Автор: Ваулина Татьяна Григорьевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор: Ваулина Татьяна Григорьевна



Автор: Ваулина Татьяна Григорьевна

СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИКИ

(для дошкольников, 5-7 лет)

Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных организаций

Г. Новый Уренгой

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….............3

Содержание образовательной деятельности. Методы, приемы и средства экономического воспитания старших дошкольников……………………………………………………………5

 

Условия образовательной деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………...8

 

Экономическое воспитание ребенка в семье…………………………………………………..9

Особенности построения образовательной деятельности…………………………………...11

Тематический план

Старшая группа (5-6 лет)………………………………………………………………………12

 

Подготовительная группа (6-7 лет)……………………………………………………………16

Краткий словарь экономических терминов…………………………………………………..21

Источники……………………………………………………………………………………….23

 

 

Введение

В изменяющихся условиях современного общества экономическое образование подрастающего поколения необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. период дошкольного детства – это период приобретения первичного опыта в элементарных экономических отношениях.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Именно  в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия,  достатка и ущербность бедности. Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу.

  Тем самым он имеет возможность по­знать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д.

Перед дошкольным образованием встает задача формирования первичных экономических знаний у детей как подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Дошкольник не способен самостоятельно освоить эту область, но организуя эффективное сотрудничество педагогов и родителей, возможно дать детям доступные знания и представления о месте экономики в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

В основу экономического образования детей ложатся разнообразные виды деятельности, обогащенные экономическим содержанием. Основой данной методики легли педагогические идеи А.В.Запорожца, Смоленцевой А.А. (обогащение детского опыта); Бурениной С.Ю. (основы трудового воспитания дошкольников), Курак Е.А. (система ТРИЗ в экономическом образовании).

В данном пособии представлены методические разработки разнообразных форм образовательной деятельности с экономическим содержанием: беседы, дидактические игры, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, работа в рабочих тетрадях и др.

Данное пособие даст возможность педагогам дошкольного образования организовать интегрированный развивающий характер экономического образования детей, применить активные методы в процессе познавательного развития дошкольников в доступной форме.

Пособие направлено на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач осуществляется в единстве с трудовым и нравственным воспитанием.

Цель пособия — помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

· формировать у детей представления о доступных экономических понятиях;

· учить осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;

· формировать умение признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие       (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,  поддержки, волонтёрства и т.п.);

· формировать ценностное отношение к предметному миру как к результату труда людей;

· учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

·  формировать умение рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

· воспитывать навыки сознательного пользователя материальными благами;

· воспитать  уважительное отношение к труду и людям-труженикам.

Таким образом, данное пособие позволит решить задачи, как экономического воспитания дошкольников, так задач социально-коммуникативного развития в целом.

Содержание образовательной деятельности

Средний возраст

Задачи экономического воспитания: расширение представлений о труде взрослых. Ознакомление с профессиями: продавец, шофер, автослесарь, врач, парикмахер, почтальон, строитель.  

Обогащение познавательного, наглядного и игрового опыта.

Беседы, медиа-презентации «Профессия продавец (шофер, автослесарь, врач, парикмахер, почтальон, строитель),  «Кто-где работает», «Работа моих родителей».

Рассматривание предметов, картинок «Что – кому надо для труда», «Бытовая техника».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Автобус», «Кафе», «Строители».

Дидактические и настольно-печатные игры  «Прогулка по городу», «Угадай чего не стало»; лото  «Профессии», «В мире предметов», «Супермаркет»; домино «Транспорт».

Приобщение детей к посильному труду, ф ормирование трудовых навыков.

Работа по самообслуживанию «Одеваюсь и раздеваюсь сам».

Хозяйственно-бытовой труд (подгрупповой и индивидуальные поручения) 

«Моем игрушки» -  посильный труд по мытью игрушек;

«Накрываем на столы» - оказание посильной помощи младшему воспитателю;

  «Готовимся к занятиям» - индивидуальные поручения по подготовке раздаточного материала к занятиям;

  «Мое рабочее место» - работа по организации рабочего места к продуктивным видам деятельности и уборка по окончании;

 «Порядок в моем шкафчике» - уборка в шкафчиках и уход за личными вещами;

 «Каждой игрушке свое место» - уборка игрушек;

«Большая стирка» - посильный труд по стирке кукольного белья.

Чтение художественной литературы «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», К.И.Чуковский  «Федорино горе», Н. Носов. «Заплатка», В. Осеева. «Волшебная иголочка». 

Просмотр мультфильмов «Колосок», «Теремок», «Песенка мышонка», «Нехочуха» и др.

Формирование бережного отношения к материальным благам.

Ситуативные беседы «Берегите игрушки», «Правила опрятности» и др.

Исследовательская деятельность: цикл исследований «Что из чего?», «Что пришло к нам из природы?», «Тонет - не тонет».

Дидактическая игра «Что – где растет?», «Угадай на ощупь (вкус)».

Рассматривание предметов, игрушек из разных материалов.

Цикл бесед «Берегите природу», «Сохраним природу».

Чтение Шорыгина Т.А. «Познавательные сказки»

Проблемная ситуация «Как бы мы жили без воды?», «Вдруг исчезнут деревья?...»

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста носит более обогащенный и системный характер, что представлено в тематическом плане.

Тематический план

Работу по экономическому образованию педагог может планировать и включать в образовательный процесс по своему усмотрению, применяя интегрированный подход. Формы и методы работы тематического плана могут быть частью непосредственно образовательной деятельности, деятельностью в режимных моментах в течение дня.

Старшая группа (5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя Блок «Ярмарка профессий».

Беседа «Что такое экономика? – дать детям представление о понятии «экономика», о ее значении в жизни людей.

Игровая ситуация «Когда, я вырасту, я стану…» - закреплять знания детей о профессиях, побуждать детей объяснять, почему им нравится профессия.

Блок «Моя семья».

Беседа «Профессии моих родителей» - активизировать знания детей о профессиях родителей, об их трудовых действиях и обязанностях.

Неделя Блок «Мир денег».

Эвристическая беседа «Что такое деньги?» - познакомить детей с понятием «деньги», их значении в жизни человека. Расширить знания детей о разнообразии денег.

Продуктивная деятельность «Монетный двор» - приобщать детей к изготовлению денег для игр. Закреплять знания о разнообразии денежных знаков.

Неделя Блок «Мир товаров».

Беседа-рассуждение «Потребности» -дать детям первичные представления о потребностях.

Работа в рабочей тетради «Потребности» - формировать понятие о значимых потребностях (животные, растения, человек). (Рабочая тетрадь «Тема «ПОТРЕБНОСТИ» стр.2-5)

Неделя Блок «Я-бережлив».

Работа в рабочей тетради  «Найди, что сделано руками» - познакомить детей с понятием «рукотворный мир», побуждать детей классифицировать предметы природного и рукотворного мира. (Рабочая тетрадь «Тема «РУКОТВОРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МИР» стр.6-7)

ОКТЯБРЬ

Неделя Блок «Моя семья».

Беседа «В гостях у бабушки в деревне» - побуждать детей делиться личным опытом о пребывании летом в деревне, о личных наблюдениях за трудом сельских жителей.

Неделя Блок «Я-бережлив».

Игровая ситуация «Хозяйка с базара товар принесла…». Аппликация «Заготовки на зиму» - дать представления детям о бережном отношении к продуктам. Познакомить детей со способами переработки фруктов, овощей, ягод.

НОЯБРЬ

Неделя Блок «Мир товаров».

  Беседа «Расходы семьи», работа в рабочей тетради - формировать представления о расходах семьи, их разнообразии. (Рабочая тетрадь «Тема «БЮДЖЕТ» стр.13)

Неделя Блок «Я-бережлив».

Моделирование «Доходы и расходы» - дать первичные представления о рациональном использовании доходов. Познакомить с понятием «потребности, нужды» (обязательные и необязательные). (Рабочая тетрадь «Тема «ДОХОД И ТРАТЫ» стр.14)

ДЕКАБРЬ

Неделя Блок «Моя семья».

  Игровая ситуация«Готовимся к Новому году» - знакомить детей с разнообразием услуг «Парикмахерская», «Ателье», «Услуги Деда Мороза». Обратить внимание, что у семей в новогодний период увеличиваются расходы. Побуждать детей участвовать в обсуждении: как можно уменьшить расходы.

ЯНВАРЬ

1 неделя Блок «Ярмарка профессий». Рассматривание предметов народных промыслов – расширять знания о труде мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Неделя Блок «Мир товаров».

Мастерская «Мы – умельцы» - приобщать детей к изготовлению предметов народных промыслов для продажи. Обратить внимание, что необходимо изготовить качественный товар, т.к. это влияет на цену.

Проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре» - познакомить детей с понятием «реклама», ее значением для представления товара.

Неделя Блок «Мир денег».

Сюжетно-ролевая игра «Рынок. (Ярмарка народных изделий)» - продолжать формировать навыки соотносить цену и качество товара, расширять игровые возможности. Учить детей рационально тратить деньги по потребностям.

4 неделя Блок «Моя семья». Блок «Я-бережлив».  

Беседа «Подарок для родителей» - продолжать формировать представления детей о роли подарков для людей, правилах рационального их подбора.

ФЕВРАЛЬ

Неделя Блок «Мир денег».

Эвристическая беседа «Дом, в котором живут деньги» - дать первоначальные знания о банке, его роли в экономической жизни людей.

Неделя Блок «Моя семья».

Беседа-рассуждение «Моя семья и банк – друзья» - побуждать детей размышлять о роли банка в жизни их семьи.

Неделя Блок «Я-бережлив».

Беседа «Секреты экономии дома?»- познакомить детей со способами экономии в домашних условиях «электроэнергия», «вода», объекты предметного мира (одежда, мебель, игрушки и др.)  

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

Неделя Блок «Я-бережлив».

Проблемная ситуация «Нужно ли экономить время?» - дать представления о ценности времени.

 

СЕНТЯБРЬ

1 неделя Блок «Ярмарка профессий».

Беседа «Что такое производство» – дать детям представление о понятии «производство», что производство является основой экономики.

Беседа «12 золотых правил экономики» - закрепить знание понятия «экономика», познакомить детей с правилами экономики и их значении.

Неделя Блок «Моя семья».

Моделирование «Потребности моей семьи» - продолжать знакомить детей с понятием «потребности», приобщать детей к пониманию основных потребностей семьи.

Неделя Блок «Я-бережлив».

Чтение сказки «Три поросенка». Беседа. - сформировать у детей представления о рациональном выборе материалов.

ОКТЯБРЬ

Неделя Блок «Я-бережлив».

Исследование «Отходы мебельного производства» -  продолжать формировать рациональное мышление по использованию и переработке отходов, воспитывать бережное отношение к природе.

Неделя, 4 неделя

Блок «Моя семья».

Моделирование «Бюджет семьи» - продолжатьзнакомить детей с понятием «бюджет», закрепить знания понятий «доход».

Беседа «Спрос моей семьи» - познакомить детей с понятиями «спрос», «предложение» и их взаимосвязью.

Блок «Мир товаров».

Дидактическая игра «За покупками» - учить соотносить потребности с покупками семьи, закреплять умение определять основные и неосновные потребности.

Блок «Мир денег».

Дидактическая игра «Что – почем?» - учить детей назначать цены на предметы мебели с учетом всех условий: материал, затраты труда, затраты, спрос, количество товара.

НОЯБРЬ

Неделя, 4 неделя

ДЕКАБРЬ

Неделя Блок «Моя семья».

  Сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Повара» (работа с рецептами)- закреплять навыки осуществлять «покупки» в соответствии с «потребностями».

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

Неделя, Блок «Моя семья».

Сюжетно-дидактическая игра «Полезные покупки» - учить детей рационально тратить деньги и определять покупательную способность денег.

Неделя Блок «Я-бережлив».

Игра «Домик копилка»- расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия «сбережения накопления).

МАРТ

Неделя, Блок «Мир товаров».

Игровая ситуация «Говорящие предметы» - расширить знания детей о разнообразии предметов-товаров, учить описывать их с точки зрения товара (цвет, форма, материал, назначение, цена и др.)

Неделя Блок «Мир денег».

Игровая ситуация «Путешествие денежки» - познакомить детей с понятием «валюта», дать представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. 

АПРЕЛЬ

Неделя Блок «Я-бережлив».

Конструктивная игра «Построим дом» - учить создавать постройку, рационально используя строительный материал, развивать навыки решать экономическую задачу (постройку дома) в совместной работе.

МАЙ

Неделя Блок «Я-бережлив».

Экономическое развлечение «Мир экономики» - обобщить и систематизировать знания детей об экономических категориях, развивать рациональное мышление, умение работать в командах.

 

 

Автор: Ваулина Татьяна Григорьевна

СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИКИ

(для дошкольников, 5-7 лет)

Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных организаций

Г. Новый Уренгой

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….............3

Содержание образовательной деятельности. Методы, приемы и средства экономического воспитания старших дошкольников……………………………………………………………5

 

Условия образовательной деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………...8

 

Экономическое воспитание ребенка в семье…………………………………………………..9

Особенности построения образовательной деятельности…………………………………...11

Тематический план

Старшая группа (5-6 лет)………………………………………………………………………12

 

Подготовительная группа (6-7 лет)……………………………………………………………16

Краткий словарь экономических терминов…………………………………………………..21

Источники……………………………………………………………………………………….23

 

 

Введение

В изменяющихся условиях современного общества экономическое образование подрастающего поколения необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. период дошкольного детства – это период приобретения первичного опыта в элементарных экономических отношениях.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Именно  в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия,  достатка и ущербность бедности. Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу.

  Тем самым он имеет возможность по­знать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д.

Перед дошкольным образованием встает задача формирования первичных экономических знаний у детей как подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Дошкольник не способен самостоятельно освоить эту область, но организуя эффективное сотрудничество педагогов и родителей, возможно дать детям доступные знания и представления о месте экономики в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

В основу экономического образования детей ложатся разнообразные виды деятельности, обогащенные экономическим содержанием. Основой данной методики легли педагогические идеи А.В.Запорожца, Смоленцевой А.А. (обогащение детского опыта); Бурениной С.Ю. (основы трудового воспитания дошкольников), Курак Е.А. (система ТРИЗ в экономическом образовании).

В данном пособии представлены методические разработки разнообразных форм образовательной деятельности с экономическим содержанием: беседы, дидактические игры, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, работа в рабочих тетрадях и др.

Данное пособие даст возможность педагогам дошкольного образования организовать интегрированный развивающий характер экономического образования детей, применить активные методы в процессе познавательного развития дошкольников в доступной форме.

Пособие направлено на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач осуществляется в единстве с трудовым и нравственным воспитанием.

Цель пособия — помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

· формировать у детей представления о доступных экономических понятиях;

· учить осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;

· формировать умение признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие       (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,  поддержки, волонтёрства и т.п.);

· формировать ценностное отношение к предметному миру как к результату труда людей;

· учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

·  формировать умение рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

· воспитывать навыки сознательного пользователя материальными благами;

· воспитать  уважительное отношение к труду и людям-труженикам.

Таким образом, данное пособие позволит решить задачи, как экономического воспитания дошкольников, так задач социально-коммуникативного развития в целом.

Содержание образовательной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.081 с.)