Речь и коммуникативное поведение педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь и коммуникативное поведение педагога.



Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать. Например: «Проворонила ворона вороненка»(.?!) И убедитесь, что одну и ту же фразу можно воспринять по-разному.

- «Неужели такое могло случиться?»

- «Да так ли это? Возможно ли?»

- «Какая беда – несчастная мать!»

- «Растяпа, чего же еще ожидать от вороны?!»

В результате одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.

Как овладеть основами профессионально-педагогического общения? В чем специфика педагогической речи? Каковы функции педагогического общения?

Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи учителя1. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями[1]. Одна из основных функций речи учителя – обеспечение полноценной презентации знаний. Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.

Следующая функция педагогической речи – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Регулируя отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы. В плане внеурочного общения эти детали речи, в коммуникативном поведении учителя еще более значимы.

Обращаясь к педагогическим способностям, - отмечает В.А. Кан-Калик, можно увидеть, что практически все они так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, а значит, направлены на реализацию функций педагогического общения.

q Дидактические способности– способность преподносить ученикам материал доступно, ясно, просто и понятно, вызывать интерес к нему, возбуждать у них активную самостоятельную мысль.

q Организаторские.

q Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся.

q Перцептивные – способность проникать в психику ученика, педагогическая наблюдательность.

q Экспрессивные способности – речевые, способность ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики.

q Коммуникативные способности– способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками, педагогический такт, требовательность, правильный подход к детям.

q Академические способности– способность в соответствующей области знаний, науки.

q Личностные способности – выдержка, настойчивость, терпение и т.д.

q Педагогическое воображение – способность предвидеть последствия своих действий, способность проектировать развитие личности ученика.

q Высокая степень распределения внимания.

Как видно, практически все педагогические способности тесно связаны с коммуникативными способностями.

 

 

Как вы теперь знаете, техническая сторона и выразительность речи, достигается за счет ее умелого использования фонационного дыхания, возможностей артикуляционного и голосового аппарата. Это в свою очередь поможет стать нашей речи более выразительной, живой, обрести умения и навыки интонирования соответственно содержанию, условиям произнесения и уместного использования изобразительных средств языка. Для того, чтобы научиться красиво и умело говорить, необходима кропотливая и длительная тренировка всего голосового аппарата

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1.Упражнение: лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать тоже самое - стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук – голос. Особенности голоса педагога – сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр, дикция.

2. Сила – активность работы органов речевого аппарата: проговорить согласные с силой выталкивая звуки - П, К, Х; Г, Б, Д.

3.Полетность – способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость: крикнуть растянуто «А – ле- нуш- ка! «И-ва-нуш-ка», «Э – во- лю –ци-я!».

4. Гибкость, подвижность, диапазон, тембр – умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Чтение стихотворения – с последовательным понижением регистра голоса, выразительно. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строгой индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса может повлиять на изменение его тембра. Экспериментально доказано, что низкие голоса лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.

 

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Я опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном. Хоть опустился глубоко.

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом

 

5. Дикция, ритмика (скорость) – четкое произношение звуков, соответствующее фонетической норме данного языка. Чтение скороговорок:

· У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.

· Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

· Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

· Осип охрип, Архип осип.

· Побежали поросята по росе, потерялись поросята да не все.

· Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

· Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

 «НАСОС». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте - вдох, а наклоняясь - выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: с силой выдыхая воздух «фффуу!»

«ВЕЖЛИВЫЙ ПОКЛОН». Позиция первая - поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая -медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «Здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.

«ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ». Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т.п.

«НА ОДНОМ ДЫХАНИИ». Произнесение большого по объему речевого периода «на одном дыхании»? глубоко вздохнуть и на выдохе проговорить текст.

«Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный: Робким ничтожным меня справедливо бы все называли, если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный...»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

 «САМОЛЕТ». Изобразите звук взлетающего, летающего и приземляющегося самолета (использование громкости - тихо, громко; высоты звучания - низко, высоко).

«СТОП». Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло, голова, зуб и т.д. Необходимо стонать с помощью различных звуковысотных тонов и громкости.

«ЭХО». Произнесите дважды «Ау!». Первый раз - зовете. Второй - отдаленное эхо.

ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«ВЗРЫВАЮ». Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их - П! Пь! Т! Ть! К! Кь!

Произнесите следующее: к бдительности; к птице; об ткацкий станок; абстракция; обструкция; обстрелять; взбежал; вправил; вкрадчив; на ум взбрести; о нем вздыхать; курок взвел.

«ИМИТАТОР». Займитесь имитированием звуков: стук колес поезда, пулеметная очередь, цокот подков, быстрое звяканье ножниц, падающие капли дождя, чириканье воробья, кваканье лягушки

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ОБРАЗНОСТИ, МЕТАМОРФИЧНОСТИ РЕЧИ.

«ДИКТОВКА». Продиктуйте (медленно, четко артикулируя каждое слово, подчеркивая ясность произнесения окончаний слов, ярко интонируя знаки препинания) текст скороговорки:

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Второй раз диктуйте по - быстрее, а третий раз — еще быстрее. Помните, чем быстрее произносятся слова текста, тем ярче должен звучать интонационный рисунок мысли, тем точнее и четче должна быть дикция.

«РАССКАЗ». Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации, расскажите ребенку о море.

«РИСОВАНИЕ СЛОВАМИ». Для развития умения ярко «рисовать словами», завораживать своей речью полезно такое упражнение: подробно расскажите о каком-нибудь важном событии вашей жизни, точно опишите течение дня, передайте содержание фильма, спектакля и т.д., постарайтесь при этом находить красивые, образные выражения, использовать метафоры, афоризмы.

 

МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ:

Каждый из вас - преподаватель литературы, который начинает знакомство учеников с романом Фадеева «Молодая гвардия». Ваш вариант представления. Варианты вступительного слова педагога

1. А сейчас, ребята, у нас с вами новая встреча с интересной книгой и ее героями. Она
продолжит начатый с вами разговор о подвиге советских людей в годы Великой
Отечественной войны.(Пауза).

Не торопитесь листать учебник, поднимите головы, я хочу видеть ваши глаза. (Пауза). Сегодня у нас светлый день: мы приступаем к чтению романа Александра ФАДЕЕВА «Молодая гвардия». Я желаю, чтобы эта книга стала для каждого из вас настольной книгой. Пусть это будет книга нашей юности, будем по ней сверять нашу жизнь, учиться мужеству. (Пауза).

Если, читая книгу, вы почувствуете жалость к героям, то не только плачьте, а и думайте, как надо жить, как надо умирать за Родину. (Пауза).

Я знаю, что многие из вас побывали в музее молодогвардейцев в Краснодоне, и заранее попросила ребят подготовить свои рассказы о поездке. Кто готов поделиться с нами своими впечатлениями?

2. Итак, закрыли учебники, отложили их в сторону, сейчас они нам не понадобятся.
Прекратили разговоры. (Пауза). Все слушают меня. (Пауза). Сегодня мы приступаем к новой
теме    роману Фадеева   «Молодая гвардия». Тема посвящена событиям Великой
Отечественной войны, происходящим в оккупированном немцами, Краснодоне. Вы,
наверное, видели кинофильм по роману, знаете с начальных классов имена
молодогвардейцев, некоторые из вас побывали в Краснодоне. Поднимите руки, кто был.
Хорошо, это облегчит мою работу. Сейчас я вам расскажу историю создания романа, а затем
мы начнем его читать, дома продолжите чтение.

После представления вступительного слова - анализ коммуникативного и речевого поведения учителя.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Из каких элементов складывается воздействие речи на слушателей?

2. Назовите признаки культурной речи.

3. Какие компоненты включает в себя техника речи.

4. Какие виды дыхания вам известны?

5. Определите факторы воздействия речи?

6. Назвать признаки речи культурного человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.026 с.)