Тема 3. 3. Культура как социальное явление. Социальная регуляция и социальный контроль. Социальные отклонения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 3. Культура как социальное явление. Социальная регуляция и социальный контроль. Социальные отклонения.



1. Особенности социологического анализа культуры. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Элитарная, народная, массовая культура.

2. Взаимосвязь экономики, социальных отношений и культуры.

3. Основные формы проявления культуры в жизни общества: этноцентризм и культурный релятивизм.

4. Концепции эволюционного и революционного развития. Социальные революции и реформы. Противоречивость социального прогресса. Теория культурно- исторических типов.

5. Некоторые особенности культуры современного российского общества. Восток и Запад - современные социокультурные суперсистемы.

6. Социальная регуляция. Назначение и виды социального контроля. Формальный и неформальный контроль. Назначение социального контроля. Виды социального контроля: формальный и неформальный. Агенты социального контроля. Формы контроля. Социальные санкции.

7. Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции. Нормативные функции в обществе.

8. Социальные отклонения. Девиантное и делинквентное поведение. Виды девиантного поведения и степень их распространенности в обществе.

 

Основные социологические термины и понятия

Адаптация социальная, Аккомодация, Акцентуация, Ассимиляция, Девиантное (отклоняющееся) поведение, Детерминизм социально-исторический, Дискриминация, Изоляция социальная, Консолидация, Контроль социальный,  Контркультура, Конформизм социальный, Культура, Культура нормативная, Культура массовая, Культура национальная, Культура элитарная, Легитимность, Норма социальная, Отклоняющееся поведение, Поведение асоциальное, Поведение девиантное, Поведение деструктивное, Поведение противоправное, Прогресс социальный, Революция социальная, Регресс социальный, Санкция социальная, Система социокультурная, Субкультура, Ценностные ориентации, Ценность социальная, Эволюция социальная, Этнонациональная политика.

Контрольные вопросы

1. Дайте развернутое определение культуры.

2. Какую роль выполняет культура в формировании своеобразия жизни, обрядов, традиций различных народов.

3. Дайте характеристику человекотворческой сущности культуры, опишите две ее взаимосвязанные стороны, бесконечно воспро­изводящиеся в процессе исторического развития человечества.

4. Охарактеризуйте основные компоненты структурной архитекто­ники культуры, сложившейся в европейской социолого-культурологической традиции.

5. Дайте описание различных типов культуры, дифференцируемых в зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования и средств создания и распространения ценностей и норм культуры.

6. Каким образом типологизируются культуры в зави­симости от специфических особенностей сфер общества и видов человеческой деятельности.

7. Охарактеризуйте адаптационную, познавательную, социализи­рующую, нормативную и трансляционную функции культуры. Каким образом они связаны друг с другом.

8. Расскажите, что представляет собой функция производства но­вых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Как эта функция взаимодействует с информационной функцией культуры? В чем состоит значимость функции целеполагания в культуре, покажите ее взаимосвязь с функциями мотивационной и мобилизующей.

9. Покажите, какую роль играет культура в социальном структури­ровании общества, в его социодинамике, в формировании и раз­витии личности.

10. Объясните, какую роль в развитии глобальной взаимозависимо­сти играют социокультурные процессы.

11. Охарактеризуйте общую теоретическую модель социального по­ведения. Назовите ее основные компоненты и покажите, как они связаны друг с другом в поведенческих актах.

12. Расскажите, что внес нового в понимание и истолкование соци­ального поведения Т. Парсонс.

13. Что означает понятие «девиация»? Отклоняющееся и девиантное поведение - это одинаковые понятия или разные? Что лежит в основе отклоняющегося поведения? От чего (от ка­кого показателя) оно отклоняется? Почему необходимо изучать о отклоняющееся поведение? Что такое социальная норма и какие нормы вы знаете?

14. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался тер­мин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона? Объясните, в чем заключается нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.

15. Какие способы борьбы с девиантным поведением выработало общество?

16. Что такое «социальный контроль» и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества? Каковы основные способы осуществления социального кон­троля в обществе или социальной группе?

17. Какую роль придавал Т. Парсонс социальному кон­тролю как средству поддержания нормативного порядка в соци­альной системе. Что он считал необходимым для эффективного социального контроля? Объясните, какими методами, согласно Т. Парсонсу, необходимо руководствоваться при осуществлении социального контроля. Опишите содержание и направленность этих методов.

18. Охарактеризуйте социальный контроль как многоступенчатую, иерархизированную систему. Опишите основные структурные компоненты этой системы.

19. Что понимается под санкциями социального контро­ля. Дайте характеристику этих санкций.

20. Какие существуют в обществе социальные институ­ты, специально созданные для осуществления социального кон­троля.

 

 

Понятийно-терминологическая игра. Общество и культура. Культура как фактор социальных изменений

 

Цель игры: Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и общества.

Задачи игры:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.

2. Привить студентам навыки организации и проведения дискуссии на основе метода действия малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по темам учебного курса.

4. Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки студентов по учебному курсу.

Организация игры, студенческая группа подразделяется на дискуссионные подгруппы по пять - шесть человек в каждой, а затем
выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии.

 

На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать определение (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры;4) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; 7) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших терминов: система ценностей, народная культура, национальная культура, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркультура, художественная культура.

 

На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и терминов, содержащихся в данном учебном пособии.

Они таковы:

Культура — это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Духовная культура - это совокупность нематериальных ценностей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.

Структурная архитектоника культуры - структурное воплощение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия основных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.

Социодинамика культуры - совокупность изменений, трансформаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, методов, стилей, форм.

Типы культуры - обобщенное выражение наиболее распространенных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенностей и признаков, характеризующих определенную культуру и отличающих ее от других культур.

Функции культуры - значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфере жизнедеятельности людей, к отдельной личности.

Человекотворческая сущность культуры — высшее предназначение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формировании и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одновременно процесс творения ценностей культуры созидательной деятельностью человека.

Система ценностей - совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих эталоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и поведении личности, социальной общности.

Задача каждой подгруппы в течение 10-15 минут усвоить новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки. Например, может быть проведено обсуждение определения культуры, даваемое различными авторами, как это отражено в предлагаемой таблице.

 

Определение понятия "культура" Авторы определения Оценочный балл
1. Культура... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества Э. Тайлор  
2. Культуру можно определить как совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих социальную группу Ф. Боас  
3. Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов, она возникает в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся и акцентированные) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы А. Кребер, К. Клакхон  
4. Культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте Л. Уайт  
5. Культура означает любой социально унаследованный элемент человеческой жизни как материальной, так и духовной Э. Сепир  
6. Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими... Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища Э. Гидденс  
7. Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений между собой и к самим себе В. М. Межуев  
8. Культура - система ценностей, представлений о жизни, общих для всех людей, связанных общностью определенного образа жизни Н. Смелзер  
9. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях А. И. Кравченко  
10. Культура - некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям С. С. Фролов  
11. Культура - специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире Е. М. Бабосов  

 

Участники игры поочередно устраивают друг другу миниэкзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий.

 

На третьем этапе каждя подгруппа в течение следующих 10 минут составляет связный текст (социологическая информация, сообщение, социальная характеристика изучаемого объекта и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям:

а) количество использованных понятий, вошедших в термино- карту;

б) точность в употреблении понятий, количество правильно использованных понятий;

в) занимательность текста и исполнительское мастерство прочтения.

 

Оценка производится по пятибалльной системе.

В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается f один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой подгруппы.

По итогам проведения игры участникам, успешно справившимся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме занятий.

 

тесты, задания и упражнения

1. Культура—это:

а) Все, что производится, социально усваивается и разделя­ется всеми членами общества.

б) Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

в) Некоторое сложное целое, которое включает в себя зна­ния, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые челове­ком как членом общества.

2. Подчеркните одной чертой термины, характеризующие мате­риальную культуру, и двумя чертами — духовную культуру:

паровая машина, нормы, правила, образцы поведения, кни­га, галстук, ритуалы, язык, украшение, плотина, мифы, храм, орудие труда, обычаи, жилой дом, традиции, знания, церемо­нии, теория относительности, дуэль, диспут, джинсы, огонь.

3. Какие из приведенных определений характеризуют понятия: 1) «обычаи», 2) «традиции»,  3) «церемонии»?

Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.

а) Традиционно установившийся поряцок поведения.

б) Все то, что унаследовано от предшественников.

4. Первый российский университет был открыт в:

а) Санкт-Петербурге.

б) Москве.

в) Казани.

5. Непрерывное образование — это:

а) Постоянное обучение, начиная со школы до пенсии.

б) Периодическое участие в мероприятиях по повышению квалификации (курсах, семинарах, конференциях).

в) Регулярное привлечение к специальной учебе с целью об­новления устаревших знаний и восполнения пробелов.

6. Функции образования:

а) Формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, идеалов, господствующих в данном обществе.

б) Воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти.

в) Укрепление социального и экономического неравенства.

7. Кому из указанных авторов (1 К. Маркс, 2) Э. Дюркгейм, 3) 3. Фрейд) принадлежат следующие высказывания:

а) Религия защищает людей от страха беспомощности, испы­танного в детстве.

б) Религия укрепляет положение господствующих групп об­щества.

в) Религия укрепляет общество, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения.

8. Когда произошло оформление науки как социального института?

а) V в. до н. э.;

б) начало XX в.;

в) на рубеже XVII-XVII1 вв.

9. Найдите понятие, соответствующее данному опре­делению: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности»:

а) философия;

б) наука;

в) образование.

10. Как называется процесс и результат усвоения сис­тематизированных знаний, умений и навыков?

а) воспитание;                    б) обучение;                        в) образование.

11. Какая наука изучает религию как социальный ин­ститут, ее генезис, роль и место в обществе?

а) теология;

б) философия;

в) социология.

12. Когда появился термин «культура» в его совре­менном значении?

а) начало XX в.;

б) середина XIX в.;

в) XVIII в.

13. К какому понятию относится определение: «Сис­тема социально приобретенных и транслируемых от поко­ления к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредст­вом которой люди организуют свою жизнедеятельность»?

а) средства массовой информации;

б) вероисповедание;

в) культура.

14. Чем можно объяснить появление массовой куль­туры?

а) кризисом элитарной культуры в начале XX в.;

б) изобретением телевидения;

в) переориентацией производства на массового покупа­теля.

15. «Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распределения стандартизированных материальных и ду­ховных благ». К какому понятию относится это опреде­ление?

а) информационное общество;

б) массовая культура;

в) массовая коммуникация.

16. Какому понятию соответствует данное определе­ние: «Элементы социального и культурного наследия, пе­редающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся
в общностях, классах и социальных группах в течение длительного времени»?

а) предание;

б) эпос;

в) традиции.

17. Как называется молодежная субкультура, в кото­рой наиболее резко выражается неприятие молодым поко­лением традиционной культуры (культуры «отцов»)?

а) профессиональная культура;

б) контркультура;

в) конформизм.

18. Что такое ментальность?

а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и ду­ховных установок, присущих отдельному человеку или социальной группе;

б) трансформированная профессиональным меньшинством система ценностей традиционной культуры;

в) совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированных в предметах материальной культуры.

19. Какое понятие обозначает особую форму органи­зации молодежи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющую стиль жизни и мышления ее носителей?

а) молодежный инфантилизм;

б) молодежная субкультура;

в) поп-арт.

20. Какое понятие подходит под определение: «Способрегуляции и саморегуляции какой-либо социальной общ­ности, обеспечивающий ее единство и целостность»?

а) санкция;       б) социальный контроль;       в) принуждение.

21. Каковы основные функции социального контроля в сфере труда?

а) формальная и неформальная;

б) оценочная, стимулирующая и укрепление трудовой дисциплины;

в) групповая и индивидуальная.

22. Механизм, с помощью которого общество регулиру­ет поведение индивидов и поддерживает социальный по­рядок:

а) социализация;

б) обучение;

в) социальный контроль.

23. Какое понятие подходит под определение: «Состоя­ние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно»?

а) анархия;

б) стагнация;

в) аномия.

24. Как называется направление в современной запад­ной социологии, изучающее устойчивые формы организа­ции и регулирования социальной жизни?

а) структурный функционализм;

б) институциональная социология;

в) неомарксизм франкфуртской школы.

25. Конформность — это:

а) неподчинение социальным нормам;

б) проявление инновативного поведения;

в) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;

г) один из типов девиантного поведения.

26. Социальный характер является продуктом:

а) уровня развития общества;

б) национальной культуры;

в) особенностей природно-географической среды;

г) индивидуального воспитания.

27. Ресоциализация представляет собой:

а) период социализации, совпадающий с получением формально­ го образования;

б) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

в) отучение от старых норм, ценностей и ролей;

г) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек по­падает в среду с ными условиями жизни.

28. Девиантное поведение — это не что иное, как:

а) типичное поведение правонарушителя (делинквента);

б) преступное поведение;

в) отклонение от формального закона;

г) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

29. Девиация чаще всего наблюдается:

а) у пожилых людей;

б) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;

в) у женщин;

г) у молодых.

30. Социальные предписания — это:

а) средства наказания;

б) средства поощрения;

в) запрет или разрешение сделать что-либо;

г) формальные негативные санкции.

31. Основателем теории групповой динамики считают:

а) Курта Левина;

б) Джорджа Герберта Мида;

в) Эдварда Гарфинкеля;

г) Элтона Мэйо.

32. К числу социологических теорий девиантного поведения отно­сится:

а) психоаналитическая теория (3. Фрейд);

б) теория врожденной предрасположенности к криминалу (Ч. Ломброзо);

в) теория органической предрасположенности к криминалу (У. Шелдон и др.);

г) теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.).

33. Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мертона является:

а) конформность;

б) инновация;

в) ритуализм;

г) ретритизм.

34. Социальным конформистом можно назвать;

а) законопослушного человека;

б) хитрого приспособленца;

в) человека, не имеющего собственного мнения;

г) того, кто одевается модно и элегантно.

35. Какой из типов девиантного поведения, по Р. Мертону, представляет собой «оставление или понижение слишком высоких культур­ных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления не могут быть удовлетворены»:

а) инновация;

б) ритуализм;

в) мятеж.

г) ретритизм;

36. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а дру­гие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы счи­таете, что данное суждение правильное, то ответьте «да». Если вы считаете, что оно неправильное, ответьте «нет».

Суждение

36.1 Социализация есть способ изменения и развития культуры

36.2 Социализация — это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и пе­редаваемых тем, кто будет жить завтра

36.3 Когда в обществе становятся неопределенными законы и нормы, устанавливается беспорядок, или аномия

36.4 Главная функция религии — социализация членов общества

36.5 Понятием «институционализация» обозначают закрепление склады­вающейся практики или общественных отношений в виде законов, социальных норм, правил поведения

36.6 Деловые отношения — это то же самое, что и формальные отноше­ния

36.7 Кооперация подразумевает разделение труда

36.8 Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрас­тает

36.9 Социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешива­нии вознаграждений и затрат

36.10 Близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники — агентами вторичной

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблема культуры в социологической теории.

2. Взаимодействие культур. Формы культурного обмена.

3. Теория культурно- исторических типов.

4. Социальные и культурные аспекты познания общества.

5. Элементы культуры. Производство и распростране­ние культуры.

6.  Роль и факторы культуры в структурировании об­щества.

7. Массовая культура.

8. Советская и постсоветская массовая культура: сравнительный анализ.

9. Основные этапы социально-экономическо-политического, социокультурного развития, подталкивающие мир к глобализации.

10. Массовое социальное движение антиглобалистов.

11. Восток и Запад: диалог цивилизаций.

12. Некоторые особенности культуры современного российского общества.

13.    Социокультурное пространство. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.

14. Социология девиантного поведения как социальная про­блема.

15. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины.

16. Виды девиантного поведения, характерные для современной российской ситуации.

17. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.

18. Противоречия индивидуального сознания как детерминирующий фактор отклоняющегося поведения.

19. Социальный контроль, его функции и структура (элементы).

20. Понятие «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

21. Понятие «социальный контроль» по Г. Тарду, Э. Россу и Р. Парку.

22. Механизм социального контроля.

23. Социальные нормы и их роль в обществе.

24. Основные принципы осуществления социального контроля.

25. Агенты и институты социального контроля. 

26. Система уголовного права как метод социального контроля

Список учебно-методической и дополнительной литературы

 

Основная литература

1. Багдасарьян, Н.Г., Козлова М.А., Шушунян Н.Р. Социология: учебник для вузов. Высшая школа экономики; общ. ред. Багдасарьян Н.Г. М.: Юрайт, 2015. - 447 с.

2. Волков, Ю. Е. Социология: Учебное пособие для бакалавров / Ю. Е. Волков. - М.: «Дашков и К°», 2014. - 400 с.

3. Ежов, С.П. Семинарские занятия по социологии. Практикум / С.П. Ежов, О.В. Халисте. – СПб.: 2015. - 121 с.

4. Немировский, В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с.

5. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 c.

6. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. - 288 c.

7. Фролов, С.С. Общая социология. -  М.: Проспект, 2015.

Дополнительная литература

 

1. Бабосов Е. М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 31. Социальный контроль.

2. Гидденс, Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005, - 629 с.

3. Осипов, Г.В. Социология. - М.: ЛКИ, 2012. - 384 с.

4. Пржиленский, В.И. Социальные технологии: фундаментальные и прикладные проблемы: Монография, – М.: Инфра-М, Норма, 2016.

5. Руденко, Р.И. Практикум по социологии. М.: "ЮНИТИ", 2009.

6. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317 с.

7. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 256 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.154 с.)