Урмановой анастасии валерьевны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урмановой анастасии валерьевны



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

УРМАНОВОЙ АНАСТАСИИ ВАЛЕРЬЕВНЫ

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа ЗС(Д)О-16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.     Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.      

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИНЕЗИОЛОГИИ, КАК НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………… 6
1.1. Анализ общей и специальной психолого – педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………… 6
1.2. Понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия………………………………………………………………………. 9
Выводы по первой главе……………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.………………………… 15
2.1. Характеристика кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях ……………………………………………………………… 15
2.2. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений ….………………………………… 19
Выводы по второй главе ……………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 27

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.  

Авторы А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова, считают, что успешность обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, необходимо отметить, что межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Исследователи А.Л. Сиротюк, М. Шичида, указывают на тот факт, что изначально ребенок является ярко выраженным правополушарным механизмом, но постепенно начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной ассимметрии становятся более обозначенными.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, который помогает работать на активизацию межполушарного взаимодействия, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Применение таких упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Актуальность исследования показывает тот факт, что сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится именно на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двух полушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.

Цель исследования заключается в теоретическом исследовании кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

2. Рассмотреть понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия.

3. Изучить характеристику кинезиологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях.

4. Определить развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений.

Объект исследования: развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования: особенности кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР.

Методы исследования: теоретический (анализ и обобщение общей, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования).

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.


 

Выводы по первой главе

Кинезиология является научным направлением, которое синтезирует в себе новые знания и методы из различных отраслей наук, главными из которых являются: медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и так далее. Иными словами,
кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, данное направление существует уже 2000 лет во всем мире и пользуется большой популярностью.

Главным вопросом в постановке проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР есть – укрепление межполушарного взаимодействия, что является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития. Это связано с тем, что полушарная асимметрия мозга позволяет любому человеку, не важно какого он возраста, быть существом разумным и выполнять те функции, которые отличают его от других живых существ, - иметь речь, культуру, производство, прямохождение. От того, как взаимодействуют полушария между собой, и от их слаженной работы зависит психическое и физическое развитие человека, его здоровье, поведение

Кинезиология включает в себя упражнения, позволяющие развивать ребенка во всех направлениях, такой метод развивает у детей с ЗПР как левое, так и правое полушарие. В результате развития левого и правого полушарий, происходит:

– улучшение памяти, внимания и речи;

– снижение утомляемости;

– повышение способности к произвольному контролю;

– повышение работоспособности;

– активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме детей с ЗПР происходят положительные структурные изменения, при этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Такой вид работы помогает выявить скрытые способности ребенка с ЗПР и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

 

 

Выводы по второй главе

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов, оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у дошкольника с ЗПР будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Использование кинезиологических игр на развитие межполушарного взаимодействия на коррекционно-развивающих занятиях у дошкольников с ЗПР является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ними.

Дети с задержкой психического развития часто имеют трудности поведения и концентрации внимания, поэтому целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР происходит активное развитие мозговых структур, поэтому кинезиологические упражнения развивают работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-воспитательного процесса организации обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Решение этой проблемы включает в себя улучшение методов и способов обучения, поиск новых, более эффективных способов обучения, универсальные учебные действия, которые принимают во внимание навыки детей и условия, в которых проходит их образовательная деятельность.

Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений широко раскрыты в трудах А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, однако, следует отметить, что еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Нарушения взаимодействия полушарий характерны для детей с задержкой психического развития, прежде всего, это проявляется в общей незрелости, низкой познавательной активности, которая касается всех видов деятельности, а также дефицит психических функций, особенности развития речи. У значительной части детей с ЗПР наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в ориентировании во времени и пространстве, также часто может отмечаться недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Все это нейрофизиологическая работа тела, которую отражает кинезиология. Именно при помощи кинезиологических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном мире. Главным вопросом в постановке проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия у дошкольников с ЗПР есть – укрепление межполушарного взаимодействия, что является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей – от 3 до 9 лет, так как в этот период кора больших полушарий еще полностью не сформирована, в связи с чем, в таком возрасте крайне важно развивать память, восприятие, мышление, внимание. Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками с ЗПР позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является фундаментом развития интеллекта.  

В современном мире кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности детей с ЗПР и корректировать проблемы в различных областях их психики. Наиболее благоприятный период для интеллектуального развития – это тогда, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, поэтому очень важны такие упражнения именно в дошкольном возрасте.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.

Что касается функциональной асимметрии полушарий, то это свойство мозга, которое отражает различие в распределении нервно – психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов, а функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме детей с ЗПР происходят положительные структурные изменения, при этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения.

Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях работают на положительную динамику у дошкольников с ЗПР, так как, такие упражнения повышают стрессоустойчивость детей, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс учения письма и чтения, повышается способность концентрации, происходит понижение тревожности.

Для того, чтобы в процессе коррекционно-развивающих занятий у дошкольников с ЗПР был достигнут положительный результат, необходимо соблюдать важные требования использования таких упражнений. Так, для начала педагог самостоятельно должен освоить все упражнений до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма, а уже после этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия.

Для того, чтобы выполнить кинезиологические упражнения, необходима осмысленность и высокий уровень саморегуляции, так как процесс осуществления нужных движений и качественное их выполнение возможно лишь при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные возможности мозга.

Учитывая все вышеперечисленные особенности, а также знания о том, что недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в будущей школе, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, мы пришли к выводу о том, что необходимость использования в коррекционно – образовательном процессе кинезиологических упражнений среди детей дошкольного возраста с задержкой психического развития крайне важна.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

УРМАНОВОЙ АНАСТАСИИ ВАЛЕРЬЕВНЫ

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа ЗС(Д)О-16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.04 с.)