Способы выражения речевой агрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы выражения речевой агрессии



 

Воронина Арина Дмитриевна, группа 010

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Залазаева Г.Б.

                 

  Речевая агрессия, чрезвычайно распространена сегодня в различных видах общения, является серьезным препятствием на пути к эффективной коммуникации. Речевую агрессию рассматривают как средство манипулирования, которое направлено на создание негативно-тягостного эмоционального впечатления у адресата. Опасность заключается в огромных масштабах своего негативного влияния на формирование картины мира отдельного человека и общества в целом.
     В данной работе мы обратимся к различным видам проявления и причинам употребления речевой агрессии, что представляется наиболее актуальным в современном обществе, где с каждым днем все сильнее размываются

нормативные границы как межличностного общения, так и воздействия СМИ на социум.

Цель данной работы:выяснить, как речевая агрессия влияет на развитие современного русского языка

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить понятие термина «речевая агрессия»;

· выявить особенности речевой агрессии в межличностном общении и массовой коммуникации;

· провести социологический экспресс-опрос;

· предложить пути преодоления феномена вербальной агрессии.

Гипотеза:речевая агрессия расширила нормативные границы межличностных и массовых коммуникаций.

        Проблема исследования – феномен словесной агрессии весьма неоднозначен с точки зрения лингвистики и требует основательного подхода к его систематизации.

     Методы исследования:

- теоретические (моделирование, сравнение, систематизация),

- эмпирические (изучение и анализ литературы, социологический экспресс-опрос).

     Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения; двух глав, разделенных на пункты; заключения; списка литературы и приложений.

Практическая работа

       Изучив теорию речевой агрессии, мы обратились к практической части нашего исследования. Каковы представления о вербальной агрессии в подростковой среде?

    Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 43 студента нашего колледжа и 29 учеников из МАОУ «СОШ 111» Возраст анкетируемых был 14-18 лет. Участникам была предложена анкета.

   Были получены следующие результаты анкетирования:

· Понятие речевая агрессия ребята интерпретируют как использование в речи грубых слов и выражений; выражения неприязни и вражды; оскорбления, угрозы и хамство; повышение голоса; грубую и нецензурную лексику; давление словами на человека; бранную речь и т.д.

· 81% опрошенных признались, что используют в своей речи средства речевой агрессии, другие 19% зачастую не имеют представления о том, что это такое.

· 64% осознанно употребляют в речи средства языковой агрессии

· 77% опрошенных чаще применяют средства вербальной агрессии в общении со сверстниками, а не со взрослыми.

· 73% также считают, что уровень влияния СМИ на формирование речевой агрессии в подростковой среде средний, 15% придерживаются мнения о том, что этот уровень низкий.

· Среди предложенных участниками опроса источников СМИ, которые способствуют проявлению словесной агрессии, чаще всего встречалось общее понятие «Интернет». Кроме того, были указаны социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram»,«Youtube». В сфере телевидения: «Россия-1», «Первый канал», «60 минут», «Давай поженимся», «Дом-2». Также участники опроса указали журналы «Теле-7» и «Forbes».

· Многие анкетируемые не понимают, в чем опасность словесной агрессии, и поэтому советуют относиться к этой ситуации более спокойно. Однако следует помнить, что основы речевого поведения закладываются не только в социуме, но, прежде всего, в семье. Родители должны воспитывать в своих детях умение сдерживать гнев.

Пути преодоления вербальной агрессии

     Проанализировав советы лингвистов и предложения участников опроса, рекомендую во избежание возникновения ситуации словесной агрессии:

1. Не пытаться перевоспитать собеседника во время разговора.

2. Пытаться преодолеть негативную установку в отношении собеседника.

3. Во время общения отвлекаться от недостатков собеседника.

4. Приспосабливаться к собеседнику (учитывать его настроение, уровень речевой подготовленности).

    Таким образом, необходимо помнить, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека и может послужить основой более сильного и социально неприемлемого поведения — физической агрессии.

    Но подчеркнем еще раз, что проблема, на наш взгляд, не в использовании слов со сниженной окраской или жаргонных слов, а в уместности их употребления. При этом важно, чтобы у молодого носителя языка был «альтернативный» запас книжной лексики. Это поможет им давать самые разнообразные характеристики, которые в жаргоне подменяются условными определениями хорошего и плохого. Мотивацией для молодежи и подростков может быть успешная сдача итоговых экзаменов, зачисление в вуз, получение престижной работы, поскольку коммуникативная и речевая грамотность являются условиями успешной деятельности во многих сферах жизни. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.

Список литературы:

1. Буданова Т.А. Современные тенденции в системе функциональных стилей русского языка // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. М., 1996.

2. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира. М., 1996.

3.Словарь русского языка в 4-х томах. М., 1981-1984.

4. Клушина Н.И. Семантические и стилистические изменения в лексике современной газеты (на материале газет 1989-1994 гг.). АКД. М., 1995.

5. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. М., 2011. 

 

Место



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.007 с.)