,

необходимые документы, зонтик и хотя бы одну теплую вещь, которую

вы сможете оставить в салоне автобуса, и удобную обувь для множества

экскурсий.

3. Если вы едете на море, то возьмите с собой шляпу от солнца и темные

солнцезащитные очки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимо­ва. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А.

2. Русский язык. Москва: Флинта, 2000.

3. 16.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997.

4. 17.Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998.

5. Боброва А. В. Грамматика русского языка. Москва: Цитадель, 1999.

6. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура ре­чи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Самостоятельная работа.

Ответы на обобщающие вопросы по теме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.043 с.)