Тема 6.4. Пути формирования педагогических способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.4. Пути формирования педагогических способностей.



Практическое занятие

Профессиональное самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и критическое отношение личности как к себе, так и к окружающим людям, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

· Интерес. Учиться просто интересно.

Личный план самообразования педагога.    На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

 В плане указываются:

1 название темы;

2 цели;

3 задачи;

4  предполагаемый результат;

5  этапы работы;

6  сроки выполнения каждого этапа;

7  действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

8  способ демонстрации результата проделанной работы;

9  форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.        

Формы самообразования педагога. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

Источники самообразования. Телевидение. Газеты, журналы. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.). Интернет. Видео, аудио информация на различных носителях. Платные курсы. Семинары и конференции. Мастер-классы. Мероприятия по обмену опытом. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты. Курсы повышения квалификации. Путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Информационные источники

Основные источники:

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства. – М.: Флинта, 2014. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363750&sr=1

Дополнительные источники:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012 №273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И. И., Волошина И. А., М., 2010.

5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.- М;.2002.

6. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. - М., Академия, 2008.

7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: С/Петербург, 2010.

8. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога. - М., Академия, 2005.

9. Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков Т. Н.- Выпуск 1-М.: ФИРО,2010

10. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.,2004.

11. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 2000.

12.  Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства. – М.: “Академия”, 2010.

13. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. М., ВЛАДОС, 2009.

14. Крылова М.Н. Речь педагога: учебно-методическое пособие. – М.: Директ - Медиа, 2014.

15. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения.- М., Просвещение, 2006.

16. Морозова О. М. Педагогический практикум.- М., 2009.

17. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2008.

18. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- М., Пед. Общество, 2007.

19.  Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства (6-е изд.) учебник. - М; Академия, 2013.

Интернет-ресурсы:

1.  Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru..

2. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru..

3. Приоритетные национальные проекты: Качественное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rost.ru..

4. Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskodeks.ru..

5. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru..

6. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru.

 

Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. -СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. Пособие. - М.: Изда­тельство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 432 с.

Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.

Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учи­теля / А.П. Ершова. В.М. Букатов. - 3-е изд., перераб. - М.: МПСИ: Флинта. 2006. -336 с.

Занина Л.В.. Меньшикова В.П. Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник доя вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

Исламишин Р.А. Андагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: Учеб. Пособие / РА. Исламишин, В.Ф. Габдулхаков. - М.: Изда­тельство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 288 с.

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / НА. Морева. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

Основы педагогического мастерства / Под ред. ИА. Зязюна. - М., 1989.

Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004.-316 с.

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н.Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. - 96 с.

Школа молодого учителя / авт. - сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 159 с.


1 Основы педагогического мастерства / Под ред. проф. И.А. Зазюна. – Киев, 1987. С. 47-61.

[1] Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зазюна. – М.: Просвещение, 1989. С. 112-116.

1 Смелкова З.С. Педагогическое общение. – М., 1997. С.45.

1 Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М., 1998. С. 224.

1 Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001. – С.219-222.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.023 с.)