Структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке



 

Поскольку в период XVIII века в России производились разнообразные реформы, то они также оказали значительное влияние на социальную структуру общества.

Эпоха Петра Первого ознаменовалась не только значительными сдвигами, которые произошли в таких областях, как внешняя экономика, внешняя политическая сфера, но также и изменениями, которые были отмечены в структуре досуговой сферы жизнедеятельности российского общества.

По сути, мы уже актуализировали процессы унификации сословий, существовавших в тот периода. В связи с этим, в целом сословная структура стала простой и более четкой, и теперь было легче определить, к какой категории граждан относится тот или иной индивид, если речь идет о некоторых его уникальных чертах и особенностях, которые как раз и говорят о его принадлежности (22, С.89). Также важную роль играли некоторые реформы, производимые на уровне местного самоуправления. Цель таких реформ заключается в том, чтобы полностью унифицировать социальную структуру общества, еще одно направление деятельности – увеличение средств, которые поступают в государственную казну.

Это привело к необходимости выращивать новых членов сообщества, которые могли бы грамотно и четко формулировать свои мысли и идеи, нести государственную службу, двигать общество вперед, предлагая новые пути развития, поэтому в большей степени актуализировался вопрос о реформах системы образования, о науке, о доступе людей к этим благам и услугам для того, чтобы в дальнейшем они работали в соответствии с интересами и потребностями государства.

Европейская ментальность, привлекающая Петра 1, расходилась с традициями Отечественной культуры. В то время начали появляться дворянские клубы, проводились ассамблеи, фейерверки, карнавалы, поменялись формы празднования многих календарных праздников, например, празднование Нового года, начали рождаться любительские творческие кружки, популярность получило коллекционирование (7, С.312). Так же распространялась благотворительная деятельность. Дворяне могли получать образование за границей в Европе, так же ездить отдыхать за границу.

Праздники XVIII в. можно классифицировать как:

1) придворные;

2) народные торжества;

3) приватные праздники, которые стали привычными к концу XVIII в.;

4) церковные праздники;

5) военные праздники.

Одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, что «ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа» (9, С.331). 

Другая же причина заключалась в стремлении Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего и устраивались праздники. Многочисленные успехи русской армии в этот период давали к тому повод, впоследствии особенно торжественно отмечались четыре победы русского оружия: 27 июня – в память о Полтавской битве; 9 августа – взятие Нарвы; 28 сентября – сражение под Лесной; 18 октября – победа под Калишем.

В 1702 году Пётр I решил создать в центре Москвы, а также на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления в этот театр могли приходить все желающие.

Во многих слоях населения появился интерес к новшеству: в России второй четверти XVIII века были театры: школьный, придворный, демократический, городской и другие. Для большей популярности своих новообразований Пётр I делал такие публичные зрелища, как уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, пародийные обряды и т.п.

Пётр увлекался красочными шоу, состоящими из фейерверков, и зачастую принимал в них участие, на их устройство ему не жалко было никаких денежных средств. Фейерверки обладали огромной зрелищностью и доступностью всем слоям населения. В день, когда Петр I получил статус всероссийского императора, в небе Петербурга загорелся храм Януса, который освещался двадцатью тысячами красочных огней (18, С.203).

Многие слои, населявшие Российскую империю, свободное время проводили за традиционными занятиями, не относящиеся к отдыху. Потребности досуга этих слоев населения удовлетворялись самообслуживанием на основе традиционных и народных увлечений и занятий, при этом своё развитие получили народные промыслы (резьба по дереву, вязание руками, шитьё из ткани, создавались игрушки для детей, плетение из кружева и т.п.). На основе промыслов народа часто создавались настоящие произведения искусства.

Развивающие формы досуга:

• Распространение грамотности на Руси.

• Общественные издания.

• Посещение различных общественных библиотек, музеев, театров.

• Чтение художественной литературы.

• Создание и развитие системы учебных заведений.

В России общественный досуг связан с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, раннего развития человечества, свидетельствуют нам о том, что они выступают как одна из древних, первоначальных форм человеческой культуры. Такое красочное своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.

Таким образом, из-за совпадения индивидуальной и общественной значимости досуга в 70-е годы XVIII столетия возникают такие досуговые формы, которые базируются на самоопределении личности. В культурной жизни общества начинают стабильно функционировать кружки, литературные общества, открываются клубы и первые салоны.

На основании вышеизложенного, сделаем выводы по первой главе.

Мы актуализировали процессы унификации сословий, существовавших в тот периода. В связи с этим, в целом сословная структура стала простой и более четкой, и теперь было легче определить, к какой категории граждан относится тот или иной индивид, если речь идет о некоторых его уникальных чертах и особенностях, которые как раз и говорят о его принадлежности.

Также важную роль играли некоторые реформы, производимые на уровне местного самоуправления. Цель таких реформ заключается в том, чтобы полностью унифицировать социальную структуру общества. еще одно направление деятельности – увеличение средств, которые поступают в государственную казну.

Это привело к необходимости выращивать новых членов сообщества, которые могли бы грамотно и четко формулировать свои мысли и идеи, нести государственную службу, двигать общество вперед, предлагая новые пути развития, поэтому в большей степени актуализировался вопрос о реформах системы образования, о науке, о доступе людей к этим благам и услугам для того, чтобы в дальнейшем они работали в соответствии с интересами и потребностями государства.

Эпохальное правление Петра I, а также его многочисленные реформы, направленные на европеизацию и искоренение средневековых пережитков в повседневной жизни и политике, оказали огромное влияние на образ жизни всех классов империи.

Различные нововведения, которые активно внедрялись в повседневную жизнь и обычаи россиян в XVIII веке, дали мощный импульс превращению России в просвещенное европейское государство.

Индивидуальное значение досуга достигло более интенсивного формирования при Екатерине II. Сама Екатерина лично внесла свой вклад в формирование досуговых форм. Многие из них показали культурную жизнь и отразили жизнь российского общества. Люди стали объединяться в часы досуга, чтобы публично признавать личные позиции, взгляды и интересы.

Таким образом, XVIII век ознаменовался для России не только кровавыми расправами и жестокостью правителей, но и множеством развлечений и нововведений. Бесконечные балы, шампанское и наряды сопровождали эту эпоху.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.007 с.)