Экономическое воспитание ребенка в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое воспитание ребенка в семье



Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи и т.п.

Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семьи, отношение её членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от экономического воспитания в рамках образовательного процесса в ДОУ, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

Экономическое воспитание детей в семье есть систематическое целенаправленное воздействие взрослых членов семьи, всего семейного уклада на формирование у детей рачительного отношения к личному и общественному, уважения к труду во всех его проявлениях.

С раннего возраста дети должны осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушки, книги, одежда и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому чрезвычайно важно добиваться гармоничного единства экономического поведения в общественной и личной жизни родителей.

Экономические отношения в семье в определенной мере отражают экономические отношения, сложившиеся в обществе. Они определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семье; отражают взгляды и принципы членов семьи, их отношение к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Формируются экономические отношения всем семейным укладом и не всегда одинаково складываются.

Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт. Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.

Таким образом, важным условием экономического воспитания является организация работы с семьями воспитанников: консультаций, рекомендаций, обсуждений, практикумов, обмена опытом семейного воспитания и др.

Особенности построения образовательной деятельности

Работа по экономическому воспитанию распределяется по следующим блокам:

Блок «Ярмарка профессий» (профессии, сферы профессиональной деятельности).

Блок «Мир денег» (деньги, цена).

Блок «Моя семья» (семейная экономика).

Блок «Мир товаров» (производство, маркетинг).

Блок  «Я-бережлив».

Средний возраст

Задачи экономического воспитания: расширение представлений о труде взрослых. Ознакомление с профессиями: продавец, шофер, автослесарь, врач, парикмахер, почтальон, строитель.  

Обогащение познавательного, наглядного и игрового опыта.

Беседы, медиа-презентации «Профессия продавец (шофер, автослесарь, врач, парикмахер, почтальон, строитель),  «Кто-где работает», «Работа моих родителей».

Рассматривание предметов, картинок «Что – кому надо для труда», «Бытовая техника».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Автобус», «Кафе», «Строители».

Дидактические и настольно-печатные игры  «Прогулка по городу», «Угадай чего не стало»; лото  «Профессии», «В мире предметов», «Супермаркет»; домино «Транспорт».

Приобщение детей к посильному труду, ф ормирование трудовых навыков.

Работа по самообслуживанию «Одеваюсь и раздеваюсь сам».

Хозяйственно-бытовой труд (подгрупповой и индивидуальные поручения) 

«Моем игрушки» -  посильный труд по мытью игрушек;

«Накрываем на столы» - оказание посильной помощи младшему воспитателю;

  «Готовимся к занятиям» - индивидуальные поручения по подготовке раздаточного материала к занятиям;

  «Мое рабочее место» - работа по организации рабочего места к продуктивным видам деятельности и уборка по окончании;

 «Порядок в моем шкафчике» - уборка в шкафчиках и уход за личными вещами;

 «Каждой игрушке свое место» - уборка игрушек;

«Большая стирка» - посильный труд по стирке кукольного белья.

Чтение художественной литературы «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», К.И.Чуковский  «Федорино горе», Н. Носов. «Заплатка», В. Осеева. «Волшебная иголочка». 

Просмотр мультфильмов «Колосок», «Теремок», «Песенка мышонка», «Нехочуха» и др.

Формирование бережного отношения к материальным благам.

Ситуативные беседы «Берегите игрушки», «Правила опрятности» и др.

Исследовательская деятельность: цикл исследований «Что из чего?», «Что пришло к нам из природы?», «Тонет - не тонет».

Дидактическая игра «Что – где растет?», «Угадай на ощупь (вкус)».

Рассматривание предметов, игрушек из разных материалов.

Цикл бесед «Берегите природу», «Сохраним природу».

Чтение Шорыгина Т.А. «Познавательные сказки»

Проблемная ситуация «Как бы мы жили без воды?», «Вдруг исчезнут деревья?...»

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста носит более обогащенный и системный характер, что представлено в тематическом плане.

Тематический план

Работу по экономическому образованию педагог может планировать и включать в образовательный процесс по своему усмотрению, применяя интегрированный подход. Формы и методы работы тематического плана могут быть частью непосредственно образовательной деятельности, деятельностью в режимных моментах в течение дня.

Старшая группа (5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя Блок «Ярмарка профессий».

Беседа «Что такое экономика? – дать детям представление о понятии «экономика», о ее значении в жизни людей.

Игровая ситуация «Когда, я вырасту, я стану…» - закреплять знания детей о профессиях, побуждать детей объяснять, почему им нравится профессия.

Блок «Моя семья».

Беседа «Профессии моих родителей» - активизировать знания детей о профессиях родителей, об их трудовых действиях и обязанностях.

Неделя Блок «Мир денег».

Эвристическая беседа «Что такое деньги?» - познакомить детей с понятием «деньги», их значении в жизни человека. Расширить знания детей о разнообразии денег.

Продуктивная деятельность «Монетный двор» - приобщать детей к изготовлению денег для игр. Закреплять знания о разнообразии денежных знаков.

Неделя Блок «Мир товаров».

Беседа-рассуждение «Потребности» -дать детям первичные представления о потребностях.

Работа в рабочей тетради «Потребности» - формировать понятие о значимых потребностях (животные, растения, человек). (Рабочая тетрадь «Тема «ПОТРЕБНОСТИ» стр.2-5)

Неделя Блок «Я-бережлив».

Работа в рабочей тетради  «Найди, что сделано руками» - познакомить детей с понятием «рукотворный мир», побуждать детей классифицировать предметы природного и рукотворного мира. (Рабочая тетрадь «Тема «РУКОТВОРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МИР» стр.6-7)

ОКТЯБРЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.011 с.)