Тема 6.3. Педагогические способности – компонент мастерства учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.3. Педагогические способности – компонент мастерства учителя.



С первых дней учебы в педагогическом заведении будущему учителю необходимо систематически и напряжено работать теоретически и практически, максимально готовить себя непосредственно делу обучения и воспитания. Учебно-воспитательная деятельность создает необходимые условия для развития и совершенствования всех ваших способностей, без которых невозможно овладеть педагогическим мастерством. Что такое способности, как развивать свои способности к любому виду деятельности, в частности к педагогической, мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Способности это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности.

Все способности делятся на общие и специальные.

ОБЩИЕ - внимательность, трудолюбие, сообразительность, целеустремленность, усидчивость и т.д. Общие способности определяются, прежде всего, психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности - это качества обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности.

Специальные способности педагогической деятельности

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ- или способности к познанию, постижению. Высокий уровень профессионального интеллекта педагога возможен лишь при целостном развитии его интеллекта. В педагогической деятельности проявляются и реализуются несколько свойств мышления:

• аналитичность мышления - способность логически перерабатывать и анализировать необходимую информацию;

• гибкость мышления - помогает быстро реагировать на ситуацию и изменять способ действий в зависимости от складывающихся условий; определяет способность к импровизации;

• альтернативность и открытость мышления - заключается в способности видеть различные, возможные пути решения проблемы, понимать и воспринимать различные точки зрения; толерантность                    терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению, не соответствующим его собственным;

• позитивная направленность мышления определяется теми
эмоциями, которые сопровождают мысль (негативный настрой -
педагогический оптимизм);

• креативность - общая способность личности к творчеству.

2. ГНОСТИЧЕСКИЕ - способности к изучению и исследованию педагогических объектов и процессов.

З. КОНСТРУКТИВНЫЕ - обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, т.е. способность планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами.

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ - ведущая группа педагогических способностей,
обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания
и обучения:

· общительность;

· распределенность внимания;

· эмпатия (сопереживание);

· перцептивность     способность воспринимать и определять эмоциональное состояние учащихся. Это способности, позволяющие понимать другого человека, его состояние без вербальной информации.

Это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребенка. Нужно уметь читать на человеческом лице, - говорил А.С, Макаренко — на лице ребенка... Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений». Персептивные способности вооружают воспитателя вторым видением, умением видеть психологическое состояние школьника, улавливать тонкие движения психики ребенка. Психологические способности лежат в основе живого контакта «учитель - ученик», учитель постоянно живет ошибками и догадками детей, их находками и идеями, и именно поэтому срабатывает умение видеть в человеке все человеческое.

5. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ - управление взаимодействием в педагогическом
процессе (способность организовывать свою деятельность и деятельность
учащихся).

Проявляются, во-первых, в способности организовать учащихся, вовлекать их в различные виды общественно-полезной деятельности, создавать коллектив и делать его инструментом формирования личности каждого школьника: во-вторых, это способности, позволяющие учителю организовать свою собственную деятельность (точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность).

6. СУГГЕСТИВНЫЕ - это способности с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного результата воздействия, это эмоционально-волевое влияние, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности - это способности внушать, поэтому они очень тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами учителя. Между авторитетом личности и суггестивными способностями существует взаимосвязь. Но авторитет должен идти от детей. Авторитет сверху к внушению не приведет, одной требовательностью и твердостью влияния добиться нельзя.

7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - способность управлять своим
внутренним психическим состоянием, чувствами, своим поведением.

8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ - это способности, которые составляют основу умений
излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно. Умение вызывать  мыслительную активность школьников, вносить в учебно - познавательный процесс новое, необычное, «пробуждать» ум и чувства детей.

Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности педагога и образуют единую совокупность способностей. Педагогические способности проявляются интегрирование, дополняя или компенсируя другие. Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей

Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные» способности. К ведущим относятся педагогическая зоркость, дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду вспомогательных.

Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией. Но такие профессиональные качества как: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труд, могут являться наиболее важными в педагогической деятельности.

Обязательное для учителя качество - гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных белах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Охарактеризуйте профессиональные качества учителя.

2. Перечислите признаки культурного человека.

3.Охарактеризуйте компоненты гуманистической направленности.

4. Каковы основные педагогические способности? Их значение?

5. Какова роль эмпатии в педагогической деятельности.

6. Охарактеризуйте систему профессиональных знаний и умений.

7. Составление резюме на портрет современного учителя.

 

РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА:

Вариант 1.

 

   

 

 

 

    М                    

 

  

 

          А                    

 

 

  С                        

 

          Т              

 

     
          Е                    

 

 

            Р              

 

 
                                           

1. Качество педагога, проявляющееся в терпении, умении владеть своими эмоциями, не злоупотреблять наказаниями.

2. и 3. Способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, своим поведением.

 

4.Это способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно, умение вызывать мыслительную активность школьников, вносить в учебно-познавательный процесс новое, необычное, «пробуждать» ум и чувства
детей.

5. Качество личности педагога, рассматриваемое как мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.

6.Качество личности педагога, предполагающее осознание способности к педагогическому делу, основой которого является любовь к детям.

Вариант 2.

 

 

  М                              
  А                              
        С                    

 

 

 

 

 

        Т                

 

        Е                    
        Р                          

 

1.Коммуникативная способность к сопереживанию.

2. Качество, являющееся высшим проявлением педагогического долга педагога,  в нем находит выражение его мотивационно - ценностное отношение к труду.

3.Способности, обеспечивающие прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса, т.е. способность планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами.

4. Качество личности педагога, предполагающее чувство меры, сознательную дозировку действия, способность проконтролировать его и уравновесить одно средство другим.

5. Это качество предполагает единство теоретической и практической го­товности педагога к осуществлению педагогической деятельности

6. Способности организовывать свою деятельность и деятельность детей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.021 с.)