Объекты управления охраной труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты управления охраной труда.



Как видно из функциональной схем управления охраной труда на предприятии (рис.2.), в качестве общего объекта управления в СУОТ принята "Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом".

На некоторых предприятиях и Положениях и стандартах предприятия по СУОТ за общий объект управления принимается "Состояние условий охраны труда на рабочих местах", что не вполне правомерно, т.к. в социально-технических системах управления, к которым относится СУОТ, управлению подлежит именно деятельность служб, отделов и конкретных исполнителей, направленная на достижение целей управления. В СУОТ конечной целью управления, какотмечалось. в общем случае является улучшение состояния и условий охракы труда. Однако слезет отметить, что больйинство авторов при формировании названия объектов управления в СУОТ говорят "состояние и условия труда", "безопасность" и т.д.,но имеют в виду именно "деятельность по улучшению состояния и условий труда", "деятельность по обеспечению безопасности" и т.д. Хотя такой пример не совсем конкретен, но дня упрощения изложения авторы настоящего пособия в дальнейшем также в названиях объектов управления будут опускать формулировки "Деятельность функциональных служб, подразделений и исполнителей по обеспечению, оставляя в названии лишь часть, несущую основную смысловую нагрузку. анализируя общий объем управления в СУОТ можно заключить, что он носит сложный, комплексный характер и представляется в данной формулировке в самом общем виде. Если рассматривать СУОТ расчлененно согласно задачам управления, то становится очевидным, что каждой задаче соответствует свой объект управления. Так, задаче обеспечения безопасности технологических процессов соответствует вполне определенный объект управления - "Безопасность технологических процессов". В то же время общая формулировка задач предусматривает и общую формулировку объектов управления. При детализации и конкретизации задачуправления соответственно детализируются и конкретизируются объекты управления. Многоуровневой структуре задач управления (дерево задач) соответствует и многоуровневая структура объектов управления (дерево объектов). Также, как и задачи управления, объекты управления взаимосвязаны между (собой и для всестороннего анализа требуют применения системного подхода.

Важным является полное соответствие определяемого объекта управления решаемой задачи управления лю6ого уровня,.к. пол объектомуправления подразумевается деятельность служб, подразделений и отдельных исполнителей по решению конкретной -. задачи, то необходимо точно определить как-де службы, подразделения и исполнители привлекаются для решения задачи и содержание их деятельности. Точное представление объекта управления как деятельности различных служб и подразделений позволяют составить матрицу решения задачи управления и матрицу реализации функций управления, которые определяют соответствующим службам и должностным лицам объем и содержание их деятельности по реализации задач управления, устанавливают последовательность и периодичность действий, отчетность и ответственность. В конечном итоге это определит полноту и четкость составления нормативных документов, определяющих структуру и организацию решения конкретной задачи управления охраной труда на предприятии.

 

       Информация в управлении охраной труда.

Как и любой процесс управления, управление охраной труда невозможно без четкой системы сбора иобработки информации. Реализация всех задач управления охраной труда, выработка и применение управленческих решений на любом уровне управления осуществляются на основе достоверной, своевременной и полной информации. Всю информацию, необходимую для управления охраной труда, можно условно разделить нанормативную в осведомляющую.

Нормативная информация содержит сведения, характеризующие требуемое состояние объектов управления. Осведомляющая информация характеризует действительное, конкретное на данный отрезок времени состояние объектов управления. Нормативная информация относительно устойчива, поскольку объектыуправления, их параметры и нормы, которым должны удовлетворить эти параметры, для системы охраны труда в течение относительно длительного периода времени неизменны 'Осведомляющая информация, отражающая быстро изменяющуюся действительность конкретного производственного процесса, постоянно меняется.

Деятельность любого руководителя в области охраны труда нормативна,т.к.регламентируется решениями, принятыми различными государственными организациями.

К нормативной информации по охране труда относятся, прежде всего, нормы права, устанавливаемые государством или по его поручению соответствующими органами и организациями, направленные на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Все нормы, которые определяют требования по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, в совокупности образуют один из разделов трудового права - раздел охраны труда.

      Все нормы охраны труда можно разделить условно на две группы. К первой группе относятся технические нормы, определяющие взаимоотношение человека с орудиями и предметами труда. Эти нормы являются наиболее точными и однозначными.

Ко второй группе относятся правовые нормы, которые регламентируют действия и поведение людей. Правовые нормы, в отличие от технических, являются более абстрактными, поскольку излишняя конкретизация поведения работающих, в особенности руководителей, сковывала бы их инициативу и лишала бы свободы действия там, где нет необходимости.

Управленческая деятельность требует четкого понимания природы, структуры, смысла и содержания нормативных документов. Особенно важно знать, кому и какое предписывается поведениеили действиеэтими нормативными документами,как влияет их выполнение на возможность возникновения несчастного случая или профессионального заболевания.

Во многих случаях нормативные документы государственного к отраслевого уровня в области охраны труда не указывают способов реализации содержащихся в них норм, не учитывают технологии деятельности по осуществлению принятых решений, а зачастую определяют только границы деятельности. Поэтому, исходя из конкретных условий, применительно к конкретными событиям, фактам и случаям на предприятиях разрабатываются индивидуальные нормативно-правовые документы в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Таким образом, перечисленные выше нормативно-правовые документы, их содержание, сформулированные в них нормы и правила, конкретные значения нормативных параметров к др. составляют основу нормативной информации, обязательной для использования в процессе управления охраной труда на любом предприятии.

К осведомляющей информации по охране труда относится информация, качественно и количественно характеризующая факторы, обеспечивающие безопасность, и дающая возможность определить степень соответствия этих факторов нормативам. Осведомляющая информация сигнализирует о необходимости управляющих воздействий, корректирующих имеющиеся отношения.

К осведомляющей информации предъявляются следующие требования. Она должна быть:

* оптимальной, т.е.содержать минимальное количество показателей, дающих возможность максимально характеризоватьданный фактор, чтобы принять аффективное решение;

* своевременной. т.е.должна поступать в тот момент, когда эта информация необходима;

* достоверной, т.е.соответствовать объектам, процессам, системам фактам, которые она отражает;

* ценной, т.е. содержать сведения, уменьшающие степень неопределенности наших знаний об объекте управления;

* простой и ясной для того, чтобы ею можно было пользоваться без каких-либо дополнительных преобразований;

* изменена, по возможности,в одних и тех же с нормативной информацией единицах;

В настоящее время на предприятиях установилась определенная системе сбора, хранения, передачи и использования информации о факторах, характеризующих состояние охраны труда. Эта система включает в себя перечень и виды информации, характеризующие состояние охраны труда...источники и объем информации, периодичность сбора и представления, перечень лиц, которыеобязаны собрать информацию, методы обора, хранения и передачиинформации. На многих предприятиях для оперативного сбора, хранения, обработки и выдачи осведомляющей информации используются ЭВМ информационно-вычислительного центра предприятия.

К информации, качественно и количественно характеризующей состояние охраны труда, относятся: санитарно-техническое состояние условий. труда на рабочих местах, участках и в цехах, сведения о состоянии производственного травматизма, заболеваемости и состоянии санитарно-бытового обслуживания; уровни механизации и автоматизации; состояние оборудования, зданий и сооружений; данные об организации труда, режимов труда и отдыха; состояние трудовой к.производственной дисциплины; уровни квалификации работающих и т.д.

Источниками осведомляющей информации о состоянии охраны труда на предприятии являются данные паспортов санитарно-технического состояния рабочих мест, участков и цехов, акты комплексных, специальных и целевых обследований и проверок, акты о несчастных случаях и профзаболеваниях, предложения рабочих и служащих, предписание органов государственного надзора и предложения общественных инспекторов по охране труда, результаты 3-х ступенчатого контроля, акты расследования аварий, анкетные данные отдела кадров о работающих и т.д.

Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений необходима всесторонняя объективная информация. Однако в 'большинстве случаев объем и состав информациинастолько велик и многообразен, что требуется предварительная обработка и систематизация для облегчения ее изучения и оценки со стороны субъекта управления.

Для каждой из задач управления целевая обработка информации невозможна без разработки форм входных и выходных информационных документов. Входные информационные документы определяют объем и состав информации, начальную обработку в процессе сбора и заполнения входного информационного документа, предусматриваютвозможность ее дальнейшей обработки, Выходные информационные документы представляю информацию в обработанном и систематизированном виде, с предварительной качественной и количественной оценкой отдельных показателей.

Целевая направленность глубины иметода обработки информации определяется содержанием задач и функций управления, для реализации которых представляется данная информация, а такие наличием разработанных качественных и количественных критериев оценки показателей и применяемыми техническими средствами обработки.

Четкая организация информационного обеспечения управления охраной труда на предприятии, применение современных математических методов к техническихсредств обработки информации во многом определяет эффективность функционирования всей системы управления охраной труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.009 с.)