Методы, приемы и средства экономического воспитания старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, приемы и средства экономического воспитания старших дошкольников



 

Экономическое образование детей осуществляется в интеграции разнообразных видов и форм деятельности. Однако, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая) носит ведущий характер.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети могут постичь смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кафе», «Ателье», «Рекламное агентство», «Мастерская», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Беседы, рассматривания расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий. Ознакомление детей с профессиями позволяет раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда - его преобразующую роль.

Система знаний о труде взрослых, в основе, которой лежат представления о преобразовании человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат) труда имеет экономическую основу: рациональное, расчетливое отношение к ресурсам, из которых изготовляется любой предмет; осознание необходимости освоения орудий труда, использование их по назначению, бережное к ним отношение; овладение социокультурным, нормированным способом изготовления предмета, что отражается на качестве и скорости его изготовления, экономит время и силы человека; осознание того, что продукт труда необходимого качества ему служит, экономит новое сырье.

  В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. У детей формируется осознание того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

    В совместной работе со взрослыми дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл труда, его постоянную необходимость.

В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети до­школьного возраста пока не могут со­здавать социально значимых ценнос­тей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в фор­ме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисо­вание, конструирование, лепку, ап­пликацию, традиционно представ­ленных в детской жизни и занимаю­щих в ней существенное место.

Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, апп­ликация, конструирование) направлена на развитие изобра­зительных и творческих способностей, формирование художественного вкуса, эстетических качеств личности.

В экономическом воспита­нии она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соот­ветствующий его интересам и желаниям.   В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

В процессе изготовления творческих работ дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, вы­деляют рациональные способы изготовления изделия.

Осо­бенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «со­зидательную» работу, направленную на получение предметно-оформлен­ного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», бережливости, стремление к созидательной активности, способ­ность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализа­ции цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

Данное пособие предполагает организацию работы с детьми старшего возраста (5-7 лет). Однако, основы экономического воспитания закладываются с младшего дошкольного возраста. Таким образом, работа по экономическому образованию дошкольников проводится на протяжении всего дошкольного детства поэтапно.

1 этап (подготовительный) (младший дошкольный возраст, 3-4 года) – формирование положительного отношения к труду, к людям разных профессий.

2 этап (подготовительный) (средний дошкольный возраст, 4-5 лет) – расширение представлений о труде взрослых, приобщение детей к посильному труду, формирование бережного отношения к материальным благам.

3 этап (старший возраст, 5-7 лет) – ознакомление с экономическими понятиями и нормами экономического поведения.

Основные темы образовательной деятельности с детьми старшего возраста: «Ярмарка профессий» (труд, зарплата), «Мир денег» (деньги, цена), «Моя семья» (семейная экономика), «Мир товаров» (производство, маркетинг), «Я-бережлив».

Таким образом, разнообразие методов, приемов и средств работы с дошкольниками позволит создать фундамент экономического воспитания и расширить их социально-коммуникативный опыт.

 

Условия образовательной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.009 с.)