Понятие о мотивации и её структуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о мотивации и её структуре



Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека (Дубенюк Н. В.) [22]. То есть это внутренняя сила, побуждающая к действию, и, одновременно, отвечающая на вопрос – почему человек действует, почему выбирает именно такой путь, почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие.

Существует множество теорий и объяснений на этот счет, так одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида. Другие акцентируют внимание на внешних стимулах. Третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, разделяя на врожденные и приобретенные механизмы. Четвертые исследуют вопрос:  служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, и как она связана с привычкой (Дубенюк Н. В.)  [22].

Мотивация характеризуется сложным набором компонентов. К структурным компонентам мотивации относятся: потребности, мотивы, цели. Потребности — это источники активности. Мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения. Цели – то, на что направлена активность.

Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Она начинается с мысли, что при достижении цели мы почувствуем себя хорошо (или перестанем чувствовать себя некомфортно). Это заставляет нас действовать в направлении достижения данной цели и оценивать, эффективны ли наши действия и приведут ли они к ожидаемым результатам.

У каждого человека есть свои собственные мотивы, которые могут сильно отличаться от мотивов окружающих. С другой стороны, у каждого из нас есть


свои энергетические резервы, которые мы можем задействовать. То же самое можно сказать и об уровнях постоянства. Кроме того, мы не всегда сохраняем одинаковую степень мотивации, т.е. мотивация динамична.

Мотивация предшествует удовлетворённости, т.е. удовольствию, испытываемому при достижении желаемой цели.

Кроме того, наличие различных мотивов и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, тогда реальный выбор мотивов действия зависит от уровня развития личности, характера ее ценностных ориентаций. Общую  структуру мотивации человека можно представить, как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как несколько уровней мотивации (Вилюнас В. К.) [18]:

1) Источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня — всегда обобщенные, устойчивые факторы, то что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.

2) Факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается какое-то направление деятельности в конкретной ситуации. Это факторы собственно мотивационные, не личностные в узком смысле слова, потому что определение направленности действия в конкретной ситуации зависит от конкретных особенностей текущей ситуации. От того, что происходит здесь и сейчас и что нельзя вывести из глобальной иерархии потребностей и ценностей личности. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминантом поведения.

3) Третий уровень мотивационных процессов — это те факторы, которые обеспечивают регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Когда направление деятельности определилось, мы должны ещё проанализировать, что помогает деятельности не отклониться от своего пути. Мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции. Эмоциональные процессы служат сигналами на этом пути. Ориентируясь на эмоции, человек корректирует свой путь к предмету потребности.

4) Установки — ещё одна группа факторов, которые тоже выступают в роли регуляторов. Они являются концентратами ранее полученного опыта. Опыт - варианты действий, сохраняющиеся аккумулированными в виде установок. Установки тоже включаются в систему мотивационной регуляции деятельности, придают ей стабильность.

Также изначально рассматриваются разные подходы к источникам мотивации, далее к процессам, влияющим на выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Потом к регуляторам и наконец, к процессам самого сложного высшего уровня, процессам рефлексивной саморегуляции и самодетерминации, когда человек на определенных отрезках берет на себя управление собственной мотивацией. Речь идет о процессах воли, о процессах выбора, о психологических механизмах свободы и ответственности (Леонтьев А. Н) [28, 29].

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Источники мотивации относятся к общей области, к психологии личности, то что происходит здесь и сейчас. Конкретный выбор направленности деятельности, - это специфическая тема психологии мотивации, то что регулирует деятельность на пути к достижению желаемого - это уже психология деятельности. Психология мотивации объединяется с психологией деятельности и превращается в более широкую область - психологию регуляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.004 с.)