Мотивы и способы повышения мотивации к занятиям фитнесом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы и способы повышения мотивации к занятиям фитнесом



Любое психологическое или физиологическое состояние, любое изменение организма в какой-то мере связано с мотивацией, и представляет собой мотивационные состояния. Теория мотивации исходит из противоположного допущения, предполагающего, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она выступает универсальной характеристикой практически любого состояния живого организма (Маслоу А.) [30].

Человек – существо желающее. Человек крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Желание непрекращающееся - характерная особенность человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни.

Мотивационные единицы тесно связаны между собой, их нельзя рассматривать изолированно. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие, более фундаментальные, более сильные по сравнению с ним потребности.

В данной работе повышение мотивации к какому-либо виду деятельности у человека подразумевает воздействие извне, поэтому крайне важно понимать, на какие именно факторы структуры мотивации может реально осуществляться воздействие. Практически невозможно повлиять на факторы первой группы – на источники деятельности, поскольку это индивидуальные внутренние ресурсы, определяющие характер, уровень сознания и модели поведения человека. На факторы второй группы возможно повлиять со стороны, используя глобальный подход. Воздействие направлено на создание таких условий обитания, в которых у человека будут складываться определенные представления о себе, о мире и о своем месте в мире. И, наконец, факторы третьего и четвертого уровня – это та область, на которую возможно значительно повлиять извне. На данном этапе работа проводится не с внутренними источниками и не с глубокими мотивами, а с механизмами достижения своих целей. Человеку можно предложить путь, область в которой он будет реализовывать свои мотивы, и средства, с помощью которых он сможет это сделать.

1) Формирование факторов мотивации первой группы. Внутренние источники мотивации являются индивидуальной особенностью каждого человека, зависят от уровня его сознания. Дэвид Хокинс (1930 – 2012) - специалист по процессам мышления описал уровни человеческого сознания на школе от 1 до 1000: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление. На каждом уровне сознания человеку присущи определенный образ мышления и мотивы, провоцирующие деятельность. Эти внутренние мотивы выражаются в определенных действиях, имеющих свой подтекст. Причем люди, обладающие разными уровнями сознания и совершающие однотипные действия, получают разные результаты (Хокинс Д.) [43].

Д. Хокинс пишет в своей книге: «Говоря о мотивах человеческих поступков, нужно отталкиваться от процессов разума. Если обратить взгляд внутрь и шаг за шагом проследить за работой разума, то выяснится, что он действует гораздо быстрее, чем кажется» (Сила против насилия 2010, 146). Таким образом, ошибочным, иллюзорным является распространенное мнение о том, что действия совершаются в соответствии с разумными решениями. Процесс принятия решения представляет собой функцию сознания; с невероятной скоростью разум делает выбор, основываясь на миллионах разрозненных фактов, их соотнесении и оценке, и все это происходит за пределами осознанного понимания. Эта функция находится под управлением энергетических структур, которые динамика нелинейных систем называет аттракторами. Ум автоматически выбирает тот вариант, который представляется лучшим в данный момент, потому что по сути это является единственным предназначением сознания. Относительная важность событий определяется влиянием структур господствующего в индивидуальном или коллективном сознании аттрактора. Аттрактор - это опознаваемая структура, возникающая из внешне бессмысленной массы данных. Во всем, что кажется бессвязным и непоследовательным, присутствует скрытая последовательность. Эти структуры можно определить, описать и измерить; из полученной информации возникает совершенно иное понимание поведения людей, истории и предназначения человечества (Хокинс Д.) [43].

Таким образом, уровень сознания определяет внутренние мотивы, далее человек ищет путь, сферу, в которой сможет реализовать себя, удовлетворить свои потребности, либо изменить их, переходя на иной уровень сознания.

2) Формирование факторов мотивации второй группы. Данная группа факторов представляет собой совокупное влияние окружающей среды, событий, обстоятельств, в которых находится человек. Существуют общепринятые понятия о благополучии, эти идеи присваивает человек и создает мотивацию. Такие факторы формируются в течении жизни, закладываются с детства, поэтому мотивация данного характера – это глобальный процесс. Важное значение в данном вопросе имеет понятие «норма».

Норма – это понятие общечеловеческого размаха. Для большинства людей это ценностное понятие, в котором раскрывает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдиться и чем он может гордиться. К тому же понятие нормы всегда соотносится с масштабом и особенностями конкретного человека, что делает его абсолютно субъективным. Эрих Фромм (1900 – 1980), немецкий социолог считал, что нормально то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура - страсти, и тревоги его - продукт культуры» (Фромм Э.) [40].

В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Фромм рассматривал проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие. Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности». Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, - это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (Орлов А. Б) [33].

Таким образом, современный человек живет в некотором противоречии сам с собой, чувствует несоответствие его представлений и действительности, и испытывает желание изменить сложившуюся ситуацию, в результате возникают мотивированные действия. Такую необходимость в изменении образа жизни можно направить, предложить человеку вектор. В человеке присутствует тяга к развитию его способностей и задатков, реализации его индивидуальности, что является внутренним фактором мотивации второго уровня. Эта же мысль все чаще звучит в работах других авторов.

Но следует ли рассматривать среднее как полезное, желательное для человека? Слишком часто при упоминании нормы имеется в виду следование традициям и конвенциональное поведение. Слово "нормально" употребляется для того, чтобы высказать одобрение привычному ходу вещей, причем употребляется это понятие по отношению к различным, иногда полярным ситуациям и явлениям. Человек, несоответствующий понятиям нормы по собственным представлениям замотивирован на изменение данной ситуации, поэтому для создания мотивации на данном уровне необходимо создать адекватное понятие нормы.

Когда занятия физкультурой и спортом прочно ассоциируются с физическим здоровьем, красотой и функциональностью тела, нет необходимости доказывать эти идеи каждому конкретному индивидууму, потому что люди итак будут осознавать свое несоответствие норме. Здесь же появляется понятие «не норма» как антоним понятия «норма». «Не норма» должна быть обоснована, так же, как и «норма», она несет в себе понимание негативных последствий в случае несоответствия норме. Должна быть создана четкая ассоциация на уровне коллективного сознания: например, здоровье и хорошее самочувствие – «норма», болезнь и плохое самочувствие – «не норма».

3) Формирование факторов мотивации третьей и четвертой групп. Эти группы факторов являются наиболее чувствительными к внешнему воздействию, поскольку ориентируются на путь, а не на конечную или начальную точку. Человек имеет долгосрочные и кратковременные цели, на выполнение которых он замотивирован. Чтобы замотивировать человека к занятию физическими упражнениями и спортом нужно адаптировать эти сферы деятельности к целям этого человека. Так сами по себе физические упражнения крайне редко являются самоцелью, это лишь средства. Потребности часто не связаны на первый взгляд с определенным видом деятельности, нередко и сам человек не понимает какую именно потребность он реализует тем или иным способом.

Если человек уже занимается физическими упражнениями и спортом, то зная его истинный мотив можно повысить мотивацию к занятиям, если правильно подобрать точки воздействия. На основании исследований Ильина Е.П. можно выделить 10 доминирующих целей занятий:

1) Мотив эмоционального удовольствия - стремление, отражающее радость движения и физических усилий. Ему соответствует суждение: "Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение".

2) Мотив социального самоутверждения - стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Ему соответствует суждение: "Я занимаюсь, спортом, так как добиваюсь успехов. Окружающие уважают меня за это. Вовремя соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж".

3) Мотив физического самоутверждения - стремление к физическому развитию, становлению характера. Ему соответствует следующее суждение: "Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым".

4) Социально-эмоциональный мотив - стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Ему соответствует суждение: "Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований".

5) Социально-моральный мотив - стремление к успеху своей команды, ради которой надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Ему соответствует суждение: "Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться".

6) Мотив достижения успеха - стремлению к достижению успеха, улучшению личных результатов. Ему соответствует суждение: "Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиться поставленной передо мной цели".

7) Спортивно-познавательный мотив - стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки научно-обоснованных принципов тренировки. Ему соответствует следующее суждение: "Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться".

8) Рационально-волевой (рекреационный) мотив - желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной работе. Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени».

9) Мотив подготовки к профессиональной деятельности - стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Ему соответствует суждение: «Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт».

10) Гражданско-патриотический мотив - стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Ему соответствует суждение: "Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны".

В том случае, если человек далек от физических упражнений и спорта, работа с мотивацией проводится на несколько ином уровне. Необходимо выявить уровень сознания, образ жизни и окружающую человека среду, чтобы понять истинные мотивы его поступков, его цели. И только после этого можно предложить определенные виды деятельности, объяснив при этом, как они поспособствуют достижению личных целей этого человека. Разнообразие существующих видов деятельности позволяет подобрать необходимые средства. В данной ситуации крайне велика роль тренера, осуществляющего знакомство человека с фитнес-средой, важно извлечь максимум из первого посещения фитнес-зала, часто основанного на случайном порыве клиента, ищущего решение некоторой сложившейся в данный момент проблемы. Целью тренера является плавное и уверенное введение клиента в фитнес-среду, распознавание истинной причины, заставившей человека прийти и грамотное построение общения. Нередко в такой ситуации у тренера есть один шанс на привлечение человека к занятиям фитнесом.

Адекватное влияние на человека извне представляет собой организацию внешней мотивации. Воздействие, призванное формировать мотивации и изменять потребности на человека оказывается извне вовнутрь, и представляет собой комплекс разнообразных способов и методов, работающих совокупно.

Под внешне организованной мотивацией понимается воздействие (в основном оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта со стороны субъекта (или группы объектов, или средств массовой информации) с целью либо инициации мотивационного процесса, либо вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива. Формирование мотивации из вне – понятие условное, так как невозможно извне сформировать внутренние мотивы, не существует таких способов воспитания. Это название характеризует лишь отражение психологического влияния. Все, что можно осуществить из вне – это поспособствовать процессу формирования внутренних мотивов [27].

Существует понятие – степень навязанности – это эффект внешних воздействий, то есть степень соответствия поведения субъекта воздействия целям этих воздействий. Этот фактор показывает, учтет их субъект при формировании намерения или нет. Эффект внешнего воздействия зависит от взаимодействия двух слагаемых: характеристик субъекта и субъекта (или группы). Степень принятия внешнего воздействия (навязанности) определяется наличием или отсутствием у субъекта гипотезы и количеством вариантов решения задачи (чем больше вариантов, тем меньше проявляется навязанность), сложностью разрешаемой задачи, принимаемого решения (чем они сложнее, тем в большей степени проявляется навязанность), степенью неопределенности, творческим характером деятельности (чем она более творческая, тем сильнее сказывается значение внешнего канала информации). При этом если решение приходит в результате навязывания, то оно менее вариабельно, хуже воспроизводится и больше контролируется. Со временем навязанное решение должно превратиться в собственное, что обеспечит его устойчивость (Ильин Е. П.) [24].

К неимперативным формам воздействия на субъект относятся (Ильин Е. П.) [24]:

1) Просьба - эта форма внешней инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или, когда кто-то нуждается в помощи).

2) Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то — значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предлагаемого зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта.

3) Убеждение - это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Выделяют следующие методы убеждения:

- фундаментальный - представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят со всей информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого;

- метод противоречия - основан на выявлении противоречий в доводах убеждаемого и на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление;

- метод «извлечения выводов» - аргументы излагают не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом этапе;

- метод «кусков» - аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные); первых стараются не касаться, а основной удар наносят по последним;

- метод игнорирования - если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут;

- метод акцентирования - расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересам доводах;

- метод двусторонней аргументации - для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения вопроса; лучше, если собеседник узнает о недостатках от убеждающего, чем от других, что создаст у него впечатление о непредвзятости убеждающего. Особенно эффективен этот метод при убеждении образованного человека, малообразованный же лучше поддается односторонней аргументации;

метод «да, но...», используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, потом после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода;

- метод кажущейся поддержки - это развитие предыдущего метода: доводы собеседника не опровергаются, а напротив, приводятся новые аргументы в их поддержку. Затем, когда у него сложится впечатление о хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контраргументы;

- метод бумеранга - собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону; аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемое с помощью речи и неречевых средств общения и отличающееся сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказываемые даже без доказательств. Существуют три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие.

К императивным формам воздействия относятся приказы, требования и принуждение:

1) В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В этом случае взаимоотношение цели с потребностями имеет особый характер: цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени.

2) Принуждение как форма инициации мотивационного процесса используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведение субъекта оказываются недейственными или, когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять готовый эталон поведения. Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет первого облегчает выполнение распоряжения. Как постоянная форма воздействия на субъект принуждение малопригодно.

Еще одно средство воздействия – манипуляция. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему- либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них.

Очень эффективен вариант формирования мотива, когда в качестве детерминанта поведения оказываются привлекательные объекты, вызывающие у человека желание ими обладать. Занятия фитнесом несут в себе большое количество таких объектов: фигура, здоровье, образ жизни, уверенность в себе и другие. Возникновение тесной связи между потребностью и предметом ее удовлетворения может вызвать, по механизму ассоциации, как образ предмета - при появлении потребности, так и образ потребности - при появлении предмета ее удовлетворения. Потребность и связанная с ней мотивация могут возникать и при отсутствии предшествующей связи между потребностью и предметом, когда привлекательный объект появляется впервые, например, когда он актуализирует познавательную потребность (любопытство). Психологическими механизмами осуществления мотивации этого типа являются заражение и подражание.

Заражение как психологический механизм понимается и узко - как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим), и широко - как подражание и внушение. И то, и другое обусловлено наличием внешних факторов, влияющих на процесс мотивации, на формирование побуждения к осуществлению каких-то действий, совершению каких-либо поступков. Заражению способствуют: высокая энергетика поведения человека, оказывающего влияние на субъект, артистизм поведения, создание интриги, загадочность поведения, прикосновение и телесный контакт.

Подражание - это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта. Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай; подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса. Подражание, способствуя научению, адаптации к условиям существования и выживания. Подражанию субъекта способствуют: «модное» поведение и образ жизни других людей; демонстрация высокого мастерства; примеры милосердия, доблести, служения идее; публичная известность (Ильин Е.П) [24].

К внешне организованной мотивации потребителя можно отнести рекламу товаров, туристических маршрутов и прочего, связанных с соблазном, совращением и т. п. (Леонтьев А. Н) [27].

Рассматривая сферу фитнеса в узком смысле следует отметить факторный модельный подход. Н.Е. Бартнева выделяет на основании исследования мотивационных факторов следующие модели:

Фактор 1. «Гедонистическая модель». Данный вид потребления характеризуется тем, что клиенты занимаются фитнесом для улучшения физических показателей и физической формы, а в результате получают не только красивое тело, но и в первую очередь эмоциональное удовлетворение.

Фактор 2. «Демонстративная модель». Занятия фитнесом рассматриваются как атрибут высокого социального статуса. Результат направлен прежде всего на стремление принадлежать к желаемой референтной группе.

Фактор 3. «Эвристическая модель» затрагивает познавательный процесс в ходе занятий.

Фактор 4. «Оздоровительная модель» направлена на улучшение состояния здоровья занимающихся.

Фактор 5. «Спортивно-телесная модель». К данному типу можно отнести клиентов, которые занимаются фитнесом для достижения спортивных результатов и приобретения эстетичных форм тела.

Фактор 6. «Рекреационная модель». Занятия фитнесом ориентированы на удовлетворение потребности в общении, поиск новых знакомых и проведение досуга с друзьями в фитнес-клубе.

Возможны сочетания данных моделей, при котором тот или иной фактор оказывает большее влечение. При опросе клиентов фитнес клубов были получены и распределены по факторным моделям следующие ответы на вопрос «с какой целью вы ходите в фитнес клуб»:

Фактор 1: Физическая подготовка; Физическая форма;

Снятие напряжения, отдых; Удовольствие, радость; Нравится себе.

Фактор 2: Уважение окружающих; Уверенность в себе; Следование моде;

Повышение/подтверждение статуса.

Фактор 3:

Получение знаний об уровне физической подготовленности; Получение знаний о выполнении упражнений;

Адаптация к внешним условиям за счет физической подготовленности.

Фактор 4:

Улучшение состояния здоровья; Профилактика заболеваний.

Фактор 5: Снижение веса;

Набор мышечной массы; Улучшение результатов в спорте.

Фактор 6:

Расширение круга знакомств; Проведение досуга;

Поиск партнеров для бизнеса.

Фактор является линейной комбинацией исходных переменных. В качестве меры для включения той или иной переменной в фактор, служит факторная нагрузка. Результаты анализа свидетельствуют о доминировании гедонистической и спортивной моделей поведения в молодежных когортах. С увеличением возраста доля приверженцев этих моделей снижается. Обратная связь наблюдается по оздоровительной модели, где доля демонстрирующих мотивацию, связанную с укреплением здоровья, увеличивается с возрастом. Чаще других мотивированы самоотнесением к референтной группе и познавательными ценностями в процессе занятий фитнесом люди моложе 23 лет. Модель, связанная с общением и проведением досуга, более выражена среди представителей этой же, самой молодой, группы и возрастной категории 28– 35-летних. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что женщины более привержены гедонистической и оздоровительной моделям в потреблении фитнеса, в то время как мужчины в большей мере ориентированы на демонстративную, рекреационную и спортивную модели. Таким образом, еще раз подтверждается гипотеза о существовании выраженной гендерной специфики в потребительских моделях: эмоциональность потребления характерна для женщин, а прагматизм – для мужчин (Абрамов Р. Н) [1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.062 с.)