Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Досуговые занятия и развлечения дворянства
В 18 веке состав российского общества, а также его структура претерпели некоторые значительные изменения. Самой элитной группой стало дворянство. Статистика того времени показывает, что на рубеже 17-18 веков в России насчитывалось более 15 тысяч дворян, то есть примерно около 3000 семей, которые имели привилегии, дворянские почести и соответствующее положение в обществе. Дворяне имели право в своем подчинении держать некоторых крестьян. Так, в общей сложности в подчинении дворян трудились жители более 360 тысяч крестьянских дворов, которые выполняли самую сложную работу, вели хозяйство, а также в целом занимались бытом и созданием благоприятных условий для своих хозяев. Идеологические потребности русского дворянства наряду с другими формами своего выражения уже в XVIII веке вызвали к жизни значительное количество салонов и кружков – политических, литературных, театральных, музыкальных (22, С.63). В культурной жизни русского общества XVIII века кружки занимали особое место. Не имея прямых западноевропейских аналогов, они представляли собой национальное явление, сложившееся в силу своеобразия становления культурных традиций, связанного с процессом смещения общественных увеселений в локально-пространственную сферу. Функционирование кружков на бытовом уровне явилось следствием проявления национально-культурной тенденции – одомашнивания досуга(28). Возникновение данной тенденции произошло во времена правления Петра I, когда вышел царский указ, который предписывал устраивать ассамблеи в домах своих сподвижников. Петр I приучал петербургское общество к светским формам жизни, но в то же время значительно экономил деньги на государственной программе общественного веселья. При строительстве новой столицы Петр не выделял средства на строительство специального здания для общественных развлечений. Поэтому, начиная с 20-х годов XVIII века, собственный дом являлся также и территорией общественной жизни, где формы досуговой организации изначально обладали социальной функцией(31). В России не только в XVIII веке, но и на протяжении всего XIX столетия был недостаток в специально построенных досуговых заведениях. Этот недостаток компенсировался за счет организации культурной жизни господствующего сословия во дворцах знати.
Однако путешествующие иностранцы остро ощущали недостаток разнообразия досуговых учреждений, что свидетельствовало для них о низкой культуре русского общества. «В столице очень мало кафе, нет общественных балов в нашем смысле слова, а на бульварах немного публики, которая не гуляет, а спешит куда-то со степенными лицами, мало говорящими о развлечении», – писал француз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году (38, С. 302). Недостаток увеселительных заведений в общественных местах способствовал одомашниванию досуга. В результате это привело к слиянию двух таких понятий как быт и досуг. Таким образом, одомашнивание досуга привело русского человека к стремлению проводить свободное время в привычных условиях повседневности, где близкий круг друзей и знакомых обеспечивал психологически комфортное состояние. В первой половине XVIII века происходит интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли, что привело к образованию кружков из выдающихся представителей «ученой дружины» Петра I. Преобразования в жизни петровского общества и внедрение западноевропейского практического опыта требовали теоретического переосмысления и поиска философского объяснения окружающей реальности. Возникает кружок в доме идеолога реформ Ф.Прокоповича. Собрания кружка были своего рода «аттическими вечерами, дававшими обильную пищу для бесед и размышлений» (20, С. 104). Также культурным новшеством стало формирование светской системы праздников, которые сочетались с церковными традиционными праздниками. Данное явление также отвечало задачам европеизации русской культуры. Императорский двор любил развлечения: его жизнь представляла собой нескончаемую череду праздников, маскарадов, балов, спектаклей, застолий. Увлечение театром при дворе способствовало формированию русского национального театра. В 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы, и что Сумароков назвал их «Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, и Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин.
XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций в XIX веке, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества. Наряду с кружками домашним досуговым времяпрепровождением оказались салоны. Исследование природы возникновения салонов основывается на положениях Г. Тарда, считавшего, что их зарождение в истории культуры было связано с необходимостью развития общественного разговора (8, С.346). В русском обществе XVIII века они явились заимствованными формами досуга. В отличие от Западной Европы они стали появляться позже, причиной этому являлось возникновение у женщин-дворянок глубокой потребности в подобном виде досугового времяпрепровождения. Формирование культурной потребности было связано с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества. Данные процессы зародились лишь в первой половине XVIII столетия благодаря культурным преобразованиям Петра I. Во второй половине XVIII века высокое положение женщин было подкреплено не только традицией царствования женских особ, но и социальными тенденциями, направленными на усиление роли женщин в культурной жизни русского общества. Женщины получали прекрасное образование и воспитание, таким образом, они вставали вровень с мужчинами на путь совершенствования. По словам Д. Л. Мордовцева, эта была уже не та женщина, «которая танцевала только на петровских ассамблеях и интриговала при дворе с «денщиками», а потом «петиметрами», не та, наконец, которая шла вместе с мужем или любовником в дворцовые заговоры» (28). Во времена Елизаветы Петровны сложился другой образ женщины, ее интересы были связаны уже не с общепринятыми женскими увлечениями и забавами, а с интеллектуальной и познавательной деятельностью. Одной из первых женщин, которая воплотила в себе черты образованной женщины того времени, является Екатерина Александровна Сумарокова-Княжна, дочь русского писателя и драматурга А.П.Сумарокова. Она была талантливой, деятельной и возвышенной натурой, и не только писала и издавала свои литературные произведения, но и во многом инициировала творчество второй русской писательницы – Александры Федоровны Ржевской. По мнению Д. Л. Мордовцева, появлению русских женщин на литературном поприще во многом способствовала деятельность литературных кружков елизаветинского времени. Их интересы вращались вне того заколдованного круга, в котором, как белка в колесе, билось высшее русское общество первой половины XVIII столетия, вне круга дворцовой интриги, выискиванья мест, подкапывания под друзей и недругов, вне круга заговоров для личной выгоды, а не для выгоды страны (5, С. 231). Одним из первых салонов екатерининского времени был салон Прасковьи Яковлевны Мятлевой, в ее доме собиралось все образованное петербургское общество 70-х годов XVIII века. Там встречались общественные деятели, писатели, поэты Домашнев, Державин, Княжнин, Херсаков и др. Таким образом, в XVIII – XIX происходит одомашнивание досуга. Кружки появляются из-за недостатка увеселительных заведений, так же этому способствует интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли. В связи с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества появляются салоны. Помимо этого, их зарождение было связано с необходимостью развития общественного разговора в истории культуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.008 с.) |