Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье



 

С начала XVIII в. в России впервые начали появляться государственные гражданские школы различных типов. Организация таких школ началась с устройства в Москве в Сухаревой башне школы математических и навигацких наук. Директором Навигацкой школы был назначен Фарварсон, профессор, приглашенный из Англии. Из Англии были приглашены и первые преподаватели. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Существовали два подготовительных начальных класса: «русская школа» и «цифирная школа». Количество учащихся было установлено в 500 человек. Это была первая школа в Европе, где в государственном масштабе осуществлялась профессиональная подготовка на основе широкого общего образования (19, С. 61).

Определенного срока обучения установлено не было. Учащиеся изучали одну науку за другой и выпускались по мере готовности и по мере необходимости в них в различных ведомствах. Выпускники школы становились не только моряками, но и инженерами, артиллеристами, землемерами, чиновниками. В качестве преподавателя здесь работал Леонтий Магницкий.

В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук были переведены на море, в Санкт-Петербург, где была организована Морская академия на 300 учеников. Там им начали преподавать арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию, морские съемки, артиллерию, расстрел, фортификацию, военное образование, географию и кораблестроение. Студентов также отправляли в походы эскадры, привыкшие к практике морской службы. В основном учились дети из дворянских семей от 10 до 18 лет. Как и в Навигационной школе, в Морской академии, первыми учителями стали иностранные профессора. Вскоре аналогичные школы были открыты в Ревале, Нарве и Новгороде.

Сотни инженеров, моряков, гидрографов, типографов и бомбардиров покинули Москву, Санкт-Петербург и другие навигационные училища (23, С. 158). По типу Навигационной школы к 1712 году в Москве было организовано еще две школы - инженерная и артиллерийская. Набор студентов был определен в 100-150 человек. Позже (после 1719 г.) Московское инженерное училище было перенесено в Петербург. Его выпускники укомплектованы инженерной компанией, расположенной в Санкт-Петербурге.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале открыли Медицинское училище с пятилетним курсом, на 50 учеников. При нем были созданы «Анатомический театр» и «Аптекарский огород».

В 1721 г. учредили школу для будущих канцелярских служащих.

Особое значение имеют учебные заведения, которые дали молодежи профессию в сфере промышленности. В 1716 году на Олонецких заводах появилась шахтерская школа. Горные школы открываются на других заводах. По инициативе В.Н. Татищева на уральских заводах были созданы школы для детей мастеров и клерков. Они обучали оружейников, кузнецов, слесарей, столяров.

С 1701 года по приказу посла была открыта школа переводчиков. Русских студентов от детей бояр, купцов и простых людей учили шведскому, латинскому, немецкому, голландскому, греческому, итальянскому, французскому языкам. Образование было бесплатным, и выпускники были принудительно зачислены на государственную службу. Количество студентов достигло 50 человек.

Создание новых учебных заведений наряду с существованием славяно-греко-латинской академии позволило образованию сделать значительный шаг вперед. Эти академии стали местом обучения учителей для провинциальных школ, организованным позже.

Во второй половине 18 века произошло рождение профессионального русского театра. Его создателем был сын купца Федора Волкова (1729-1763). О его труппе ярославского театра стало известно в Санкт-Петербурге, куда ее пригласили. В 1756 году императорским указом был создан «Русский театр для представления трагедии и комедии». А.П. был назначен его директором. Сумароков, чьи спектакли были успешно исполнены на сценах частных и любительских театров при учебных заведениях. Руководителем труппы был Ф. Волков - блестящий актер, режиссер, поэт, музыкант и художник. Именно этот многогранный талант в личности Ф. Волкова подчеркивает Н.И. Новиков (36, С. 85).

В этом театре сформировалось первое поколение русских театральных актеров - И. Дмитриевский, П. Плавильшиков, Я. Шумский, Т. Троепольский и др. На театральной сцене они подготовили утверждение реализма.

По-прежнему существовали частные общедоступные театры, состоящие, как правило, из группы любителей-артистов, кочующих из помещения в помещение, из города в город, так как постоянного театрального помещения они не имели. Большое развитие получил частный крепостной театр. Известны театр графа Шереметьева в Останкино, где на сцене блистали П.И. Жемчугова-Ковалева, как оперная актриса, и балерина Т. Шлыкова. Подобные театры были и в провинции.

В петровскую эпоху зарождается интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развиваются профессиональное хоровое пение, военно-строевая музыка. Формирование национальной композиторской школы начинается в последней трети XVIII в. Основой отечественной музыкальной культуры стал народный мелос. Появилась камерная лирическая песня-романс (Ф.М. Дубянский, О.А. Козловский); в хоровой музыке работали М. Березовский и Д. Бортнянский, которые сочиняли хоровые церковные произведения. Ведущим жанром становится опера, хотя точнее ее следует назвать оперным спектаклем, где музыка только часть спектакля. Так, музыкальная комедия А. Аблесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват» была дополнена новыми вокальными номерами и увертюрой, написанными Е. Фоминым, после чего могла уже называться оперой. Оперными композиторами стали Е. Фомин («Ямщики на подставе»), В. Пашкевич («Несчастье от кареты») и др. Все оперные сочинения – комические (29, С. 54).

У русских купцов в XVIII веке был неоднородный общественный слой. В него вошли представители крупного коммерческого, банковского, промышленного капитала, а также средние и мелкие предприниматели, имеющие низкие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении привели к разному подходу отдельных групп торгового класса к досуговым формам деятельности.

Представители состоятельных кругов, особенно те, кто жил в столицах, руководствовались формами досуга за рулем дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-х. XVIII век В Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего века был преобразован в «Московское купеческое собрание».

Члены Ассамблеи выстроили организационную и предметную деятельность по образу и подобию «Московского дворянского собрания дворянства». В залах Ассамблеи проводились балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т. Д. В Ассамблее функционировала библиотека, игры, которые были модными в те дни, были разрешены. Сад, построенный в здании Ассамблеи, приобрел популярность как место торжеств. В 50-х годах XIX в. Московское купеческое собрание стало своеобразным центром русских купцов. Клубы купцов возникли в других городах России. Они выступали в качестве усадебных досуговых товариществ (19, с.98).

Наряду с новыми формами досуга среди купцов сохранились старые патриархальные традиции. В купеческих домах шумно отмечались важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого класса принимали участие в народных гуляниях по праздникам, однако они ограничивались в основном верховой ездой, не желая смешиваться с «пешими» простыми людьми.

Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.

Шумные уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и выступления скоморохов — такими были главные купеческие развлечения.

«За комедией выступал обыкновенно доморощенный трубадур с бандурой, с песнями и пляской. Дивные штуки выделывал он ногами, да и каждая косточка в нём говорила. А как подскочит под самый нос пригожей купчихи, поведёт плечом и обдаст её, как кипятком, молодецким спросом: „Аль не любишь? “— так восторгу не было конца» (15, С.108).

Вечера купцы проводили в тавернах или дома, а фейерверки выбирались для наблюдения за городскими праздниками. Но это только в XVIII веке: начиная со следующего столетия богатые купцы будут стремиться подражать благородству во всем.

Горожане не могли позволить себе поездки в таверны и рестораны, но все участвовали в уличных гуляниях. От зимних развлечений они любили кулачные бои, один на один или стену на стенку. Команды рассеялись по берегам замерзшей Москвы-реки и сражались в середине. Основные бои проходили в праздничные дни: Николай Зимний, Рождество, Богоявление и Масленица.

Таким образом, в культуре XVIII в. выходцы из городского мещанства, купцы, белое духовенство присоединились и участвовали в культурной эволюции. Но они, как правило, занимали нишу, выходящую за рамки интересов и нужд дворянства. Крестьянские массы, раздавленные рабским трудом, бедностью и отсутствием доступа к образованию, были фактически изолированы, отгорожены от процесса культурного творчества.

На основании вышеизложенного, сделаем выводы по второй главе.

В XIX веке острее различия между городским и сельским населением, чем между мещанином и купцом. Купцы, мещане и ремесленники стали зваться «городскими обывателями». Но пропасть между повседневной жизнью дворянства и «среднего состояния людей» сохранялась и в следующем веке.

Таким образом, в XVIII в. Россия сотворила неповторимую, во многом уникальную культуру. Этой культуре чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она впитывала и перерабатывала все ценное, что было создано культурой других народов, сохраняя свою самобытность и органичность.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в сравнении с XVII веком, в XVIII веке структура российского общества значительно видоизменилась. Теперь многие ранги и звания раздавались не по признаку наследования, а по признакам профессионализма, знаний и умений. Большой упор был сделан на образовательную деятельность, поскольку и Петр Первый, и Екатерина Вторая были нацелены на повышение уровня образования жителей государства. Грамотность, умения, развитие навыков, получение опыта – главные черты развития российского общества в 18 веке.

Европейский менталитет, который привлекал Петра 1, расходился с традициями патриотической культуры. В это время стали появляться благородные клубы, проводились собрания, фейерверки, карнавалы, менялись формы празднования многих календарных праздников, например, начинались новогодние праздники, начинались кружки самодеятельности, популярность коллекционирования. Благотворительная деятельность также распространяется.

Различные нововведения, которые активно внедрялись в повседневную жизнь и обычаи россиян в XVIII веке, дали мощный импульс превращению России в просвещенное европейское государство.

В XVIII веке досуг понимался как время, не занятое какой-либо деятельностью, свободной от работы, близкой к безделью. Возможно, именно поэтому термин «досуг» не получил широкого распространения, потому что он был связан с «бездействием», а в российском обществе досуг считался социальной регуляцией взаимоотношений человека и общества.

Развивающие формы досуга в 18 веке:

• Распространение грамотности на Руси.

• Общественные издания.

• Посещение различных общественных библиотек, музеев, театров.

• Чтение художественной литературы.

• Создание и развитие системы учебных заведений.

В России общественный досуг связан с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие корни праздников, раннее развитие человечества свидетельствуют о том, что они действуют как одна из древних, оригинальных форм человеческой культуры. Такая яркая оригинальность превращает предоставленное ему свободное время в ценность культуры, которая имеет ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.

Идеологические потребности русского дворянства наряду с другими формами самовыражения уже в XVIII веке оживили значительное количество салонов и кружков - политических, литературных, театральных, музыкальных.

В культурной жизни русского общества XVIII века кружки занимали особое место. Не имея прямых западноевропейских аналогов, они являлись национальным феноменом, который развивался благодаря уникальности формирования культурных традиций, связанных с процессом переноса общественных развлечений в локальную пространственную сферу. Функционирование кружков на уровне домохозяйств стало следствием проявления национально-культурной тенденции - одомашнивающего досуга.

У русских купцов в XVIII веке был неоднородный общественный слой. В него вошли представители крупного коммерческого, банковского, промышленного капитала, а также средние и мелкие предприниматели, имеющие низкие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении привели к разному подходу отдельных групп торгового класса к досуговым формам деятельности.

Яркие уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и спектакли «Шут» - вот главные торговые развлечения.

Вечера купцы проводили в тавернах или дома, а фейерверки выбирались для наблюдения за городскими праздниками. Но это только в XVIII веке: начиная со следующего столетия богатые купцы будут стремиться подражать благородству во всем.

Горожане не могли позволить себе поездки в таверны и рестораны, но все участвовали в уличных гуляниях. От зимних развлечений они любили кулачные бои, один на один или стену на стенку. Команды рассеялись по берегам замерзшей Москвы-реки и сражались в середине. Основные бои проходили в праздничные дни: Николай Зимний, Рождество, Богоявление и Масленица.

Таким образом, в XVIII в. Россия создала уникальную, в значительной степени уникальную культуру. Эта культура чужды национальной ограниченности и изоляции. Она впитала и обработала все ценное, что было создано культурой других народов, сохранив при этом свою оригинальность и органичность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.014 с.)