Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.4. Пути формирования педагогических способностей.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Практическое занятие Профессиональное самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и критическое отношение личности как к себе, так и к окружающим людям, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция. • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. · Интерес. Учиться просто интересно. Личный план самообразования педагога. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: 1 название темы; 2 цели; 3 задачи; 4 предполагаемый результат; 5 этапы работы; 6 сроки выполнения каждого этапа; 7 действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; 8 способ демонстрации результата проделанной работы; 9 форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Формы самообразования педагога. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.
Источники самообразования. Телевидение. Газеты, журналы. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.). Интернет. Видео, аудио информация на различных носителях. Платные курсы. Семинары и конференции. Мастер-классы. Мероприятия по обмену опытом. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты. Курсы повышения квалификации. Путешествия. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество) • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям • создание комплектов педагогических разработок • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Информационные источники Основные источники: ЭБС «Университетская библиотека онлайн» Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства. – М.: Флинта, 2014. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363750&sr=1 Дополнительные источники: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012 №273-ФЗ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО. 4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И. И., Волошина И. А., М., 2010. 5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.- М;.2002. 6. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. - М., Академия, 2008. 7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: С/Петербург, 2010. 8. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога. - М., Академия, 2005. 9. Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков Т. Н.- Выпуск 1-М.: ФИРО,2010 10. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.,2004. 11. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 2000. 12. Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства. – М.: “Академия”, 2010. 13. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. М., ВЛАДОС, 2009. 14. Крылова М.Н. Речь педагога: учебно-методическое пособие. – М.: Директ - Медиа, 2014. 15. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения.- М., Просвещение, 2006. 16. Морозова О. М. Педагогический практикум.- М., 2009.
17. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2008. 18. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- М., Пед. Общество, 2007. 19. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства (6-е изд.) учебник. - М; Академия, 2013. Интернет-ресурсы: 1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru.. 2. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru.. 3. Приоритетные национальные проекты: Качественное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rost.ru.. 4. Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskodeks.ru.. 5. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru.. 6. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru.
Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. -СПб.: Речь, 2006. - 208 с. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 432 с. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя / А.П. Ершова. В.М. Букатов. - 3-е изд., перераб. - М.: МПСИ: Флинта. 2006. -336 с. Занина Л.В.. Меньшикова В.П. Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник доя вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с. Исламишин Р.А. Андагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: Учеб. Пособие / РА. Исламишин, В.Ф. Габдулхаков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 288 с. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / НА. Морева. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с. Основы педагогического мастерства / Под ред. ИА. Зязюна. - М., 1989. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004.-316 с. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н.Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. - 96 с. Школа молодого учителя / авт. - сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 159 с. 1 Основы педагогического мастерства / Под ред. проф. И.А. Зазюна. – Киев, 1987. С. 47-61. [1] Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зазюна. – М.: Просвещение, 1989. С. 112-116. 1 Смелкова З.С. Педагогическое общение. – М., 1997. С.45. 1 Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М., 1998. С. 224. 1 Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001. – С.219-222.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.023 с.) |