Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.3. Педагогические способности – компонент мастерства учителя.
С первых дней учебы в педагогическом заведении будущему учителю необходимо систематически и напряжено работать теоретически и практически, максимально готовить себя непосредственно делу обучения и воспитания. Учебно-воспитательная деятельность создает необходимые условия для развития и совершенствования всех ваших способностей, без которых невозможно овладеть педагогическим мастерством. Что такое способности, как развивать свои способности к любому виду деятельности, в частности к педагогической, мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Способности это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности. Все способности делятся на общие и специальные. ОБЩИЕ - внимательность, трудолюбие, сообразительность, целеустремленность, усидчивость и т.д. Общие способности определяются, прежде всего, психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности - это качества обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. Специальные способности педагогической деятельности 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ- или способности к познанию, постижению. Высокий уровень профессионального интеллекта педагога возможен лишь при целостном развитии его интеллекта. В педагогической деятельности проявляются и реализуются несколько свойств мышления: • аналитичность мышления - способность логически перерабатывать и анализировать необходимую информацию; • гибкость мышления - помогает быстро реагировать на ситуацию и изменять способ действий в зависимости от складывающихся условий; определяет способность к импровизации; • альтернативность и открытость мышления - заключается в способности видеть различные, возможные пути решения проблемы, понимать и воспринимать различные точки зрения; толерантность терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению, не соответствующим его собственным; • позитивная направленность мышления определяется теми • креативность - общая способность личности к творчеству. 2. ГНОСТИЧЕСКИЕ - способности к изучению и исследованию педагогических объектов и процессов.
З. КОНСТРУКТИВНЫЕ - обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, т.е. способность планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами. 4. КОММУНИКАТИВНЫЕ - ведущая группа педагогических способностей, · общительность; · распределенность внимания; · эмпатия (сопереживание); · перцептивность способность воспринимать и определять эмоциональное состояние учащихся. Это способности, позволяющие понимать другого человека, его состояние без вербальной информации. Это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребенка. Нужно уметь читать на человеческом лице, - говорил А.С, Макаренко — на лице ребенка... Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений». Персептивные способности вооружают воспитателя вторым видением, умением видеть психологическое состояние школьника, улавливать тонкие движения психики ребенка. Психологические способности лежат в основе живого контакта «учитель - ученик», учитель постоянно живет ошибками и догадками детей, их находками и идеями, и именно поэтому срабатывает умение видеть в человеке все человеческое. 5. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ - управление взаимодействием в педагогическом Проявляются, во-первых, в способности организовать учащихся, вовлекать их в различные виды общественно-полезной деятельности, создавать коллектив и делать его инструментом формирования личности каждого школьника: во-вторых, это способности, позволяющие учителю организовать свою собственную деятельность (точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность). 6. СУГГЕСТИВНЫЕ - это способности с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного результата воздействия, это эмоционально-волевое влияние, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности - это способности внушать, поэтому они очень тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами учителя. Между авторитетом личности и суггестивными способностями существует взаимосвязь. Но авторитет должен идти от детей. Авторитет сверху к внушению не приведет, одной требовательностью и твердостью влияния добиться нельзя.
7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - способность управлять своим 8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ - это способности, которые составляют основу умений Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности педагога и образуют единую совокупность способностей. Педагогические способности проявляются интегрирование, дополняя или компенсируя другие. Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные» способности. К ведущим относятся педагогическая зоркость, дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду вспомогательных. Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией. Но такие профессиональные качества как: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труд, могут являться наиболее важными в педагогической деятельности. Обязательное для учителя качество - гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных белах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1.Охарактеризуйте профессиональные качества учителя. 2. Перечислите признаки культурного человека. 3.Охарактеризуйте компоненты гуманистической направленности. 4. Каковы основные педагогические способности? Их значение? 5. Какова роль эмпатии в педагогической деятельности. 6. Охарактеризуйте систему профессиональных знаний и умений. 7. Составление резюме на портрет современного учителя.
РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА: Вариант 1.
1. Качество педагога, проявляющееся в терпении, умении владеть своими эмоциями, не злоупотреблять наказаниями. 2. и 3. Способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, своим поведением.
4.Это способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно, умение вызывать мыслительную активность школьников, вносить в учебно-познавательный процесс новое, необычное, «пробуждать» ум и чувства 5. Качество личности педагога, рассматриваемое как мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности. 6.Качество личности педагога, предполагающее осознание способности к педагогическому делу, основой которого является любовь к детям. Вариант 2.
1.Коммуникативная способность к сопереживанию. 2. Качество, являющееся высшим проявлением педагогического долга педагога, в нем находит выражение его мотивационно - ценностное отношение к труду. 3.Способности, обеспечивающие прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, т.е. способность планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами. 4. Качество личности педагога, предполагающее чувство меры, сознательную дозировку действия, способность проконтролировать его и уравновесить одно средство другим. 5. Это качество предполагает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности 6. Способности организовывать свою деятельность и деятельность детей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.021 с.) |