Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



 

Специальность – 030504 – Право и организация социального обеспечения

 

г. Ростов-на-Дону

2006 г.


 

Составитель: Алипова Н.В.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии» составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта 030504 – Право и организация социального обеспечения и отражает требования, предъявляемые к юристу социальной сферы.

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры

________________________________ «____»_____________ 200__г.

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден

Ученым советом РГПУ Пр. №____ от «____» ____________200__ г.

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Развитие России как демократического, правового государства с ры­ночной экономикой, принятие Федеральной целевой программы «Русский язык и культура речи» предъявляют повышенные требования к речевой культуре граждан, понимаемой как способность к такому выбору и такой организации языко­вых средств в процессе речевой деятельности, «которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении постав­ленных коммуникативных задач» Соответственно основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» в средних специ­альных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение кото­рыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего - профессионального.

В основу программы положена концепция, предусматривающая по­вторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных студентами ссузов в средней общеобразовательной школе, и на этой базе - формирование функциональных знаний и умений, т.е. таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и це­лесообразное употребление русского языка. Этим определяется содержа­ние данной базовой дисциплины.

Программа «Русский язык и культура речи» предусматривает такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется парал­лельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и система­тизацией сведений обо всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).

В программу «Русский язык и культура речи» с целью достижения качественного обучения помимо излагающего материала включены трени­рующие практические задания и самостоятельные работы.

К соответствующим разделам содержания учебной дисциплины дана тематика 5 практических занятий, предусматривающих расширение сло­варного запаса студентов, углубление их знаний по морфологии, синтакси­су, пунктуации; развивающих навыки лингвистического анализа текста. В процессе изучения учебных тем рекомендуется систематическое использо­вание различных типов словарей и справочной литературы, перечень кото­рых прилагается к программе.

В качестве итогового контроля знаний по учебной дисциплине реко­мендуется проводить контрольные диктанты с грамматическим заданием, тестирование, лингвистический анализ текстов, составление и редактиро­вание различных жанров деловой письменной речи и др.


С учетом сказанного выше программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает следующие требования к уровню подго­товки (знаниям и умениям) выпускников ссузов.

Выпускник должен знать:

- различия между языком и речью; функции языка как средства фор­мирования и трансляции мысли;

- нормы русского литературного языка, специфику устной и пись-
менной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

Выпускник должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- уметь пользоваться словарями русского языка.

 

На изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» отводится 80 часов, включающих 46 часов лекций, 10 часов практических занятий, 24 часа самостоятельной работы.

 

Формы аттестации: контрольная работа в 4-м семестре.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование разделов и тем

Максим, учебн. нагр. на студ час.

Количество аудиторных ча­сов при очной форме обуче­ния

Самостоятельная работа студента

    Всего Лекций Практические занятия
1 2 3 4 5 6
Введение. Общие сведения о языке. 2 2 2    
Раздел 1.Литературный язык и языковая норма. 6 4 4   2
Тема 1.1. Литературный язык - высшая форма развития национального языка. 4 2 2   2
Тема 1.2. Система норм русского литера­турного языка. 6 4 4   2
Тема 1.3. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. 6 4 4   2
Раздел 2. Система языка и ее стилистиче­ская характеристика. 4 2 2   2
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфогра­фия 2 2 2    
Тема 2.2. Лексика и фразеология. 4 2 2   2
Тема 2.3. Словообразование и словооб­разовательные средства языка. 8 6 4 2 2
Тема 2.4. Морфология. 8 6 4 2 2
Тема 2.5. Синтаксис. 8 6 4 2 2
Раздел 3. Текст как речевое произведе­ние. 6 4 4   2
Тема 3.1. Текст, его структура. 6 4 4   2
Тема 3.2. Функциональные стили русско­го языка. 6 4 2 2 2
Тема 3.3. Жанры деловой и учебно-научной речи. 4 4 2 2  
Всего часов по дисциплине 80 56 46 10 24

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Введение. Общие сведения о языке и речи.

Требования к знаниям:

- знать основные функции языка; основные единицы языка и принципы их выделения; виды речи, виды речевой деятельности; грамматические категории частей речи; структуру языка, уровни языка; основные аспекты речевой культуры; Требования к умениям:

- уметь различать понятие «культура языка» и «культура речи», определять единицы языка и соотносить их с языковым уров­нем.

Курс «Русский язык и культура речи»:

Цели, задачи и структура кур­са, его связь с другими дисциплинами.

Основные функции языка, язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы.

Уровни языка: фонетический, лексико-семантический, морфемный, морфологический, синтаксический.

Речевая деятельность. Виды речи: монолог, диалог, полилог. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой куль­туры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А., Матвеева Т. В.

2. 10.Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс,1997.

3. 11.Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс, 1997.

4. 12.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.007 с.)