Раздел 4. Речь воспитателя доо как условие педагогического мастерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Речь воспитателя доо как условие педагогического мастерства.



 

Тема 4.1. Значение речи в профессиональной подготовке воспитателя ДОО. Формы и функции педагогической речи.

 

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых, приходится приблизительно ¼ - ½ части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. О том, каковы требования к речи учителя, мы узнаем из темы сегодняшнего урока (запись темы).

Академик В.О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим лектором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал: «Самое трудное и самое важное в преподавании – заставить себя слушать». Речь есть нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Речь – это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств человека.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь, и вызывают недоверие к педагогу).

Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. «Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы школьникам не хотелось выразить в слове самое красивое и самое сокровенное» (Сухомлинский В.А.)

К сожалению, речь неопытного педагога (а порой и педагога с опытом), зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней учителю кажется главным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень образно говорил К.С. Станиславский: «Слово с подмененными буквами представляется мне… человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами… Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед…».

 

ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЧИ

 

· Умение убеждать, логическое построение речи.

· Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

· Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

· Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения

· Дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности

· Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность

По мнению признанных мастеров (писателей, общественных деятелей) хорошую (культурную) речь характеризуют такие признаки: (Выдержки о культуре речи)

Правильность речи, т.е. соответствие принятым литературно-языковым нормам.

Так, Д.И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего.

 «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, – требованием смысла» (К. Федин).)

 

Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушателя.

Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»).

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обуславливается нечеткостью мышления. Н.Г. Чернышеквский: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей»).

ПРОСТОТА РЕЧИ, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности.  Л.Н. Толстой: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».

БОГАТСТВО РЕЧИ, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. М. Горькийл: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их»).

СЖАТОСТЬ РЕЧИ, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. М. Горький писал: «Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь»).

ЧИСТОТА РЕЧИ, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»).

ЖИВОСТЬ РЕЧИ, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Л.Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой»).

БЛАГОЗВУЧИЕ, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. А.П. Чехов: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их»).

Некоторые считают, что и голос, и его тембр – только природный дар человека. Конечно, как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих учителей. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, - удел педагогов артистичных, которые словом делают, что художник их изображает кистью. Они «живописуют» с помощью богатства словаря и многообразия художественных приемов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта.

Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса и умение говорить, можно коренным образом улучшить. История свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции.

Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки. Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она для нас пример в том плане, насколько важную роль играют большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом, на опыт театральной педагогики, и представляя собой, комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

В российской истории известен архиепископ Новгорода и Великих Лук, писатель и государственный деятель Феофан Прокопович (1681 – 1736). Это была колоритная фигура ученого-богослова, природного оратора. В его речах, духовных и светских, по свидетельству Н.М. Карамзина, рассеянно было множество цветов красноречия, хотя слог их был нечист и, можно сказать неприятен. Но он всегда говорил искренне, с жарким чувством и вдохновением истинного гения. Слушатели не замечали негладкости языка, и слезы радости на их лицах нередко сопутствовали этим речам.

Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манеры, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу удивительного механизма человеческого восприятия.

Такого рода риторическое мастерство князя А.Д. Меньшикова подчеркивает М.И. Пыляев: «До самой смерти князь сохранял свойственную ему одному художественность повествования. Он не украшал рассказов ни одним отборным словом, ни одною эффектною фразою; ни возвышение голоса, ни жест не шли к нему на помощь. Устремив свои глаза на слушателя, князь спокойным, почти ленивым голосом обставлял, прежде всего, сцену, потом излагал события с такою отчетливостью, что в представлениях слушателя обрисовывалась живая картина, которая так сильно врезывалась в память, что уже никогда не могла быть забыта»).

Владение техникой речи предполагает умение пользоваться дыханием, голосом, дикцией. Все мы знаем, что дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. Фоно - звук).

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное) наиболее правильным считается диафрагмально-реберное. В чем отличие фонационного дыхания от обычного?

Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

 

ГИГИЕНА ГОЛОСА:

· Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее;

· Вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть мокрой;

· Нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

· Следить за здоровьем верхних дыхательных путей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.012 с.)