Глава I. Повседневная культура в России в XVIII веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Повседневная культура в России в XVIII веке



КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 01.01. «Организация социально-культурной деятельности», вид «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

 

Характеристика досуга 18 века в России как социокультурного явления посредством анализа форм и направлений

Выполнил (а):

студент группы 1П очной формы обучения (заочной формы обучения) И.И. Иванова

_______________

   (подпись)

Проверил:

преподаватель Н.М.Симонова

_______________

      (подпись)

 

Работа оценена на «_________»

 

Киров

2019


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В 18 ВЕКЕ. 6

1.1. Развитие истории досуга в 18 веке. 6

1.2. Структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в 18 веке 8

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 18 ВЕКЕ. 13

2.1. Досуговые занятия и развлечения дворянства. 13

2.2. Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Сфера досуга жизни российского общества была многоплановым явлением, отражающим всю уникальность исторического развития страны. В отличие от прошлых веков, когда формы досуга различных социальных групп были основаны на общем фундаменте традиционной народной культуры, в начале XVIII века, когда сословия развивались и развивались, досуг крестьян начал терять их общие черты.

В российской истории различия в культурной жизни сословий особенно ярко проявляются с конца XVII столетия. «Петру, – писал академик Д.С. Лихачев, – бесспорно, принадлежит смена всей «знаковой системы» Древней Руси. Он переодел армию, переодел народ, сменил столицу, перенеся ее на Запад, сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он демонстративно нарушил прежние представления о «благочестивейшем» царе и степенном укладе царского двора» (24, С. 69).

Культура любого общества многослойна, а русская культура всегда существовала не только в целом – у каждого сословия были свои права и обязанности, своя грамматика поведения, свой язык, свой кодекс моральных правил.

Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западноевропейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга.

Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде.

Все это определило актуальность исследования.

Цель исследования: охарактеризовать досуг XVIII века в России как социокультурное явление посредством анализа форм и направлений

Задачи исследования:

1) рассмотреть развитие истории досуга в XVIII веке;

2) изучить структуру досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке;

3) исследовать досуговые занятия и развлечения дворянства;

4) проанализировать культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье.

Объект исследования: досуговая деятельность всех сословий в XVIII веке.

Предметом исследования является изучение формы перехода от традиционной организации досуга к новой и отказа от старомосковских норм и привнесение нового, в том числе европейского.

Степень разработанности проблемы.

Вопросами досуга XVIII века как социокультурного явления занимались Агеева О.Г., Анисимов Е.В., Гуськов А.Г., Захарова О.Ю., Каменский А.Б., Огаркова H.A., Шепелев Л.Е., Элиас Н. и другие

Специальное внимание в историографии было уделено искусствоведами и историками искусству фейерверков, триумфальных сооружений и декоративному оформлению торжеств, придворным музыке и театру, придворному костюму (труды Н. Врангеля, В. Н. Васильева, О. В. Немиро, Д. Д. Зелова, Е. А. Тюхменевой и другие).

Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов: историзма, научной объективности, системного подхода в анализе рассматриваемых исторических явлений. Использованы специальные методы исторического исследования, прежде всего историкосравнительный, историко-хронологический, историко-системный (анализ социально-исторических систем, раскрытие внутренних и внешних механизмов их функционирования). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором курсовой работы рассмотрено развитие истории досуга в XVIII веке, изучена структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке, исследованы досуговые занятия и развлечения дворянства, проанализированы культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье.

Практическая значимость работы заключается в том, что она является комплексным исследованием по данной теме, ее материалы могут быть использованы на уроках истории, факультативах, а также могут служить базой для дальнейшей разработки исследуемой проблемы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка источников.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в сравнении с XVII веком, в XVIII веке структура российского общества значительно видоизменилась. Теперь многие ранги и звания раздавались не по признаку наследования, а по признакам профессионализма, знаний и умений. Большой упор был сделан на образовательную деятельность, поскольку и Петр Первый, и Екатерина Вторая были нацелены на повышение уровня образования жителей государства. Грамотность, умения, развитие навыков, получение опыта – главные черты развития российского общества в 18 веке.

Европейский менталитет, который привлекал Петра 1, расходился с традициями патриотической культуры. В это время стали появляться благородные клубы, проводились собрания, фейерверки, карнавалы, менялись формы празднования многих календарных праздников, например, начинались новогодние праздники, начинались кружки самодеятельности, популярность коллекционирования. Благотворительная деятельность также распространяется.

Различные нововведения, которые активно внедрялись в повседневную жизнь и обычаи россиян в XVIII веке, дали мощный импульс превращению России в просвещенное европейское государство.

В XVIII веке досуг понимался как время, не занятое какой-либо деятельностью, свободной от работы, близкой к безделью. Возможно, именно поэтому термин «досуг» не получил широкого распространения, потому что он был связан с «бездействием», а в российском обществе досуг считался социальной регуляцией взаимоотношений человека и общества.

Развивающие формы досуга в 18 веке:

• Распространение грамотности на Руси.

• Общественные издания.

• Посещение различных общественных библиотек, музеев, театров.

• Чтение художественной литературы.

• Создание и развитие системы учебных заведений.

В России общественный досуг связан с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие корни праздников, раннее развитие человечества свидетельствуют о том, что они действуют как одна из древних, оригинальных форм человеческой культуры. Такая яркая оригинальность превращает предоставленное ему свободное время в ценность культуры, которая имеет ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.

Идеологические потребности русского дворянства наряду с другими формами самовыражения уже в XVIII веке оживили значительное количество салонов и кружков - политических, литературных, театральных, музыкальных.

В культурной жизни русского общества XVIII века кружки занимали особое место. Не имея прямых западноевропейских аналогов, они являлись национальным феноменом, который развивался благодаря уникальности формирования культурных традиций, связанных с процессом переноса общественных развлечений в локальную пространственную сферу. Функционирование кружков на уровне домохозяйств стало следствием проявления национально-культурной тенденции - одомашнивающего досуга.

У русских купцов в XVIII веке был неоднородный общественный слой. В него вошли представители крупного коммерческого, банковского, промышленного капитала, а также средние и мелкие предприниматели, имеющие низкие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении привели к разному подходу отдельных групп торгового класса к досуговым формам деятельности.

Яркие уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и спектакли «Шут» - вот главные торговые развлечения.

Вечера купцы проводили в тавернах или дома, а фейерверки выбирались для наблюдения за городскими праздниками. Но это только в XVIII веке: начиная со следующего столетия богатые купцы будут стремиться подражать благородству во всем.

Горожане не могли позволить себе поездки в таверны и рестораны, но все участвовали в уличных гуляниях. От зимних развлечений они любили кулачные бои, один на один или стену на стенку. Команды рассеялись по берегам замерзшей Москвы-реки и сражались в середине. Основные бои проходили в праздничные дни: Николай Зимний, Рождество, Богоявление и Масленица.

Таким образом, в XVIII в. Россия создала уникальную, в значительной степени уникальную культуру. Эта культура чужды национальной ограниченности и изоляции. Она впитала и обработала все ценное, что было создано культурой других народов, сохранив при этом свою оригинальность и органичность.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 01.01. «Организация социально-культурной деятельности», вид «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

 

Характеристика досуга 18 века в России как социокультурного явления посредством анализа форм и направлений

Выполнил (а):

студент группы 1П очной формы обучения (заочной формы обучения) И.И. Иванова

_______________

   (подпись)

Проверил:

преподаватель Н.М.Симонова

_______________

      (подпись)

 

Работа оценена на «_________»

 

Киров

2019


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В 18 ВЕКЕ. 6

1.1. Развитие истории досуга в 18 веке. 6

1.2. Структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в 18 веке 8

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 18 ВЕКЕ. 13

2.1. Досуговые занятия и развлечения дворянства. 13

2.2. Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Сфера досуга жизни российского общества была многоплановым явлением, отражающим всю уникальность исторического развития страны. В отличие от прошлых веков, когда формы досуга различных социальных групп были основаны на общем фундаменте традиционной народной культуры, в начале XVIII века, когда сословия развивались и развивались, досуг крестьян начал терять их общие черты.

В российской истории различия в культурной жизни сословий особенно ярко проявляются с конца XVII столетия. «Петру, – писал академик Д.С. Лихачев, – бесспорно, принадлежит смена всей «знаковой системы» Древней Руси. Он переодел армию, переодел народ, сменил столицу, перенеся ее на Запад, сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он демонстративно нарушил прежние представления о «благочестивейшем» царе и степенном укладе царского двора» (24, С. 69).

Культура любого общества многослойна, а русская культура всегда существовала не только в целом – у каждого сословия были свои права и обязанности, своя грамматика поведения, свой язык, свой кодекс моральных правил.

Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западноевропейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга.

Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде.

Все это определило актуальность исследования.

Цель исследования: охарактеризовать досуг XVIII века в России как социокультурное явление посредством анализа форм и направлений

Задачи исследования:

1) рассмотреть развитие истории досуга в XVIII веке;

2) изучить структуру досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке;

3) исследовать досуговые занятия и развлечения дворянства;

4) проанализировать культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье.

Объект исследования: досуговая деятельность всех сословий в XVIII веке.

Предметом исследования является изучение формы перехода от традиционной организации досуга к новой и отказа от старомосковских норм и привнесение нового, в том числе европейского.

Степень разработанности проблемы.

Вопросами досуга XVIII века как социокультурного явления занимались Агеева О.Г., Анисимов Е.В., Гуськов А.Г., Захарова О.Ю., Каменский А.Б., Огаркова H.A., Шепелев Л.Е., Элиас Н. и другие

Специальное внимание в историографии было уделено искусствоведами и историками искусству фейерверков, триумфальных сооружений и декоративному оформлению торжеств, придворным музыке и театру, придворному костюму (труды Н. Врангеля, В. Н. Васильева, О. В. Немиро, Д. Д. Зелова, Е. А. Тюхменевой и другие).

Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов: историзма, научной объективности, системного подхода в анализе рассматриваемых исторических явлений. Использованы специальные методы исторического исследования, прежде всего историкосравнительный, историко-хронологический, историко-системный (анализ социально-исторических систем, раскрытие внутренних и внешних механизмов их функционирования). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором курсовой работы рассмотрено развитие истории досуга в XVIII веке, изучена структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке, исследованы досуговые занятия и развлечения дворянства, проанализированы культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье.

Практическая значимость работы заключается в том, что она является комплексным исследованием по данной теме, ее материалы могут быть использованы на уроках истории, факультативах, а также могут служить базой для дальнейшей разработки исследуемой проблемы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка источников.

 


 

ГЛАВА I. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.16 (0.056 с.)